2. Проверка домашнего задания. Цель: организация проверки качества усвоения материала прошлого урока. | Индивидуальный опрос (сильные учащиеся), тестирование, работа с карточками (слабые учащиеся). | Опрашивает учащихся по теме прошлого урока (один учащийся выходит к доске, изображает схему строения шляпочного гриба и объясняет его строение, слабые учащиеся работают по карточкам, остальные отвечают на вопросы теста (см. Приложение 1). Оценивает ответы учащихся, выставляет отметки. | Отвечают на вопросы учителя, пишут тест, работают с карточками, выслушивают и дополняют ответы товарищей. | Коммуникативные: умение грамотно построить ответ на вопрос, умение слушать. Регулятивные: умение выявлять ошибки в ответах товарищей, корректно на них указывать. |
3. Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися. | Вступительная беседа, работа в парах. | Задает проблемный вопрос: почему К. А. Тимирязев назвал лишайники «растениями-сфинксами»? Рассказывает о появлении науки лихенологии, первых исследованиях лишайников. Дает задание: работа в парах: один ученик записывает признаки водорослей, второй – признаки грибов, затем – взаимопроверка, дополнения. | Слушают учителя, записывают определение лихенологии, выполняют задание учителя. | Познавательные: осуществляют анализ объектов, выделяют различные признаки. Коммуникативные: слушают, делают записи. Регулятивные: осуществляют взаимопроверку. |
4. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания. А). Лишайник состоит из гриба и водоросли (выживание даже в экстремальных условиях). Б). Строение лишайника (гипотезы детей, как взаимно располагаются клетки двух организмов); роль каждого из организмов в жизнедеятельности лишайника (симбиоз или паразитизм?). В). Формы слоевищ лишайников (накипные, листоватые, кустистые). Г). Требования к условиям произрастания. Д). Значение лишайников в природе и жизни человека. | Фронтальное обсуждение. Физкультминутка – составление тела лишайника (девочки – клетки водорослей, мальчики – гифы грибов). Работа с рисунками учебника в § 55, фотографиями; заполнение таблицы. Работа с текстом учебника (§ 55, абзац со слов: «Лишайники очень неприхотливы…». Чтение текста вслух, фронтальное обсуждение. | Дает начальные сведения о лишайниках как о составных организмах. Организует высказывания детьми предположений о строении лишайников в форме физкультминутки. Организует работу учащихся с рисунками учебника, фотографиями (см. Приложение 2). Задает вопрос: «На какие три группы вы могли бы разделить все рассмотренные вами лишайники по признаку формы слоевища?». Предлагает заполнить таблицу. Дает задание: проработать абзац учебника, записать в тетрадь условия произрастания лишайников. Задает вопрос: «Как вы думаете, что бы произошло, если бы исчезли все лишайники?». Дает задание: прослушать текст, на слух выявить роль лишайников в природе и в жизни человека. Читает текст из учебника (§ 55, начиная со слов: «Лишайники имеют большое значение…»). | Слушают учителя. Высказывают различные предположения о взаимном расположении клеток водорослей и гифов грибов в теле лишайника, выстраиваются согласно своим предположениям. Рассматривают рисунки и фотографии различных лишайников, выявляют отличия в форме слоевищ. Отвечают на вопрос. Заполняют таблицу. Работают с текстом параграфа, выявляют требования лишайников к условиям среды, делают записи в тетрадях. Высказывают предположения. Слушают текст, анализируют его. | Познавательные: основы смыслового чтения познавательных текстов, умение выделять существенную информацию из текста, сообщения, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, умение осуществлять сравнение, группировать объекты по различным признакам, умение выявлять причинно-следственные связи, умение строить рассуждения. Коммуникативные: умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и одноклассниками, корректно высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, слушать и слышать учителя и одноклассников. Регулятивные: умение выявлять ошибки в ответах товарищей, корректно на них указывать, умение организовывать и корректировать свою деятельность в соответствии с формами деятельности и задачами урока. |
5. Первичное закрепление, формулирование выводов урока. Цель: организация правильного выполнения задания; проговаривание нового знания. | Фронтальная беседа. | Задает вопросы: 1. Почему лишайники могут жить даже в самых бесплодных местах? 2. Что произойдет, если лишайник разделить на составные части: гриб и водоросль? 3. К какому царству живой природы можно отнести лишайник? Оказывает помощь в формулировании вывода урока | Отвечают на вопросы, формулируют и записывают вывод урока. | Познавательные: умение строить рассуждения, делать выводы. Коммуникативные: умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: выполнение учебных действий в различных формах. Личностные: умение замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами и мнениями. |
6. Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организация понимания ценности полученного знания. | Диалог с учащимися по результатам урока. | Организует беседу с классом по вопросам: чему учились? Зачем вам нужно новое знание? Что было интересным? Какие затруднения возникали? Комментирует отметки. Дает домашнее задание (дается с позиции индивидуально-дифференцированного подхода – см. Приложение 3). | Беседуют с учителем, высказывают свое отношение к новому знанию, проведенному уроку. Записывают домашнее задание. |