СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока в 9 классе по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Задачи:

обучающиеобобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочинённые предложения; определять смысловые отношения в ССП между его частями; расставлять знаки препинания в указанных конструкциях;

развивающие – развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока в 9 классе по русскому языку»


Филиал муниципального казенного образовательного учреждения

Новочановской средней общеобразовательной школы-

Усть-Тандовская основная общеобразовательная школа

Барабинского района Новосибирской области







Открытый урок по русскому языку

в 9 классе по теме ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Выполнила:

Ахметова Наталья Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

первой квалификационной категории

















Октябрь

2017 год



Тема: ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Задачи:

обучающиеобобщить знания по теме «Сложносочинённые предложения»; закрепить умения различать простые предложения с однородными членами и сложносочинённые предложения; определять смысловые отношения в ССП между его частями; расставлять знаки препинания в указанных конструкциях;

развивающие – развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся.

Оборудование к уроку: карточки для индивидуальной работы, тест № 3, 4 по теме «Сложносочинённое предложение», текст (отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Холстомер»), памятка по теме «Группы ССП по союзам и значению», презентация.


Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. На доске перед вами слова: У, всё, получится, нас, сегодня.

Составьте из этих слов предложение. Сегодня на уроке мы с вами будем работать под этим девизом.

- Ребята, а какое предложение у вас получилось? Докажите.

Перед вами предложения: Разгорелась поздняя заря. Ветви деревьев блистали инеем. Весна, но ещё стоят морозы.

Как вы думаете, какое предложение лишнее? Докажите своё мнение, определите вид этого предложения. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую цель мы поставим на уроке? Для чего мы будем это делать?

- Да, сегодня на уроке мы повторим основные сведения о ССП, потренируемся в выполнении заданий и подготовимся к ГИА по русскому языку.

2. Актуализация прежних знаний.

1. Индивидуальная работа с карточками по теме «Виды подчинительной связи в словосочетании».

Задание: обозначить главное слово и вид подчинительной связи в словосочетаниях.


КАРТОЧКА № 1

1) вынужден отвечать П

2) пропущенная запятая С

3) готовим к будущему У

4) своего отца С

5) вскользь написал П









КАРТОЧКА № 2

1) расправляя уголки У

2) прилежно учившейся П

3) учившейся гимназистки У

4) чуть слышно П

5) мамины письма С


2. Опережающее задание (Работа с текстом дома)

(1) Солнце уже выбралось выше леса и ярко блестело на траве в извивах реки. (2) Роса обсыхала и собиралась каплями, кое-где, около болотца и над лесом, как дымок, расходился последний утренний пар. (3) Тучки кудрявились, но ветру ещё не было. (4) За рекой щетинкой стояла зелёная, свёртывавшаяся в трубку рожь, и пахло свежей зеленью и цветом. (5) Кукушка куковала с прихрипываньем из леса, и Нестер, развалившись на спину, считал, сколько лет ему ещё жить. (6)Жаворонки поднимались над рожью и лугом. (7) Запоздалый заяц попался между табуна и, выскочив на простор, сел у куста и прислушивался. (Л.Н.Толстой. «Холстомер».)

- Поработаем с текстом и вспомним орфограммы и пунктограммы, изученные ранее.


1) Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.

Прислушался (неполное действие).


2) Выпишите грамматическую(ие) основу(ы) из предложения 7, укажите их количество.

Ответ: 1 (заяц попался, сел, прислушивался)


4) В предложении 5, 7 пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Кукушка куковала с прихрипываньем из леса, (1) и Нестер, (2) развалившись на спину, (3) считал, (4) сколько лет ему ещё жить. Запоздалый заяц попался между табуна и (5), выскочив на простор (6), сел у куста и прислушивался.


3. Проверка домашнего задания. Опрос по теме «Группы ССП по союзам и значению» с заполнением таблицы.

«Заморочки из бочки».

(Учащиеся по очереди вытаскивают вопрос, обсуждают и отвечают).

  1. Расскажите о ССП.

  2. Всегда ли между частями ССП стоит запятая? Обоснуйте свой ответ.

  3. Какие значения выражаются между частями ССП? Обоснуйте свой ответ.

  4. Можно ли менять местами части ССП? Обоснуйте свой ответ.

(Таблица заранее начерчена на доске. Ученики по очереди (по выбору учителя) выходят и заполняют таблицу, остальные делают то же самое, но на листочках-карточках с распечатанной таблицей).


Соединительные

Разделительные

Противительные

Союзы

и, да (и), ни-ни, тоже, также

или (иль), либо, то - то, не то - не то, то ли – то ли

а, но, да (но), однако, зато, же

Значение

одновременность или последовательность происходящих событий

чередование явлений

явления противопоставляются одно другому


Заполненная таблица отдаётся ученикам. Её необходимо вклеить в тетрадь для подготовки к ОГЭ.

3. Формирование умений и навыков.

1. Беседа с классом.

Продолжаем разговор о сочинительных союзах.

- Какие сочинительные союзы могут вызвать затруднение при написании и при расстановке знаков препинания?

Союзы тоже, также можно спутать с указательными местоимениями и частицами, которые пишутся раздельно;

Союз зато можно принять за сочетание предлога и местоимения;

союз однако можно спутать с вводным словом.

Учитель: Итак, мы проверили ваши теоретические знания, теперь проверим умения.

Алгоритм:

  1. Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова:

Цифру или цифры,

Между частями ССП!

  1. Найди сочинительные союзы

  2. Определи вид предложения (простое или сложное)

  3. Обрати внимание на знаки препинания.

  4. Посмотри, что связывают сочинительные союзы.

  5. Напиши цифру или цифры.

Тест по теме ССП (В6)

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Мальчик проводил глазами редкие тучки, (1) и его взгляд скользнул по макушкам высоких сосен, (2) по конькам крыш. Взгляд опускался все ниже, (3) ниже, (4) остановился на маленьком парашюте, (5) и мне показалось, (6) что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.

2. Укажите номер предложения, в котором запятая стоит между частями сложносочиненного предложения.

Ребята ушли, (1) и в доме стало подчеркнуто тихо;(2) баба Настасья вернулась к столу, села на лавку. Перед ней лежало письмо,(3) которое она знала наизусть.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Вы пишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.





Княжин очень расстроился и даже побледнел, (1) но преодолел себя.

Я должен знать, (2) я должен быть незаменимым, (3) — сказал он. — Я буду пилотом космического корабля. Я никому этого не говорил, (4) но вы меня заставили.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (или цифру), обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Они посмотрели на меня, (1) и девочка, (2) пригорюнившись,(3) сказала:

Каждый день придумывают одно и то же, (4) а мне скучно. Очень скучно...

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.

Она не верила своим ушам и глазам, (1) и слезы буквально застыли на щеках.

Мальчишка просветленно улыбнулся.

Я вообще-то Лизке купил, (2) ей кутенков кормить надо. Но ничего, (3) у ней еще кости есть.

  1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятьте между частями сложносочиненного предложения.

Опасный момент возникает, (1) когда человек чересчур увлекается этими играми. Грань между компьютерным и настоящими мирами становится весьма зыбкой, (2) и он перестает осознавать, (3) что чем больше времени тратит на игры, (4) тем меньше реализует себя в действительности. И тогда не исключено формирование зависимости, (5) а она игрока не отпустит.

  1. Физминутка. Быстро встаньте.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

И к работе вновь вернулись.

5. Объяснительный диктант.

Задание: выделить грамматическую основу, определить вид предложения, объяснить постановку знаков препинания.

На холм он взобрался, и в тусклую даль он смотрит… (А.С.Пушкин) (ССП, и – соединит. союз)

В густом вечернем воздухе летали сотни светлячков и разносилось благоухание цветущих магнолий. (ССП с общим второстеп. членом; и – соединит. союз)

Огромная луна стояла над горою и заливала город зеленоватым светом. (Прост., ослож. одн. обст.; или – разделит. союз)



В лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. (Пришвин) (СПП с общим второстеп. членом, и – соединит. союз)

6. Закрепление материала. Самостоятельная работа с тестом по теме «Сложносочинённое предложение».

ТЕСТ. Вариант 1.

1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?

1) тоже, либо, зато;

2) да, ни - ни, тоже;

3) да, не то - не то;

4) однако, или, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении: Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).

1) соединительный;

2) противительный;

3) разделительный.

3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом И:

1) Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием (Симонов).

2) Солнце село, и тусклые тучи висели над тёмной степью (Чехов).

3) Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли (Горький).

4) В вашем сердце есть и гордость, и прямая честь (Пушкин).

4. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой (Арсеньев).

2) Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).

3) Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).

4) Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал (Симонов).

5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены):

1) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тёмном (Горький).

2) Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал брошенный ему с борта канат (Катаев).

3) Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).

4) И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвётся пополам (Ахматова).

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Она была молода (1) и умна (2) и (3) считала нужным брать от жизни всё лучшее, что та ей преподнесёт (Тургенев).


1) 1, 2, 3;

2) 1,3;

3) 1,2;

4) 2.

7. Сколько простых предложений в составе сложного (знаки препинания не расставлены)?



Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).


1) 2;

2) 3;

3) 4.


ТЕСТ. Вариант 2.

1. В каком ряду перечислены разделительные союзы?

1) то-то, зато;

2) да, также;

3) или, либо;

4) однако, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении: На Пересыпи не то что-то горело, не то восходила луна (Паустовский).

1) противительный;

2) соединительный;

3) разделительный.


3. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).

2) Оба слишком оживлённо и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).

3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни всё лучшее (Тургенев).

4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).

4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены):

1) Вековые тёмные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).

2) Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся шагов (Бунин).

3) Проехали семь вёрст и вдали показался невысокий дом и двор (Арсеньев).

4) У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонёк (Горький).

5. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Светало (1) и свет (2) ещё не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).

1) 1, 2, 3;

2) 1, 3;

3) 1;

4) 2, 3.

6. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки препинания:

1) Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределённый звук, похожий на чей-то голос (Сергеев-Ценский).


2) Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев).


7. Сколько простых предложений в составе сложного (знаки препинания не расставлены)?

Туман то заволакивал вершины гор то опускался в долину то вдруг поднимался кверху и тогда дождь шёл ещё сильнее (Арсеньев).


1) 2;

2) 3;

3) 4.


Ответы:

Задание

1

2

3

4

5

6

7

ТЕСТ

III

2

2

4

1

3

4

1

IV

3

2

2

4

3

1

1

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания, умения и навыки.

Мы повторили

- сведения о сложносочинённом предложении; сочинительные союзы;

Мы выяснили

-особенности сложносочинённого предложения;

-чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения;

Мы весь урок учились

- отличать сложносочинённые предложения от других предложений,

- правильно ставить знаки в ССП и в ПП с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

А сейчас по десятибалльной шкале оцените, как каждый из вас работал на уроке. - Где пригодится вам знание данной темы?

Домашнее задание:


Список литературы


1. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 8-9 классы. – М.: ВАКО, 2010.


2. Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.] М.: Просвещение, 2011.


3. Сборник упражнений по русскому языку / Д.Э.Розенталь. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004.


4. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г.А.Богданова. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!