СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка «Оригами, как инновационная технология в работе педагога дополнительного образования»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет педагогам дополнительного образования использовать оригами , как средство умственного развития через кончики  детских пальчиков.

Просмотр содержимого документа
«Разработка «Оригами, как инновационная технология в работе педагога дополнительного образования»»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей города Димитровграда

Ульяновской области»















Методическая разработка

«Оригами, как инновационная технология в работе педагога дополнительного образования»













Hfphf,jnrf

Денисовой Натальей Владимировной, педагогом дополнительного образования






г. Димитровград – Декабрь 2020

 Пояснительная записка

Все дети на свете любят общаться с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся, сгибается, скручивается. Но мало кто из ребят знает, что, перегнув лист пополам, он делает первые шаги в великий мир японского искусства – оригами.

Оригами – это удивительное и загадочное слово, чудесное и увлекательное искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материала. Маленький лист бумаги содержит бесконечное множество скрытых вариантов, по которым можно сложить какую-либо фигурку. Она спрятана, едва уловима, но человек умелый и с фантазией сможет получить самые причудливые формы от птиц, цветов, животных до оригинально смоделированных геометрических фигур. Сейчас оригами известно во всём мире. Оно используется в настоящее время не только, как средства развлечения или отдыха, но в основном сфере образования в школах и институтах, в реабилитационных центрах после нескольких болезней. Также оригами приобретает и всё большую популярность среди педагогов и психологов в детских садах. Его даже включают в сетку занятий, как отдельный предмет. И это неслучайно. Развивающий потенциал оригами высок. Ведь такая деятельность оригами принесут особую радость и пользу детям, так как они направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей. Они позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить и информировать в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. Большой выбор моделей позволяет ребёнку увлечься работой и незаметно для него многократно повторять одни и те же движения, доводя их до автоматизма. Чувствительность пальцев в процессе деятельности возрастает, движения становятся более ловкими, что решает очень важную проблему готовности ребёнка к школе – развитие мелкой моторики, при этом в работе участвуют обе руки. Также в процессе создания фигурок дети сталкиваются с необходимостью оценки расстояния (на глаз), что развивает глазомер. Они учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавая их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его памяти, фантазии, логического мышления, внимания, наблюдательности, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей. Занятия оригами довольно кропотливая работа. Для этих занятий подбираются хорошо известные модели, знакомство с которыми помогает освоить последовательность основных приёмов сгибания. Модели подбираются из разных сфер моделирования, связанного с изучением особенностей окружающего мира и в соответствии с интересом детей. В программе «3 D Конструктор» предусмотрены часы по созданию моделей оригами – водный транспорт. При этом учитываются уже освоенные детьми приёмы сгибания бумаги и подводятся к более сложным. Также, чтобы занятия проходили интересно, приходится разнообразить и формы общения с детьми. Вот некоторые из них.

1. Показ уже готовой модели и последующее поэтапное изготовление такой же с подробным объяснением и пошаговой демонстрацией новых приёмов.

2. Занятие - загадка: когда нет образца и, результат будет ясен только в конце занятия. Эти занятия нравятся детям, так как полученный результат и узнавание модели вызывают у них большую радость.

3. Изготовление «оригами с тайной». Здесь дети видят образец, делают вместе с педагогом такой же, но узнают, что полученная модель имеет неожиданные свойства, о которых никто не догадывался (какие-либо движущиеся части).

4. Занятия «придумай сам» - они проводятся, когда дети уже могут что-то придумать самостоятельно.

5. Изготовление демонстрируемой модели частично по словесному описанию. Они применяются для проверки усвоения пройденного материала, развития произвольной памяти детей.

6. Выполнение коллективной работы. Это общая выставка работ детей.

7. Складывание по сказке. Здесь дети складывают фигурки не по описанию, а по сказке

. Систематическая деятельность с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и являются психотерапией, способной отвлечь ребёнка от его повседневных забот и тревог и способной сотворить целый мир. Мир особый, радостный, весёлый ни на что иное не похожий.

Цель данного блока программы: занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников.

Задачи: - обучение детей различным приёмам работы с бумагой: как сгибание, складывание, надрезание, склеивание;

- формирование умений следовать устным инструкциям;

- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;

- развитие внимания, памяти, пространственного воображения, глазомера, мелкой моторики рук, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

- расширение коммуникативных способностей детей и создание игровых ситуаций; - воспитание интереса к искусству оригами.

Задачи блока.

Обучающие:

  • Продолжать знакомить базовыми формами оригами.

  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.

  • Обучать  различным приемам работы с бумагой.

  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

  • Развивать  художественный  вкус, творческие способности и фантазии детей.

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.

  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.   

Ожидаемые результаты блока программы:

Со стороны ознакомления с окружающим миром:

Знакомство с историей возникновения и развитие водного транспорта. Рабочие профессии водного транспорта.

Водный транспорт: грузовые, пассажирские и военные суда. Безмоторные суда – вёсельная лодка, парусники, катамараны.

Моторные суда – водный мотоцикл, судно на воздушной подушке, судно на подводных крыльях, теплоходы, лодка с подвесным мотором, яхты, буксиры и баржи, пассажирские лайнеры, танкеры.

Военные суда: крейсера, линкоры, эсминцы, авианосцы, подводные лодки, пограничные катера.

На каждом занятии учащиеся просматривают презентацию, таким образом, знакомятся с новым видом судна.

Со стороны конструктивной деятельности:

Предметные результаты:

Знать:

- правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;

- особенности материалов, используемых в работе;

- остатки разных материалов и возможность использования его в моделировании;

- условные знаки и схемы оригами;

- историю возникновения водного транспорта.

Метапредметные:

Уметь:

- пользоваться ножницами;

- складывать базовые формы оригами;

- правильно организовывать свое рабочее место;

- экономно расходовать, вырезать квадрат;

- достигать желаемых результатов;

- применять познавательные способности в работе.

- культурно вести себя на занятии;

- отзывчиво, эмоционально включаться в предложенную деятельность.

- формировать критерии оценки качества своей работы и работы сверстников.

- толерантно общаться в коллективе.

- принимать, уважать интересы окружающих, предлагать свои, поддерживать общение в коллективе.

Личностные результаты:

- иметь устойчивый интерес к технике, техническому конструированию;
творчеству, совершенствованию моделей, своего труда, своего характера;

- иметь стремление к самостоятельным действиям, аккуратности,
трудолюбию, собранности, целеустремленности;

- стремиться к сохранению порядка на рабочем месте;

- уметь рационально планировать свое рабочее и досуговое время.

Дети участвуют в конкурсах, викторинах.

Чтобы проследить за результатами проделанной работы по данной теме я составила таблицу, по которой можно было легче следить, как детям удаётся работа с бумагой.

Критерии

Показатели

Способы диагностики

Освоение способов работы с бумагой

Качество изготовления

Высокий уровень - соответствует образцу

Средний уровень – не очень аккуратно, есть небольшие ошибки. Низкий уровень – не соответствует образцу.

Степень развития мелкой моторики рук.

Уверенное выполнение движений.

Спокойное и правильное выполнение движений.

Уверенное выполнение движений.

Точное выполнение полученных заданий.

Самостоятельность.

Степень самостоятельности работы.

. Высокий уровень – выполняет самостоятельно. Средний уровень – выполняет с подсказками. Низкий уровень – выполняет с помощью педагога

Желание, интерес.

Наличие и устойчивость интереса и желания.

Высокий уровень – выполняет задание до конца, с интересом и желанием. Средний уровень – не доводит начатое дело до конца, пропадает желание. Низкий уровень – не имеет желания и интереса

Направление работы:

-индивидуальные занятия;

-выставки детских работ;

-совместные занятия с родителями.

- Материал для занятия: бумага разных цветов, ножницы, образцы изделий, клей, литература по обучению оригами и другое.

- Рабочие места с хорошим освещением.

Формы и методы обучения:

В процессе занятий используются разные формы занятий: - традиционные - комбинированные - практические - игры и другие.

Методы обучения:

  1. Словесный: объяснение нового материала; рассказ обзорный для раскрытия новой темы; беседы с учащимися в процессе изучения темы.

  2. Наглядный: применение демонстрационного материала, наглядных пособий, презентаций по теме.

  3. Практический: индивидуальная и совместная продуктивная деятельность, выполнение учащимися определенных заданий, решение задач.

  4. Интерактивный: создание специальных заданий, моделирующих реальную жизненную ситуацию, из которой учащимся предлагается найти выход.

Этапы реализации блока.

Подготовительный

 Подготовка наглядного иллюстративного материала.

 Подбор литературы по изготовлению водного транспорта в технике оригами.

 Разработка мероприятий работы с детьми.

 Подготовка информационного материала для родителей.

 Подготовка рабочего места.

Основной

Знакомство с выставкой моделей водного транспорта в технике оригами. Рассматривая, лодки, кораблики, катера дети брали их в руки и играли. На этом же занятии детям объяснила, что такие игрушки можно сделать своими руками, а для этого нам потребуется цветная бумага ярких цветов. Её мы будем сгибать по-разному. Также потребуется клей, чтобы дополнять мелкими деталями свои игрушки. И таких игрушек можно придумать очень много. А чтобы ещё больше заинтересовать – сделали на столе импровизированный морской флот. Глядя на их заинтересованные удивлённые лица, я решила познакомить их с бумагой, её свойствами и всё это в игровой форме. На первых занятиях в игровой форме знакомились с бумагой, её свойствами. Использовала игры и опыты с бумагой: «Что я могу», «Угадай на ощупь», «Весёлые полоски», «Сложи меня», «Какая прочнее» и другие. Затем провела игру «Фокусник», где дети играли с квадратом, учились его складывать пополам и по диагонали, учились понимать их отличительные способности. Увидев их увлечение такими поделками, я выяснила, что любимыми игрушками-самоделками у детей всегда были самолётики, лодочки, кораблики и шапочки. На этом этапе обучения все поделки основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Конфетка», «Книжка», «Блинчик». А чтобы ещё больше заинтересовать во время складывания игрушек использовала игровые приёмы, загадки, считалки, стихи, разные вопросы. Готовые поделки обыгрывали, создавали игровую ситуацию. И дети ещё больше радовались потому, что сделанные собственными руками игрушки «оживали»: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт по воде, самолёт взлетает вверх. Также на этом этапе пробовали создавать и сюжетную композицию. Использовали опыт изготовления знакомых поделок. Оригинальность таких композиций достигалась тем, что фон, на котором наклеиваются фигуры, оформлялись дополнительной аппликацией. И это способствовало развитию творческой деятельности у детей, их конструктивных способностей. На втором этапе в старшей – подготовительной группе усложняются поделки, выполненные на основе ранее изученных базовых форм. Кроме того, дети знакомятся с новыми базовыми формами: «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт», «Дом», «Дверь».

На этом этапе от детей уже требуется, чтобы складывали они аккуратно, проглаживая линии сгиба. Иначе фигурки не будут получаться. Понаблюдав, как дети выполняют поделки из бумаги самостоятельно и что им также нравятся эти занятия, я решила попробовать складывать игрушки, используя игры-сказки «Путешествие квадрата», Благодаря таким играм – сказкам, которые строятся на образном восприятии, дети легче усваивают приёмы их складывания. У них развивается фантазия, мышление, воображение. Они учились выполнять изделия, опираясь не только на демонстрацию процесса складывания, но и на схемы. От занятия к занятию подбирала поделки с усложнениями, а также в изготовлении поделок использовали ножницы для надрезания и разрезания по линиям. Во время занятий старалась создать хороший, весёлый настрой у ребят в ожидании результата работы. Для этого включала тихую, спокойную музыку, под которую дети делали игрушки. Образность изготовляемых игрушек и поделок, использование различных приёмов складывания и сгибания, применение цветной бумаги ярких расцветок делают процесс выполнения такой работы увлекательным и полезным занятием для каждого ребёнка.

Заключительный

 Выставки детских работ в творческом объединении.

 Совместные занятия с родителями.

 Участие в конкурсе

Учебно – тематический план блока «Водный транспорт.

№ занятия

Тема

Задачи

Формы контроля


1

Парусник 1

Базовая форма «Треугольник»

Учить складывать базовые формы оригами.

Дать детям представление о лодках и кораблях, изготовленных в технике оригами. Знакомить детей с пластическими свойствами бумаги, её качествами и назначением.

Развивать конструктивные умения

Развивать сообразительность, воспитывать умение работать коллективно

Входящая диагностика

2

Парусник 2

Базовая форма «Треугольник»

наблюдение

практическое задание

3

Яхта 1

Базовая форма «Треугольник»

практическое задание

опрос

4

Лодка плоскодонка

Базовая форма «Книжка»

наблюдение

практическое задание

5

Классическая лодка

Базовая форма «Книжка»

практическое задание опрос

6

Лодка наизнанку Базовая форма «Дверь»

Текущая диагностика

7

Парусник 3

Базовая форма «Воздушный змей»

практическое задание опрос

8

Двухтрубный кораблик

Базовая форма «Блин»

практическое задание опрос

9

Лодка с двумя парусами.

Базовая форма «Блин»

практическое задание опрос

10

Каноэ

Базовая форма «Блин»

практическое задание опрос

11.

Парусная лодка.

Базовая форма «Катамаран»

практическое задание опрос

12

Катамаран.

практическое задание опрос

Список литературы:

  1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992. 378с. 2. Долженко Г.И. 100 поделок оригами Ярославль Академия, К, Академия Холдинг, 2000. 223с. 3. Журналы Дошкольное воспитание. № 5. 1997. № 12. 2009. № 6. 1999. №5. !997. № 4. 2010. 4. Журнал Воспитатель. № 4. 2009. 5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. М.: Т.Ц. Сфера ,2001.188с. 6. Кобитина И.И. Работа с бумагой – Москва2001.123с. 7. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Я.: Академия развития. 1998. 224с. 8. Соколова С.В. Сказка оригами – М: Эскмо. 2002. 240с. 9. Соколова С. В. Театр оригами.-М.: Эскмо. 2007. 224с. 10. Сто игрушек из бумаги. Кристалл. С-П. 1997. 318с.

Приложение 1

Парусник 1











Парусник 2.



































Яхта 1



























Лодка - плоскодонка

























Лодочка





























Лодка – наизнанку.





Парусник 3



Двухтрубный корабль





















Лодка с двумя парусами.





Каноэ.



































Парусная лодка.















«Катамаран»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!