СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по гармонии "Мажоро-минорные системы"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по гармонии составлен с элементами коучинга и современных педагогических технологий.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по гармонии "Мажоро-минорные системы"»

ВКУИ им. Народных артистов братьев Абдуллиных

(наименование организации образования)


План учебного занятия

«Мажоро-минорные системы в вокальном творчестве Ф. Шуберта»

(тема занятия)

Наименование модуля /дисциплины Гармония

Подготовил педагог Байбурина Г.М.

«27» _октября 2023 года

Общие сведения

Курс, группы __4 ФНРХ____

Тип занятия: Изучение нового материала

2. Цели, задачи:

Цель урока: Познакомить с новыми ладовыми системами в музыке.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать, обобщить и структурировать знания о гармонических средствах новых ладовых систем; определить особенности использования новых аккордов и условия их применения в музыкальной практике.

  • Развивающие: развитие аналитических способностей, логического мышления, умения анализировать и воспринимать на слух аккордику новых ладо-тональных систем.

  • Воспитательные: воспитывать мотивацию к обучению, интерес к дисциплине, гармонический слух.

3. Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений,

которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия.

Обучающиеся должны показать следующие результаты:

  • Знать терминологию.

  • выделять в музыкальном тексте новые гармонические образования;

  • умение применять аккорды мажора-минора в игре гармонических схем на фортепиано, секвенций;

4. Оборудование: мультимедийная презентация, аудио и видео материалы,

наглядные и раздаточные материалы.

5. Необходимые ресурсы: интернет-сайты:

1) https://www.belcanto.ru/major-minor.html

2) http://www.lafamire.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1650&Itemid=277

3) Презентация https://drive.google.com/file/d/1cMX5fcnjHJmgYSBwZ5DaG2Wff8Sf7eAH/view?usp=sharing

6. Ход занятия

Название, содержание и цель этапа урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы

работы

на уроке

Результат

1

Организационный

момент.

Приветствие, проверка готовности к занятию.

Приветствуют педагога, проверяют свою готовность к уроку.

Фронтальная


2

Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Мотивация студентов на изучение нового материала.

1.Педагог задаёт вопросы из курса дисциплины «Элементарная теория музыки», связанные с изучением новой темы.

2.Контролирует правильность ответов учащихся.

1.Учащиеся обосновывают выбор ответа.

3.Проводят самоконтроль


Групповая, индивидуальная.

1.развитие коммуникативных навыков.

2.умение анализировать и обобщать пройденный материал.

3.умение слушать мнение других.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

1.Педагог осуществляет постановку учебной проблемы. Использует элементы коучингового подхода. (КОЛЕСО ПОЗНАНИЯ).

Цель урока: познакомиться с новыми ладовыми системами в музыке.

Вопросы учащимся:

Какие действия нужно предпринять для осуществления цели занятия?

1.Участвуют в процессе постановки учебной проблемы. 

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Можно изучить тему в учебнике.

2.Можно прослушать лекцию преподавателя.

3.Можно самостоятельно прочитать текст по теме в учебнике и подготовить вопросы, требующие разъяснения и помощи преподавателя.

Фронтальная, индивидуальная.

1.Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. 2.Формирование мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. 

4

Изучение

новых знаний. 

1.Излагает новый материал в форме лекции-беседы, задавая вопросы. .

1 блок посвящен одноименному мажоро-минору и одноименному миноро-мажору.

-Какие новые специфические созвучия появились в результате взаимообогащения мажора одноименным минором?

- Какие новые специфические созвучия появились в результате взаимообогащения минора одноименным мажором?

Отличительные особенности этих аккордов?

2 блок посвящен параллельному мажоро-минору.

- Какие аккорды обусловлены объединением параллельных ладов гармонического мажора и минора? Назовите их.

3 блок посвящен одно-терцовому мажоро-минору.

- Что изменилось в аккордике этой ладовой системы и её особенности?

2. Презентация

3.Предлагает прослушать и анализировать музыкальные фрагменты: Ф.Шуберт песни, вокальные номера из циклов «Зимний путь», «Лебединая песня» и др.

1.Участвуют в беседе, отвечая и задавая уточняющие вопросы.

2.Конспектируют основные моменты лекции.

3.Прослушивают и анализируют музыку.

Фронтальная

1 Умение применять прием апперцепции

2.Умение воспринимать чередование разных видов работы на уроке.

5

Первичная проверка понимания изученного материала.

Использование проблемной ситуации

(составление синквейна по личности композитора Ф. Шуберта).


Предлагает задания группам учащихся.

1группа определяет гармонические средства в предложенных музыкальных фрагментах.

2 группа строит гармонические обороты с использованием средств мажоро-минорных систем.


Выполняют полученные задания.

Составляют синквейн:

Ф.Шуберт – композитор-песенник.

Чувственный, лирико-драматичный.

Описывает, волнует, пробуждает.

Новатор в области гармонического языка.

Психолог.

Групповая, индивидуальная.

Контроль, оценка.

1 группа: выполняет гармонический анализ предложенного преподавателем муз. фрагмента.

2 группа: выполняет практические упражнения на фортепиано (игра последовательности, секвенция).

6

Применение новых знаний, обобщение и систематизация.

Устанавливает осознанность учебной деятельности.

Гармонизация мелодии с использованием аккордов мажора-минора.

Выполняют задания по установленному алгоритму: определяют в мелодии характерные ступени для применения аккордов изученных мажоро-минорных систем.

Фронтальная

Умение структурировать знания, выбирать правильные гармонические средства.

7

Подведение итогов урока, коррекция приобретённых знаний.

1.Организует деятельность по анализу ожидаемых результатов занятия и оценивает ответы учащихся по таблице критериального оценивания (см. ниже). 2.Помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. 

Собственная оценка, взаимооценивание. 

Индивидуальная, в парах, групповая.

Самоопределение, самооценка, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. 

8

Рефлексия.

1.Актуализирует внимание на пройденном материале, 2.Задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, 3.Соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. 

Преподаватель предлагает учащимся таблицу рефлексии (см.ниже).

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. 

Заполняют таблицу, отмечают 3 вида рефлексии. Имеют возможность внести свои собственные размышления.

Фронтальная, индивидуальная

Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности.

Таблица рефлексии учащихся

Рефлексия настрения и эмоционального состояния

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия деятельности

1.Понравилась атмосфера на уроке.

1.Всё было понятно.

1. Работал активно, потому что всё было понятно.

2.Не понравилась атмосфера на уроке.

2.Очень сложно, многое не понял и не усвоил.

2.Работал не в полную силу, т.к. темп урока опережал мои возможности.

3. Было шумно, это мешало пониманию материала.

3.Остались вопросы, нужны дополнительные разъяснения.

3.Пассивно воспринимал материал, ничего не смог сделать.

4. Свой ответ


4. Свой ответ.

4.Свой ответ.













Таблица критериального оценивания

РО 1.

Знать терминологию.




«Удовлетворительно»

Демонстрирует неточные, неполные формулировки предметных терминов и понятий.

Представляет неполный перечень гармонических средств мажоро-минорных систем.

«Хорошо»

Демонстрирует достаточное знание и понимание предметных терминов и понятий. Обобщает учебную информацию и делает частичные выводы в сравнении видов мажоро-минорных систем.

«Отлично»

Демонстрирует глубокие знания и понимание предметных терминов и понятий.

Обобщает информацию из различных источников и формулирует выводы с полным обоснованием, приводит чёткие, логически последовательные аргументы к полученным результатам.

РО 2.

Выделять в музыкальном тексте аккорды мажоро-минорных систем.




В гармоническом анализе муз. фрагмента допускает неправильную трактовку аккордов.

Выполняет гармонический анализ в неполном объёме (менее 8 тактов).

Делает полный гармонический анализ фрагмента, выделяет аккорды мажоро-минора.

Затрудняется в определении принадлежности конкретного аккорда виду мажоро-минорной системы.

Исполняет муз. отрывок на инструменте.

Делает полный,правильный гармонический анализ.

Определяет виды используемых мажоро-минорных систем и гармонических средств.

Определяет форму и образный строй муз. примера.


РО 3.

Уметь применять аккорды мажоро-минора в практических упражнениях на фортепиано.




Играет гармоническую последовательность, секвенцию в медленном темпе, допуская ошибки в построении аккордов.

Не знает ключевые знаки тональностей.

Играет гармоническую последовательность, секвенцию в среднем темпе, хорошо ориентируется в тональностях.

Допускает непродолжительные остановки в игре.

Играет гармоническую последовательность, секвенцию в темпе, соблюдая метро-ритмические особенности. Демонстрирует показ в разных тональностях.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!