УРОК ГЕОМЕТРИИ ПО ТЕМЕ:
"УГОЛ МЕЖДУ ПРЯМОЙ И ПЛОСКОСТЬЮ"
10 КЛАСС
Учитель: Авезова Земфира Таймасовна
ЦЕЛИ:
Образовательная – введение нового понятия; отработка знаний,
умений и навыков по нахождению угла между прямой и
плоскостью; умение строить такие углы;
Развивающая – умение распознавать угол между прямой и
плоскостью; развивать практические навыки путем решения задач
на нахождение угла между прямой и плоскостью; повышать уровень
развития творческого мышления; развитие умения задавать вопрос;
Воспитательная – слушать и слышать других учеников;
воспитывать вкус и интерес к геометрии; умение построить хороший
грамотный чертёж является важнейшим элементом геометрической
культуры.
ЗАДАЧИ:
- повторить такие понятия, как наклонная, перпендикуляр, проекция;
- теорема о трёх перпендикулярах; применение;
- ввести понятие угла между прямой и плоскостью;
- рассмотреть задачи, в которых используется это понятие;
ХОД УРОКА:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Вопросы:
1. По рисунку назовите: перпендикуляр, основание перпендикуляра, наклонную к плоскости α, наклонной, проекцию наклонной на плоскость α.
2. Сравните AP и AD. (APAD, так как перпендикуляр меньше любой наклонной).
3. Что называется расстоянием от точки А до плоскости α?
4. Что называется расстоянием между параллельными плоскостями?
5. Что называется расстоянием между скрещивающимися прямыми?
6. Сформулировать теорему о трёх перпендикулярах (Прямая, проведённая в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к её проекции на эту плоскость, перпендикулярна и к самой наклонной.)
7. Сформулировать теорему, обратную теореме о трёх перпендикулярах (Прямая, проведённая в плоскости через основание наклонной перпендикулярно к ней, перпендикулярна и к её проекции)
8. На рисунках изображены: фонарный столб и полочка. Наглядным примером чего это является?
9. Если одна из двух параллельных прямых перпендикулярна к третьей прямой, то как расположена другая?
На каждый вопрос продемонстрировать примеры и контр примеры.
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Вводим понятие проекции точки на плоскость, проекции фигуры на плоскость.
Вопросы:
1. Как построить проекцию точки на плоскость?
2. Что является проекцией точки М на плоскость α? (точка К)
3. Что является проекцией точки N на плоскость α? (сама точка N)
Определение: Проекцией точки на плоскостьназывается основание перпендикуляра, проведённого из этой точки к плоскости, если точка не лежит в плоскости, и сама точка, если она лежит в плоскости.
Отметим вне α ещё три точки А, В, С, не лежащие на одной прямой. Соединим их попарно.
Вопрос:
1. Как построить проекцию треугольника АВС на плоскость α?
2. Как построить проекцию произвольной фигуры на плоскость?
Вывод: Если построить проекции всех точек какой-нибудь фигуры на данную плоскость, то получим фигуру, которая называется проекцией.
Докажем, что проекцией прямой а на плоскость α, не перпендикулярную к этой прямой, является прямая. Сначала устно по чертежу, затем запишем доказательство в тетрадь, один ученик у доски.
Дано: аα =О, аα.
Доказать: проекцией а на α является а1
Доказательство:
1) Ма, МН α. Проведём через а и МН, а1.
2) Возьмём М1, М1Н1МН,
М1Н1а1=Н1.
3) Так как М1Н1МН, и МНа1 М1Н1 α, то есть Н1 проекция М1 на плоскость .
Что мы доказали?
Что проекция любой точки прямой а лежит на прямой а1. а1 проекция прямой а на плоскость .
Предложить учащимся самим сформулировать определение угла между прямой и плоскостью.
Определение: Углом между прямой и плоскостью, пересекающей эту прямую и не перпендикулярную к ней, называется угол между прямой и её проекцией на плоскость.
Вопрос: А что, если а или а?
Ответ оформить в тетрадь. Сделать чертеж.
(а,)=900 (а,)=00
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Задача 1:
В параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 - ABCD – квадрат со стороной, равной 2 см. Все боковые грани – прямоугольники, B1D=5 см. Найдите углы между B1D и плоскостью ABC и между B1D и плоскостью DD1C1.
Р
ешение:
1. ABCD – квадрат. По теореме Пифагора BD2=22+22=8; BD=2;
2. cos BDB1=0,4; BDB1=55033
3. sin B1DC1=0,4; B1DC1=23035
Задача 2:
Из точки, отстоящей от плоскости на расстояние а, проведены две наклонные, образующие с плоскостью углы в 450, а между собой угол в 600. Определить расстояние между концами наклонных.
Решение:
1. Треугольники ACH и СHB прямоугольные и САН=СВН=45о СН=АН=НВ=а
2. По теореме Пифагора СА=СВ=а;
3. В треугольнике АВС АСВ=60о и АС=СВтреугольник АВС равносторонний
АВ= а;
Далее учащиеся работают самостоятельно по карточкам. Первым оценивается построение угла между прямой и плоскостью, а затем решение самой задачи.
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
п.21 №164, 165
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Какие новые понятия мы изучили на уроке? (Проекции точки на плоскость, проекции фигуры на плоскость, угол между прямой и плоскостью)
Дадим определение этим понятиям. Выставление оценок.