Тема урока: «Рождество Твое, Христе Боже наш»
Данные об учителе: Попова Татьяна Александровна, «МОАУ СОШ №23 г. Орска»
Предмет: музыка Класс: 3 Учебник (УМК): 3 класс: Науменко Т.И, Алеев В.В.
Цель урока: сформировать представление детей о рождественских праздниках и обрядах, их отражении в народном и профессиональном творчестве.
Задачи урока:
личностные
Самоопределение: осознание содержания исполняемых произведений русского фольклора,
Смыслообразование: повысить мотивацию собственных знаний;
Ценностная и морально-этическая ориентация: осознание учащимися для чего им необходимо получить знания по данной теме.
метапредметные
Регулятивные: уметь управлять своими знаниями в новой ситуации
Коммуникативные: уметь работать в малых группах, выражать свою позицию.
Познавательные: выяснить взаимосвязь литературы и музыки.
предметные
Развивать умения определять жанр песни, слышать его образное содержание;
Воспитывать интерес и любовь к традициям своего народа;
желание слушать ее и исполнять, совершенствовать эмоциональную сферу, художественный, музыкальный и эстетический вкусы, нравственные качества личности.
Тип урока: комбинированный.
Музыкальный материал урока:
А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш…» (слушание).
Слова: В.Шемтюк Музыка: В. Гайворонский (пение).
Видеоролик «Рождественская история», видеоролик с колядками
I.Орг. момент Задача этапа: вызвать познавательный интерес к уроку.
Формируемые УУД и предметные умения: мотивационная готовность, самостоятельное выделение и формулирование темы и познавательной цели урока;
1.Музыкальное приветствие: ( слайд 1)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем. Сегодня у нас с вами необычный урок – за урок мы попробуем создать коллективный творческий проект. Я вас заинтриговала? Тогда начнем.
Ребята, когда я шла к вам на урок мне принесли вот такую посылку, но она не простая она музыкальная. Я ждала вас, чтобы ее открыть вместе с вами. Давайте откроем ее.
( выход из презентации показ видеоклипа «Рождество»)
Вы догадались о каком событии нам хотел рассказать хозяин посылки?( дети пытаются найти правильный ответ-Рождество)( слайд 2 по щелчку)
3. Постановка целей и задач урока.
У.: Ребята, как вы думаете, какой будет тема урока? (ответы детей)( слайд 2 по щелчку)
У. А теперь давайте сформулируем цель нашего урока? (ответы детей)
( слайд 3 по щелчку)
У: А для того чтобы достичь нашей цели, что мы должны с вами сделать? (ответы детей)
II. Учебно-познавательная деятельность. Задачи этапа: закрепить знания о празднике Рождество, о традициях праздника; развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять.
Предметные действия: Уметь определять характер музыки
Формируемые УУД: Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение.
Скоро наступит Новый 2017-й год. Первый месяц года – январь – холодный и суровый.
В древней Руси этот месяц называли «просинец»; прибавлялся день, постепенно светлели зимние небеса… Другое название января – «сечень»: он как бы рассекает зиму на 2 части.
В январе на Руси отмечают православный праздник – Рождество Христово.
Рождество Христово отмечают миллионы людей во всём мире. В это время повсюду на земле зажигаются рождественские ёлки. Все ждут исполнения своих заветных желаний.
- А известно ли вам почему праздник Рождества называется именно так? (ответы детей)
- Две тысячи лет назад 7 января (а по старому стилю 25 декабря) произошло событие, родился Иисус Христос. Кстати наши зимние каникулы, которые мы так любим, называются Рождественскими.
Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие в ту прекрасную далекую, необыкновенную ночь.
( выход из презентации просмотр мультипликационного фильма)
Мы с вами совершили необыкновенное путешествие. Рождество Христово в человеческих сердцах совершается постоянно, принося радость, мир, счастье.
У.: О чем нам рассказал мультипликационный фильм? Что нового для себя вы узнали?(ответы детей)
Ребята, а вы думаете зачем волхвы принесли дары младенцу?( показать, как дорога им Божественная природа Иисуса, и как в последствии ценны Его смерть и воскресение)
Каждый из даров имел определенное каноническое значение и служил знаком признания Христа:
*золото – символ царской власти, Иисус родился Человеком, что бы быть Царем;
*ладан – признание его божественности (душистое вещество, получаемое из коры белого дерева в Индии и Аравии.)
*смирна – это бальзам, как человеку, который должен умереть, а смирной помазывали тело умершего.
( слайд 4)А вы знаете, что до сих пор эти дары хранятся ? Они хранятся в на Святой горе Афон (Греция) в монастыре св. Павла, и до сих пор источают благоухание.
В день рождения Христа люди славят его, и праздник этот ничем не омрачённый, считается «матерью всех праздников», «честнейшим и важнейшим». Композиторы также своей музыкой славят Рождество Христово.
- Вот и мы сейчас попробуем представить себя в роли композитора.
- Скажите какой должна быть музыка Рождества? Какие бы интонации выбрали для вашей музыки?
(в презентации слова с определением музыки)
( слайд 5) (дети выбирают подходящие по их мнению слова)
2. Восприятие музыкального произведения ( слайд 6)
Сегодня мы послушаем произведение русского композитора Анатолия Лядова «Рождество Твое, Христе Боже наш» и сравним с нашим представлением о музыке Рождества.
(Слушаем А. Лядов «Рождество Твое, Христе Боже наш»)
-Какие чувства у вас возникли, слушая эту музыку? (радостные, торжественные, светлые, возвышенные)
- О чём хотел рассказать композитор своей музыкой? (радость от того, что родился Христос и надежду на то, что всё впереди будет хорошо)
- Кто исполняет произведение? (хор)
- С сопровождением или нет?
У.: С сопровождением или нет?
Д.: Без сопровождения.
У.: Такое исполнение называется a capella. А на что похоже подобное исполнение?
Д.: На пение ангелов.
Физминутка
3. Смысловое чтение. Работа с текстом. ( слайд 7)
У: каждого праздника есть свои традиции и обряды. Давайте прочитаем о них в учебнике.
(работа с учебником)
Что мы узнали из текста учебника? (ответы детей)
( слайд 8) Это величальные песни-поздравления. Колядки, щедровки – так их называли в зависимости от слов припева.
( слайд 9) Учёные установили, что слово «колядка» происходит от латинского «calenda» - так назывался у древних римлян первый день года (отсюда же и название «календарь»).
С Рождества начинаются Святки — сплошные праздники, которые длятся до Крещенского Сочельника и сопровождаются гуляньями, посещением родных и друзей, маскарадами. В старину принято было колядовать. Было принято, заходя в дом спрашивать: «Надо ли Рождество прославить?» Получив разрешение, пели колядку:
Коляда, коляда,
Подавай пирога.
Дай блин, дай лишку,
Свиную ножку,
Всем понемножку.
Неси, не тряси,
Давай, не ломай!
После таких слов дети вели хоровод, осыпали хозяев зерном. А если хозяева проявляли жадность, колядовщики их не прощали, пели озорные колядки:
Не дашь пирога – мы корову за рога.
Не дашь кваску – мы свинью за виску.
Не дашь блинка – мы хозяина в пинка.
Подавайте, не ломайте, не закусывайте!
Не дадите пирога – сведём корову за рога!
Давайте посмотрим видео, как в старину пели колядки.(выход из презентации просмотр видео « вечера на хуторе»)
У.: Ребята, а как можно охарактеризовать исполнение?( слайд10)
Д.: Весёлое, радостное.
Д.: Озорное, удалое.
У.: Отличается от исполнения произведения Лядова?
Д.: Конечно.
У.: А чем?
Д.: В произведении Лядова светлое, тихое, задумчивое, восторженное.
Д.: А в колядках весёлое, удалое, озорное.
IV. Проектная деятельность. Задачи этапа: Научить обучающихся планированию (уметь четко определять цель, методы исследования, основные шаги по достижению поставленной цели).
2. Формировать навыки сбора и обработки информации, фактического материала (обучающийся должен уметь выбирать нужную информацию и правильно ее использовать).
3. Научить анализировать полученную информацию (креативность и критическое мышление).
4. Развивать умения самостоятельной работы над проектом,
1. Групповая работа по созданию проекта.
Посмотрите ребята как много мы сегодня узнали на уроке, пришла пора заняться коллективным творчеством, составлением проекта.
1 группа - сочинение колядки
Алгоритм сочинения
Коллективное сочинение слов колядки.
Выразительное чтение строк.
Осмысление художественной задачи: характера будущей мелодии, её темпа, лада, направления звуковысотного движения.
Ритмизация строк (исполнение ритма звучащими жестами), выбор наиболее интересных и выразительных ритмических рисунков.
Коллективное сочинение песни.
Исполнение песни.
2 группа- готовит рождественскую открытку
3 группа- рассказывает о традициях праздника.(4-5 предложений)
( учитель готовит заготовки для 1и 2 групп)
2. Защита проектов
3. Исполнение песни.
В заключении урока давайте исполним песню «Рождество», что бы создать праздничное настроение.
V. Контроль и оценка результатов деятельности.
1.Пора подвести итоги нашей работы, а сделаем мы это следующим образом: Я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать в своих тетрадях:
1. Как иначе называют мудрецов, пришедших с востока, чтобы поклониться новорожденному Богомладенцу (Волхвы)
2. Как иначе называют Вифлеемскую звезду (Рождественская )
3. Кому явились ангелы, возвестив о рождении Младенца Христа (Пастухам)
4. Сколько волхвов пришли поклониться новорожденному Христу. (Три)
5. Какого числа празднуют Рождество христово?( в ночь с 6 на 7 января)
А теперь сделаем взаимопроверку, поменяйтесь тетрадками.(учитель называет правильные ответы, дети от проводят проверку)
VI.Рефлексия( слайд 11)
VII. Итог урока( слайд 12)
Вы работали сегодня внимательно, активно и дружно. Вы продемонстрировали знания, которые получили на других уроках. Вы научились сочинять колядки, работали радостно и с интересом. Приближается праздник Рождества, и я надеюсь, что полученные сегодня вами знания об этом празднике, а также умения сочинять колядки и разыгрывать их пригодятся в скором будущем. С прекрасным и светлым Рождеством поздравляю вас