СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по математике в 5 классе «Изображение дробей точками на координатной прямой»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов дейчтвий. Работа с моделями, оценочным листом, электронным приложением.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по математике в 5 классе «Изображение дробей точками на координатной прямой»»

Технологическая карта урока

Учитель

Танкевич Валентина Ильинична

Образовательное учреждение

МКОУ Корниловская средняя общеобразовательная школа

Болотнинского района Новосибирской области

Предмет

Математика

Класс

5

Автор

Е.А. Бунимович и др.

Тема урока

Изображение дробей точками на координатной прямой

Цели

Обучающая: сформировать умение записывать и читать дроби, изображать их точками на координатной прямой; находить координаты точек, отмеченных на координатной прямой

Развивающая: Способствовать развитию навыков работы по плану; умению работать самостоятельно и в паре; учить договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к предмету, к окружающему миру. Воспитывать уважение к мнению одноклассников.

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Методы обучения: 

Постановка проблемы; беседа; работа в паре; индивидуальная работа.

Средства обучения: 

Рабочий лист ученика, презентация Power Point, оценочная таблица, наглядность.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, парная.


Формируемые УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

Быть мотивированным к учебной деятельности.

- способность к эмоциональному восприятию жизненных ситуаций,

- умение оценивать работу одноклассников;

- способность к объективному самооцениванию. Установка на здоровый образ жизни,

спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции.

- умение проводить несложные доказательные рассуждения;

- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

- применение приёмов самоконтроля при выполнении заданий.


- знакомство с координатами на прямой, представленными в виде дробей,

построение точек;

- отмечать дроби точками на координатной прямой;

- находить координаты точек, отмеченных на координатной прямой;


Основные понятия

Координатная прямая; координаты точек на прямой, представленные в виде дробей.

Междисциплинарные связи

Окружающий мир, литература, история.







Этап урока и его цель

УУД, формируемые на данном этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

I Организационный этап

Цель: актуализация требований к учебной деятельности.

Регулятивные:

-нацеливать на успешную деятельность.

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные:

- формировать умение слушать и слышать.

Приветствие. - Дорогие мыслители, здравствуйте. Я рада вас приветствовать.

Слайд 1 Надпись М.В.Ломоносова «Математика – она ум в порядок приводит».

–Давайте сделаем эту мудрую мысль девизом сегодняшнего урока и будем стремиться к тому, чтобы у нас всё получилось.

А для этого настроимся на наш урок.

Слайд 2 Мы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться!

Работаем старательно!

Слушаем внимательно

- Оформление записи даты в тетради.



Читают


- Да




Читают хором

Проверяют готовность к уроку.

Записывают дату в тетради.

II. Этап создания мотивации к учебной деятельности учащихся

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.






Регулятивные:

- ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

- уметь ставить и решать проблемы.

Личностные:

- способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

- уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- Сегодня на уроке сначала мы с вами восхитимся глубокими вашими знаниями в области дробей, которые мы недавно стали изучать ( проведём устный опрос). Потом плавненько подойдём к нашей новой теме.

Слайд 3 - Помогать на уроке будет “Умная сова”. Устная работа. (Слайды 4-7)

Слайд 4 Запишите, какую часть всех фигур составляют: а) одна любая фигура, б) круги, в) квадраты, г) треугольники?

Если после проверки у вас задание верно, то на полях выставляете «+» и «-».

Слайд 5 Какая часть фигуры закрашена?

Слайд 6 Определите, какая часть фигуры закрашена серым цветом. Постарайтесь дать несколько вариантов ответа.

Слайд7 Прочитайте дроби.

Слушают учителя.





Смотрят на экран.

Записывают с экрана в тетради через запятую, Самопроверка на экране

(зелёным стержнем исправляют)

Записывают с экрана в тетради через запятую по одной дроби и сразу с экрана проверяют.

Записывают с экрана в тетради через запятую по две равные дроби и сразу с экрана проверяют.

Читают по очереди.

III. Этап актуализации опорных знаний

Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий.



Повторение изученного материала



Цель: Выявление пробелов в знаниях и способах деятельности обучающихся.

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценки.

Познавательные:

- структурировать знания, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Личностные:

- формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку и самопринятия.

Коммуникативные

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- На прошлом уроке мы знакомились с вами с правильными и неправильными дробями.

- Проведём небольшой Математический диктант. (Слайд 8)

- Ребята! У вас на парте лежит карточка с оценочной таблицей внизу и математическим диктантом вверху. Записывайте ответы в самой карточке. Будете выставлять «+» и «-» в оценочном листе за математический. диктант.

Слайд9 1 зад. Загрузим в грузовик правильные дроби , для этого щелкни по ним мышкой.

Слайд10 2 зад. Загрузим в поезд неправильные дроби, для этого щелкни по ним мышкой.

3зад. Запишите три правильные (1 вариант) и три неправильные (2 вариант) дроби с числителем 5.

ПРВЕРКА парами



4 зад. Слайд11 Что показывает знаменатель?



5 зад. Слайд12 Что показывает числитель?







Находят на парте карточку, рассматривают.

Записывают вверху на оценочном листке

1 зад. и 2 зад. Записывают с экрана в карточке через запятую, а затем один ученик идёт к компьютеру и щелкает по нужным дробям мышкой. Все проверяют. Самопроверка на экране.

3 зад. Записывают в карточке, а затем парами обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга. Выставляют «+» и «-» против заданий в оценочном листке.

4 зад. в) на сколько равных частей разделили целое

5 зад. б) сколько равных частей взяли

Выставляют «+» и «-» в оценочном листе за матем. диктант.

IV. Этап постановки проблемы, формулирования темы и цели урока

Цель: постановка проблемы по формулированию темы и цели урока.

Регулятивные:

-планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, операции.

Познавательные:

-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.

Слайд 13 - А сейчас посмотрите на экран.

Помогите Мудрой Сове для постройки дома

отпилить 3/4 части от бревна?

-Надо распилить бревно на сколько равных частей?

Слайд 14 - А взять надо сколько частей?

- На каких разных математических моделях можно

изобразить эту дробь?

Работа с моделями в группах

1 группа На партах у вас лежат круги.

2 группа На партах у вас лежат квадраты.

3 группа На партах у вас лежат отрезки разной длины (бревна).

А как ещё можно изобразить эту дробь?

Верно, на координатной прямой.

- Как вы думаете, какова тема урока?

Слайд15 Изображение обыкновенных дробей

точками на координатной прямой. Запись в тетради.

Читают.




- Надо распилить бревно на 4 равных части

И взять 3 части.


- Прямоугольник, круг,

отрезки.


Изображают эту дробь на разных математических моделях.

- На координатной прямой.


- Изображение дробей точками на координатной прямой .

Запись темы в тетради.

V. Этап «открытия» нового знания

Цель: выявление первоначальных знаний обучающихся по теме «Сложение дробей одинаковыми знаменателями»; подготовка к восприятию новой темы.

Коммуникативные:

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

-слушать и смотреть, извлекая нужную информацию.

- Научиться это делать нам поможет электронное приложение 5 кл

- Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

Слайд 16 Цели:

Слайд 17 Составим план нашей работы: С чего нужно начинать, чтобы изобразить дробь 3/4 на координатной прямой. К доске пойдёт один ученик, а остальные – в тетради. Памятка

1) Начертить прямую и отметить на ней точку 0. Отметить единичный отрезок и поставить число 1.

2) Разделить единичный отрезок на столько частей, сколько показывает знаменатель.

3) Отсчитать от 0 вправо столько частей, сколько показывает числитель, и отметить точку на координатной прямой.

- А теперь давайте будем пользоваться этим алгоритмом.

- Цель: изображать дроби точками на координатной прямой, находить координаты точек, отмеченных на координатной прямой.


У доски 1 ученик чертит,

всё проговаривает, у всех памятки.


Физ.минутка

Цель: реализация двигательной активности для снятия усталостии напряжения.




Коммуникативные: - уметь коллективно выполнять физические упражнения по команде.

На листочках у каждого ученика записана дробь. Игра « Займи своё место»

Команды: «Правильные дроби – руки вверх!»

«Неправильные дроби –присели!»

«Какие дроби левее 1– похлопали в ладоши!»

«Какие дроби правее 1– потопали!»

Выполняют упражнения.

Встают в порядке увеличения дробей у доски


VI. Этап закрепления

Цель: организация усвоения учащимися нового материала (фронтально, в парах или группах).



Личностные:

- формировать интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные:

-уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

-осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.

Слайд 18- 19 Отметьте на координатной прямой мигающую точку.

Слайд 20  Найдите координаты точек.

Какие из них правильные дроби, а какие неправильные? Подчеркнуть. Проверить в парах.

Слайд 21 Какие из данных точек расположены правее (левее) 1?

Записывают в тетради через запятую по вариантам, а затем парами обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга. Отвечают устно с объяснением.


Слайд 22 Работа по учебнику № 481 (в тетради и в Лаборатории «Координатная прямая» (Эл. Приложение)

483; № 482

По одному ученику выходят к компьютеру и находят координаты, остальные ученики записывают дроби через запятую в тетрадях.

Проверка парами.

Записывают в тетради через запятую по вариантам, а затем парами обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга. Выставляют «+» и «-» против заданий в оценочном листке

Отвечают устно с объяснением.

1 ученик выходит к компьютеру и чертит, остальные ученики чертят в тетрадях.

1 ученик выходят к доске и чертит, остальные ученики чертят в тетрадях

VII. Подведение итогов урока.   

Цель –формулирование вывода,; сравнение знаний по теме, которые были в начале и в конце урока, выделение актуальных знаний. 

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

IX. Этап информирования обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель – организация пути выполнения домашней работы на основе полученных знаний.

Регулятивные:

-уметь соотносить цель и результат.





Листностные:

- развивать cпособность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Регулятивные: Соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно.

ИТОГ - С чем познакомились на уроке? Чему учились? С каким алгоритмом вы познакомились? Как вы оцените свою работу, работу класса? Посмотрите в свой оценочный лист. Сколько у вас много «+» и совсем мало «-«!!!

Слайд 23 - А теперь сделайте вывод: ( На обратной стороне оценочного листа )

Слайд 24 Домашнее задание: № 480, 484 (по желанию Т.Т. с.85 №197, №198)

Наш урок подходит к концу и мы с вами послушаем Притчу. 
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. 
Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. 
У первого спросил: "Что ты делал целый день?" И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. 
У второго мудрец спросил: "А что ты делал целый день?", и тот ответил: "А я добросовестно выполнял свою работу". 
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: "А я принимал участие в строительстве Храма". 
– Ребята! давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. 
– Кто работал так, как первый человек? 
– Кто работал добросовестно? 
– Кто принимал участие в строительстве храма?

Мои выводы ( На обратной стороне оценочного листа )

Сегодня вы тоже оцените свою работу в виде дроби, знаменатель которой будет равен 18 (по количеству выполняемых всех письменных работ), а числитель покажет, насколько эффективно вы работали. Чем больше число в числителе, тем выше будет ваша оценочная дробь. Числитель вы возьмёте из оценочного листа, где вы выставляли «+» и «-» за все выполненные задания.


Оценки: 16 и больше- «5»

18

13 и больше- «4»

18






Ученики поднимают руки.

















Резервный материал: Сообщение на тему: Исторические сведения:

В русском языке слово “дробь” появилось в VIII веке, оно происходит от глагола "дробить" - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – "ломаные числа". У других народов название дроби также связано с глаголами "ломать”, "разбивать", "раздроблять". 
Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа записывались так: Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово "дробь". Названия "числитель" и "знаменатель" ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый- математик. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!