Открытый урок.
« Н.В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе.
Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества»
Цель:
- образовательная: познакомить учащихся с повестью Н.В. Гоголя «Шинель», проследить раскрытие темы «маленького человека»;
- развивающая: сосредоточить внимание на значимых художественных деталях текста; развивать навыки монологической речи, способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения;
- воспитательная: воспитание доброты, милосердия, сострадания и уважения к людям.
Структура урока: актуализация и совершенствование знаний, умений, навыков.
Методы обучения: проблемно-поисковая аналитическая беседа, работа с текстом художественного произведения, индивидуальные задания опережающего характера.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование урока: художественные тексты, иллюстрации Б.Кустодиева и Кукрыниксов, таблички с названием групп и заданий.
«Все мы вышли из «Шинели».
(Ф.М.Достоевский)
Ход урока
Организационный момент.
Слово учителя.
Человеческий и творческий облик Н.В.Гоголя очень сложен. Никто еще не отгадал загадку Гоголя. Эта загадка не выдумана, не придумана. Она существует.
«Я бы перевёл всех нищих, если бы имел на то силу и власть. Всем бы построил дома, дал бы земли и заставил бы работать для себя», - писал Н.В. Гоголь.
Позднее пришло понимание, что «любовь велит нам гораздо больше любить ближнего и брата, чем мы любим, она велит нам оказывать не только одну вещественную помощь, но и душевную, не только заботиться о его теле, но и душе».
Эти слова – ключ к пониманию Н.В.Гоголя.
- Ребята, запишите тему сегодняшнего урока: «Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества».
А эпиграф нашего урока - это слова Ф.М.Достоевского «Все мы вышли из «Шинели» .
- Как вы понимаете значение этих слов?
(Каждый человек в жизни проходит путь Башмачкина: испытание обществом, испытание укладом города, в котором живет, испытание вещью, испытание соблазном. И каждый человек проходит эти испытания по-разному).
Учитель:
- Существует вот такая притча о человеке. В жаркий летний день древние афиняне увидели на площади Демосфена с горящим фонарём в руках.
- Ты что ищешь? – спросили они.
- Я ищу человека. – ответил Демосфен и продолжил свой путь. Через время афиняне опять обратились к Демосфену: - Так что же ты ищешь, Демосфен?
- Я ищу человека…
- Кого: его, меня?
- Я ищу Че-ло-ве-ка!
- Так что же это значит - быть Человеком? Чем человек отличается от вещи?
- На эти и другие вопросы нам поможет ответить Н.В.Гоголь и его повесть «Шинель».
3. Совместное целеполагание.
- Ребята, обратите внимание на тему сегодняшнего урока и скажите, что мы узнаем на сегодняшнем уроке? Чему он нас научит?
4. Индивидуальное задание об истории создания повести «Шинель». (выступает ученик)
В 1842 году в третьем томе сочинений Гоголь собрал целый цикл «петербургских повестей»: здесь и знакомые нам «Портрет», «Невский проспект», здесь же небольшая повесть «Шинель».
Из воспоминаний Анненского: «В Петербурге ходил анекдот о мелком чиновнике, страстном любителе охоты, который долго копил деньги на хорошее ружьё, отказывая себе во всем, купил его и сразу же отправился на охоту. Но ветвями тростника ружьё стащило с лодки, и оно утонуло. Бедный чиновник пришёл домой и слёг в жестокой горячке. Сослуживцы пожалели товарища, собрали деньги и купили бедняге новое ружьё». Мы можем только предположить, что Гоголь взял за основу своей повести этот случай.
5. Проверка знаний текста учащихся.
Беседа с учащимися.
- Можно ли, исходя из названия, сказать, о чём повесть? (О шинели).
- Какова тема повести? О чём же повесть? (О судьбе «маленького человека», мелкого чиновника).
- Кто герой повести? (Робкий, жалкий, убогий, придавленный нуждой, вызывающий сочувствие и презрение, бедный петербургский чиновник А.А. Башмачкин).
- Тема повести – это крик христианской души, это мольба о снисхождении к слабому и беззащитному человеку.
- Какова же основная мысль повести? (Мысль о «маленьком человеке», искалеченном и обворованном обществом и государством).
Индивидуальное задание. (сообщение ученика)
«Маленький человек» - тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годах XIX века. Первым образом «маленького человека» стал Самсон Вырин из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжил Н.В. Гоголь в повести «Шинель».
«Маленький человек» - это человек невысокого социального происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин и Гоголь, создавая образ «маленького человека», хотели напомнить читателям, что самый обыкновенный человек – тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. К теме «маленького человека» обращаются также писатели конца XIX - начала XX века: Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, А.И. Куприн, М. Горький и др.
Словарная работа.
«Маленький человек» - это человек, занимающий низкое, бедственное, подчинённое социальное положение, страдающий от слабости и ошибок, остро переживающий жизненные ситуации, сознающий себя «маленьким человеком» и мечтающий об обеспечении своей участи.
- Какие уже знакомые вам произведения представляют эту тему? («Бедная Лиза», «Медный всадник», «Станционный смотритель», «Гробовщик»).
- Кого мы называем «маленьким человеком»?
Анализ образа «маленького человека».
- Как тема «маленького человека» развивается в повести «Шинель»?
- Каким изображён главный герой повести?
I группа работает над темой «Горемычная жизнь» Акакия Акакиевича».
- Можем ли мы, судя по описанию внешности главного героя, назвать его красавцем?
- Почему Гоголь так описывает героя? (Он пытается расположить читателя, чтобы тот проявил какое-то участие к этому бедному чиновнику, какую-то жалость к нему).
- Разве портрет, который создал Гоголь, вызывает жалость?
- Почему Акакий Акакиевич - «вечный титулярный советник»?
- Это много или мало? (Титулярный советник в Табели о рангах – это 9 класс. Всего были 14 рангов. Вроде немного. Но если вспомнить Пушкина, который после лицея пошел служить 11-м классом... А это ниже, чем у Акакия Акакиевича. Если перевести на военные звания, то это капитан. А следующий класс – коллежский асессор. Он уже давал право на потомственное дворянство).
- Чего не хватает Акакию Акакиевичу, чтобы он дослужился до этого чина? (высшего образования).
- Как же произошло имя Акакий Акакиевич? (Матери предлагают для крещения имена святых. А она воспринимает звуки, созвучие имени. Не житие святого, которое определяет жизнь человека, а созвучие имени).
Акакий (с греч.) – невинный, незлобимый.
Имя в значительной степени предопределяет или определяет поведение человека, то есть тип человека. Изначально все было предопределено. Нарекается имя – нарекается судьба.
- Почему Акакия Акакиевича сравнивают с мухой? (Потрясающее сравнение. Человека сравнивают с мухой, а ведь человек – образ Божий!)
- Насколько нивелировано в нем понятие человека?
- Почему нет человека?
- Потому что он мелкий чиновник?
- Почему Акакий Акакиевич не обращает внимания на насмешки сослуживцев? (Абсолютно не реагирует. Доказательство, что он незлобимый. Так как назван был в честь отца, то незлобимый «в квадрате»).
- Когда сослуживцы его обижали, он произносил одну и ту же фразу: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».
- Но только один молодой человек относился к Акакию Акакиевичу с уважением.
- Но что он видел в Башмачкине? (Образ Божий. В каждом человеке есть образ Божий. Вот это и увидел молодой человек. А этого не замечали другие чиновники).
- Как Акакий Акакиевич относился к работе? (Служил не просто ревностно, служил с любовью).
- В чем смысл существовании Акакия Акакиевича? (В переписывании бумаг. Живёт ради переписывания бумаг).
- Как можно охарактеризовать человека, который не обращает внимания на свою одежду? (Если человек не обращает внимания на свою одежду, живёт в каком–то другом мире, мире фантазии, творчества, то внешность ему кажется совершенно незначительной).
II группа работает над темой «Жизнь и смерть чиновника Башмачкина».
- Акакий Акакиевич был бедным человеком? Каждый день ел говядину с луком. Разве это бедный человек? Не гурман.
- А зачем ест? Надо подкрепиться, чтобы жить. Значит, у него есть чувство голода? Да. Есть чувство истощения? Да.
- Почему Башмачкин решил сшить новую шинель? (Заметил однажды, что «стало сильно пропекать в спину и плечо»).
- Значит, этот человек с чувством голода, а теперь и чувством холода.
Решил понести шинель к портному Петровичу.
- Обратим внимание на речь Башмачкина. Можно ли предлогами и частицами, наречиями выразить мысль?
- Что значит «Это, право, совершенного того…».
- На какие жертвы идёт Акакий Акакиевич ради приобретения новой шинели? (Не пить чай по вечерам, не зажигать свечи, ходить по улицам осторожно, почти на цыпочках, чтобы не стереть подмёток).
- Какие определения шинели встречаем в повести? (Старая шинель, утратив столь «благородное имя», названа «капотом», «серпянкой», а новая – «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость»).
- Какой мех был выбран на воротник шинели? (кошка)
- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении Башмачкиным шинели, даже о том, какой мех положен на воротник? (Забота о новой шинели связана не только с большим материальным напряжением, но и с наполнением скудной духовной жизни Акакия Акакиевича новым содержанием, вызовом в его душе живых человеческих чувств).
- Как об этом пишет Н.В.Гоголь? («Он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели»).
- Расскажите о перемене, которая под влиянием мечты произошла в герое? (Он стал живее и твёрже характером, как человек, имеющий определённую цель в жизни. Стали появляться дерзкие мысли. Правда, эта дерзость не простирается дальше намерения положить на воротник куницу).
- Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи, настроения героя в то время, когда он впервые надел шинель. (Раньше не замечал жизни, которая текла вокруг. Он летал, он в полёте. Другое состояние. Обрел спутницу жизни. Жить теперь стало легче).
- Опишите петербургскую площадь, на которой происходит ограбление Акакия Акакиевича. В чём заключается особый драматизм этой ситуации?
III группа («Финансисты»).
Материальное положение Башмачкина.
- Давайте рассмотрим материальное положение Акакия Акакиевича Башмачкина.
(сообщение ученика)
- Башмачкин получал четыреста рублей в год жалования. Это получается в месяц приблизительно 35 рублей. Петрович сказал, что шинель сошьёт за 150 рублей. Если взять, что в месяц Башмачкин получал 35 рублей, то получается 5 месяцев надо ни есть, ни пить, чтобы сэкономить 150 рублей.
- Если за 80 рублей сошьёт шинель, то только 3 месяца надо ни есть, ни пить. У Акакия Акакиевича 40 рублей уже есть. Теперь осталось ни есть ни пить только месяц. Но на чём же собирается экономить Башмачкин?
- Фунт чая (это 400 грамм) стоит для Акакия Акакиевича 1-1,5 рубля. А за месяц он не выпивал фунт чая. На чае он может сэкономить 1-1,5 рублей. За год всё равно 40 рублей не накопишь. Возьмём свечи. 10 свечей – 20 копеек. Свеча горит часов 5. За неделю сэкономит 15 копеек, за месяц - 60 копеек. Где-то 7 рублей в год.
- Подмётки стоили 1 рубль или 2 рубля. За год меняли один раз, а это еще 1,5-2 рубля сэкономит на подметках.
- На чём наш герой экономит? (На том, на чём нельзя экономить. Получается, что отказывается от всего ради этой экономии. Собирается экономить в течение года и экономит).
Учитель: «Питаясь духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели».
- Эта гениальная фраза, ради этой фразы написана вся эта повесть. У каждого человека есть своя вечная идея. У кого-то это вилла, особняк на Лазурном берегу. У каждого есть вечная идея будущей шинели.
Два ученика (сообщение).
- А теперь посчитаем. Акакий Акакиевич заказал себе шинель за 80 рублей. 40 рублей у него уже есть. А к празднику Башмачкин получил 60 рублей. 40 + 60 = 100 рублей. А шинель стоит 80 рублей.
- А зачем же он копил? Ведь 20 рублей еще осталось. Зачем он в течение года копил, отказываясь от всего? За работу Петрович взял 12 рублей, а шил он шинель 2 недели. Получается Петрович за месяц зарабатывал 24 рубля, а он живет с женой на 24 рубля в месяц. А Башмачкину одному в месяц не хватает в месяц 35 рублей. А сколько в то время уходило на пропитание?
- Семья из шести человек имела доход в год 286 рублей. Тратили на себя 280 рублей. Но если квартира с ужином в Петербурге стоила 14 рублей, получается, что 120 рублей у него и так оставалось. И не нужно себя ограничивать. Спрашивается, зачем он копил? Вечная идея воплотилась.
Думаем, размышляем.
Учитель:
- О чём же эта повесть? Акакий Акакиевич, как и мать его, реагирует на буквы, матушка реагировала на звуки.
- Почему Акакий Акакиевич не смог переписать, из двух бумаг сделать одну? Человек есть образ и подобие Божие.
- Что есть образ Божьего человека? (это его душа, бессмертная душа).
- Что есть подобие? (Это свобода выбора и умение творить).
- Скажите, Акакий Акакиевич творец? Акакий Акакиевич чувствует голод, холод. Но все животные чувствуют голод и холод.
- Чем отличается человек от другой твари? (Тем, что он словесен).
- Акакий Акакиевич словесен? (оказывается, что бессловесен. Изъясняется предлогами, частицами, междометиями).
Учитель:
- В нём нет образа Божия, самого главного. Иисус Христос – воплощённое слово. Акакий Акакиевич словом не владеет. Он просто переписывает бумаги. Переписывает буквы, не слагая их в слова, не осмысливая их.
Во времена Гоголя, также как и в наше время, большинство читателей не читали Евангелие. Посредством только литературы можно донести истины Евангельские до читателей.
- И что делает Гоголь? (Он доводит Евангельскую истину. Вся эта повесть – это есть иллюстрация слов, которые сказаны в Евангелии).
«Не собирайте земных богатств, где есть тля, ржавчина и воры, которые могут похитить их. Но собирайте богатства небесные, где нет ни тли, ни ржавчины, ни воров».
- Чем занимался Акакий Акакиевич всю жизнь? (Копил деньги).
Гоголь доводит Евангельскую истину. Он всю жизнь собирает земные богатства.
- А вечная идея у него какая? (Будущая шинель. Вот воплощение его богатств. Это новая шинель).
- Помните, как заканчивается повесть?
Спустя некоторое время после смерти Акакия Акакиевича по Петербургу поползли слухи, что срывают шинели с генералов, со значительного лица, который поехал к любовнице.
В этом значительном лице многие находили сходство с Акакием Акакиевичем.
- Почему эта неприкаянная душа вдруг появилась в Петербурге? (А потому, что вспомнила продолжение Евангельской притчи).
«Ибо где богатство ваше, там и сердце ваше».
- Значит, где осталось сердце Акакия Акакиевича? (На земле. Воплотилось это богатство в шинели).
Учитель:
- Душа неприкаянная, она прилипла к шинели. Вот что показывает Гоголь. Это не мелкий чиновник. Это совершенно духовная личность.
- Вспомним образ Башмачкина в начале повести. «Несколько рябоват, несколько рыжеват, подслеповат, с небольшой лысинкой».
- Почему он не очень приятный? (Потому, что внешность – есть отражение внутреннего мира).
- Вот почему он нам сразу не понравился. Уже по самому описанию Гоголь показывает, как отражается внутреннее во внешнем у этого человека.
Учитель:
- Почему он «маленький человек»? Он духовно нищий, а не материально. Именно духовно.
Гоголь в этом произведении говорит нам: «Не будьте мёртвыми, не будьте мёртвыми духовно».
У каждого человека должна быть одна цель о вечной жизни и духовном совершенствовании.
Рефлексия:
На уроке сегодня я узнал…
Мне особенно запомнилось…
Я понял, что…
Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «Нравственные качества Башмачкина».