СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по литературе на тему "Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина". 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по литературе на тему "Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина". 9 класс»

Класс: 9

Тема: Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина.

Цель: - проследить развитие образа Татьяны в произведении, выявить в ней лучшие качества русской женщины, особенности национального характера.

Задачи:

Образовательные:

- выяснить, чем Татьяна похожа и чем отличается от остальных дворянок своего времени;

- понять, почему героиня является нравственным идеалом Пушкина.

- сопоставить двух героинь: Татьяну и Ольгу.

Развивающие:

- развивать навык анализа произведения, составления характеристики героя, выявления его основных черт и сопоставления его с другими героями.

Воспитательные:

- воспитывать стремление познать культуру своего народа, желание обладать лучшими качествами, присущими русскому человеку.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя

Мы с вами проанализировали образу уже двух героев романа: Евгения Онегина и Владимира Ленского. Трагедия этих героев в том, что они не смогли отказаться от условностей светского общества, которое диктовало своим представителям не только как одеваться, разговаривать, какие книги читать, но и как строить всю свою жизнь. Именно эти условности привели к тому, что Ленский погиб от руки своего друга, а Онегин застывает «в тоске сердечных угрызений».

Но рядом с культурой столичного дворянства, о жизни которого мы говорили, существовала и другая культура, рожденная в недрах русской нации. Она включала в себя быт, нравы, фольклор простого народа, которые входят в роман через изображение семьи Лариных, и прежде всего Татьяны.

3. Сообщение темы и формулирование целей.

4. Работа по теме урока. Анализ текста.

Чтобы понять, как сформировался характер героя, полезно обратиться к его детским и юношеским годам, к его окружению, что мы с вами и сделаем.

Беседа:

В какой среде росла Татьяна (гл. II, стр. XXIVXXIX)?

— Какие бытовые и духовные запросы были у ее родителей (гл. II стр. XXXXXXIV)?

— Почему Татьяна у себя дома «казалась девочкой чужой»?

— Что можно сказать о сестре Татьяны, Ольге? Как сложится ее судьба в дальнейшем?

— Что дает основания автору назвать Татьяну «русской душою»? Каково отношение Татьяны к природе, к народным обычаям? Какой смысл при этом выявляется?

Вывод: Татьяна – героиня, которая привлекает не своей внешностью, а внутренней красотой. В ней нет кокетства, жеманства, неискренности, неестественности. Она шумным играм предпочитает уединение, не любит играть в куклы, ей больше нравится читать книги или слушать рассказы няни о старине. А ещё она удивительно чувствует и понимает природу, эта душевная чуткость делает Татьяну скорее ближе к простому народу, чем к светскому обществу.

— Как изменился внутренний мир Татьяны после знакомства с Онегиным (гл. III, стр. VII—Х, ХII)?

— Каково авторское отношение к любви Татьяны (гл. III стр. ХV)?

— Что решает предпринять Татьяна, чтобы достичь счастья и что из этого выходит (гл. III стр. XXI) ? Как к этому поступку относится автор?

— Что дает основания автору назвать Татьяну «русской душою»? Каково отношение Татьяны к природе, к народным обычаям? Какой смысл при этом выявляется? (гл. V стр. IV—Х)?

Вывод: Основа мира Татьяны - народная культура. Пушкин подчеркивает духовную связь девушки, выросшей в «деревне», с поверьями, фольклорными традициями. Неслучайно включение в роман эпизода, в котором рассказывается о гадании и сне Татьяны. В ней очень много интуитивного, инстинктивного. Это неброская и глубокая, печальная и чистая, верующая и верная натура.Все перечисленное отличает и отдаляет ее от дворянок того времени. Но Татьяна так же, как и другие молоденькие девушки той эпохи, была увлечена чтением французских романов, что способствовало развитию ее романтичной натуры. Она верит в счастье, в любовь, создает в своем воображении под влиянием романов идеальный образ возлюбленного. Первое же появление Евгения у Лариных производит на нее сильное впечатление - «пора пришла, она влюбилась», поверила в то, что он и есть ее герой.


Анализ эпизода

Посещения Татьяной дома Онегина после отъезда Ольги (гл. VII, стр. XVIIXXIV). Какие качества характера Татьяны подчеркивает автор в этой сцене?

Вывод: Татьяна – сильный человек, ей удается взять себя в руки и критически посмотреть на то, что произошло. Посетив дом Онегина, Татьяна читает его книги с целью понять, кого она так сильно полюбила, и не боится взглянуть правде в глаза ради истины, задаваясь вопросом «Уж не пародия ли он?»

Меж тем мать Татьяны, видя ее постоянную грусть, решает выдать дочь замуж. Ларины собираются в Москву «на ярманку невест».

— Как чувствовала себя Татьяна в Москве?

— Каков облик московского дворянства? Каковы приемы изображения внутреннего мира Татьяны в VII главе?

Совершенно не занимают Татьяну и светские бесцветные разговоры, и сплетни, и вести, в которых нет и проблеска мысли.

Волненье света ненавидит; / Ей душно здесь… Она мечтой / Стремится к жизни полевой, / В деревню, к бедным поселянам, / В уединенный уголок, / Где льется светлый ручеек, / К своим цветам, к своим романам / И в сумрак липовых аллей, / Туда, где он являлся ей. / Так мысль ее далече бродит: / Забыт и свет и шумный бал, / А глаз меж тем с нее не сводит / Какой‑то важный генерал.

- Вновь перед читателем Татьяна предстает уже в облике светской дамы, сопровождаемой тем самым генералом. Он явно гордится своей супругой.

- Как же удалось Татьяне из провинциальной скучающей девушки превратиться в светскую даму? И изменился ли при этом ее характер?

Вывод: Она оказалась способна, подстраиваясь под обстоятельства, меняться, не теряя себя. Выйдя по желанию матери замуж, Татьяна оказывается в высшем светском обществе, но столица не деформирует ее искреннюю, глубокую натуру. Простота и естественность, присущие ей, не исчезают, а лишь подчеркиваются в новой для нее среде: «Все тихо, просто было в ней».

- Но Татьяну ждет еще одно испытание – новое объяснение с Евгением. Какие качества проявляет Татьяна в этой ситуации?

Вывод: Татьяна научилась быть сдержанной, ценить ту реальную жизнь, которая выпала на ее долю. Вот почему она, вновь встретившись с Онегиным, отказывается от счастья, способного повлечь за собой беду для ее семьи, тяжело ранить мужа. Татьяна проявляет не только благоразумие, но и ответственность. Она отвергла Онегина не потому, что перестала его любить. В ее отказе – самоотверженность ради нравственной чистоты, верности долгу, искренности и определенности в отношениях, чего так не хватало женщине в свеском обществе. Именно это и позволило Пушкину назвать Татьяну «милым идеалом», идеалом нравственности.

5. Итог.

Составление синквейна про Татьяну.

6. Домашнее задание: мини-сочинение «Как Пушкин отностися к своей героине и чем она это заслуживает?», опережающее домашнее задание: сравнить 2 письма – письмо Татьяны к Онегину и письмо Онегина к Татьяне.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!