Конспект урока географии в 7 классе
по теме:
«Атлантический океан»
Подготовила: Ерофеева Е.И.,
учитель географии
МКОУ «Ильменская СОШ»
2015г.
Цель: изучить географическое положение, историю исследования Атлантического океана, его особенности природы и хозяйственное использование.
Задачи урока:
Образовательная – познакомить учащихся с географическим положением, историей исследования, особенностями природы, хозяйственным освоением Атлантического океана;
Развивающая – развивать умение выявлять причины особенностей природы океана, работать с разными источниками знаний – учебником, картами атласа, умение выделять главное, анализировать.
Воспитательная – воспитывать внимательность, сосредоточенность, аккуратность, умение работать самостоятельно.
Оборудование:
физическая карта мира, атласы, мультимедийный проектор, презентация «Атлантический океан».
УМК:
1. Учебник 7кл.: И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев. География. Материки, океаны, народы и страны.
2. Географический атлас. 7 класс.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с океанами и узнаем много интересного ещё об одном океане – Атлантическим. А сейчас давайте посмотрим, как хорошо вы усвоили знания о ранее изученных океанах – Тихом и Индийском.
Проверку ваших знаний проведем в виде фронтального письменного опроса (на листочках).
II. Проверка домашнего задания
Фронтальный письменный опрос по теме: «Тихий и Индийский океаны»
Учитель: Запишите в тетради в первой строке – тихий океан, во второй – Индийский океан. Прослушав утверждение, определите, о каком океане идет речь. Запишите соответствующую цифру к океану.
1) Этот океан занимает 1/3 поверхности планеты
2) Название океану дал Ф. Магеллан.
3) Северной частью океан омывает материк Евразия.
4) В южном тропическом поясе этого океана находится уникальный природный комплекс Большого Барьерного рифа.
5) Одно из морей океана имеет самую высокую соленость в мире.
6) Этот океан соединен с Северным Ледовитым океаном Беринговым проливом.
7) Богатейшее месторождение нефти на шельфе Персидского залива.
8) Самый теплый океан по температуре поверхностных вод.
9) Через этот океан проходят многочисленные судоходные трассы.
10) В северной части океана – мощное Муссонное течение.
11) Этот океан занимает почти 1/2площади Мирового океана.
12) Западной частью омывает Африку.
13) В этом океане расположен Марианский желоб.
14) Третий океан на Земле по величине.
15) Здесь обитает самый крупный моллюск – тридакна, весом до 250 кг.
16) Берега океана слабо изрезаны. Островов - значительно мало.
17) Срединно-океанические хребты делят ложе океана на три части.
18)На западе океан омывает Евразию, на востоке – Америку.
Правильность выполнения диктанта:
Тихий океан: 1,2,4,6,8,11,13,15,18
Индийский океан: 3,5,7,9,10,12,14,16,17
Критерии оценок:
«5» - 16 - 18 правильных ответов;
«4» - 13 - 15 правильных ответов;
«3» - 9 - 12 правильных ответов;
«2» - 0 - 8 правильных ответов.
III. Изучение нового материала
1. Введение
Учитель: Итак, мы начинаем наше путешествие по Атлантическому океану. Запишите в тетради число и тему урока: “Атлантический океан.”(1 слайд)
Учитель: Сегодня на уроке мы изучим географическое положение, историю исследования, особенности природы и хозяйственное использование Атлантического океана. (2 слайд)
Учитель: Знакомиться с океаном мы будем по плану(3слайд):
Географическое положение океана.
История исследования океана.
Происхождение.
Рельеф дна.
Особенности природы.
Хозяйственная деятельность в океане.
2. Характеристика географического положения океана
Учитель: Давайте откроем атласы и охарактеризуем ГП океана.
(Работа с атласами)
Между какими материками расположен Атлантический океан?
С какими другими океанами он связан?
Какие моря и заливы входят в состав данного океана?
Как расположен океан относительно экватора, тропиков,
полярных кругов и нулевого меридиана?
Учитель: Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды. Наибольшей ширины он достигает в умеренных широтах и сужается к экватору(4слайд).
3. История исследования океана
Сообщение учащегося: (5, 6, 7слайд)
Атлантический океан стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н.э. Маршруты древних мореходов пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, Атлантику пересекли викинги. С эпохи Великих географических открытий (плавания Х.Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле. Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и др.Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием «Челленджера» в конце XIXв. По степени изученности Атлантический океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой. 4. Происхождение Атлантического океана. Рельеф дна.
Учитель: Работаем с текстом учебника и заполняем таблицу (слайд 8)
Рельеф дна океана
Форма рельефа | Характеристика |
шельф | |
материковый склон | |
котловины | |
СОХ | |
желоба | |
Учитель: Проверим, что у вас получилось.
(1-2 ученика зачитывают таблицу. Исправление и дополнение по необходимости).
Атлантический океан – самый молодой океан. Образовался он 160 млн. лет назад при распаде Гондваны.
Рельеф его дна не так сложен, как в Тихом океане.
Через всю Атлантику почти по меридиану протянулся гигантский Срединно-Атлантический хребет.
На севере океана хребет выходит на поверхность – это остров Исландия.
Хребет делит ложе океана на две почти равные части. Ложе океана занято океаническими равнинами, подводными поднятиями.
В Атлантическом океане почти нет глубоководных желобов.
К берегам Европы и Северной Америки прилегают обширные шельфы.
5. Особенности природы океана.
Учитель: Итак, рассмотрим особенности климата океана. (9, 10 слайды)
Климат Атлантического океана разнообразен, так как он лежит во всех климатических поясах. В северной Атлантике, ощущается холодное дыхание Арктики, в северо-западную часть океана поступают холодные льды и воды Северного Ледовитого океана. Северо-восточная часть теплее, поскольку ее согревают теплые течения.
Умеренные широты – это область частых, сильных штормов и прохладных вод. Тропическая часть находиться под воздействием пассатов, преобладает теплая ясная погода, воды океана имеют повышенную солёность, что обуславливается сильным испарением. Здесь зарождаются ураганы.
Экваториальная часть – это океан теплых вод, жаркой и влажной погоды, сильных ливней.
В северной и южной части Атлантического океана образуются айсберги, основные поставщики – Антарктида и о. Гренландия.
Зимой над северной Атлантикой усиливаются западные ветры. С мая по ноябрь в районе тропиков бывают тропические ураганы, скорость ветра может достигать 50м/с, но повторяемость таких ветров мала.
Южная Атлантика довольно бурная, особенно в районе 40 градусов ю.ш., в этой части преобладают западные ветры и широты называют « ревущими 40-ми»
Учитель: Перечислим свойства воды океана. (11 слайд)
Ответьте на вопросы:
1) Чем объясняется пониженная соленость (менее 35‰) в экваториальной зоне Атлантического океана?
(Обилием осадков и распресняющим действием речного стока)
2) Чем обусловлена более высокая соленость (35,5 -37‰) Атлантического океана в субтропич. широтах? (Значительным испарением и небольшим количеством осадков)
3) С чем связано повышение солености (37,5‰) водных масс Атлантики по сравнению со средним показателем?(Значительная часть испарившейся с поверхности влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на соседние материки)
Запись в тетрадь: Свойства воды Атлантики – температура: с, юга – (– 20, – 24 – зимой, +18, +20 – летом), экватор и тропики – (+22,+24 градусов в течении года);соленость – средняя – 35,3 промилли, мак. – 37,5 промилли.
Учитель: Заканчиваем изучение – органическим миром и использование океана человеком
Учитель: Комплексное исследование природы Атлантического океана началось только в конце XIX века. Английская экспедиция на судне «Челленджер» произвела промеры глубин, собрала материалы об органическом мире океана. (12 слайд) Богат органический мир Атлантического океана: морской салат, морской мох, ламинарии, летучие рыбы, акулы, много рыб: палтус, камбала, сельди, кефали, район Канарских островов богат лангустами, анчоусами, в северной части встречаются морские ежи, моллюски. (13 слайд)
(Работа с атласами)
Учитель: Открыть атласы на странице 34. Что вы видите?
По обе стороны океана лежат развитые в хозяйственном отношении страны. Через Атлантику проходят самые важные морские пути. С незапамятных времён Атлантический океан – место интенсивного рыболовного и зверобойного промысла. Природные условия Атлантики благоприятны для развития жизни, поэтому из всех океанов он самый продуктивный. Большая часть улова рыбы и добычи морских продуктов приходится на северную часть океана (14 слайд)
Шельфы Атлантического океана богаты месторождениями нефти, соли и других полезных ископаемых. (15 слайд)
Через Атлантический океан проходят самые важные морские пути. (16 слайд)
Все это используется людьми. Богатства Атлантического океана используются давно и слишком интенсивно, что уже привело к сокращению рыбных ресурсов. Экология океана, особенно морей, уже требует немедленного вмешательства. Нефтяное загрязнение, загрязнение ядохимикатами и.т.д. (атлас стр. 35) Кроме того моря Атлантического океана используются как основное место отдыха: Черное, Средиземное, Карибское моря.
IV. Закрепление.
Учитель: Атлантический океан бывает очень разным, этим он и прекрасен. Представляете, а кто-то живет рядом с океаном, и каждый день видит это, и уже не замечает этой безумной красоты. Хотя мы тоже, не замечаем красоты того, с чем встречаемся каждый день. Может нам быть внимательнее и тогда мир окажется еще прекрасней.
Итак, какой же Атлантический океан самый…, что его выделяет среди других?
(16 слайд)
Атлантический океан: (записать в тетради)
Второй по величине океан.
Площадь – 91, 6 млн. км2.
Объем - 329,7 млн. км3.
Средняя глубина - 3 600 м.
Наибольшая глубина - 8 742 м (желоб Пуэрто-Рико).
Океан лежит во всех климатических поясах.
Атлантический океан пересекается и экватором, и начальным меридианом.
Обширные шельфы Атлантического океана прилегают к берегам: Европы и Северной Америки.
По общему объему мировых морских перевозок Атлантический океан: превосходит Тихий и Индийский океаны.
V. Домашнее задание: § 19;задание № 2,3
VI. Подведение итога урока.