Разработка открытого урока по литературе
«Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»

Урок разработан
учителем русского языка и литературы
МОУ СОШ № 6 пос. Затеречный
Нефтекумского района
Краюшкиной Ирины Викторовны
2011 год
Тип: урок-конкурс
Цели урока:
образовательные: подвести итог по творчеству Г.Х.Андерсена;
развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь, творческие способности учащихся; расширять детский кругозор;
воспитательные: воспитывать внимательного, заинтересованного чтением слушателя.
Форма учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы: проблемно – поисковый, исследовательский.
Подготовительная работа:
а) роль классного руководителя в организации и проведении КВН:
б) задание учащимся:
Ход урока.
Мотивация учебной деятельности. Организационный момент
- Сегодня, ребята, мы вновь окунемся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный, мир сказок.
Я думаю, что среди сидящих здесь не найдется человека, который бы не любил сказки.
Сказка всегда рядом с человеком. Сказка учит нас чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой.
(Звучит музыка «Вальс-фантазия» Глинки)
- Тихо. Слышите? Нас зовет в гости сказка и добрый сказочник Ганс Христиан Андерсен.
Но сначала присказка, а сказка будет впереди.
Сообщения заранее подготовленных учащихся о Г.Х.Андерсене.
- Что вы знаете о жизни великого сказочника?
1-й ученик.
Датский писатель Ганс Христиан Андерсен родился в городе Оденсе в семье сапожника и прачки. Семья была бедной и ютилась в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ганс Христиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных».
2-й ученик.
Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ганс Христиан сам сшил костюмы. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам. В 12 лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Однажды в Оденс из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист, и Ганс Христиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик стал мечтать о театре.
3-й ученик.
Заработав немного денег и купив первые сапоги, 14-летний подросток отправился в Копенгаген. Но актера из Андерсена не получилось. И Ганс Христиан написал пьесу, за которую получил свой первый литературный гонорар. На его произведения обратили внимание. Андерсена даже наградили королевской стипендией, и для него открылась возможность учиться. Семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии.
4-й ученик.
Шесть лет спустя Ганс Христиан Андерсен поступил в университет. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании. В награду Андерсен получил небольшое пособие для путешествия по Европе, во время которого познакомился с выдающимися писателями. Он посетил Париж, Лондон, Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Жил Андерсен очень бедно. Литературные заработки были единственным источником дохода писателя. Его произведения принимались к печати не сразу. Критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что сказки Андерсена не интересны ни взрослым, ни детям.
5-й ученик.
Всю жизнь Ганс Христиан Андерсен был очень одинок, прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Датчане свято берегут память о славном сказочнике. В столице государства, городе Копенгагене, есть памятник Г.Х.Андерсену (показать иллюстрацию памятника)
Введение в тему урока.
Сказки принесли писателю мировую славу. «Короли считали за честь пожать его худощавую руку» (К. Г. Паустовский). А он был поэтом бедняков. Ему выпало подлинное счастье быть обласканным своим народом. Умер Андерсен в 1875 г., а в 1880 г. в Копенгагене в Королевском саду был открыт памятник писателю с надписью: «Воздвигнут датским народом».
— Как понять эти слова? (Андерсена любит народ и выражает свое особое отношение тем, что создает ему памятник.)
ВИДЕО- «Однажды в старой Дании»
4. Анализ сказки «Снежная королева»
- Сказка «Снежная королева» многогранна. Она о добре и зле, о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи и, конечно же, о самоотверженной любви.
У меня в руках папка. Но в ней пока нет страниц. Их вам предстоит заполнить самим. Вы будете выполнять различные задания и вкладывать страницы в книгу. В конце урока у вас должна получиться заполненная книга.
Задание 1.
К имени героя подберите соответствующие цитаты. (Критерии оценок: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4»)
СТАРУШКА, КОТОРАЯ УМЕЛА КОЛДОВАТЬ | «…в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами». |
СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА | «Необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!» |
ТРОЛЛЬ | «Злой-презлой, сущий дьявол». |
ПРИНЦ | «…держался он вообще непринужденно и мило». |
ГЕРДА | «Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!» |
ПРИНЦЕССА | «Умница, каких свет не видывал!» |
КАЙ | «Он сидел на одном месте, бледный, неподвижно, словно неживой! |
МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА | «Глаза у неё были совсем черные, но какие-то печальные» |
Учитель.
- Героев в сказке много. Кто, по вашему мнению, является главными героями сказки? (Кай, Герда, Снежная королева)
Вернемся к описанию Снежной королевы. На что в первую очередь мы обращаем внимание? (Ледяная, глаза)
- Зачитаем фрагмент, в котором дано описание Снежной королевы. (История вторая)
«Глаза её сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира».
- С чем у вас ассоциируется Снежная королева? (холод, темнота, буря, пустота)
- В истории седьмой говорится: «Холодно было здесь, пусто, мертво и величественно».
- Представьте кусок льда. (Можно использовать заранее замороженные кусочки льда)
Он блестит, переливается на солнце…Красота? Бесспорно, красиво! Но если мы прикоснемся? Что вы чувствуете? Приятно? Почему не приносит радости?
Вывод: Нет тепла – нет жизни!
- В руки к Снежной королеве попал бедный Кай. Не выбраться ему от неё никогда, если бы не Герда!
Проблемный вопрос: Почему маленькая, хрупкая девочка победила злую волшебницу? (работа в группах, защита)
(Герда живёт чувством! Она отправляется на поиски Кая. Она очень скучает, она не помнит обид и зла, которые он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем).
- Ребята, пройдём этот путь вместе с Гердой и посмотрим, на что способна любовь!
Задание 2.
На пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Расположите их по порядку (раздаются разрезанные листочки, на которых написано
Река,
Старушка, которая умела колдовать,
Ворон и Ворона,
Принц и принцесса,
Маленькая разбойница,
Лапландка и финка,
Путь к чертогам Снежной королевы,
В чертогах Снежной королевы.)
- Дружба – одно из самых сильных и прекрасных чувств. С другом мы делим пополам и радости, и печали. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть настоящий друг.
- Кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания? (Герда)
3 задание
Вспомните, пожалуйста, кто из персонажей помогал девочке, а кто враждовал с ней?
ПЕРСОНАЖИ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЛИ ГЕРДЕ | ПЕРСОНАЖИ, КОТОРЫЕ ВРАЖДОВАЛИ С ГЕРДОЙ |
Река Розы Ворон и Ворона Принцесса и Принц Маленькая разбойница Голуби Олень Лапландка Финка | Старушка, которая умела колдовать Разбойники Полк снежных хлопьев Вечно воющие свирепые ветры |
ФИЗМИНУТКА. (Звучит вальс цветов Чайковского.)
-Представьте, что вы цветы, которые росли в саду у старушки, которая умела колдовать. Сначала вы зернышки, присядьте. А теперь вы начали расти. Медленно поднимаемся. Вытягиваем листочки вверх. Светит солнышко. Тянитесь сами к солнышку, теперь тяните вверх листочки. Какая прекрасная музыка звучит! Потанцуйте. И снова возвращаемся к уроку.
4 задание: Расположить в правильной последовательности события из сказки «Снежная королева»
Событие №... | эпизод |
7 | «На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце, сколько душе угодно. девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…» |
6 | «И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в чёрную землю…» |
4 | «Сани дважды объехали площадь, а Кай живо прицепил к ним свои салазки и покатил». |
5 | «Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно в одних чулках, - красные башмачки её плыли за лодкой…» |
1 | «…но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги». |
2 | «За окном порхали снежинки: одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти». |
3 | «- Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно! Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!» |
А теперь вспомните, какое слово не мог сложить Кай в чертогах Снежной королевы? (вечность)
5 задание: - Перед вами кусочки мозаики. Сложите их и увидите, какая картинка получится.
ИТОГ:
- Ну что же, вы молодцы. Справились со всеми заданиями Оле Лукойе! И он на своем волшебном зонтике отправляется обратно в сказочную страну Г.Х.Андерсена.
6 задание: - А мы вернемся к нашему проблемному вопросу: Почему же Герда победила Снежную королеву? А ответ находится в головоломке, которую вам предстоит разгадать.
(раздаются карточки с головоломкой)
Головоломка
4361 –
10 25 83698,
721037798 1121341298 421411215122
1 – а 6 - л 11 – д
2 – е 7 – н 12 – к
3 – и 8 – м 13 – т
4 – с 9 – о 14 – р
5 – ё 10 – в 15 – ч
(Сила – в её милом, невинном детском сердечке)
Её сердце было горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь, которая смогла преобразить человека.
Символ этой безграничной любви – розы. Розы, которые радовали и наши сердца в течение всего урока.
Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок. Учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!
Спасибо за урок! Все получили «5» .
А все ваши работы, сделанные во время урока, мы соберем в книгу. На следующих уроках мы продолжим её заполнять. А для этого вам необходимо будет сделать домашнее задание.
Домашнее задание.
1.Сделать иллюстрации к сказке.
2.Составить кроссворд по сказке.