Учитель | Танкевич Валентина Ильинична |
Образовательное учреждение | МКОУ Корниловская средняя общеобразовательная школа Болотнинского района Новосибирской области |
Предмет | Математика |
Класс | 5 |
Автор | Е.А. Бунимович и др. |
Тема урока | Изображение дробей точками на координатной прямой |
Цели | Обучающая: сформировать умение записывать и читать дроби, изображать их точками на координатной прямой; находить координаты точек, отмеченных на координатной прямой Развивающая: Способствовать развитию навыков работы по плану; умению работать самостоятельно и в паре; учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету, к окружающему миру. Воспитывать уважение к мнению одноклассников. |
Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий. |
Методы обучения: | Постановка проблемы; беседа; работа в паре; индивидуальная работа. |
Средства обучения: | Рабочий лист ученика, презентация Power Point, оценочная таблица, наглядность. |
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная, индивидуальная, парная. |
Формируемые УУД | Личностные | Метапредметные | Предметные |
Быть мотивированным к учебной деятельности. - способность к эмоциональному восприятию жизненных ситуаций, - умение оценивать работу одноклассников; - способность к объективному самооцениванию. Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции. | - умение проводить несложные доказательные рассуждения; - умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; - применение приёмов самоконтроля при выполнении заданий. | - знакомство с координатами на прямой, представленными в виде дробей, построение точек; - отмечать дроби точками на координатной прямой; - находить координаты точек, отмеченных на координатной прямой; |
Основные понятия | Координатная прямая; координаты точек на прямой, представленные в виде дробей. |
Междисциплинарные связи | Окружающий мир, литература, история. |
Этап урока и его цель | УУД, формируемые на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I Организационный этап Цель: актуализация требований к учебной деятельности. | Регулятивные: -нацеливать на успешную деятельность. Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: - формировать умение слушать и слышать. | Приветствие. - Дорогие мыслители, здравствуйте. Я рада вас приветствовать. Слайд 1 Надпись М.В.Ломоносова «Математика – она ум в порядок приводит». –Давайте сделаем эту мудрую мысль девизом сегодняшнего урока и будем стремиться к тому, чтобы у нас всё получилось. А для этого настроимся на наш урок. Слайд 2 Мы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться! Работаем старательно! Слушаем внимательно - Оформление записи даты в тетради. | Читают - Да Читают хором Проверяют готовность к уроку. Записывают дату в тетради. |
II. Этап создания мотивации к учебной деятельности учащихся Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Регулятивные: - ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно. Познавательные: - уметь ставить и решать проблемы. Личностные: - способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: - уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | - Сегодня на уроке сначала мы с вами восхитимся глубокими вашими знаниями в области дробей, которые мы недавно стали изучать ( проведём устный опрос). Потом плавненько подойдём к нашей новой теме. Слайд 3 - Помогать на уроке будет “Умная сова”. Устная работа. (Слайды 4-7) Слайд 4 Запишите, какую часть всех фигур составляют: а) одна любая фигура, б) круги, в) квадраты, г) треугольники? Если после проверки у вас задание верно, то на полях выставляете «+» и «-». Слайд 5 Какая часть фигуры закрашена? Слайд 6 Определите, какая часть фигуры закрашена серым цветом. Постарайтесь дать несколько вариантов ответа. Слайд7 Прочитайте дроби. | Слушают учителя. Смотрят на экран. Записывают с экрана в тетради через запятую, Самопроверка на экране (зелёным стержнем исправляют) Записывают с экрана в тетради через запятую по одной дроби и сразу с экрана проверяют. Записывают с экрана в тетради через запятую по две равные дроби и сразу с экрана проверяют. Читают по очереди. |
III. Этап актуализации опорных знаний Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий. Повторение изученного материала Цель: Выявление пробелов в знаниях и способах деятельности обучающихся. | Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценки. Познавательные: - структурировать знания, контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: - формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку и самопринятия. Коммуникативные - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - На прошлом уроке мы знакомились с вами с правильными и неправильными дробями. - Проведём небольшой Математический диктант. (Слайд 8) - Ребята! У вас на парте лежит карточка с оценочной таблицей внизу и математическим диктантом вверху. Записывайте ответы в самой карточке. Будете выставлять «+» и «-» в оценочном листе за математический. диктант. Слайд9 1 зад. Загрузим в грузовик правильные дроби , для этого щелкни по ним мышкой. Слайд10 2 зад. Загрузим в поезд неправильные дроби, для этого щелкни по ним мышкой. 3зад. Запишите три правильные (1 вариант) и три неправильные (2 вариант) дроби с числителем 5. ПРВЕРКА парами 4 зад. Слайд11 Что показывает знаменатель? 5 зад. Слайд12 Что показывает числитель? | Находят на парте карточку, рассматривают. Записывают вверху на оценочном листке 1 зад. и 2 зад. Записывают с экрана в карточке через запятую, а затем один ученик идёт к компьютеру и щелкает по нужным дробям мышкой. Все проверяют. Самопроверка на экране. 3 зад. Записывают в карточке, а затем парами обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга. Выставляют «+» и «-» против заданий в оценочном листке. 4 зад. в) на сколько равных частей разделили целое 5 зад. б) сколько равных частей взяли Выставляют «+» и «-» в оценочном листе за матем. диктант. |
IV. Этап постановки проблемы, формулирования темы и цели урока Цель: постановка проблемы по формулированию темы и цели урока. | Регулятивные: -планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, операции. Познавательные: -осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы. | Слайд 13 - А сейчас посмотрите на экран. Помогите Мудрой Сове для постройки дома отпилить 3/4 части от бревна? -Надо распилить бревно на сколько равных частей? Слайд 14 - А взять надо сколько частей? - На каких разных математических моделях можно изобразить эту дробь? Работа с моделями в группах 1 группа На партах у вас лежат круги. 2 группа На партах у вас лежат квадраты. 3 группа На партах у вас лежат отрезки разной длины (бревна). А как ещё можно изобразить эту дробь? Верно, на координатной прямой. - Как вы думаете, какова тема урока? Слайд15 Изображение обыкновенных дробей точками на координатной прямой. Запись в тетради. | Читают. - Надо распилить бревно на 4 равных части И взять 3 части. - Прямоугольник, круг, отрезки. Изображают эту дробь на разных математических моделях. - На координатной прямой. - Изображение дробей точками на координатной прямой . Запись темы в тетради. |
V. Этап «открытия» нового знания Цель: выявление первоначальных знаний обучающихся по теме «Сложение дробей одинаковыми знаменателями»; подготовка к восприятию новой темы. | Коммуникативные: -формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Познавательные: -слушать и смотреть, извлекая нужную информацию. | - Научиться это делать нам поможет электронное приложение 5 кл - Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? Слайд 16 Цели: Слайд 17 Составим план нашей работы: С чего нужно начинать, чтобы изобразить дробь 3/4 на координатной прямой. К доске пойдёт один ученик, а остальные – в тетради. Памятка 1) Начертить прямую и отметить на ней точку 0. Отметить единичный отрезок и поставить число 1. 2) Разделить единичный отрезок на столько частей, сколько показывает знаменатель. 3) Отсчитать от 0 вправо столько частей, сколько показывает числитель, и отметить точку на координатной прямой. - А теперь давайте будем пользоваться этим алгоритмом. | - Цель: изображать дроби точками на координатной прямой, находить координаты точек, отмеченных на координатной прямой. У доски 1 ученик чертит, всё проговаривает, у всех памятки. |
Физ.минутка Цель: реализация двигательной активности для снятия усталостии напряжения. | Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде. | На листочках у каждого ученика записана дробь. Игра « Займи своё место» Команды: «Правильные дроби – руки вверх!» «Неправильные дроби –присели!» «Какие дроби левее 1– похлопали в ладоши!» «Какие дроби правее 1– потопали!» | Выполняют упражнения. Встают в порядке увеличения дробей у доски |
VI. Этап закрепления Цель: организация усвоения учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах). | Личностные: - формировать интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: -уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: -осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы. | Слайд 18- 19 Отметьте на координатной прямой мигающую точку. Слайд 20 Найдите координаты точек. Какие из них правильные дроби, а какие неправильные? Подчеркнуть. Проверить в парах. Слайд 21 Какие из данных точек расположены правее (левее) 1? Записывают в тетради через запятую по вариантам, а затем парами обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга. Отвечают устно с объяснением. Слайд 22 Работа по учебнику № 481 (в тетради и в Лаборатории «Координатная прямая» (Эл. Приложение) № 483; № 482 | По одному ученику выходят к компьютеру и находят координаты, остальные ученики записывают дроби через запятую в тетрадях. Проверка парами. Записывают в тетради через запятую по вариантам, а затем парами обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга. Выставляют «+» и «-» против заданий в оценочном листке Отвечают устно с объяснением. 1 ученик выходит к компьютеру и чертит, остальные ученики чертят в тетрадях. 1 ученик выходят к доске и чертит, остальные ученики чертят в тетрадях |
VII. Подведение итогов урока. Цель –формулирование вывода,; сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний. VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке IX. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель – организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний. | Регулятивные: -уметь соотносить цель и результат. Листностные: - развивать cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: Соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно. | ИТОГ - С чем познакомились на уроке? Чему учились? С каким алгоритмом вы познакомились? Как вы оцените свою работу, работу класса? Посмотрите в свой оценочный лист. Сколько у вас много «+» и совсем мало «-«!!! Слайд 23 - А теперь сделайте вывод: ( На обратной стороне оценочного листа ) Слайд 24 Домашнее задание: № 480, 484 (по желанию Т.Т. с.85 №197, №198) Наш урок подходит к концу и мы с вами послушаем Притчу. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: "Что ты делал целый день?" И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: "А что ты делал целый день?", и тот ответил: "А я добросовестно выполнял свою работу". А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: "А я принимал участие в строительстве Храма". – Ребята! давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. – Кто работал так, как первый человек? – Кто работал добросовестно? – Кто принимал участие в строительстве храма? | Мои выводы ( На обратной стороне оценочного листа ) Сегодня вы тоже оцените свою работу в виде дроби, знаменатель которой будет равен 18 (по количеству выполняемых всех письменных работ), а числитель покажет, насколько эффективно вы работали. Чем больше число в числителе, тем выше будет ваша оценочная дробь. Числитель вы возьмёте из оценочного листа, где вы выставляли «+» и «-» за все выполненные задания. Оценки: 16 и больше- «5» 18 13 и больше- «4» 18 Ученики поднимают руки. |
В русском языке слово “дробь” появилось в VIII веке, оно происходит от глагола "дробить" - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – "ломаные числа". У других народов название дроби также связано с глаголами "ломать”, "разбивать", "раздроблять".
Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа записывались так: Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово "дробь". Названия "числитель" и "знаменатель" ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый- математик.