СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по географии на тему " Атлантический океан" 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить географическое положение, историю исследования Атлантического океана, его особенности природы и хозяйственное использование.

Задачи урока:

Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;

Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы океана, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа, умение выделять главное, анализировать.

Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по географии на тему " Атлантический океан" 7 класс»




Конспект урока географии в 7 классе

по теме:


«Атлантический океан»







Подготовила: Ерофеева Е.И.,

учитель географии

МКОУ «Ильменская СОШ»





2015г.


Цель: изучить географическое положение, историю исследования Атлантического океана, его особенности природы и хозяйственное использование.

Задачи урока:

Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;

Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы океана, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа, умение выделять главное, анализировать.

Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.

Оборудование:

физическая карта мира, атласы, мультимедийный проектор, презентация «Атлантический океан».

УМК:

1. Учебник 7кл.: И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны.

2. Географический атлас. 7 класс.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний



Ход урока



I. Организационный момент

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с океанами и узнаем много интересного ещё об одном океане – Атлантическим. А сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы усвоили знания о ранее изученных океанах – Тихом и Индийском.

Проверку ваших знаний проведем в виде фронтального письменного опроса (на листочках).

II. Проверка домашнего задания

Фронтальный письменный опрос по теме: «Тихий и Индийский океаны»

Учитель: Запишите в тетради в первой строке – тихий океан, во второй – Индийский океан. Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Запишите соответствующую цифру к океану.

1) Этот океан занимает 1/3 поверхности планеты

2) Название океану дал Ф. Магеллан.

3) Северной частью океан омывает материк Евразия.

4) В южном тропическом поясе этого океана находится уникальный природный комплекс Большого Барьерного рифа.

5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.

6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.

7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.

8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.

9) Через этот океан проходят многочисленные судоходные трассы.

10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.

11) Этот океан занимает почти 1/2площади Мирового океана.

12) Западной частью омывает Африку.

13) В этом океане расположен Марианский желоб.

14) Третий океан на Земле по величине.

15) Здесь обитает самый крупный моллюск – тридакна, весом до 250 кг.

16) Берега океана слабо изрезаны. Островов - значительно мало.

17) Срединно-океанические хребты делят ложе океана на три части.

18)На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.

Правильность выполнения диктанта:

Тихий океан: 1,2,4,6,8,11,13,15,18

Индийский океан: 3,5,7,9,10,12,14,16,17

Критерии оценок:

«5» - 16 - 18 правильных ответов;

«4» - 13 - 15 правильных ответов;

«3» - 9 - 12 правильных ответов;

«2» - 0 - 8 правильных ответов.



III. Изучение нового материала

1. Введение

Учитель: Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану. Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан.”(1 слайд)

Учитель: Сегодня на уроке мы изучим географическое положение, историю исследования, особенности природы и хозяйственное использование Атлантического океана. (2 слайд)

Учитель: Знакомиться с океаном мы будем по плану(3слайд):

  1. Географическое положение океана.

  2. История исследования океана.

  3. Происхождение.

  4. Рельеф дна.

  5. Особенности природы.

  6. Хозяйственная деятельность в океане.

2. Характеристика географического положения океана

Учитель: Давайте откроем атласы и охарактеризуем ГП океана.

(Работа с атласами)

  • Между какими материками расположен Атлантический океан?

  • С какими другими океанами он связан?

  • Какие моря и заливы входят в состав данного океана?

  • Как расположен океан относительно экватора, тропиков,

полярных кругов и нулевого меридиана?

  • В каких климатических поясах расположен океан?

Учитель: Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды. Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и сужается к экватору(4слайд).

3. История исследования океана

Сообщение учащегося: (5, 6, 7слайд)

Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н.э. Маршруты древних мореходов пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги. С эпохи Великих географических открытий (плавания Х.Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др.Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием «Челленджера» в конце XIXв. По степени изученности Атлантический океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой. 4. Происхождение Атлантического океана. Рельеф дна.

Учитель: Работаем с текстом учебника и заполняем таблицу (слайд 8) 

Рельеф дна океана

Форма рельефа

Характеристика

шельф

 

материковый склон

 

котловины

 

СОХ

 

желоба

 

Учитель: Проверим, что у вас получилось.

(1-2 ученика зачитывают таблицу. Исправление и дополнение по необходимости).
Атлантический океан  самый молодой океан. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.

  1. Рельеф его дна не так сложен, как в Тихом океане.

  2. Через всю Атлантику почти по меридиану протянулся гигантский Срединно-Атлантический хребет.

  3. На севере океана хребет выходит на поверхность – это остров Исландия.

  4. Хребет делит ложе океана на две почти равные части. Ложе океана занято океаническими равнинами, подводными поднятиями.

  5. В Атлантическом океане почти нет глубоководных желобов.

  6. К берегам Европы и Северной Америки прилегают обширные шельфы.

5. Особенности природы океана.

Учитель: Итак, рассмотрим особенности климата океана. (9, 10 слайды)
Климат Атлантического океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах. В северной Атлантике, ощущается холодное дыхание Арктики, в северо-западную часть океана поступают холодные льды и воды Северного Ледовитого океана. Северо-восточная часть теплее, поскольку ее согревают теплые течения.
Умеренные широты – это область частых, сильных штормов и прохладных вод. Тропическая часть находиться под воздействием пассатов, преобладает теплая ясная погода, воды океана имеют повышенную солёность, что обуславливается сильным испарением. Здесь зарождаются ураганы. 
Экваториальная часть – это океан теплых вод, жаркой и влажной погоды, сильных ливней.
В северной и южной части Атлантического океана образуются айсберги, основные поставщики – Антарктида и о. Гренландия. 

Зимой над северной Атлантикой усиливаются западные ветры. С мая по ноябрь в районе тропиков бывают тропические ураганы, скорость ветра может достигать 50м/с, но повторяемость таких ветров мала.
Южная Атлантика довольно бурная, особенно в районе 40 градусов ю.ш., в этой части преобладают западные ветры и широты называют « ревущими 40-ми»
Учитель: Перечислим свойства воды океана. (11 слайд) 
Ответьте на вопросы:

1) Чем объясняется пониженная соленость (менее 35‰) в экваториальной зоне Атлантического океана?

(Обилием осадков и распресняющим действием речного стока)

2) Чем обусловлена более высокая соленость (35,5 -37‰) Атлантического океана в субтропич. широтах? (Значительным испарением и небольшим количеством осадков)

3) С чем связано повышение солености (37,5‰) водных масс Атлантики по сравнению со средним показателем?(Значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на соседние материки)

Запись в тетрадь: Свойства воды Атлантики – температура: с, юга – (– 20, – 24 – зимой, +18, +20 – летом), экватор и тропики – (+22,+24 градусов в течении года);соленость – средняя – 35,3 промилли, мак. – 37,5 промилли. 
Учитель: Заканчиваем изучение – органическим миром и использование океана человеком
Учитель: Комплексное исследование природы Атлантического океана началось только в конце XIX века. Английская экспедиция на судне «Челленджер» произвела промеры глубин, собрала материалы об органическом мире океана.  (12 слайд)  Богат органический мир Атлантического океана: морской салат, морской мох, ламинарии, летучие рыбы, акулы, много рыб: палтус, камбала, сельди, кефали, район Канарских островов богат лангустами, анчоусами, в северной части встречаются морские ежи, моллюски. (13 слайд) 

(Работа с атласами)
Учитель: Открыть атласы на странице 34. Что вы видите?
По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. С незапамятных времён Атлантический океан – место интенсивного рыболовного и зверобойного промысла. Природные условия Атлантики благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи морских продуктов приходится на северную часть океана (14 слайд) 

Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти, соли и других полезных ископаемых. (15 слайд) 

Через Атлантический океан проходят самые важные морские пути.  (16 слайд) 
Все это используется людьми. Богатства Атлантического океана используются давно и слишком интенсивно, что уже привело к сокращению рыбных ресурсов. Экология океана, особенно морей, уже требует немедленного вмешательства. Нефтяное загрязнение, загрязнение ядохимикатами и.т.д. (атлас стр. 35) Кроме того моря Атлантического океана используются как основное место отдыха: Черное, Средиземное, Карибское моря.

IV. Закрепление.

Учитель: Атлантический океан бывает очень разным, этим он и прекрасен. Представляете, а кто-то живет рядом с океаном, и каждый день видит это, и уже не замечает этой безумной красоты. Хотя мы тоже, не замечаем красоты того, с чем встречаемся каждый день. Может нам быть внимательнее и тогда мир окажется еще прекрасней.
Итак, какой же Атлантический океан самый…, что его выделяет среди других?
(16 слайд) 

Атлантический океан: (записать в тетради)

  • Второй по величине океан.

  • Площадь – 91, 6 млн. км2.

  • Объем - 329,7 млн. км3.

  • Средняя глубина - 3 600 м.

  • Наибольшая глубина - 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).

  • Океан лежит во всех климатических поясах.

  • Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом.

  • Обширные шельфы Атлантического океана прилегают к берегам: Европы и Северной Америки.

  • По общему объему мировых морских перевозок Атлантический океан: превосходит Тихий и Индийский океаны.



V. Домашнее задание: § 19;задание № 2,3

VI. Подведение итога урока.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!