СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по физике на тему "Рентгеновское излучение"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке применяются активные формы и методы обучения

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по физике на тему "Рентгеновское излучение"»



КГУ «ИНДУСТРИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВКО











План открытого урока








дисциплины «Физика»


специальность: 0508000 «Организация питания»


группа: 6


Дата проведения: 30.05.2018



Подготовила: Тихоненко С.А.




Рассмотрено и одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № 8 от «__9__»___апреля___2018 года


Председатель ПЦК ООД ____________ Тихоненко С.А.


Согласовано

Методист колледжа ______________ Е.В. Чиркова





СЕМЕЙ, 2018


Краткосрочное планирование по физике

Группа 6

Урок № 87-88


Тема

Рентгеновское излучение

Общая цель урока

Формирование знаний учащихся о рентгеновском излучении


Целиурока:


  • Образовательные:

    • познакомить учащихся с историей открытия рентгеновского излучения, использования рентгеновского излучения в медицине и промышленности;

    • привить интерес к предмету, углубить и расширить знания учащихся.

  • Развивающие:

    • формировать  навыки нахождения нужной информации из разнообразных источников, в том числе и в Интернете;

    • стимулировать поисковую деятельность учащихся, развивать умение анализировать и обобщать результаты исследования, делать выводы.

  • Воспитательные:

    • воспитание уверенности в своих творческих способностях; формирования умения сотрудничества, ответственности.


Ожидаемый результат

Знают условия возникновения рентгеновских лучей, принцип действия рентгеновской трубки;

Понимают важность получения частиц высоких энергий в ускорителях;

Применяют полученные знания при решении задач;

Анализируют широкое применение и вредное воздействие на живой организм рентгеновского излучения;

Разработают правила для защиты от воздействия рентгеновских лучей;


Ключевая идея

Дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог, аргументацию

Источники и оборудование

Текст учебника – раздаточный материал, интерактивная доска, ватман, маркеры, карточки


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Модули

Время

1. Орг. момент

Приветствие учащихся.


Методика «Настроение».





Деление на группы: «Единицы измерения», «Физические величины», «Явления»


Приветствуют учителя


Ученики встают в круг и передавая друг другу подсвечник желают что-то позитивное на урок.

Ученики выбирают стикер и рассаживаются по группам.









Новые подходы в обучении

7 мин

2. Проверка домашнего задания


Работа в группах

Учитель предлагает в группе составить кластер по пройденной теме – ИК излучение, УФ излучение, видимый свет.

Ученики, составив кластер, защищают его.

КМ


12 мин

3. Актуализация знаний


ГР

Предложены рентгеновские снимки, учащиеся определяют тему урока

Учитель объявляет тему урока «Рентгеновские лучи».

Учитель записывает слова на доске/плакате синим цветом.

Определили тему урока.




Ученики должны назвать известную им информацию о рентгеновских лучах одним словом.

Новые подходы в обучении.




КМ

Метод «Ассоциаций»

5 мин

4. Изучение новой темы

Просмотр видеофильма



ИР




ГР







Просмотр видеофильма





ГР

Поисковая работа


Применение в медицине Х-лучей.


Предлагает прочитать новый материал. После индивидуального прочтения текста, ученики обсуждают в группе




Свойства РЛ.





ОТКРЫТИЕ Х-лучей и их свойства



Предлагает сформулировать и озвучить применение РЛ







Задание в группах

1 группа: положительные стороны рентгеновских лучей.

2 группа: отрицательные стороны рентгеновских лучей.



Смотрят видеоролик



Ученики, изучая текст, делают пометки на полях:

«V» – уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы


Обсуждают в группе





Просмотр фильма.



Один из членов группы следит, корректирует, направляет остальных учеников (ученик А)







После выступления группы оценивают друг друга






Новые подходы в обучении.




КМ


Стратегия «Инсерт»









НП



Лидерство в обучении








Использование ИКТ в преподавании




Оценивание для обучения и оценивание обучения (формативное)


Прием «Две звезды, одно пожелание»

7 мин






7 мин







5 мин






7 мин



5 мин








7 мин












3мин


5. Закрепление

ИР +ГР



ИР






Работа с текстом.

Г.Семей, НИИ радиологии + презентация


Тест






Учащиеся знакомятся с текстом, озвучивают в группах, в аудитории.




Учащиеся выполняют задание


КМ

«Корзина идей»



Проверка знаний учащихся




10 мин


3 мин



5 мин

Информация о домашнем задании

Составить ОК:

Сходство и различие рентгеновских лучей по сравнению с другими излучениями.

Записывают в тетради


2 мин

Рефлексия и итог урока.

Учитель дописывает информацию в кластер красным цветом.

Ученики должны увидеть на сколько пополнились их знания относительно новой темы

Ученики заполняют кластер

КМ

5 мин































1. Видеофильм «Я изнутри»

2. Свойства лучей – после просмотра фильма 1

1. Большая проникающая и ионизирующая способность.
2. Не отклоняются электрическим и магнитным полем.
3. Обладают фотохимическим действием.
4. Вызывают свечение веществ.
5. Отражение, преломление и дифракция как у видимого излучения.
6. Оказывают биологическое действие на живые клетки.

3. Получение. Стратегия Инсерт

Внимание!изучая текст, делаем пометки на полях:

«V» – уже знал

«+» - новое

«-» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

В настоящее время для получения рентгеновских лучей разработаны весьма совершенные 
устройства, называемые рентгеновскими трубками.  

Схематическое изображение рентгеновской трубки. X – рентгеновские лучи, K – катод, А – анод (иногда называемый антикатодом), С – теплоотвод, Uh – напряжение накала катода, Ua – ускоряющее напряжение, Win – впуск водяного охлаждения, Wout – выпуск водяного охлаждения (см. рентгеновская трубка).

Рентгеновские лучи возникают при сильном ускорении заряженных частиц (в основном электронов) либо же при высокоэнергетичных переходах в электронных оболочках атомов или молекул. Оба эффекта используются в рентгеновских трубках, в которых электроны, испущенные раскалённым катодом, ускоряются (при этом рентгеновские лучи не испускаются, т. к. ускорение слишком мало) и ударяются об анод, где они резко тормозятся (при этом испускаются рентгеновские лучи: т. н. тормозное излучение) и в то же время выбивают электроны из внутренних электронных оболочек атомов металла, из которого сделан анод. Пустые места в оболочках занимаются другими электронами атома. При этом испускается рентгеновское излучение с определённой, характерной для материала анода, энергией. В настоящее время аноды изготовляются главным образом из керамики, причём та их часть, куда ударяют электроны, — из молибдена. В процессе ускорения-торможения лишь 1% кинетической энергии электрона идёт на рентгеновское излучение, 99% энергии превращается в тепло.

Рентгеновское излучение можно получать также и на ускорителях заряженных частиц. Синхротронное излучение возникает при отклонении пучка частиц в магнитном поле, в результате чего они испытывают ускорение в направлении, перпендикулярном их движению. Синхротронное излучение имеет сплошной спектр с верхней границей. Присоответствующим образом выбранных параметрах (величина магнитного поля и энергия частиц) в спектре синхротронного излучения можно получить и рентгеновские лучи.

4. Видеоролик. Вильгейм Рентген 

5. Применение Рентгеновских лучей

При помощи рентгеновских лучей можно просветить человеческое тело, в результате чего можно получить изображение костей, а в современных приборах и внутренних органов.    

При этом используется тот факт, что у содержащегося преимущественно в костях элемента кальция (Z = 20) атомный номер гораздо больше, чем атомные номера элементов, из которых состоят мягкие ткани, а именно водорода (Z = 1), углерода (Z = 6), азота (Z = 7), кислорода (Z = 8). Кроме обычных приборов, которые дают двумерную проекцию исследуемого объекта, существуют компьютерные томографы, которые позволяют получать объёмное изображение внутренних органов.

Выявление дефектов в изделиях (рельсах, сварочных швах и т. д.) с помощью рентгеновского излучения называется рентгеновской дефектоскопией.

В материаловедении, кристаллографии, химии и биохимии рентгеновские лучи используются для выяснения структуры веществ на атомном уровне при помощи дифракционного рассеяния рентгеновского излучения (рентгеноструктурный анализ).

Известным примером является определение структуры ДНК.

Кроме того, при помощи рентгеновских лучей может быть определён химический состав вещества. В электронно-лучевом микрозонде (либо же в электронном микроскопе) анализируемое вещество облучается электронами, при этом атомы ионизируются и излучают характеристическое рентгеновское излучение. Вместо электронов может использоваться рентгеновское излучение. Этот аналитический метод называется рентгено-флюоресцентным анализом.

В настоящее время начинает развиваться область рентгеноскопии на базе применения рентгеновских лазерных лучей.

Человечество должно быть благодарно ученому за его бескорыстие. Сейчас рентгеновские лучи находят широчайшее применение во множестве областей науки, техники и медицины.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!