Этап урока | Действия учителя | Музыкальный материал | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный момент (2 минуты) | Клоун Сл№1 Приходите, приходите, Уважаемые зрители! Ждет Вас представление Всем на удивление! клоун Сл №2 Здесь мужества и силы праздник, Здесь клоун мастер и проказник, Здесь каждый зверь большой артист Прыгун, танцор, эквилибрист. Веселье, радость, звонкий смех- Все это цирк! И он для всех! - Ребята, как вы думаете , о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сл №3 Музыка в цирке Сл №4 (фото Курского цирка) | «Цирковой марш» | Вход в класс под музыку под музыку И. Дунаевского «Выходной марш». | Проявление эмоциональной отзывчивости |
2. Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. (5 минут) | Скажите, вы были когда-нибудь в цирке? Скажите, что такое цирк? Цирк – это веселые клоуны, акробаты, дрессированные звери. Сл №5 Авы знаете как появился цирк Об этом нам расскажут Коля и Вика. Сл №6 А скажите, каким был бы цирк без музыки? Сл №7 Представьте, что заяц и волк пригласили нас в цирк и прислали письмо. Я его вам зачитаю: «Дорогие ребята! Рассудите нас с волком. Волк говорит, что музыка не нужна в цирке. А я, заяц, говорю, что нужна. Как вы думаете? . Кто прав?» Заяц Давайте поможем зайцу и волку! Представим, что волк прав, и музыка в цирке не нужна. Ну что ж, будем разбираться дальше. Итак, музыкальное путешествие на цирковое представление продолжается. И вы знаете, что всякое цирковое представление начинается с выхода и представления всех артистов? Вот и мы с вами с этого и начнем. Давайте попробуем встать у своих парт и попытаемся представить, как выходят артисты. Итак, на арену! | | Размышление о роли музыки в цирке. Импровизация движений марша без музыки. | Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека |
3. Изучение нового материала. Организация слушательской и исполнительской деятельности. (5 минут) | Почему у вас ничего не получается? Шли толпой потому, что не было музыки. Можно ли представить спектакль в цирке без музыки? А теперь попробуем это сделать под музыку. В какие моменты в цирке звучит музыка? Какая музыка украшает цирковое представление? Правильно – марш. Мы с вами сегодня услышали известный марш. Сл №8 Музыку композитора Исаака Осиповича Дунаевского знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Под звуки этого марша на сцену выходят все цирковые артисты, участвующие в представлении. Давайте послушаем «Выходной марш» Дунаевского и попробуем под нее промаршировать у своих парт. Сл №9 Какими чувствами наполнена эта музыка? Какое настроение у зрителей она создает? Какие интонации, ритмы привлекают внимание слушателей? Почему композитор поручил исполнение этого марша симфоническому оркестру? Голоса каких инструментов наиболее различимы в его общем звучании? (Ответы детей) Сл №10 | Видеоклип И. Дунаевский «Выходной марш» | Слушание. Интонационно-образный анализ, выявление особенности жанра марша | Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. |
4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) Моделирование проблемной ситуации: «Представьте, что лошади бегут по кругу… А как звучит в это время музыка?» (8 минут) | Сл №11 Скажите, а вы любите смотреть на выступление артистов с цирковыми лошадьми. Наездники выполняют сложные трюки, а цирковые лошади бегают по кругу. (клоуны рассказывают стихи) Этот цирковой номер называется галоп Выступление наездников тоже всегда сопровождается музыкой. Давайте попробуем изобразить бег лошадки выстукиванием кулачками по парте сначала без музыки. Ну а теперь попробуем изобразить цокот бегущих лошадок. Ну ,а теперь попробуем с музыкой. Мы не смогли четко изобразить цокот лошадей без музыки, а вот с музыкой у нас получилось намного лучше. Скажите, а могли бы четко выполнить цирковые трюки лошади и артисты без музыки? Значит мы с вами можем сделать вывод, что музыка нужна и важна в цирковом представлении как для артистов , так и для животных Скажите, а что бывает в цирке в перерыве представлений? Правильно – антракт. Вот и мы с вами устроим музыкальную физкультминутку. | Видеоклип «Галоп» И. О. Дунаевского. Видеоклип «Галоп» И. О. Дунаевского. | Разрешение проблемной ситуации, определение действия под музыку, ответы на поставленные вопросы. | Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. |
5. Физкультминутка. (2-3 минуты) | Сл № 12 (Физкультминутка) Видеоролик №1 | Презентация «Музыкальная физкультминутка».»Озорной и Веселый» | Антракт. Действия детей под музыку. | Создание праздничную атмосферу музыкального циркового представления, умение отдохнуть. |
6. Организация вокально-хоровой работы. (5 минуты) | Итак, мы с вами помогли цирковым артистам выйти на арену цирка, просмотрели выступление на лошадях, а кто еще выступает на арене цирка? Правильно, клоуны. Сл №13-15 И к нам в гости пришли веселые клоуны ,Бим и Бом. (Встечайте) 1клоун Клоун в цирке каждый вечер. Сколько радости от встречи Балагурит и хохочет Рассмешит, кого захочет. Яркий Рыжий с красным носом. Задает он всем вопросы, Он ведет себя галантно , Не вступает в переделки, Терпит Рыжего проделки. Оба скачут и резвятся Всем на радость веселятся, Дарят всем задорный смех – Вот в чем клоунов успех! Видео №2 Как вы думаете ,что может делать клоун на арене под эту музыку? Ребята , а вы знаете известных клоувов… (ответы детей) Познакомьтесь, на арене Олег Попов Видео №3 Задания от клоунов (Аукцион музыкальных слов) Сл №17 Веселый зоопарк. (Кто из какой песни?) Сл № 18 Музыкальная попевка. Для начала мы распоемся, чтобы хорошо исполнить песни о слоне. | Видеоролик «Клоуны» Д.Кабалевский Видеоролик «Олег Попов» | . | Научатся исполнять песни. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (5 минут) | Сл №19«Слон» | Презентация «Нотная грамота». | Ответы детей на поставленные вопросы, работа с новыми информационными технологиями. | Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии |
8. Первичное закрепление Включение нового знания в систему знаний и повторение. Организация контроля и обобщение. (5минут) | Сл №20-22 Инсценирование и исполнение песни «Добрые слоны» А.Журбина | Движение под музыку | Ответы детей на поставленные вопросы, работа с новыми информационными технологиями. | Научатся рассуждать на тему, отвечать на вопросы, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии |
9. Рефлексия деятельности. (Итог урока 1-2 минуты) | Скажите, чьё выступление на цирковой арене может сопровождать эта музыка? В каком характере звучит музыка? В конце урока мы должны с вами подвести итог всего нашего сегодняшнего урока. Итак, мы сегодня с вами узнали мажорный лад музыкального произведения, узнали жанр музыкального произведения – марш, повторили и закрепили пройденный материал. Всего вам доброго в изучении дальнейших тем. Наше цирковое представление окончено. До новых музыкальных встреч. | | Ответы детей на поставленные вопросы. Оформление цирковой арены цирковыми персонажами. | Личностное отношение при восприятии музыки. |
| Прозвени-ка, дружок, Голосистый звонок. Перемену ждут ребята, Поиграть, попрыгать надо. | Видеоклип «Песня о цирке» О. Попова. | Выход детей под музыку О. Попов «Песня о цирке» | |