СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по обществознанию конкуренция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по обществознанию конкуренция»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«Вяземский лесхоз-техникум им. Н. В. Усенко»

(КГБ ПОУ ВЛХТ)







Рассмотрено на заседании «Утверждаю»

ПЦК ОГСЭД Зам. директора по УР

Протокол № 8 от 13.04.2022 г. ________ Ручий Н.Д.

Председатель ОГСЭД «_____» ______________ 2022 г

Мереняшев Е.В. ____________





Методическая разработка

Открытого урока


«Конкуренция»




Выполнил: преподаватель Мереняшев Е.В










г. Вяземский

2022

Приложение 7.2 (Разработка открытого урока тема «Конкуренция»)

Технологическая карта открытого урока по обществознанию на тему: «Конкуренция»

Тема: Конкуренция

Цель урока: Изучить конкуренцию и ее виды. Уметь различать формы конкуренции.

Задачи урока:

  • Способствовать формированию понятия конкуренция основных видов и методов

  • Развивать умение работать в группе, анализировать ситуацию, делать выводы, приводить примеры, и самостоятельно принимать решения.

  • Способствовать воспитанию экономической культуры и становлению активной гражданской позиции у подросткового поколения.

Тип урока – урок усвоения новых знаний

Форма : комбинированное учебное занятие

Методы обучения, используемые на уроке:

  • Словесные (вступительное слово преподавателя, фронтальная беседа)

  • Наглядные (схемы, иллюстрации, компьютерная презентация)

  • Практические (создание рекламной продукции)

Оборудование: интерактивная доска, наглядные пособия.







ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

ИКТ

1.Организационный момент

- Проверка готовности.

- Наличие общей установки на урок

- Самоконтроль готовности


2. Вступительное слово преподавателя

Озвучивание темы, знакомит с ходом работы на уроке.

-Диалог с преподавателем.

- Ответ учеников (рассуждают). (5 мин.

Слайд 1

Слайд 2

3.Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке

Вопрос: Какова дальнейшая судьба товара после его производства.

Вспоминают ранее изученный материал. (5мин.)



В ходе актуализации преподаватель выводит студентов на понятие конкуренция.

-Диалог с преподавателем.

- Ответ учеников (рассуждают). (5 мин.


4.

Преподаватель после актуализации опорных знаний дает определение конкуренции.


Работа с мультимедийной доской (10 мин.)

Слайд 3

5. Теоретическая часть

Преподаватель совместно со студентами выявляет положительные и отрицательные стороны конкуренции


Слайд 4-5

6.

Преподаватель объясняет функции конкуренции, виды конкуренции, методы конкуренции (ценовая, неценовая конкуренция)

Диалог с преподавателем.

- Ответ учеников (рассуждают).(25Мин)

Слайд 6 -10

7.

Преподаватель совместно со студентами модулирует ситуацию (если бы они занимались предпринимательской деятельностью как бы они боролись с конкурентами) в ходе беседы вырабатываются методы борьбы с конкурентами.

Диалог с преподавателем. Обобщают, делают выводы. (10 мин.)

Слайд 11 -12

8. Практическая часть

Группа делится на команды (3 – 4 человека)

Задание 1. Вспомни конкурента (на слайдах показываются различные товары участникам необходимо будет назвать конкурента этого товара и рекламный лозунг.

Задание 2. Модулирование ситуации Как вы поступите в следующих ситуациях (на слайдах выводятся ситуации)

Задание 3. На ватманах нарисовать разрекламировать свой товар обойдя своего конкурента.


(15 мин)

















(10 мин)

Слайд 13 – 22

















Слайд 23

9.Подведение итогов занятия

Что узнали нового на уроке. (фронтальный опрос)

Раздача оценочной карты

1.Поравилось ли занятие?

2. Как сам поработал на занятии?


(10мин)


10. Д/З

Комментирует д/з : написать сочинение «Мир без конкуренции»

Уточняют

Слайд 24

Ход урока:



1.Организационный момент.



2. Вступительное слово преподавателя Озвучивание темы, знакомит с ходом работы на уроке.



3.Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке Вопрос: Какова дальнейшая судьба товара после его производства. (В ходе актуализации преподаватель выводит студентов на понятие конкуренция.)



4.Слово преподавателя.

Конкуренция - (от лат. Соnсигепrе - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

5.Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны конкуренции:

1. Конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

2. Конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;

3. Конкуренция стимулирует повышение качества товара;

4. Конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

5. Конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

6. Конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;

7. Конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

8. Конкуренция вводит новые формы управления.

Отрицательные стороны конкуренции:

1. При конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

2. Многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.



6. Функции конкуренции.

Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

- предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

- предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.



Экономисты говорят о возникновении монополистической конкуренции в том случае, когда для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги - различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей. Например, телевизоры удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей - желание смотреть телепередачи. Но каждая фирма, изготавливающая телевизоры, предлагает покупателю товары, несколько отличающиеся друг от друга: количеством принимаемых каналов, дизайном корпуса, качеством звука и т.д. При этом определенная марка телевизоров предлагается на рынок только одной фирмой, обладающей патентами на реализованные в этой марке технические решения. Если таких фирм много, то мы имеем дело монополистической конкуренцией. Это тип рыночной ситуации, в которой монополистическая власть каждой фирмы распространяется лишь на изготовление особой разновидности товара, но не на контроль над рынком всех товаров однотипного назначения. Фирмы, при такой конкуренции, выступают в отрасль сравнительно легко, при этом значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. Такой тип конкуренции родился после создания системы защиты авторских прав и прав на товарный знак с помощью патентов. Именно в силу такой правовой защиты прав изготовителя на исключительное владение фирменными названиями и секретами производства другие фирмы не могут выпускать свою продукцию под тем же именем и с точно такими же свойствами, как продукция защищенная патентом. Поэтому каждой фирме приходится выходить в мир конкуренции под собственным именем и со своими разработками.











МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ

В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка. Но в связи с этим возникает вопрос можно ли бесконечно снижать цену товара в борьбе с конкурентами и к чему это приведет?

Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее.

К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно.



7. Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

Добросовестная конкуренция. Основными методами являются:

- повышение качества продукции

- снижение цен ("война цен")

- реклама

- развитие до- и послепродажного обслуживания

- создание новых товаров и услуг с использованием достижений НТР и т.д.



Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы:

Недобросовестная конкуренция

Основными методами являются:

- экономический (промышленный шпионаж);

- подделка продукции конкурентов

- подкуп и шантаж

- обман потреби гелей

- махинации с деловой отчетностью

- валютные махинации

- сокрытие дефектов и т.д.

8. Практическая часть : учебная группа делится на команды по 3 – 4 человека

Задание 1. Вспомни конкурента (на слайдах показываются различные товары участникам необходимо будет назвать конкурента этого товара и рекламный лозунг. ( идет закрепление неценовой конкуренции)

Задание 2. Модулирование ситуации Как вы поступите в следующих ситуациях (на слайдах выводятся ситуации)

Ситуация 1.Вы единственный в своем районе производитель хлеба вот уже 10 лет но однажды вы вдруг обнаруживаете что прямо на против вашей булочной кто то построил свой хлебный магазин по объемам и масштабам не меньше вашего. Ваши действия?

Ситуация 2. Вы предприниматель и переехав однажды в абсолютно не знакомый для вас город решаете в нем открыть свое кафе. Ваши действия?

Ситуация 3. Вы производитель молочной продукции в крупном мегаполисе. Но кто то пустил слух что у вас на фабрике обнаружили кишечную палочку. Люди перестали брать вашу продукцию. Ваши действия?

Ситуация 4. Вы собираетесь открыть продовольственный магазин но в районе уже есть два аналогичных магазина от идеи вы не отказываетесь ваши действия?

Задание 3. На ватманах нарисовать разрекламировать свой товар обойдя своего конкурента.

9. Подведение итогов занятия.

Что узнали нового на уроке. (фронтальный опрос)

Рефлексия.

Раздача оценочной карты

1.Поравилось ли занятие?

2. Как сам поработал на занятии?

10. Д/з : Написать сочинение на тему: «Мир без конкуренции»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!