Тема урока: Пропорция
ЦЕЛЬ урока : создание проекта
« Пропорция. Решение задач с помощью пропорции»
ДЕВИЗ УРОКА:
Думаем коллективно
Работаем оперативно
Спорим доказательно–
Для всех это обязательно
Мы создадим проект «ПРОПОРЦИЯ»
Чтобы решались важные вопросы,
Чтобы не знать нам в жизни неудач
Мы создадим проект на славу
Из интересных и сложных задач
Группа 1 ПРОПОРЦИЯ. Свойства ПРОПОРЦИИ
Пропорция - это
с : d
а : b
=
=
Теоретические сведения
№ 1 Из данных чисел составить пропорции, и записать их
Первый вариант Второй вариант
100, 60, 3, 5
45, 35, 9, 7
24, 72, 6, 2
6, 9, 18, 12
48, 36, 6, 8
80, 100, 25, 20
№ 2 ТЕСТ : найди неизвестный член пропорции
1) 6 : 8 = х : 48 - А) 1, Б) 64, В) 36, Г) 63;
2) 2 : 6 = у : 36 - А) 12, Б) 108, В) 1,2, Г) 6;
3) 8 : 24 = а : 3 - А) 1, Б) 9, В) 10, Г) 90;
4) 6 : 18 = 1 : в - А) 108, Б) 0,3, В) 1/3, Г) 3;
5) 9 : 18 = 27 : с - А) 54, Б) 13,5, В) 45, Г) 1,35;
6) 1 : 26 = 26 : d - А) 67,8, Б) 0,1, В) 1, Г) 676;
ПОДУМАЙ!
ПРОВЕРЬ
1
2
В)
А)
3
4
Б)
Г)
5
6
А)
Г)
ПРАВИЛЬНО!
Группа 2 Прямая пророрциональность
- Две величины называют прямо пропорциональными , если с увеличением в несколько раз значений одной величины значения другой увеличиваются во столько же раз
ЗАДАЧА
- Для малинового аренья взяли 12кг малины и 8 кг сахара. Сколько потребуется сахара, если взять 9 кг малины?
Группа 3 обратная пророрциональность
- Две величины называют обратно пропорциональными , если с увеличением в несколько раз значений одной величины значения другой уменьшаются во столько же раз
Задача 1
- Шестеро рабочих могут выполнить работу за 12 часов. Сколько рабочих необходимо нанять дополнительно, чтобы выполнить эту работу в 1,5 раза быстрее?
Решение:
1) 12 : 1,5 = 8 (ч)- время выполнения работы.
2) 12 часов – 6 рабочих
8 часов – х рабочих
пропорция: 12 : 8 = Х : 6
Х = ( 12 · 6 ) : 8
Х = 72 : 8
Х = 9 (раб.)- выполнят работу быстрее.
3) 9-6 =3 (раб.)- необходимо нанять.
Ответ: 3 рабочих .
Задача 2
- В небольшой частной типографии печатают визитки. Сотрудник типографии в среднем изготавливает 42 визитки в час и трудится полный рабочий день – 8часов. Если бы он работал быстрее и печатал 48 визиток за час, насколько раньше он смог бы уйти домой?
Решение:
1) 42 визитки – 8 часов
48 визиток – х часов
пропорция: 42 : 48 = Х : 8
Х = ( 42 · 8 ) : 48
Х = 336 : 48
Х = 7 (ч)-потребуется для выполнения работы .
3) 8-7 =1 (ч)- раньше может уйти.
Ответ: на 1 час раньше .
Физкультминутка для глаз.
- 1. Посмотрите вправо и досчитайте до пяти;
2. Посмотрите влево (на счет раз, два, три, четыре, пять).
3. Посмотрите прямо: вверх и вниз.
4. Сделайте 5 круговых движений в одну сторону, потом в другую.
5. Теперь круговые движения в другую сторону.
6. Посмотрите вверх, вниз.
7. Посмотрите вниз и сделайте круговые движения глазами.
8. Посмотрите на кончик носа.
9. Посмотрите вдаль, поморгайте.
Группа 4 Процентное отношение.
Что такое процент?
- Проце́нт (лат. per cent — на сотню) — одна сотая доля. Обозначается знаком «%». Используется для обозначения доли чего-либо по отношению к целому. Например, 17 % от 500 кг означает 17 частей по 5 кг каждая, то есть 85 кг. Справедливо также утверждение, что 200 % от 500 кг является 1000 кг, поскольку 1 % от 500 кг равен 5 кг [(1 : 100) ∙ 500], и 5 ∙ 200 = 1000.
.
Задача №3
Один железный куб весит 5 кг. А один куб из алюминия 23% от массы железного. Сколько килограмм весят три куба из алюминия?
ЗАДАЧА №4
- Из 200 арбузов 16 оказались незрелыми. Сколько процентов арбузов составили незрелые арбузы?
Компьютерные гении.
- Компьютер стоил 5600грн. Но продажа была не сильно успешной, и цену снизили на 15%, и чтобы получать доход повысили на 10%.Сколько компьютер стоит сейчас?
53% от 40 __ 53% от 30. 40% от 60 __ 40% от 80. 35% от 67 __ 35% от 83. ПОДУМАЙ!" width="640"
№ 3 Какой знак нужен?
- 53% от 40 __ 53% от 30.
- 40% от 60 __ 40% от 80.
- 35% от 67 __ 35% от 83.
ПОДУМАЙ!
53% от 30. 40% от 60 40% от 80. 35% от 67 35% от 83. ПРАВИЛЬНО!" width="640"
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
- 53% от 40 53% от 30.
- 40% от 60 40% от 80.
- 35% от 67 35% от 83.
ПРАВИЛЬНО!
Группа 5 Пропорциональное деление
- Чтобы разделить число на части, пропорциональные данным числам, надо разделить его на сумму данных чисел и найденное частное умножить на каждое из них.
№ 4 тест
1) Число 240разделили в отношении 5:3:2 и получили числа:
А) 50, 20, 30; Б) 48, 72,120; В) 40, 80, 120.
2) Найдите градусную меру углов треугольника , если они относятся как 2:3:4
А) 20°,30°,40°; Б) 90°,50°,40°, В) 80°,60°,40°;
3) Периметр треугольника равен 25 см, стороны относятся как 9:6:10. Найти длину меньшей стороны
А) 12см; Б) 3см; В) 6см.
4 ) Два числа относятся как 18 к 12. Найти эти числа, если их сумма равна 90.
А) 54 и 36; Б) 50 и 40; В) 56 и 34 .
5) Развернутый угол разделили в отношении 4:9:5. Найдите больший угол.
А) 45 °; Б) 135°; В) 90°.
6) Замените отношение дробей 1/10:2/5:1/4 отношением натуральных чисел
А) 2:8:5 ; Б) 1:2:1 ; В) 10:5:4 .
ПРОВЕРЬ
1
2
Б)
В)
3
4
В)
А)
5
6
В)
А)
ПРАВИЛЬНО!
Задача №5
- Прямой угол АОВ разделили лучами ОС и ОМ на три угла, градусные меры которых относятся как 7:2:9. Найти градусные меры образовавшихся углов.
Итог урока: проект «Пропорция»
Свойства пропорции
Прямая пропорцио-нальность
Обратная пропорцио-нальность
Задачи на проценты
Деление числа на пропорцио-нальные части
Игра « математическое лото»
- Задача 1: В 2-х литрах раствора содержится 10г соли. Сколько соли в 7-ми литрах такого раствора?
- Задача 2: Три маляра выполняют работу за 8 дней. За какое время выполнят эту работу 6 маляров?
- Задача 3: Масштаб чертежа 10:1. Какая длина детали, если на чертеже её длина 120мм?
- Задача 4: В яблоках содержится 10% сахара. Сколько сахара содержат 350кг таких яблок?
Упражнение «Микрофон»
- 1) Что мы делали на уроке?
- 2) Достигли ли мы цели?
- 3) Для чего нам нужны эти знания?
- 4) Как вам работалось на уроке?
- 5) Интересно ли вам было на уроке?
- 6) Интересно ли вам было на уроке?
- 7) Чему именно мы научились на
уроке?
Всем спасибо за урок!
Домашнее задание:
Оформить составленные задачи или задания на отдельном листе формата А4 (условие, краткая запись, решение, ответ, желательно с иллюстрацией)