СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Урок № - 12

Дата проведения занятия – 02.02.2017 г.

Семестр –VI

Курс – 3 Группа 36

Специальность 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Дисциплина: «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Тема: «Способы адресации в MS Excel»

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Вид урока: комбинированный


Цели урока:

  1. Обучающая: формирование навыков по применению абсолютной, относительной и смешанной адресации при выполнении расчетов в электронных таблицах MSExcel.

  2. Развивающая: развитие поискового стиля мышления, умения сравнивать и анализировать.

  3. Воспитательная: воспитание аккуратности, настойчивости в обучении, эстетики учебного труда.


Задачи урока:

1. Выработать навыки и умения:

    • порядка ввода формул в электронных таблицах (ЭТ);

    • ввода абсолютных, относительных и смешанных адресов ячеек;

    • преобразования адреса из абсолютного в относительный и наоборот;

    • решать задачи в ЭТ с использованием относительной, абсолютной и смешанной адресации.

  1. Развивать представление об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности, навыки анализа и синтеза, логического мышления;

  2. Воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость, дисциплинированность и бережное отношение к вычислительной технике.

Формируемые компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


Ожидаемые результаты: после этого урока обучающиеся смогут:

1. вводить, редактировать формулы в таблице, проводить вычисления с использованием всех видов адресации, выполнять форматирование таблиц.

2. применять навыки работы с ЭТ при решении задач из разных сфер человеческой деятельности.


Метапредметные связи: математика, информатика, экономика.


Программно-дидактическое обеспечение: доска, ПК, проектор, раздаточный материал, программное обеспечение: MS Excel, MyTestStudent.


Основная литература:

  1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебное пособие для студ. учреждений сред.проф. образования: 12-е изд., испр. и доп./ – Е.В. Михеева М.: Издательский центр «Академия», 2013 - 384 с.

  2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред.проф. образования: 13-е изд., испр./Е.В. Михеева-М.: издательский центр «Академия», 2013 – 256 с.



Характеристика этапов урока

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный этап – 3 мин.


Цель: подготовка обучающихся к работе на занятии, психологический настрой на урок


- Приветствует обучающихся;

- Проверяет отсутствующих с выяснением причин

отсутствия;

проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой.


Приветствуют преподавателя, отвечают на поставленные вопросы.

Целеполагание и мотивация - 5 мин.


Цель: принятие обучающимися целевых установок

Возможности программы MSExcel не ограничены только вводом данных в ячейки рабочего листа. В принципе с задачей ввода можно справиться с помощью любого текстового редактора, например MSWord. Назначением MS Excel является автоматизация расчетов посредством формул и функций, т.е. если вы научитесь работать с ЭТ, то это позволит вам быстро и легко проводить вычисления с большим количеством данных.

Основная цель: формирование навыков по применению абсолютной, относительной и смешанной адресации при выполнении расчетов в электронных таблицах.

Задачи урока:

1. Выработать навыки и умения:

    • порядка ввода формул в электронных таблицах (ЭТ);

    • ввода абсолютных, относительных и смешанных адресов ячеек;

    • преобразования адреса из абсолютного в относительный и наоборот;

    • решать задачи в ЭТ с использованием относительной, абсолютной и смешанной адресации.

2. Развивать представление об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности, навыки анализа и синтеза, логического мышления;

3. Воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость, дисциплинированность и бережное отношение к вычислительной технике.

Критерии оценивания:

1. Проверка теоретических знаний, тестирование с использованием компьютерной программы MyTestStudent, всего заданий в тесте 10.

Максимальное количество - 5 баллов.

«5 баллов» - не менее 90% макс. баллов;

«4 балла» - не менее 75% макс. баллов;

«3 балла» - не менее 65% макс. баллов;

«2 балла» - не менее 45% макс. баллов.

2. Лабораторно-практическая работа.

Задания 1-5, максимальное количество – 15 баллов:

  • задания выполнены полностью правильно, самостоятельно – 3 балла;

  • задания выполнены с помощью преподавателя – 2 балла;

  • выполнено форматирование таблиц, но не произведены расчеты, или наоборот – 1 балл.

Задание 6 (повышенный уровень), максимальное количество – 5 баллов:

  • задание выполнено полностью правильно, самостоятельно – 5 баллов;

  • задание выполнено правильно с помощью преподавателя – 3-4 балла;

  • задание выполнено без проведения расчетов – 1-2 балла.

Всего:

«5» - 23-25 б.

«4» -14-22 б.

«3» - 8-13 б.

«2» - менее 7б.

- Сообщает тем, цели, задачи занятия, конечный результат урока, информирует о важности данной темы при выполнении расчетов в электронных таблицах MS Excel;

Мотивирует обучающихся сформулировать цель и задачи урока;

- Объясняет критерии оценки на уроке.

Слушают преподавателя, осознают и формулируют тему, цели и задачи урока. Психологически настраиваются на активную работу во время занятия.

Проверка домашнего задания – 10 мин.


Цель: установление степени усвоения заданного для изучения материала;


Электронное тестирование на ПК, всего заданий в тесте 10.

Критерии оценивания:

Максимальное количество - 5 баллов.

«5 баллов» - не менее 90% макс. баллов;

«4 балла» - не менее 75% макс. баллов;

«3 балла» - не менее 65% макс. баллов;

«2 балла» - не менее 45% макс. баллов.

Вопросы теста:

1. Электронная таблица предназначена для:

а) обработки преимущественно числовых данных, структурированных с помощью таблиц;

б) упорядоченного хранения и обработки значительных массивов данных;

в) визуализации структурных связей между данными, представленными в таблицах;

г) редактирования графических представлений больших объемов информации.

2. Выберите правильные ответы:

а) столбцы электронной таблицы обозначаются арабскими цифрами;

б) столбцы электронной таблицы обозначаются буквами латинского алфавита;

в) строки электронной таблицы обозначаются буквами русского алфавита;

в) строки электронной таблицы обозначаются арабскими цифрами;

г) строки электронной таблицы именуются пользователем произвольным образом.

3. Какие типы данных можно ввести в ячейки электронной таблицы?

а) числа и формулы;

б) формулы и текст;

в) числа, текст и формулы;

г) числа и текст.

4. Диапазон - это:

а) все ячейки одной строки;

б) совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы;

в) все ячейки одного столбца;

г) множество допустимых значений.

5. Укажите правильный адрес ячейки:

а) А12С;

б) В1256;

в) 123С;

г) В1А.

6. В каком из арифметических выражений, представленном в виде, удобном для обработки компьютера, допущена ошибка?

а) ac +d;

б) (8-d)/5;

в) a*x^2+ b*x + c;

г) x * x + 7 * x – 4.

7. Результатом вычислений в ячейке С1 будет:






а) 5;

б) 10;

в) 15;

г) 20.

8. Укажите неправильную формулу:

а) А2+В4;

б) =А1/С453;

в) =С245*М67;

г) =О89-К89.

9. Дан фрагмент электронной таблицы. Чему будут равны значения клеток В2 и В3, если в них было скопировано содержимое клетки В1?








а) 30 и 30;

б) 50 и 70;

в) 30 и 50;

г) 50 и 30.

10. Какое значение будет присвоено ячейке Е1 после выполнения расчётов по заданным формулам?






а) 12,5;

б) 15

в) 5,3333;

г) 6,5;

д) 14.

Проводит инструктаж, объясняет критерии оценивания по результатам тестирования.

Работают за ПК, отвечают на вопросы теста.

Актуализация опорных знаний – 5 мин.


Цель: подготовка мышления обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Сегодня мы продолжаем изучать раздел «Табличный процессор MS Excel». Вначале вспомним:

Фронтальный опрос:

1. Электронные таблицы – это…? (Программа, которая позволяет хранить и обрабатывать числовые данные в таблицах);

2. Минимальный элемент электронной таблицы – это…? (Ячейка);

3. Адрес ячейки состоит из..? (Имени столбца и номера строки);

4. Как выполняются расчеты в электронных таблицах? (С помощью формул)

5. Что такое формула? (Формула Excel – это арифметическое или логическое выражение, по которому производятся расчеты в таблице. Каждая формула начинается со знака равенства и завершается нажатием клавиши Enter. Чтобы в расчетах использовать значения, введенные в другие ячейки рабочего листа, в формулах вводят адреса этих ячеек. В таком случае говорят, что в формуле на ячейки сделаны ссылки.

Опираясь на знания обучающихся по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» проводит беседу и фронтальный опрос.


Отвечают на поставленные вопросы, дополняют друг друга во время ответов.

Формирование основ учебной деятельности– 15 мин.


Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания теоретического материала.

Изложение теоретического материала по теме «Способы адресации в MS Excel»:

1) Давайте рассмотрим простую задачу – имеется список из 8 человек, для каждого из которых известны фамилия, оклад за день работы и число отработанных дней. Требуется рассчитать заработную плату каждого сотрудника. Для расчета этой величины необходимо умножить оклад на количество отработанных дней, т.е. числовые значения столбца D на числовые значения столбца E. Результаты вычислений должны быть в столбце F т.е. в ячейку F4 нужно ввести формулу =D4*E4, которую далее необходимо копировать, используя маркер автозаполнения, вниз по столбцу до ячейки F11. Какой вид приняли скопированные формулы? Мы видим, что произошла переадресация в сторону копирования. Если изменить какие-то числа в столбцах D и E, то числовые значения в столбце F будут автоматически обновляться.

Сейчас мы рассмотрели принцип относительной адресации, который обозначает следующее: адреса ячеек, используемые в формулах изменяются относительно места расположения формулы. Это приводит к тому, что при копировании формулы в другое место таблицы изменяются адреса ячеек в формуле. При копировании такой формулы по горизонтали будет изменяться заголовок столбца в имени ячейки, а при копировании по вертикали – номер строки. Применение этого принципа, помогает заполнять таблицы, содержащих большое количество формул одного типа.


2) Теперь рассмотрим другой пример – рассчитаем налог на доходы физических лиц, который будет начислен на рассчитанные ранее значения заработной платы. Пусть ставка налога фиксирована и составляет 13%. В этом случае наша таблица дополняется следующими элементами – ставка налога и сумма налога. Сумму налога рассчитываем по правилу «Сумма налога = заработная плата*ставка_налога». Указав соответствующие адреса ячеек, в ячейке G5 вводим формулу =F4*D2 и копируем ее далее по столбцу до ячейки G12. В этом случае использование относительной адресации привело к ошибке. В данном случае при выполнении расчетов нужно использовать такое значение, которое не будет меняться в процессе вычислений. Чтобы не создавать дополнительный столбец с одним и тем же значением ставки налога, в соответствующей формуле надо использовать абсолютный адрес ячейки. Принцип абсолютной адресации применяется в том случае, когда нужно использовать значение, которое не будет меняться в процессе вычислений. При абсолютной адресации перед именем столбца и номером строки располагается символ $.

F4 – клавиша для установки абсолютного адреса в ячейке.


3) Смешанная – это еще один тип адресации, встречающийся в формулах. При копировании формул иногда возникает ситуация, когда ссылка на ячейку должна изменяться, например, при копировании по вертикали и не должна при копировании по горизонтали. Для этого в формуле используются смешанные ссылки. Как понятно из названия, это абсолютная и относительная ссылка одновременно. Смешанные ссылки бывают двух видов, например B$2 – не меняются значения строки, $B2 – фиксируются значения столбца.

Итак, у нас имеется таблица с первоначальными данными. Введем в ячейку С2 формулу для расчета: =В2*С1. Скопируем эту формулу в ячейки С3:С7. Результат получился неверным. Проанализируем почему. Для этого посмотрите формулу в ячейке С3:= В3*С2, а должно быть =В3*С1. Обратите внимание, что при копировании ячейка С1 изменилась на С2, что привело к ошибке, а если быть точным – цифра 1 изменилась на 2. Сделаем так, чтобы она не менялась – выделим снова формулу в ячейке С2, поставим курсор на ячейку С1 и нажимая несколько раз клавишу F4 изменим формулу на =В2*С$1и нажмем Enter. Скопируем заново эту формулу в ячейки С3:С7, теперь результат верен. Теперь скопируем эту формулу в ячейки D2:G2, результат снова получился неверным, изменим формулу, в результате необходимо получить формулу:=$В2*С$1. Эту формулу можно копировать и вниз, и вправо.

При работе с такими типами адресации всегда надо быть очень внимательными, поскольку, допустив ошибку один раз в таблице с использованной смешанной ссылкой, потом найти недочет будет очень непросто.

Теоретический материал необходимо записать в тетрадь. Для этого откройте: Рабочий стол – Общая папка – 36 группа – файл Лекция. (домашнее задание)

Объясняет теоретические вопросы изучаемой темы.

Внимательно слушают преподавателя, записывают краткий конспект теоретического материала в тетрадь.

Применение знаний, формирование умений и навыков– 35 мин.


Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Выполнение практической работы по теме: «Способы адресации в программе MS Excel».

Практическая работа выполняется в Электронной тетради. Для этого откройте: Рабочий стол – Общая папка – 36 группа – файл Электронная тетрадь. Файл Электронная тетрадь необходимо скопировать в личную рабочую папку (Рабочий стол – Папка для сохранения – 36 группа). Электронная тетрадь состоит из шести рабочих листов, в каждом введены первоначальные данные, которые необходимо отформатировать в соответствии с образцом, выполнить необходимые расчеты с применением всех видов адресации в MSExcel.

Критерии оценивания выполнения практической работы:

Задания 1-5, максимальное количество – 15 баллов:

  • задания выполнены полностью правильно, самостоятельно – 3 балла;

  • задания выполнены с помощью преподавателя – 2 балла;

  • выполнено форматирование таблиц, но не произведены расчеты, или наоборот – 1 балл.

Задание 6 (повышенный уровень), максимальное количество – 5 баллов:

  • задание выполнено полностью правильно, самостоятельно – 5 баллов;

  • задание выполнено правильно с помощью преподавателя – 3-4 балла;

  • задание выполнено без проведения расчетов – 1-2 балла.

В процессе выполнения практического задания обучающимися преподаватель проводит обходы рабочих мест, контролирует работу обучающихся, правильность выполнения задания, соблюдение правил техники безопасности во время работы. При возникновении затруднений оказывает индивидуальную помощь.

Через 20 мин после начала выполнения работы необходимо провести физкультминутку.

Получают весь необходимый материал, рассаживаются за ПК, приступают к работе.

Закрепление изученного материала – 10 мин.


Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.

Фронтальный опрос:

  1. Какие бывают разновидности ссылок? (Относительные, абсолютные, смешанные);

  2. Какие адреса ячеек в электронных таблицах являются относительными? (Адреса ячеек, которые автоматически изменяются при копировании формулы);

  3. Какие адреса в электронных таблицах являются абсолютными? (Адреса ячеек, которые остаются неизменными при копировании формулы);

  4. Как преобразовать относительный адрес в абсолютный? (Клавиша F4);

  5. В ячейке F15 записана формула: =A12*5. Ее скопировали в ячейку F16. Какой вид будет иметь формула в ячейке F16? 1) =A13*5; 2) =В12*5; 3) =В13*5

  6. В ячейке А10 записана формула: =D12/5. Ее скопировали в ячейку A9. Какой вид будет иметь формула в ячейке A9? 1) =C12/5; 2) =D11/5; 3) =С11/5

  7. В ячейке С6 записана формула: =D10*5. Ее скопировали в ячейку D7. Какой вид будет иметь формула в ячейке D7? 1) =E11*5; 2) =D11*5; 3) =E10*5

  8. В ячейке H5 записана формула: =$С$5*5. Ее скопировали в ячейку H7. Какой вид будет иметь формула в ячейке H7? 1) =$D$5*5; 2) =$C$5*5; 3) =$С$7*5

  9. В ячейке D10 записана формула: =$E$9*10. Ее скопировали в ячейку A10. Какой вид будет иметь формула в ячейке A10? 1) =$E$9*10; 2) =$E$10*10; 3) ошибка

  10. В ячейке B7 записана формула: =$A$2-C10. Ее скопировали в ячейку C7. Какой вид будет иметь формула в ячейке D7? 1) =$A$2-C10; 2) =$В$2-D10; 3) =$A$2-В10.

Задает вопросы, внимательно слушает и корректирует ответы обучающихся.

Обучающиеся смотрят, слушают, отвечают на поставленные вопросы

Заключительный этап –7 мин.


Цель: анализ и оценка успешности достижения цели, мобилизация обучающихся на рефлексию.

Подведение итогов урока, анализ работы обучающихся на уроке.

Рефлексия:

  • Сегодня я узнал…

  • Было интересно…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял, что…

  • Теперь я могу…

  • Я научился…

  • Урок дал мне для жизни

Домашнее задание:

Е.В. Михеева, О.И. Титова, Информационные технологии в профессиональной деятельности. Гл. 11, п. 11.7, стр. 134-136, выполнить практическую работу (для тех, кто не справился с заданием).


Подводит итоги урока, анализирует работы обучающихся на уроке, разбирает ошибки и их причины. Отмечает лучшие работы, объявляет оценки, проводит рефлексию.


Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Приводят в порядок свои рабочие места.

Записывают домашнее задание в тетрадь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!