СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого занятия "Осенние посиделки" в детском объединении "Копилочка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Осенние посиделки (разработка открытого занятия в детском объединении «Копилочка» педагог Склярова Е.Н) Приобщение детей к народным традициям через ознакомление с праздниками народного календаря. Цель: Развитие и сохранение интереса у детей к старинному женскому рукоделию, народным традициям. Знакомство с покровителями женского рукоделия братьями Кузьмой и Демьяном и Параскевой Пятницей. Задачи Обучающие: ­ познакомить детей с видами рукоделия, народными приметами, пословицами и поговорками; ­ продемонстрировать знания и умения детей; ­ научить детей народным играм. Развивающие: ­ развивать творческие способности детей, трудолюбие, упорство в достижении цели. Воспитывающие: ­ воспитывать уважительное отношение к народным традициям, умение работать в коллективе, в группе. ­ приобщать к сохранению народных традиций в семьях детей, воспитывать гражданско-патриотические чувства. Ход занятия Организационный момент: ­ приветствие, настрой на работу. Основная часть: 1. Рассказ о покровителях рукоделия братьях Кузьме и Демьяне и Параскеве Пятнице. 2. Народные приметы, пословицы, поговорки. 3. Кроссворд «Рукоделие». Практическая часть: 1. Практическое задание «Пасмы». 2. Представление работ бабушек «Из бабушкиного сундука» 3. Интервью с бабушкой . 4. Практическое задание «Витой шнур». 5. Подвижная игра «Ткач и челнок». 6. Домашнее задание «Частушки» Заключительная часть: -Подведение итогов. Содержание 1. Рассказ о покровителях женского рукоделия Кузьме и Демьяне и Параскеве Пятнице Жизненный уклад человека изначально определялся сменой времен года. Народный календарь или мясяцеслов, - это годовой круг крестьянского быта, выраженный в устном народном творчестве и расписанный по дням каждого месяца, которым соответствуют отдельные приметы, обычаи, обряды, суеверия и наблюдения за явлениями природы. Народный календарь (иногда его называют «народными святцами») связан и с церковным православным календарем. В нем называются особо почитаемые в народе святые, которые по убеждению крестьян, помогали им в различных делах. Мы с вами познакомились с некоторыми народными праздниками. Давайте вспомним их: Масленица, Олена-льносейка, Троица, Ильин день, 3 Спаса, Наталья-овсянница, Покров, Рождество. Осенью, в ноябре месяце, когда закончены сельскохозяйственные работы, наступает время зимней женской работы. И женщины просили помощи в делах у покровителей рукоделия Параскевы Пятницы, именины которой отмечали 10 ноября и братьев Кузьмы и Демьяна – 14 ноября. Святая Параскева пользуется у русского народа особенным уважением, её иконы в старину были почти в каждом доме. Её называли «бабьей» святой, заступницей: ­ «Матушка Параскева, пошли женишка поскорее» ­ «Матушка Параскева – отдай замуж поскорее» Так как предназначением женщины было ведение домашнего хозяйства и рождение детей. А для удачного замужества надо быть хорошей хозяйкой, рукодельницей. В этот день устраивали льняные смотрины. Женщины выносили на улицу лен – первак, показывали его друг к другу, хвалились своим рукоделием и мастерством. Старались показать свое умение женихам и будущим свекровям. Пряжу не прядут, белье не стирают, не выносят из печи золу, не пашут и много не смеются, а то на том свете Пятница гоняться будет. Существует поверье, что святая Параскева ходит по земле в виде молодой женщины и примечает, кто как соблюдает обычаи и запреты. Одних она награждает, а других наказывает. Святые братья Кузьма и Демьян были людьми образованными и хорошими врачами. Плату за лечение они не брали, строго соблюдая заповедь: «Даром получили, даром давайте». За это люди назвали их бессребрениками. Кузьму и Демьяна считают покровителями ремесел «рукомесленники», особенного женского рукоделия и мастеров кузнечных дел. 14 ноября – Кузьминки: ­ «Кузьминки – об осени поминки, встреча зимы». ­ «Снежный день обещает весной большой разлив рек». С этого дня женщины принимаются за зимнюю пряжу, и обращаясь к святым, просят помочь не отстать в работе тех, кто начал её раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними». Существуют приметы и обряды на этот день: ­ «Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде». Кузьминки – девичий праздник: девушка – невеста считается хозяйкой дома, готовит для всех угощение. Девушки собирались в одной избе, приносили продукты и готовили угощения. Обязательным блюдом была каша. Для мира в семье и удачи в женских делах в доме обязательно находились куклы братья-обереги. Это обрядовые куклы, ими не играли, а помещали их над рабочим местом. 2. Кроссворд «Рукоделие» Куклы-обереги помогали справляться со всеми женскими работами. А чтобы не скучно было работать по одиночке, девушки собирались в одной избе на посиделки. Чем же они занимались? Давайте вспомним? /Дети называют виды работ, а педагог вывешивает на доске слова, из которых складывается слово «Рукоделие»/ М А К Р А М Е К Р У Ж Е В О П Л Е Т Е Н И Е В Ы Ш И В К А С Т Р О Ч Е Н И Е П Р Я Д Е Н И Е Т К А Ч Е С Т В О Б И С Е Р О П Л Е Т Е Н И Е Ш И Т Ь Е В Я З А Н И Е Посмотрите внимательно на слово, которое получилось в центре. Это сложное слово состоит из двух «руками» и «делать», то есть трудиться. А знаете ли вы поговорки о труде? Назовите их. А сейчас я попрошу вас составить поговорки (из разрезанных карточек): «Труд человека кормит, а лень портит»; «Умелые руки не знают скуки»; «Землю красит солнце, а человека труд»; «Долог день до вечера, если делать нечего». 3. Практическое задание «Пасмы» Но наступает вечер, рукодельницы приходят на посиделки, и начинается работа. Сначала надо приготовить пряжу. Я прошу вас объединиться в пары и смотать пряжу в клубочки. /Показываю пряжу, смотанную в пасмы/ Как называется смотанная так пряжа? Пасма! Запомните это слово. 4. Рассказ детей о работах бабушек Расскажите, пожалуйста, о своих бабушках-рукодельницах и их работах. /Девочки рассказывают о своих бабушках/ 5. Беседа с бабушкой Одна из бабушек сегодня у нас в гостях. Это Ф.И.О. – бабушка Ф.И Вопросы. - Кто научил вас вязать? - Как давно вы вяжете? - Самый любимый вид рукоделия? И др. 6. Практическое задание «Витой шнур» Наши девочки тоже умелые рукодельницы. Покажите нам, как вы умеете плести на подушках. А чтобы было хорошо всем видно – будем плести витой шнурок. Что нам нужно для работы? Подушка, нити 2 шт. булавки. /Используется шнур средней толшины/ Молодцы! Справились! 7. Подвижная игра «Ткач и челнок» На посиделках не только работали, но и умели отдохнуть, поиграть. Поиграем? Игра «Ткач и челнок» (показать челнок)./Дети встают в ряд, поднимают руки, образуя ворота. Выбирают «ткача» и «челнока»/ «Челнок» пробегает в каждые «ворота», а ткач его догоняет. Если догнал – становится «челноком». 8. Частушки Рукодельницы – девочки веселые, озорные. Они частушки сочинять и петь умеют. /Детям было дано задание сочинить частушки по двум начальным строкам/ Я умелая девчонка, Я без дела не сижу… Я умелая девчонка Ручки золотые…. Я девчонка маленька, Но така удаленька…. Мы рукодельницы – девчушки Неразлучные подружки: Вместе в школу и гулять, Вместе и носки вязать. 9. Подведение итогов Вот и подошли к концу наши посиделки: ­ О чем мы с вами говорили? ­ Что вы узнали нового? ­ О чем расскажите дома маме и бабушке? Молодцы! Я рада, что вам понравились наши посиделки и вы узнали много нового, что пригодится вам в жизни (похвалить каждого ребенка). Релаксация: улыбнемся друг другу на прощание и до встречи на занятиях. Оформление кабинета Кабинет украшен осенними листьями, кистями рябины, калины. В кабинете находятся стенды с материалами занятия: куклы-обереги, иллюстрация иконы Параскевы. Старинная прялка, челноки, работы бабушек, веретено.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!