СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по литературе по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был дан  в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по литературе,   «Программой  для общеобразовательных учреждений 5 – 11 классы» под редакцией Г. И. Беленького  (4 – е издание, переработанное), Москва «МНЕМОЗИНА» 2009, авторы Г. И. Беленький, М. М. Голубков, Г. Н. Ионин, Э. А. Красновский,  Ю. И. Лыссый,  М. А. Снежневская, О. М. Хренова); «Примерной программой по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения) и Базисным  учебным планом  МОУ СОШ №6.

Данный урок органично входит в систему уроков по творчеству Х.К.Андерсена  в программе 5-ого класса.  Раздел – «Сказочные события и герои литературы». Всего на раздел отводится 27 часов, на данное произведение – 4 часа.  Этот урок  - заключительный по произведению. Тип урока – повторение и обобщение полученных знаний.

Уроки именно этого типа в большей мере соответствуют моему педагогическому кредо:

«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по литературе по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева»»





Разработка открытого урока по литературе

«Ганс Христиан Андерсен «Снежная королева»





Урок разработан

учителем русского языка и литературы

МОУ СОШ № 6 пос. Затеречный

Нефтекумского района



Краюшкиной Ирины Викторовны

2011 год


Тип: урок-конкурс


Цели урока:

образовательные: подвести итог по творчеству Г.Х.Андерсена;

развивающие: развивать внимание, память, мышление, речь, творческие способности учащихся; расширять детский кругозор;

воспитательные: воспитывать внимательного, заинтересованного чтением слушателя.

Форма учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы: проблемно – поисковый, исследовательский.


Подготовительная работа:

а) роль классного руководителя в организации и проведении КВН:

  • класс разделить на три команды, рабочий лист для учащихся;

б) задание учащимся:

  • нарисовать иллюстрации к сказке














Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности. Организационный момент

- Сегодня, ребята, мы вновь окунемся в волшебный, загадочный мир, мир, никому до сих пор не подвластный, мир сказок.

Я думаю, что среди сидящих здесь не найдется человека, который бы не любил сказки.

Сказка всегда рядом с человеком. Сказка учит нас чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой.

(Звучит музыка «Вальс-фантазия» Глинки)

- Тихо. Слышите? Нас зовет в гости сказка и добрый сказочник Ганс Христиан Андерсен.

Но сначала присказка, а сказка будет впереди.


  1. Сообщения заранее подготовленных учащихся о Г.Х.Андерсене.

- Что вы знаете о жизни великого сказочника?


1-й ученик.

Датский писатель Ганс Христиан Андерсен родился в городе Оденсе в семье сапожника и прачки. Семья была бедной и ютилась в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». А еще отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ганс Христиан стал портным, он научился кроить и шить. В детстве будущему сказочнику приходилось часто общаться с пациентами госпиталя для душевнобольных, в котором работала его бабушка по материнской линии. Мальчик с увлечением слушал их рассказы и позднее написал, что его «сделали писателем песни отца и речи безумных».



2-й ученик.

Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ганс Христиан сам сшил костюмы. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам. В 12 лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Однажды в Оденс из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист, и Ганс Христиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик стал мечтать о театре.

3-й ученик.

Заработав немного денег и купив первые сапоги, 14-летний подросток отправился в Копенгаген. Но актера из Андерсена не получилось. И Ганс Христиан написал пьесу, за которую получил свой первый литературный гонорар. На его произведения обратили внимание. Андерсена даже наградили королевской стипендией, и для него открылась возможность учиться. Семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии.

4-й ученик.

Шесть лет спустя Ганс Христиан Андерсен поступил в университет. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании. В награду Андерсен получил небольшое пособие для путешествия по Европе, во время которого познакомился с выдающимися писателями. Он посетил Париж, Лондон, Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Жил Андерсен очень бедно. Литературные заработки были единственным источником дохода писателя. Его произведения принимались к печати не сразу. Критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что сказки Андерсена не интересны ни взрослым, ни детям.


5-й ученик.

Всю жизнь Ганс Христиан Андерсен был очень одинок, прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Датчане свято берегут память о славном сказочнике. В столице государства, городе Копенгагене, есть памятник Г.Х.Андерсену (показать иллюстрацию памятника)


  1. Введение в тему урока.

Сказки принесли писателю мировую славу. «Короли считали за честь пожать его худощавую руку» (К. Г. Паустовский). А он был поэтом бедняков. Ему выпало подлинное счастье быть обласканным своим народом. Умер Андерсен в 1875 г., а в 1880 г. в Копенгагене в Королевском саду был открыт памятник писателю с надписью: «Воздвигнут датским народом».

Как понять эти слова? (Андерсена любит народ и выражает свое особое отношение тем, что создает ему памятник.)

ВИДЕО- «Однажды в старой Дании»


4. Анализ сказки «Снежная королева»

- Сказка «Снежная королева» многогранна. Она о добре и зле, о крепкой дружбе, о хитрости, о взаимопомощи и, конечно же, о самоотверженной любви.

У меня в руках папка. Но в ней пока нет страниц. Их вам предстоит заполнить самим. Вы будете выполнять различные задания и вкладывать страницы в книгу. В конце урока у вас должна получиться заполненная книга.


Задание 1.

К имени героя подберите соответствующие цитаты. (Критерии оценок: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4»)

СТАРУШКА, КОТОРАЯ УМЕЛА КОЛДОВАТЬ

«…в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами».

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА

«Необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!»

ТРОЛЛЬ

«Злой-презлой, сущий дьявол».

ПРИНЦ

«…держался он вообще непринужденно и мило».

ГЕРДА

«Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!»

ПРИНЦЕССА

«Умница, каких свет не видывал!»

КАЙ

«Он сидел на одном месте, бледный, неподвижно, словно неживой!

МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА

«Глаза у неё были совсем черные, но какие-то печальные»



Учитель.

- Героев в сказке много. Кто, по вашему мнению, является главными героями сказки? (Кай, Герда, Снежная королева)

Вернемся к описанию Снежной королевы. На что в первую очередь мы обращаем внимание? (Ледяная, глаза)

- Зачитаем фрагмент, в котором дано описание Снежной королевы. (История вторая)

«Глаза её сияли как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира».

- С чем у вас ассоциируется Снежная королева? (холод, темнота, буря, пустота)

- В истории седьмой говорится: «Холодно было здесь, пусто, мертво и величественно».

- Представьте кусок льда. (Можно использовать заранее замороженные кусочки льда)

Он блестит, переливается на солнце…Красота? Бесспорно, красиво! Но если мы прикоснемся? Что вы чувствуете? Приятно? Почему не приносит радости?

Вывод: Нет тепла – нет жизни!

- В руки к Снежной королеве попал бедный Кай. Не выбраться ему от неё никогда, если бы не Герда!

Проблемный вопрос: Почему маленькая, хрупкая девочка победила злую волшебницу? (работа в группах, защита)

(Герда живёт чувством! Она отправляется на поиски Кая. Она очень скучает, она не помнит обид и зла, которые он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем).

- Ребята, пройдём этот путь вместе с Гердой и посмотрим, на что способна любовь!

Задание 2.

На пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Расположите их по порядку (раздаются разрезанные листочки, на которых написано

Река,

Старушка, которая умела колдовать,

Ворон и Ворона,

Принц и принцесса,

Маленькая разбойница,

Лапландка и финка,

Путь к чертогам Снежной королевы,

В чертогах Снежной королевы.)

- Дружба – одно из самых сильных и прекрасных чувств. С другом мы делим пополам и радости, и печали. Легче жить на свете, когда знаешь, что рядом с тобой есть настоящий друг.

- Кто из героев сказки, по-вашему, достоин этого звания? (Герда)

3 задание

Вспомните, пожалуйста, кто из персонажей помогал девочке, а кто враждовал с ней?

ПЕРСОНАЖИ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЛИ ГЕРДЕ

ПЕРСОНАЖИ, КОТОРЫЕ ВРАЖДОВАЛИ С ГЕРДОЙ

Река

Розы

Ворон и Ворона

Принцесса и Принц

Маленькая разбойница

Голуби

Олень

Лапландка

Финка

Старушка, которая умела колдовать

Разбойники

Полк снежных хлопьев

Вечно воющие свирепые ветры


ФИЗМИНУТКА. (Звучит вальс цветов Чайковского.)

-Представьте, что вы цветы, которые росли в саду у старушки, которая умела колдовать. Сначала вы зернышки, присядьте. А теперь вы начали расти. Медленно поднимаемся. Вытягиваем листочки вверх. Светит солнышко. Тянитесь сами к солнышку, теперь тяните вверх листочки. Какая прекрасная музыка звучит! Потанцуйте. И снова возвращаемся к уроку.


4 задание: Расположить в правильной последовательности события из сказки «Снежная королева»

Событие №...

эпизод


7

«На другой день её одели с ног до головы в шёлк и бархат и позволили ей гостить во дворце, сколько душе угодно. девочка могла бы жить тут припеваючи, но она стала просить, чтобы ей дали повозку с лошадью и башмачки…»


6

«И вот она пошла в сад, дотронулась своей клюкой до всех розовых кустов, и те, как стояли в цвету, так все и ушли глубоко-глубоко в чёрную землю…»

4

«Сани дважды объехали площадь, а Кай живо прицепил к ним свои салазки и покатил».

5

«Лодку уносило всё дальше. Герда сидела смирно в одних чулках, - красные башмачки её плыли за лодкой…»

1

«…но вдруг зеркало так перекосилось и задрожало, что вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги».

2

«За окном порхали снежинки: одна из них, очень крупная, упала на край цветочного ящика и вдруг начала расти».

3

«- Что ты хнычешь? – спросил он Герду. – У! Какая ты сейчас некрасивая! Мне ничуть не больно! Фу! – закричал он вдруг. – Эту розу точит червь. Какие гадкие розы!»


А теперь вспомните, какое слово не мог сложить Кай в чертогах Снежной королевы? (вечность)

5 задание: - Перед вами кусочки мозаики. Сложите их и увидите, какая картинка получится.


ИТОГ:

- Ну что же, вы молодцы. Справились со всеми заданиями Оле Лукойе! И он на своем волшебном зонтике отправляется обратно в сказочную страну Г.Х.Андерсена.

6 задание: - А мы вернемся к нашему проблемному вопросу: Почему же Герда победила Снежную королеву? А ответ находится в головоломке, которую вам предстоит разгадать.

(раздаются карточки с головоломкой)

Головоломка

4361 –

10 25 83698,

721037798 1121341298 421411215122


1 – а 6 - л 11 – д

2 – е 7 – н 12 – к

3 – и 8 – м 13 – т

4 – с 9 – о 14 – р

5 – ё 10 – в 15 – ч

(Сила – в её милом, невинном детском сердечке)

Её сердце было горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь, которая смогла преобразить человека.

Символ этой безграничной любви – розы. Розы, которые радовали и наши сердца в течение всего урока.

Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок. Учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!

Спасибо за урок! Все получили «5» .

А все ваши работы, сделанные во время урока, мы соберем в книгу. На следующих уроках мы продолжим её заполнять. А для этого вам необходимо будет сделать домашнее задание.

  1. Домашнее задание.

1.Сделать иллюстрации к сказке.

2.Составить кроссворд по сказке.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя