СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по литературному чтению по рассказу Л. Н. Толстого "Косточка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:«открытие» нового знания (на основе деятельностного подхода).

Используемые педагогические технологии:

- технология деятельностного подхода;

- элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;

- информационно - коммуникативные технологии.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по литературному чтению по рассказу Л. Н. Толстого "Косточка"»

Технологическая карта урока


Класс: 1.

Дата: 15.05.18г.

УМК «Перпектива».

Учитель: Бахтиярова Татьяна Геннадьевна.

Предмет: литературное чтение.

Тема: Л.Н.Толстой «Косточка».

Тип урока: «открытие» нового знания (на основе деятельностного подхода).

Используемые педагогические технологии:

- технология деятельностного подхода;

- элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;

- информационно - коммуникативные технологии.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная, парная.

Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы:

- мультимедиа-проектор, ноутбук;

- Л.Ф. Климанова, В. Ф. Горецкий «Литературное чтение», 1кл. Москва «Просвещение», 2017 год/ учебник

- карточки для работы в паре, группе;

- толковые словари

- иллюстрации, надписи, фото, клей для создания обложки книги


Целевые установки урока (планируемые результаты)

Цель урока: вызвать интерес к произведениям Л.Н. Толстого и способствовать формированию положительных человеческих качеств у младших школьников.

Задачи урока:

- продолжить формирование навыков чтения, умения работать с текстом;

- воспитывать способность к духовному самообогащению, рефлексивным проявлениям, самооценке и самоконтролю поведения.

Предметные: знать и называть имя, отчество и фамилию великого русского писателя; находить в тексте описание действий героя; читать вдумчиво, выразительно.

Метапредметные:

-регулятивные: формулировать учебную задачу урока в совместном обсуждении; соотносить её выполнение с формулировкой в конце урока; оценивать свою работу на различных этапах урока; оценивать поступок героя.

-познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой; понять идею произведения в ходе анализа; анализировать поступки и чувства героев; формировать умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия.

-коммуникативные: делиться своими размышлениями, впечатлениями; слушать товарищей по классу до конца, не перебивая; проявлять уважение к различным точкам зрения, прислушиваться к тому, что говорят другие; объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

Личностные: усвоить главный урок, извлечённый из рассказа; проявлять желание читать и перечитывать произведения Л.Н. Толстого; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты (УУД)

1.Самоопределение к деятельности.


Включение в деловой ритм. Создание положительного эмоционального настроя обучающихся.

Прозвенел звонок весёлый,

Вы начать урок готовы?

Руки?

Ноги?

Спина?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Сегодня на уроке потребуется ваше внимание и умение анализировать поступки других людей. Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению (тучку или весёлое солнышко). Ребята, в руках у которых весёлое солнышко, давайте подарим лучик тепла и позитива тем, у кого оказалась тучка. Повернитесь и улыбнитесь друг другу.

Что мы пожелаем себе сегодня?

Подготовка к работе.

Создание положительного эмоционального настроя.

личностные: положительное отношение к предмету, живой интерес к урокам чтения, желание активно работать на уроке; самоопределение; регулятивные: включаться в диалог с участниками образовательных отношений; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2.Речевая разминка:

а)дыхательная гимнастика и подготовка голоса;

б)чтение с различной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Понюхайте цветы;

задуйте свечи; (слайд 1)

артикуляция звуков:а,о,у,ы,э.

(слайд 2)

Прочитайте четверостишие с различной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

(слайд 3)


Чтение с различной интонацией:

Слива лиловая,

Наша - садовая,

Вкусная, нежная,

Очень полезная

познавательные: общеучебные (построение речевого высказывания в устной форме);

коммуникативные: умение контролировать действия партнёра;

3.Актуализация опорных знаний.

-Ребята, что общего у этих ягод? ( Косточка)

-Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы вспомнили о косточке?

Мы продолжаем чтение произведений, раздела «Хорошие соседи, счастливые друзья», в которых говорится о человеческой мудрости, правильных поступках и накопленном опыте людей.

Один очень мудрый писатель говорил: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его»

- Вы уже догадались о ком я говорю?



Вам уже знаком этот писатель. Расскажите, какой мудростью поделился с нами автор рассказа «Корова», с которым мы познакомились накануне?








Дети слушают высказывание и делают предложения рассказа

(Л. Н. Толстой)





О писателе Льве Николаевиче Толстом


Все тайное становится явным

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению, осуществление учебной деятельности и взаимодействие с её участниками;

4.Постановка познавательной задачи


















а)биография автора

















































б)определение названия произведения, уточнение значений отдельных слов

И сегодня своей мудростью с нами поделится великий русский писатель, граф, Л.Н.Толстой (1828-1910).

(слайд 4)

Посмотрите на портрет писателя. Что вы о нём думаете, каким он был человеком? (Ответы).

-С какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились? О чём писал Л.Н. Толстой?



- Все ли знаете об этом писателе? Где можно найти дополнительную информацию о писателе?
Метод «Чтение с пометами». 

Тексты на партах. Работа в паре.

При чтении биографии писателя карандашом выставлять пометки на полях.

V уже знал 
+ узнал новое 
? хочу узнать 



Выступают подготовленные дети



Лев Николаевич Толстой

(1828-1910) 
Лев Николаевич Толстой жил почти 200 лет назад. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Всю жизнь, 82 года, Л.Н. Толстой посвятил литературе. Лев Николаевич Толстой был не просто писателем, а графом, владельцем больших земельных угодий и нескольких деревень. Он очень любил и уважал своих крестьян. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Для них Лев Николаевич написал «Азбуку», «Книги для чтения».

Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.

 Проверка.
Великого классика нет в живых уже 100 лет. А произведения его живут, их читают, их любят взрослые и дети.

-Почему? (предположения  детей). Ответ мы и будем искать в его произведениях.

БИБИШКА:

У него открытое и умное лицо, внимательный взгляд. Родился он в Тульской губернии, в имении Ясная поляна в большой дворянской семье. Всю жизнь, 82 года, посвятил литературе.

Он любил учиться и самостоятельно изучал историю, медицину, занимался музыкой и рисованием.

Главным правилом его жизни было жить честно. Толстой всё время трудился: пахал землю, косил траву, пилил дрова.

Он очень любил детей. И в своём имении велел построить школу для крестьянских ребятишек, написал учебники и сам стал для них учителем. Толстой написал много книг для взрослых и детей.

Все его произведения познавательные и поучительные. Книги великого русского писателя переведены на различные языки мира, их читают люди в разных странах.

Посмотрите внимательно на запись. Догадайтесь, какое произведение прочитаем сегодня на уроке.

- Как догадались? (Прочитали только то, что напечатано красным цветом)

Слайд 2-3

- Какой раздел мы сейчас изучаем? («Хорошие соседи, счастливые друзья»)

- Какое по жанру это может быть это произведение? (рассказ или сказка)

Как вы думаете, будет это произведение интересным? О чем оно будет? Хотите прочитать?

Сегодня мы прочитаем один из рассказов Л.Толстого, который вошёл в книгу, написанную для детей – Азбука. Попробуйте отгадать название произведения Льва Николаевича Толстого (слайд 5 )

(«Косточка»)

-как вы догадались?

Дети высказывают свои мнения о писателе.









В справочной литературе, энциклопедиях, интернете































































«цекртоунсьнтдоячмакгса» (красным цветом выделены только буквы, из которых складывается название рассказа).


регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий;

познавательные: построение речевого высказывания; самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели; логические (выдвижение гипотез);

предметные: расширение кругозора и культурного опыта школьника; информационный поиск; логические (синтез);

личностные: взаимодействие с участниками образовательных отношений;

5.Усвоение новых знаний и способов действий


а)первичное восприятие и беседа после прочтения









































физминутка

(слайд 7)















б)повторное восприятие текста и работа по содержанию












































физпауза


в)самостоятельная работа (в паре)





г)чтение диалога по ролям



Откройте учебники на с.60. Прочитайте фамилию автора и название.

-Проверим наши предположения?

Сели удобно и приготовились слушать произведение. (Воспроизведение диафильма «Косточка» побыли «Косточка»)

- Понравился рассказ? Что больше всего понравилось?

-Кто из героев понравился? Почему?

- Хотели бы вы оказаться на месте Вани?

- Почему нет? (Он стыдился своих поступков.)

- Если да, как бы вы поступили на месте Вани? (Попросил бы у мамы.)

- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман или взят из жизни? Почему?

Л. Н. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней.

- Подумайте, к какому жанру отнес Л.Н.Толстой свой рассказ «Косточка», если это было на самом деле? (Быль)

Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, многие предметы появляются (компьютер, сотовый телефон), а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли. Так и слово горница редко стало встречаться в нашей речи.

 -Найдем в толковом словаре значение слова «горница».

- А что означает слово «сочла»? (слайд 6)

Обратите внимание на слова, обозначающие действия –побледнел, покраснел.

Когда человек испытывает такие чувства?

-Какие чувства испытывали, слушая произведение?

-События этого произведения могли быть на самом деле?

- Какую важную мысль нам хотел передать автор?


Л.Н. Толстой



О детях о природе

о Родине



Басни были рассказы сказки былины


Покажи мне как живёшь?

- Как идёшь?

- Как бежишь?

- А как ночью спишь?

- Как берёшь?

- А даёшь?

- Как молчишь?

- А сидишь?


Образцовое чтение учителем с остановками и делением текста на части.

Вопросы к каждой части во время чтения:

«..Он всё ходил мимо…»

-Как вы думаете, как поступил Ваня?

«…Все сказали:

-Нет..»

-Что сказал Ваня, по вашему мнению?

«…Тогда отец сказал…»

-Что мог сказать отец?


Приём фишбоун


-Почему Ваня попал в такую неприятную ситуацию? Давайте прочитаем текст «цепочкой» и обратим внимание на внутреннее состояние мальчика. (По факту выберем причину.)

(слайд 8)

Беседа после чтения:

-Какого возраста был Ваня? (Маленький.)

-Как об этом пишет автор? (Он никогда не ел слив.)

-Как он себя вёл, когда впервые увидел сливы? (Нюхал их, они ему нравились, всё ходил мимо).

-О чём говорят эти слова? (Хотел съесть, но сомневался.)

-Почему автор пишет, что он не удержался, схватил сливу, а не взял, например? (Сыграло любопытство.)

-Когда Ваня покраснел? (Прочитайте.)

-Какое чувство испытывал мальчик, когда сказал неправду? (Стыд.)

-Как выглядел Ваня, когда узнал, что от проглоченной косточки можно умереть? (Побледнел.)

-Какое чувство испытал мальчик? (Испуг, страх.)

-Прочитайте, каким словом заканчивает автор текст? (Заплакал.)

-Какое чувство было у Вани? (Грусть.)

-Итак, какой вывод мы сделаем? Почему Ваня попал в неприятную ситуацию? (Нужно всегда говорить правду.)

-От какой ошибки предостерёг нас Л.Толстой?

(Нельзя лгать, надо говорить правду. Если сделал плохой поступок, надо найти смелости сознаться. Иметь силу воли, уметь терпеть. Это и есть мудрость, которую сегодня нам поведал Л.Толстой.)


«Арам –Зум-Зум». (слайд 9)


Собери пословицы:

На всякое хотение – имей терпение.

Здоров будешь - всего добудешь.

Есть совесть, есть и стыд.

(слайд 10)

-Какая пословица подходит к тексту? Почему?


-Какой была семья у Вани?

-Почему все засмеялись, когда Ваня сознался? (Обрадовались, что Ваня проговорился.)

-Отец догадался, кто взял сливу?

Зачем же он тогда спрашивал? (Хотел помочь Ване признаться.)

- Каким был отец? (Добрым, умным, справедливым, мудрым.)

-Давайте прочитаем диалог разговора семьи во время обеда (по ролям).

-Про семью Вани мне хочется сказать пословицей: «Добрая семья прибавит разума, ума».

-Согласны со мной?


(При наличии времени можно составить синквейн о семье Вани.)

Первичное восприятие произведения; выдвижение гипотез (предположение развития сюжета).

Первичная оценка поступка героев, впечатления о литературном произведении.


В жизни необходимо быть терпеливым, иметь силу воли и быть честным человеком




































Психологическая и динамическая разрядка.

( по классу разложены темы произведений Толстого, жанры- дети находят и вывешивают на доску)

























Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

Приём фишбоун.





























Снятие зрительного напряжения.

Сотрудничество в поиске информации.

Чтение диалога разговора семьи Вани во время обеда.

















Составление синквейна о Ване и семье Вани. Например:

Семья.

Дружная, добрая.

Любит, понимает, помогает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Добро.


Ваня:

Маленький, красный

съел, покраснел, заплакал

Все тайное становится явным.

Стыдно


коммуникативные: умение воспринимать на слух художественное произведение; включаться в диалог; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий;

познавательные: участвовать в коллективной беседе; логические (выдвижение гипотез, умение делать умозаключения, анализ); смысловое чтение; развитие критического мышления (умение ставить и решать проблемы-приём фишбоун);

личностные: оценивать поступки персонажей и свои поступки; называть морально-нравственные ценности;







6.Этап обобщения

-Какие чувства вы испытываете к Ване?

-Вам его жалко? Значит брать без разрешения можно? -Вы простили бы его?

-Приятно прощать? Почему?

-Приходилось ли вам прощать?

-Такое качество человека называется великодушие – умение сочувствовать, сопереживать, прощать.

-Сегодня вы, пускай и мысленно, простили малыша и почувствовали, как это приятно прощать.

-Какой вывод мы должны сделать из сегодняшнего урока? (Говорить правду, быть терпеливым, иметь силу воли, если совершил плохой поступок, надо иметь мужество сознаться, уметь прощать, быть великодушным.)

Анализ и оценка собственных ощущений, эмоций.

предметные: делать выводы, обобщать; понять идею произведения;

личностные: оценивать поступки персонажей и свои поступки; называть морально-нравственные ценности;



7.Рефлексия деятельности

-Какое настроение у вас сейчас? Покажите символом (тучка, солнышко).

-Оцените свою работу. (Символами: круги 3-х цветов для самооценки.)


-Закончите предложения: (слайд 11)

Мне было интересно...

Я узнал…

Мне было трудно…

Я почувствовал…

Мне захотелось…

Я понял, что…


Никогда не надо лгать, (слайд 12)

Даже если очень трудно,

Даже если очень нудно,

Никогда не надо лгать.

Не спасайся под обманом,

Не пытайся себе лгать,

Не пытайся себе лгать,

И не лги, не лги другим.


Прозвенел сейчас звонок,

Всем спасибо за урок!


регулятивные: умение осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля;

коммуникативные: умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи;

личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке;

8.Составление модели обложки произведения


- Назовите жанр произведения. Автора. О ком произведение? Какие заменители используем?


Работа по составлению обложки (ФИО автора, название произведения, жанр, иллюстрации)





























Ваня попал в неприятную ситуацию



Нужно всегда говорить правду.





Сыграло любопытство

Не удержался

Покраснел

Стыд

Побледнел

Испуг, страх

Заплакал

Грусть


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!