СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по физике в 8 классе по теме "Электризация тел"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«анализ урока»




Самоанализ

урока по теме: ЭЛЕКТРИЗАЦИЯ ТЕЛ. ДВА РОДА ЗАРЯДОВ.


1.Место этого урока в изучаемой теме.

Первый урок по разделу: Первоначальные сведения об электричестве. Строение атома.

Урок не связан с предыдущими уроками. Полученные сведения на этом уроке необходимы для усвоения последующего материала и для общего развития.

2. Организация урока.

Тип урока: Урок изучения нового материала. С применением фронтальной лабораторной работы с демонстрационными экспериментами.

Форма выбора урока способствует созданию заинтересованности в изучении темы урока, возрастным особенностям учащихся 8 класса, их активности, любознательности (удовлетворению потребностей и учет индивидуальных способностей школьника). Групповая работа помогает и сильному и слабому ребенку (один показывает, другой-учится и повторяет), вместе делают выводы.

Цели урока:

Образовательные:

Формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов.

Выяснение сущности процесса электризации тел.

Определение знака заряда наэлектризованного тела.

Развивающие:

Ознакомление с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.

Развитие навыков работы с приборами.

Воспитательные:

Воспитание умения работать в коллективе и группе.

Воспитание любознательности.

Воспитание творческих способностей.

Оборудование: стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха и шелка, полиэтилен, листочки бумаги, компьютер или мультимедио и доска.

Материал подобран в соответствии с целями и задачами урока. Учащиеся выполняют задания (изготавливают прибор, выполняют лабораторный эксперимент, анализируют полученные результаты, делают выводы).

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Объяснение нового материала.

3. Поэтапный контроль.

4.Закрепление изученного материала.

5.Домашнее задание.

6.Подведение итогов. Выставление оценок.

Урок, в котором работа идет поэтапно, формирует у ребенка правильное и осознанное усвоение и восприятие материала.

На уроке создана доброжелательная атмосфера сотрудничества учитель- ученик, ученик- ученик, ученик-учитель.

На уроке была создана атмосфера дружелюбия, заинтересованности в успешности каждого. Сочетание напряженной работы, плотности урока и элементов разрядки. Взаимодействие и общение учителя и учащихся.

3.Анализ методов и приемов обучения:

Групповая работа, коллективная, индивидуальная.

Доминирующим этапом был анализ опытов и правильно сделанные выводы.

4.Удалось ли решить поставленные задачи, достичь планируемых результатов урока, избежать при этом перегрузки учащихся.

Поставленные задачи решены успешно.

Формы групповой работы уменьшают нагрузку на одного ученика, способствуют сплочению коллектива, лучшему усвоению материала. Ликвидируют боязнь ученика дать неправильный ответ. Практические работы способствуют привитию интереса и любви к предмету.

Выводы:

Успех урока в его практической направленности.

По возможности раздала каждому ученику приборы для развития творческого мышления, творческих способностей каждого ученика.

Просмотр содержимого документа
«конспект»

Открытый урок физики в 8 классе по теме «Электризация тел.»



Цели:

Образовательная:

  • Изучить явление электризации тел, на опытных фактах установить получение двух видов электрических зарядов на макроскопических телах;

  • Добиться четкого усвоения законов взаимодействия одноименных и разноименных зарядов;

  • Уметь решать качественные задачи по теме.


Воспитательная:

  • Поддержание эмоциональной и доброжелательной атмосферы;

  • Пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям.


Развивающая:

  • Выделять электрические явления в природе и технике;

  • Определять знак заряда наэлектризованного тела;

  • Познакомить с краткими историческими сведениями изучения электрических зарядов.


Оборудование и средства обеспечения учебного процесса:


Мультимедийный проектор, экран, палочки из оргстекла и эбонита, шерстяные лоскуты, лоскуты из шелка, кусочки меха, пластмассовые линейки, кружочки бумаги, электрические султаны, гильзы на тонкой нити, воздушные шарики, штативы, полиэтиленовые и бумажные полоски.

Презентация к уроку.



Ход урока:


  1. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.


Учитель.

Здравствуйте ребята! Вы уже много знаете и умеете, но сегодня предстоит совершить еще одно открытие.

Сегодня на уроке у меня есть помощник – это палочка. На вид вроде обыкновенная, из эбонита. Я попытаюсь при ее помощи совершить чудо. Попробую что-нибудь достать из этой красивой коробочки. (Опускает палочку в коробочку и показывает ученикам).

Не получается. Что же делать?


Ученики. Сказать заклинание.


Учитель.

Попробую. АБРА – КОДАБРА – БУМ! Опять не получается…

А вспомните, что делал Алладин, когда доставал из лампы джина?

Ученики. Натирал лампу.


Учитель. Попробую и я натереть свою палочку (натирает палочку о мех и опускает в коробочку. Показывает учащимся, что к палочке прилипли легкие кусочки бумаги).

Получилось. А палочка то оказывается волшебная.

У вас на столах, ребята, есть палочки.… Проверьте, они тоже волшебные?


Опыт 1. Ученики натирают палочки.

Да, к палочкам, после их натирания прилипают легкие предметы.


Учитель. А лоскутки ткани, меха о которые вы натирали палочки, обладают таким же свойством?


Ученики. Да, к ним тоже прилипают такие предметы.


Учитель. Какой вывод можно сделать из этих опытов?


Ученики. После натирания оба тела приобрели способность притягивать к себе легкие предметы.

СЛАЙД №1.

Учитель. В VI веке до н. э. греческий философ Фалес Милетский обнаружил, что янтарь, потёртый о мех, приобретает свойство притягивать пушинки, соломинки.

Легенда гласит, что дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Уронив его однажды в воду, стала обтирать его шерстяным хитоном и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок, и чем сильнее она вытирала веретено, тем больше налипало шерстинок. Девушка рассказала об этом явлении отцу, тот не замедлил провести эксперимент с различными изделиями из янтаря и обнаружил, что все они после натирания вели себя одинаково.

«Янтарь» по-гречески «электрон». А это «чудо», которое мы с вами наблюдали, тоже имеет название – «электризация». Или по- другому можно сказать, что телу сообщён «электрический заряд».

А теперь кто догадается, какая тема нашего урока?

Ученики. «Электризация».

II Изучение нового материала.

СЛАЙД № 2.

Учитель. Правильно «Электризация тел». И чтобы познать её, мы должны понять следующие слова «электрический заряд» и «взаимодействие зарядов».

В своих опытах вы увидели, что при трении электризуются оба тела. Как вы думаете, одинаковыми ли свойствами обладают наэлектризованные тела? Ваши гипотезы.

Ученики. Наверное, одинаковыми. Они же все одинаково притягивали лёгкие пушинки.

Учитель. А как гипотезу проверить?

Ученики. Надо провести опыты. А какие?

Учитель. Проверьте, как взаимодействуют после электризации тела из одного вещества и из разных веществ.

Опыт 2.Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.

Приборы и материалы: 1) полоски из полиэтилена; 2) полоска из бумаги.

Положите на полоску из бумаги полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? А теперь то- же сделайте с двумя полиэтиленовыми полосками.

Ученики. Результаты опытов различные. В первом случае наблюдается притяжение полосок, а во втором отталкивание. Можно предположить, что на телах из одного вещества образуются заряды одного вида, а на телах из разных веществ – разного.

Учитель. Проверим это, электризуя палочки. При этом эбонитовые палочки натирайте мехом, а стеклянные – шёлком или бумагой.

Ученики. (Делают опыты, потом выводы). У эбонитовой палочки заряд, появившийся при электризации, иного рода, чем у стеклянной, потёртой о шёлк.

Учитель. Вы правы. В природе существует два рода зарядов. Вы сейчас повторили опыты, которые в 1730 г делал французский физик Шарль Дюфе. Он впервые заметил, что натёртые шёлком стеклянные палочки отталкиваются друг от друга, а к эбонитовой палочке притягиваются.

Теперь возьмем два тоненьких листочка бумаги, поднесем их к нашей ручке. Что происходит? (Ответ: ничего) Теперь положите полоски на тетрадь и проведите ручкой по ним, приближайте одну полоску к другой, что вы наблюдаете? (Ответ: они отталкиваются). Т.е мы с вами получили, что при электризации тела могут не только притягиваться, но и отталкиваться. Т.е можно сделать вывод, что при электризации телам может быть сообщен различный электрический заряд. Понятно, что в последнем случае полоскам был сообщен один и тоже заряд. Следовательно, если телам сообщен одинаковый электрический заряд, то они притягиваются. Если противоположный, то тела – отталкиваются. (Демонстрация опыта с линейкой или с двумя стеклянными палочками).

Американский физик Бенжамин Франклин предложил называть заряд, который приобретает стеклянная полочка после натирания о бумагу или шелк, положительным, а заряд, который приобретает эбонитовая палочка после натирания о шерсть, отрицательным.

СЛАЙДЫ № 3, 4.

Одни тела электризуются, так же как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая, палочка - отрицательно. Итак, в природе существуют положительные заряды и обозначаются они знаком плюс и отрицательные заряды и обозначаются они знаком минус.

Если к наэлектризованной эбонитовой палочке будем подносить наэлектризованные тела из различных веществ, то мы увидим, что одни из них будут притягиваться к палочке, а другие отталкиваться. Тела, которые отталкиваются, будут иметь заряд такого же рода, что и на палочке, т. е. отрицательный, а которые притягиваются – заряд другого рода, т. е. положительный.

СЛАЙД № 5. Задания на определение зарядов тел по их взаимодействию.

Сегодня мы с вами установили, что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака (их ещё называют одноимённые), взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака (их называют разноимённые), взаимно притягиваются.

СЛАЙД № 8.

Как вы думаете, можно наэлектризовать тела без трения друг о друга?

Ученики. (Высказывают свои предположения).

Учитель. А как вы можете проверить, тела наэлектризованы или нет?

Ученики. Если тела наэлектризованы, то они будут взаимодействовать, т. е. либо притягиваться, либо отталкиваться друг от друга.

Интерактивные упражнения. СЛАЙДЫ № 7 – 11.

Учитель. А теперь давайте подумаем, где явление электризации мы встречаем в жизни?

Ученики. (Приводят примеры). У меня юбка «прилипает» к колготкам. Волосы поднимаются при расчёсывании пластмассовой расчёской. Свитер «трещит», когда его снимаешь. А мой папа перевозит в автоцистерне горючие жидкости. Он мне объяснял, что цепь к корпусу автомашины прикрепляют, чтобы избежать возникновения искр и пожара от электризации.

СЛАЙД №12.

III Закрепление и углубление знаний. Практическое применение знаний.

Задания на карточках.


IV. Подведение итогов урока. Домашнее задание.


Учитель. Итак, мы снова уходим с урока, совершив еще одно открытие, прибавив еще немножко к нашему знанию. Но чтобы все знание оставалось с вами, необходимо поработать и дома.


Домашнее задание. СЛАЙД № 13.


Спасибо всем за урок.

Просмотр содержимого презентации
«691406»

Из истории От слова «янтарь» (по-гречески -электрон) явления притяжения натёртых тел назвали электрическими Фалес VI до н. э.

Из истории

  • От слова «янтарь» (по-гречески -электрон) явления притяжения натёртых тел назвали электрическими

Фалес VI до н. э.

Электризация тел. Два  рода зарядов .   8 класс.   Урок-исследование.

Электризация тел. Два рода зарядов . 8 класс. Урок-исследование.

Запомните!

Запомните!

  • Электризация тел происходит при соприкосновении .
  • Трение тел увеличивает площадь соприкосновения тел .
+ + + + - - - - - - - - 1. 3. 2.  ? ? + + ? - Заряды одинакового знака взаимно отталкиваются Заряды разноимённого знака взаимно притягиваются + ? ? ? ? ? 1. 2. 3.

+ + + +

- - - -

- - - -

1.

3.

2.

?

?

+

+

?

-

Заряды одинакового знака взаимно отталкиваются

Заряды разноимённого знака взаимно притягиваются

+

?

?

?

?

?

1.

2.

3.

Повторим!

Повторим!

Проверь себя! Пробковые шарики, подвешенные на нитях, заряжены. Какого знака заряды на шариках? На А +, а на Б -. На А -, а на Б +. На А + и на Б +. На А - и на Б -. Б А

Проверь себя!

  • Пробковые шарики, подвешенные на нитях, заряжены. Какого знака заряды на шариках?
  • На А +, а на Б -.
  • На А -, а на Б +.
  • На А + и на Б +.
  • На А - и на Б -.

Б

А

Какой знак заряда на шариках? На А +, а на Б -. На А -, а на Б +. На А + и на Б +. На А - и на Б -. А Б

Какой знак заряда на шариках?

  • На А +, а на Б -.
  • На А -, а на Б +.
  • На А + и на Б +.
  • На А - и на Б -.

А

Б

Применение электризации

Применение электризации

  • Окрашивание деталей.
  • Копчение продуктов.
  • Замес теста на крупных заводах и кондитерских.
  • Очистка промышленных газов и др.
Домашнее задание  § 25  Упр. 18

Домашнее задание

§ 25 

Упр. 18


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя