1.Самоопределение к деятельности. | Включение в деловой ритм. Создание положительного эмоционального настроя обучающихся. Прозвенел звонок весёлый, Вы начать урок готовы? Руки? Ноги? Спина? Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Сегодня на уроке потребуется ваше внимание и умение анализировать поступки других людей. Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению (тучку или весёлое солнышко). Ребята, в руках у которых весёлое солнышко, давайте подарим лучик тепла и позитива тем, у кого оказалась тучка. Повернитесь и улыбнитесь друг другу. Что мы пожелаем себе сегодня? | Подготовка к работе. Создание положительного эмоционального настроя. | личностные: положительное отношение к предмету, живой интерес к урокам чтения, желание активно работать на уроке; самоопределение; регулятивные: включаться в диалог с участниками образовательных отношений; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
3.Актуализация опорных знаний. | -Ребята, что общего у этих ягод? ( Косточка) -Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы вспомнили о косточке? Мы продолжаем чтение произведений, раздела «Хорошие соседи, счастливые друзья», в которых говорится о человеческой мудрости, правильных поступках и накопленном опыте людей. Один очень мудрый писатель говорил: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его» - Вы уже догадались о ком я говорю? Вам уже знаком этот писатель. Расскажите, какой мудростью поделился с нами автор рассказа «Корова», с которым мы познакомились накануне? | Дети слушают высказывание и делают предложения рассказа (Л. Н. Толстой) О писателе Льве Николаевиче Толстом Все тайное становится явным | познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление учебной деятельности и взаимодействие с её участниками; |
4.Постановка познавательной задачи а)биография автора б)определение названия произведения, уточнение значений отдельных слов | И сегодня своей мудростью с нами поделится великий русский писатель, граф, Л.Н.Толстой (1828-1910). (слайд 4) Посмотрите на портрет писателя. Что вы о нём думаете, каким он был человеком? (Ответы). -С какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились? О чём писал Л.Н. Толстой?
- Все ли знаете об этом писателе? Где можно найти дополнительную информацию о писателе? Метод «Чтение с пометами». Тексты на партах. Работа в паре. При чтении биографии писателя карандашом выставлять пометки на полях. V уже знал + узнал новое ? хочу узнать
Выступают подготовленные дети
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Лев Николаевич Толстой жил почти 200 лет назад. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Всю жизнь, 82 года, Л.Н. Толстой посвятил литературе. Лев Николаевич Толстой был не просто писателем, а графом, владельцем больших земельных угодий и нескольких деревень. Он очень любил и уважал своих крестьян. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Для них Лев Николаевич написал «Азбуку», «Книги для чтения». Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира. Проверка. Великого классика нет в живых уже 100 лет. А произведения его живут, их читают, их любят взрослые и дети. -Почему? (предположения детей). Ответ мы и будем искать в его произведениях. БИБИШКА: У него открытое и умное лицо, внимательный взгляд. Родился он в Тульской губернии, в имении Ясная поляна в большой дворянской семье. Всю жизнь, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю, медицину, занимался музыкой и рисованием. Главным правилом его жизни было жить честно. Толстой всё время трудился: пахал землю, косил траву, пилил дрова. Он очень любил детей. И в своём имении велел построить школу для крестьянских ребятишек, написал учебники и сам стал для них учителем. Толстой написал много книг для взрослых и детей. Все его произведения познавательные и поучительные. Книги великого русского писателя переведены на различные языки мира, их читают люди в разных странах. Посмотрите внимательно на запись. Догадайтесь, какое произведение прочитаем сегодня на уроке. - Как догадались? (Прочитали только то, что напечатано красным цветом) Слайд 2-3 - Какой раздел мы сейчас изучаем? («Хорошие соседи, счастливые друзья») - Какое по жанру это может быть это произведение? (рассказ или сказка) Как вы думаете, будет это произведение интересным? О чем оно будет? Хотите прочитать? Сегодня мы прочитаем один из рассказов Л.Толстого, который вошёл в книгу, написанную для детей – Азбука. Попробуйте отгадать название произведения Льва Николаевича Толстого (слайд 5 ) («Косточка») -как вы догадались? | Дети высказывают свои мнения о писателе. В справочной литературе, энциклопедиях, интернете «цекртоунсьнтдоячмакгса» (красным цветом выделены только буквы, из которых складывается название рассказа). | регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий; познавательные: построение речевого высказывания; самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели; логические (выдвижение гипотез); предметные: расширение кругозора и культурного опыта школьника; информационный поиск; логические (синтез); личностные: взаимодействие с участниками образовательных отношений; |
5.Усвоение новых знаний и способов действий а)первичное восприятие и беседа после прочтения физминутка (слайд 7) б)повторное восприятие текста и работа по содержанию физпауза в)самостоятельная работа (в паре) г)чтение диалога по ролям | Откройте учебники на с.60. Прочитайте фамилию автора и название. -Проверим наши предположения? Сели удобно и приготовились слушать произведение. (Воспроизведение диафильма «Косточка» побыли «Косточка») - Понравился рассказ? Что больше всего понравилось? -Кто из героев понравился? Почему? - Хотели бы вы оказаться на месте Вани? - Почему нет? (Он стыдился своих поступков.) - Если да, как бы вы поступили на месте Вани? (Попросил бы у мамы.) - Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман или взят из жизни? Почему? Л. Н. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней. - Подумайте, к какому жанру отнес Л.Н.Толстой свой рассказ «Косточка», если это было на самом деле? (Быль) Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, многие предметы появляются (компьютер, сотовый телефон), а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли. Так и слово горница редко стало встречаться в нашей речи. -Найдем в толковом словаре значение слова «горница». - А что означает слово «сочла»? (слайд 6) Обратите внимание на слова, обозначающие действия –побледнел, покраснел. Когда человек испытывает такие чувства? -Какие чувства испытывали, слушая произведение? -События этого произведения могли быть на самом деле? - Какую важную мысль нам хотел передать автор? Л.Н. Толстой
О детях о природе о Родине
Басни были рассказы сказки былины – Покажи мне как живёшь? - Как идёшь? - Как бежишь? - А как ночью спишь? - Как берёшь? - А даёшь? - Как молчишь? - А сидишь? Образцовое чтение учителем с остановками и делением текста на части. Вопросы к каждой части во время чтения: «..Он всё ходил мимо…» -Как вы думаете, как поступил Ваня? «…Все сказали: -Нет..» -Что сказал Ваня, по вашему мнению? «…Тогда отец сказал…» -Что мог сказать отец? Приём фишбоун -Почему Ваня попал в такую неприятную ситуацию? Давайте прочитаем текст «цепочкой» и обратим внимание на внутреннее состояние мальчика. (По факту выберем причину.) (слайд 8) Беседа после чтения: -Какого возраста был Ваня? (Маленький.) -Как об этом пишет автор? (Он никогда не ел слив.) -Как он себя вёл, когда впервые увидел сливы? (Нюхал их, они ему нравились, всё ходил мимо). -О чём говорят эти слова? (Хотел съесть, но сомневался.) -Почему автор пишет, что он не удержался, схватил сливу, а не взял, например? (Сыграло любопытство.) -Когда Ваня покраснел? (Прочитайте.) -Какое чувство испытывал мальчик, когда сказал неправду? (Стыд.) -Как выглядел Ваня, когда узнал, что от проглоченной косточки можно умереть? (Побледнел.) -Какое чувство испытал мальчик? (Испуг, страх.) -Прочитайте, каким словом заканчивает автор текст? (Заплакал.) -Какое чувство было у Вани? (Грусть.) -Итак, какой вывод мы сделаем? Почему Ваня попал в неприятную ситуацию? (Нужно всегда говорить правду.) -От какой ошибки предостерёг нас Л.Толстой? (Нельзя лгать, надо говорить правду. Если сделал плохой поступок, надо найти смелости сознаться. Иметь силу воли, уметь терпеть. Это и есть мудрость, которую сегодня нам поведал Л.Толстой.) «Арам –Зум-Зум». (слайд 9) Собери пословицы: На всякое хотение – имей терпение. Здоров будешь - всего добудешь. Есть совесть, есть и стыд. (слайд 10) -Какая пословица подходит к тексту? Почему? -Какой была семья у Вани? -Почему все засмеялись, когда Ваня сознался? (Обрадовались, что Ваня проговорился.) -Отец догадался, кто взял сливу? Зачем же он тогда спрашивал? (Хотел помочь Ване признаться.) - Каким был отец? (Добрым, умным, справедливым, мудрым.) -Давайте прочитаем диалог разговора семьи во время обеда (по ролям). -Про семью Вани мне хочется сказать пословицей: «Добрая семья прибавит разума, ума». -Согласны со мной? (При наличии времени можно составить синквейн о семье Вани.) | Первичное восприятие произведения; выдвижение гипотез (предположение развития сюжета). Первичная оценка поступка героев, впечатления о литературном произведении. В жизни необходимо быть терпеливым, иметь силу воли и быть честным человеком Психологическая и динамическая разрядка. ( по классу разложены темы произведений Толстого, жанры- дети находят и вывешивают на доску) Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. Приём фишбоун. Снятие зрительного напряжения. Сотрудничество в поиске информации. Чтение диалога разговора семьи Вани во время обеда. Составление синквейна о Ване и семье Вани. Например: Семья. Дружная, добрая. Любит, понимает, помогает. В хорошей семье хорошие дети растут. Добро. Ваня: Маленький, красный съел, покраснел, заплакал Все тайное становится явным. Стыдно | коммуникативные: умение воспринимать на слух художественное произведение; включаться в диалог; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий; познавательные: участвовать в коллективной беседе; логические (выдвижение гипотез, умение делать умозаключения, анализ); смысловое чтение; развитие критического мышления (умение ставить и решать проблемы-приём фишбоун); личностные: оценивать поступки персонажей и свои поступки; называть морально-нравственные ценности; |
6.Этап обобщения | -Какие чувства вы испытываете к Ване? -Вам его жалко? Значит брать без разрешения можно? -Вы простили бы его? -Приятно прощать? Почему? -Приходилось ли вам прощать? -Такое качество человека называется великодушие – умение сочувствовать, сопереживать, прощать. -Сегодня вы, пускай и мысленно, простили малыша и почувствовали, как это приятно прощать. -Какой вывод мы должны сделать из сегодняшнего урока? (Говорить правду, быть терпеливым, иметь силу воли, если совершил плохой поступок, надо иметь мужество сознаться, уметь прощать, быть великодушным.) | Анализ и оценка собственных ощущений, эмоций. | предметные: делать выводы, обобщать; понять идею произведения; личностные: оценивать поступки персонажей и свои поступки; называть морально-нравственные ценности; |