2. Цели, задачи:
3. Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений,
которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия.
4. Оборудование: мультимедийная презентация, аудио и видео материалы,
наглядные и раздаточные материалы.
5. Необходимые ресурсы: интернет-сайты:
6. Ход занятия
№ | Название, содержание и цель этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формы работы на уроке | Результат |
1 | Организационный момент. | Приветствие, проверка готовности к занятию. | Приветствуют педагога, проверяют свою готовность к уроку. | Фронтальная | |
2 | Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. Мотивация студентов на изучение нового материала. | 1.Педагог задаёт вопросы из курса дисциплины «Элементарная теория музыки», связанные с изучением новой темы. 2.Контролирует правильность ответов учащихся. | 1.Учащиеся обосновывают выбор ответа. 3.Проводят самоконтроль | Групповая, индивидуальная. | 1.развитие коммуникативных навыков. 2.умение анализировать и обобщать пройденный материал. 3.умение слушать мнение других. |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | 1.Педагог осуществляет постановку учебной проблемы. Использует элементы коучингового подхода. (КОЛЕСО ПОЗНАНИЯ). Цель урока: познакомиться с новыми ладовыми системами в музыке. Вопросы учащимся: Какие действия нужно предпринять для осуществления цели занятия? | 1.Участвуют в процессе постановки учебной проблемы. Предполагаемые ответы учащихся: 1.Можно изучить тему в учебнике. 2.Можно прослушать лекцию преподавателя. 3.Можно самостоятельно прочитать текст по теме в учебнике и подготовить вопросы, требующие разъяснения и помощи преподавателя. | Фронтальная, индивидуальная. | 1.Умение точно выражать свои мысли и формулировать вопросы для получения ответов. 2.Формирование мыслительных процессов, выработка умения анализировать информацию. |
4 | Изучение новых знаний. | 1.Излагает новый материал в форме лекции-беседы, задавая вопросы. . 1 блок посвящен одноименному мажоро-минору и одноименному миноро-мажору. -Какие новые специфические созвучия появились в результате взаимообогащения мажора одноименным минором? - Какие новые специфические созвучия появились в результате взаимообогащения минора одноименным мажором? Отличительные особенности этих аккордов? 2 блок посвящен параллельному мажоро-минору. - Какие аккорды обусловлены объединением параллельных ладов гармонического мажора и минора? Назовите их. 3 блок посвящен одно-терцовому мажоро-минору. - Что изменилось в аккордике этой ладовой системы и её особенности? 2. Презентация 3.Предлагает прослушать и анализировать музыкальные фрагменты: Ф.Шуберт песни, вокальные номера из циклов «Зимний путь», «Лебединая песня» и др. | 1.Участвуют в беседе, отвечая и задавая уточняющие вопросы. 2.Конспектируют основные моменты лекции. 3.Прослушивают и анализируют музыку. | Фронтальная | 1 Умение применять прием апперцепции 2.Умение воспринимать чередование разных видов работы на уроке. |
5 | Первичная проверка понимания изученного материала. Использование проблемной ситуации (составление синквейна по личности композитора Ф. Шуберта). | Предлагает задания группам учащихся. 1группа определяет гармонические средства в предложенных музыкальных фрагментах. 2 группа строит гармонические обороты с использованием средств мажоро-минорных систем. | Выполняют полученные задания. Составляют синквейн: Ф.Шуберт – композитор-песенник. Чувственный, лирико-драматичный. Описывает, волнует, пробуждает. Новатор в области гармонического языка. Психолог. | Групповая, индивидуальная. | Контроль, оценка. 1 группа: выполняет гармонический анализ предложенного преподавателем муз. фрагмента. 2 группа: выполняет практические упражнения на фортепиано (игра последовательности, секвенция). |
6 | Применение новых знаний, обобщение и систематизация. | Устанавливает осознанность учебной деятельности. Гармонизация мелодии с использованием аккордов мажора-минора. | Выполняют задания по установленному алгоритму: определяют в мелодии характерные ступени для применения аккордов изученных мажоро-минорных систем. | Фронтальная | Умение структурировать знания, выбирать правильные гармонические средства. |
7 | Подведение итогов урока, коррекция приобретённых знаний. | 1.Организует деятельность по анализу ожидаемых результатов занятия и оценивает ответы учащихся по таблице критериального оценивания (см. ниже). 2.Помогает учащимся выполнять контроль друг друга и самоконтроль. | Собственная оценка, взаимооценивание. | Индивидуальная, в парах, групповая. | Самоопределение, самооценка, самоусвоение знаний, определение объема материала, который еще предстоит выучить. |
8 | Рефлексия. | 1.Актуализирует внимание на пройденном материале, 2.Задает вопросы о задачах урока, побуждает к высказыванию своего мнения, 3.Соотносит достигнутые цели с поставленным результатом. Преподаватель предлагает учащимся таблицу рефлексии (см.ниже). | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. Заполняют таблицу, отмечают 3 вида рефлексии. Имеют возможность внести свои собственные размышления. | Фронтальная, индивидуальная | Умение контролировать и оценивать учебный процесс, определять результативность образовательной деятельности. |
Рефлексия настрения и эмоционального состояния | Рефлексия содержания учебного материала | Рефлексия деятельности |
1.Понравилась атмосфера на уроке. | 1.Всё было понятно. | 1. Работал активно, потому что всё было понятно. |
2.Не понравилась атмосфера на уроке. | 2.Очень сложно, многое не понял и не усвоил. | 2.Работал не в полную силу, т.к. темп урока опережал мои возможности. |
3. Было шумно, это мешало пониманию материала. | 3.Остались вопросы, нужны дополнительные разъяснения. | 3.Пассивно воспринимал материал, ничего не смог сделать. |
4. Свой ответ | 4. Свой ответ. | 4.Свой ответ. |
РО 1. Знать терминологию. | «Удовлетворительно» Демонстрирует неточные, неполные формулировки предметных терминов и понятий. Представляет неполный перечень гармонических средств мажоро-минорных систем. | «Хорошо» Демонстрирует достаточное знание и понимание предметных терминов и понятий. Обобщает учебную информацию и делает частичные выводы в сравнении видов мажоро-минорных систем. | «Отлично» Демонстрирует глубокие знания и понимание предметных терминов и понятий. Обобщает информацию из различных источников и формулирует выводы с полным обоснованием, приводит чёткие, логически последовательные аргументы к полученным результатам. |
РО 2. Выделять в музыкальном тексте аккорды мажоро-минорных систем. | В гармоническом анализе муз. фрагмента допускает неправильную трактовку аккордов. Выполняет гармонический анализ в неполном объёме (менее 8 тактов). | Делает полный гармонический анализ фрагмента, выделяет аккорды мажоро-минора. Затрудняется в определении принадлежности конкретного аккорда виду мажоро-минорной системы. | Исполняет муз. отрывок на инструменте. Делает полный,правильный гармонический анализ. Определяет виды используемых мажоро-минорных систем и гармонических средств. Определяет форму и образный строй муз. примера. |
РО 3. Уметь применять аккорды мажоро-минора в практических упражнениях на фортепиано. | Играет гармоническую последовательность, секвенцию в медленном темпе, допуская ошибки в построении аккордов. Не знает ключевые знаки тональностей. | Играет гармоническую последовательность, секвенцию в среднем темпе, хорошо ориентируется в тональностях. Допускает непродолжительные остановки в игре. | Играет гармоническую последовательность, секвенцию в темпе, соблюдая метро-ритмические особенности. Демонстрирует показ в разных тональностях. |