СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока биологии в 6 классе "Лишайники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока биологии в 6 классе "Лишайники": технологическая карта, приложения.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока биологии в 6 классе "Лишайники"»

13. 04. 2015 г.

Урок биологии (открытый) в 6 классе

Тема урока: Лишайники: общая характеристика.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Учебник: И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, В. С. Кучменко. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Граф, 2005.

Цель урока: изучение строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов, состоящих из гриба и водоросли.

Задачи урока:

- образовательные:

  1. Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников;

  2. Раскрыть приспособленность лишайников к различным условиям обитания;

  3. Выявить роль лишайников в природе и жизни человека;

4. Продолжить формирование бережного отношения учащихся к природе.

- развивающая: способствовать развитию у учащихся умений анализировать и устанавливать причинно-следственные связи;

- воспитательная: создать условия для воспитания чувства восхищения перед разнообразием живых существ в природе.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

- сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.)

- сформированность эстетического отношения к живым объектам

Познавательные: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, делать выводы и заключения.

Базовый уровень:

Знать: отличительные признаки лишайников, формы слоевищ лишайников: накипные, листоватые, кустистые.

Уметь: объяснять причины особого положения лишайников в системе живой природы.

Повышенный уровень:

Знать: особенности питания, размножения лишайников; роль лишайников в природе и жизни человека.

Уметь: использовать лишайники в качестве индикаторов чистоты воздуха.

Регулятивные: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Коммуникативные: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.



Базовые технологии: технология развития критического мышления с элементами метода проблемно-диалогического обучения (подводящий диалог).

Ход урока

Этап урока и его цель

Форма / приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Подготовительный (организационный момент – самоопределение к деятельности).

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Коллективная или фронтальная беседа.

  1. Предлагает обучающимся оценить их готовность к уроку.

  2. Настраивает обучающихся на плодотворную работу.

Выполняют самооценку готовности.

Регулятивные: самооценка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

Цель: организация проверки качества усвоения материала прошлого урока.

Индивидуальный опрос (сильные учащиеся), тестирование, работа с карточками (слабые учащиеся).

  1. Опрашивает учащихся по теме прошлого урока (один учащийся выходит к доске, изображает схему строения шляпочного гриба и объясняет его строение, слабые учащиеся работают по карточкам, остальные отвечают на вопросы теста (см. Приложение 1).

  2. Оценивает ответы учащихся, выставляет отметки.

Отвечают на вопросы учителя, пишут тест, работают с карточками, выслушивают и дополняют ответы товарищей.

Коммуникативные: умение грамотно построить ответ на вопрос, умение слушать.

Регулятивные: умение выявлять ошибки в ответах товарищей, корректно на них указывать.

3. Актуализация знаний.

Цель: организация восприятия задания обучающимися.

Вступительная беседа, работа в парах.

Задает проблемный вопрос: почему К. А. Тимирязев назвал лишайники «растениями-сфинксами»? Рассказывает о появлении науки лихенологии, первых исследованиях лишайников.

Дает задание: работа в парах: один ученик записывает признаки водорослей, второй – признаки грибов, затем – взаимопроверка, дополнения.

Слушают учителя, записывают определение лихенологии, выполняют задание учителя.

Познавательные: осуществляют анализ объектов, выделяют различные признаки.

Коммуникативные: слушают, делают записи.

Регулятивные: осуществляют взаимопроверку.


4. Введение нового знания.

Цель: организация совместного открытия нового знания.

А). Лишайник состоит из гриба и водоросли (выживание даже в экстремальных условиях).

Б). Строение лишайника (гипотезы детей, как взаимно располагаются клетки двух организмов); роль каждого из организмов в жизнедеятельности лишайника (симбиоз или паразитизм?).

В). Формы слоевищ лишайников (накипные, листоватые, кустистые).









Г). Требования к условиям произрастания.




Д). Значение лишайников в природе и жизни человека.

Фронтальное обсуждение.









Физкультминутка – составление тела лишайника (девочки – клетки водорослей, мальчики – гифы грибов).






Работа с рисунками учебника в § 55, фотографиями; заполнение таблицы.









Работа с текстом учебника (§ 55, абзац со слов: «Лишайники очень неприхотливы…».






Чтение текста вслух, фронтальное обсуждение.

Дает начальные сведения о лишайниках как о составных организмах.






Организует высказывания детьми предположений о строении лишайников в форме физкультминутки.






Организует работу учащихся с рисунками учебника, фотографиями (см. Приложение 2). Задает вопрос: «На какие три группы вы могли бы разделить все рассмотренные вами лишайники по признаку формы слоевища?». Предлагает заполнить таблицу.

Дает задание: проработать абзац учебника, записать в тетрадь условия произрастания лишайников.



Задает вопрос: «Как вы думаете, что бы произошло, если бы исчезли все лишайники?».

Дает задание: прослушать текст, на слух выявить роль лишайников в природе и в жизни человека. Читает текст из учебника (§ 55, начиная со слов: «Лишайники имеют большое значение…»).

Слушают учителя.










Высказывают различные предположения о взаимном расположении клеток водорослей и гифов грибов в теле лишайника, выстраиваются согласно своим предположениям.

Рассматривают рисунки и фотографии различных лишайников, выявляют отличия в форме слоевищ. Отвечают на вопрос.






Заполняют таблицу.


Работают с текстом параграфа, выявляют требования лишайников к условиям среды, делают записи в тетрадях.


Высказывают предположения.




Слушают текст, анализируют его.

Познавательные: основы смыслового чтения познавательных текстов, умение выделять существенную информацию из текста, сообщения, умение преобразовывать информацию из одного вида в другой, умение осуществлять сравнение, группировать объекты по различным признакам, умение выявлять причинно-следственные связи, умение строить рассуждения.

Коммуникативные: умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и одноклассниками, корректно высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, слушать и слышать учителя и одноклассников.

Регулятивные: умение выявлять ошибки в ответах товарищей, корректно на них указывать, умение организовывать и корректировать свою деятельность в соответствии с формами деятельности и задачами урока.



5. Первичное закрепление, формулирование выводов урока.

Цель: организация правильного выполнения задания; проговаривание нового знания.

Фронтальная беседа.

Задает вопросы:

1. Почему лишайники могут жить даже в самых бесплодных местах?

2. Что произойдет, если лишайник разделить на составные части: гриб и водоросль?

3. К какому царству живой природы можно отнести лишайник?

Оказывает помощь в формулировании вывода урока

Отвечают на вопросы, формулируют и записывают вывод урока.

Познавательные: умение строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные: умение организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: выполнение учебных действий в различных формах.

Личностные: умение замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами и мнениями.

6. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель: организация понимания ценности полученного знания.

Диалог с учащимися по результатам урока.

Организует беседу с классом по вопросам: чему учились? Зачем вам нужно новое знание? Что было интересным? Какие затруднения возникали?

Комментирует отметки.

Дает домашнее задание (дается с позиции индивидуально-дифференцированного подхода – см. Приложение 3).

Беседуют с учителем, высказывают свое отношение к новому знанию, проведенному уроку.

Записывают домашнее задание.







Приложение 1.

Проверка домашнего задания

  1. Задание для слабых учащихся



Распределите эти грибы на две группы: 1) трубчатые грибы, 2) пластинчатые грибы.







Задание для учащихся со средними способностями

Тест по теме «Грибы».

(выбрать один верный ответ из предложенных)

  1. Как называется наука, изучающая грибы?

а) ботаника; б) микология; в) лихенология; г) цитология

2. Какие из перечисленных живых организмов не относятся к царству грибов?

а) плесень; б) дрожжи; в) фитофтора; г) бациллы

3. Назовите признак сходства грибов с растениями:

а) гетеротрофное питание; б) наличие грибницы; в) наличие прочных клеточных стенок; г) не имеют хлорофилла

4. Назовите признак сходства грибов с животными:

а) в клеточных стенках содержится хитин; б) неподвижны; в) способны синтезировать витамины; г) постоянно растут верхушечной частью

5. Назовите ядовитый гриб:

а) опенок; б) сыроежка; в) сморчок; г) желчный гриб

6. В Забайкальском крае встречаются:

а) лопастники; б) рогатики; в) головачи; г) все перечисленные

7. Как называется симбиоз гриба и дерева?

а) микориза; б) головня; в) аллелопатия; г) клубеньки



Приложение 2.
















Приложение 3.

Домашнее задание

  1. Задание для слабых учащихся.

Найти и принести на следующий урок образцы лишайников (на ветках деревьев, на коре, камнях, шифере и проч.).

  1. Задание для учащихся со средними способностями.

§ 55, вопросы после параграфа.

  1. Задание для сильных учащихся.

Подготовить сообщения о лишайниках – представителях забайкальской лихенофлоры.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!