СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого урока по теме "Обращение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

готовая разработка к уроку

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по теме "Обращение"»






Конспект урока  русского языка в 8 классе

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование с использованием активных форм работы.

Цели урока:

Познавательные: знакомство со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания). Умение находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.

Развивающие: развитие устной речи обучающихся, развитие умения выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

Воспитательные: воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда, воспитание уважительного отношения к русскому языку

Средства обучения: ПК, интерактивная доска, презентация. Рабочие листы.

Методическое назначение средств ИКТ- источник информации, обеспечение наглядности, контроля и самоконтроля в обучении.

Методы обучения: проблемно-поисковый, проблемно-развивающий, на основе информационных ресурсов, исследовательский.

Планируемые образовательные результаты.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач, структурирование знаний.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого этикета, умение формулировать свою точку зрения и обосновывать ее.

Учебник: Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс. – М.: Просвещение, 2016




Ход урока


I. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия учебного материала.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, ребята!

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

-Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.


Я всем желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

Вместо тетради сегодня мы воспользуемся рабочими листами, подпишите ихВ рабочих листах вы будете делать необходимые записи, выполнять задания. В конце урока сами выставите себе оценки.


На доске проецируется отрывок из произведения. Назовите автора этого произведения и его название.


- Батюшка! Петр Андреевич! – кричал дядька. – Не покинь меня на старости лет среди этих мошенников…»

- А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.

- Спасибо, государь, спасибо, отец родной! – говорил Савельич усаживаясь.


Беседа с классом:


- Из какого произведения этот отрывок, кто автор? (А. Пушкин «Капитанская дочка»)

- Назовите слова, с которыми герои обращаются друг к другу (Батюшка, Петр Андреевич, старый хрыч, государь, отец родной)

- Как называются эти слова? Как называются слова, с которыми мы обращаемся к кому-нибудь с речью?

- Что такое обращение?

II. Определение темы и целей урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока и какие вопросы нам необходимо рассмотреть, чтобы понять, что это за синтаксическая единица – обращение. Сформулируйте тему и цели урока. (Учащиеся определяют тему и основные вопросы).

(Вспомнить, что такое обращение, мы должны научиться находить его в тексте, правильно ставить знаки препинания.)

- Запишите тему сегодняшнего урока в свои рабочие листы. «Обращение и знаки препинания при нём». 


III. Актуализация ранее изученных знаний.

-Что мы с вами уже знаем об обращении?

Структурируйте свои сведения об обращении, полученные ранее, оформив их в виде кластера (работа в группах, консультации друг с другом)




IV. Изучение нового материала.

Дополним наши сведения, прочитав теоретический материал учебника.

Работа над теоретическим материалом. (§ 57) Чтение правила


Практическая работа по теме урока.

1. Запишите предложения под диктовку в свои рабочие листы. Определите, чем является слово «красавица» в обоих предложениях.

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной ... (А. Пушкин)

Пройдет любовь, настанет скука,

Красавица полюбит вновь. («Кавказский пленник» А.Пушкин)

Вывод.

- В каком предложении слово «красавица» играет синтаксическую роль?

- А в каком слово синтаксически не связано с другими членами предложения?

- Чем еще они отличаются друг от друга? Разной интонацией. В первом предложении - интонация звательная.

Обращение грамматически и интонационно обособлено. Какова основная функция обращения? Называние того, к кому обращаемся с речью.


2. Расставьте знаки препинания в предложениях, найдите обращения.

1) Барин не прикажешь ли воротиться?

2) Свет ты мой послушай меня старика.

3) Что это сударь с тобой сделалось?

4) А ты мой батюшка не печалься.

5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.

6) Звезды вы ясны, как счастье моё!


3. Работа с аудиофайлами.

Прослушайте отрывки из художественных произведений в аудиозаписи, назовите автора и произведение. Выпишите обращения.

Чехов «Хамелеон» (Окаянная, ребята). «Толстый и тонкий» (Порфирий, Голубчик мой, Миша, Друг детства).

- Какова роль обращений в тексте Чехова? (отношение друг к другу)

Итак, обращения в тексте помогают создать образ героя, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую принадлежность, а также их отношение друг к другу.


V. Давайте вместе вспомним «волшебное» правило. (физминутка)

Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.


4. Распространите обращения прилагательными (см. Слова для справок) и запишите предложения.

(: ) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете №5.

(: ) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.

(: ) мама, я очень скучаю.

Слова для справок: уважаемый, дорогой, милый.

- Почему к каждому из обращений вы подобрали именно то или иное определение?


5. Работа в парах.

Придумайте и запишите предложения с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали:

- имя, отчество

- наименование по месту жительства;

- родственным или иным отношениям;

- кличка животного


6. Упражнение 348.

Списать предложения, выделяя знаками препинания обращения.


VI. Рефлексия.

- Ребята, оцените свою работу сегодня на уроке. В рабочих листах продолжите одно из предложенных предложений…. Поставьте себе оценку за работу на уроке. И сдайте свои листы.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

VII. Домашнее задание: § 57, написать письмо другу, используя разные обращения. (7-10 предложений)Спасибо за урок! До свидания, друзья!



Рабочая карта урока русского языка

Ф И: _______________________________________________________ класс ____

Дата: ________________________________________________________________

Тема: _________________________________________________________________

  1. Заполните кластер. Запишите известные вам уже сведения об обращении.


- адресат различен

-на письме , или !

- распространённые и нераспространённые

- слово или словосочетание

-не является членом предложения

- пишется с маленькой буквы

- бывает глаголом


  1. Запишите предложения под диктовку. Определите, чем является слово «красавица» в обоих предложениях.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Расставьте знаки препинания в предложениях, найдите обращения.

1) Барин не прикажешь ли воротиться ?

2) Свет ты мой послушай меня  старика.

3) Что это сударь с тобой сделалось ?

4) А ты мой батюшка не печалься.

5) Тесней о милые друзья тесней наш верный круг составим.

6) Звезды вы ясны, как счастье моё !

  1. Прочитайте отрывки с обращениями из рассказов Чехова. Подчеркните обращения.

  2. Распространите обращения прилагательными (см. слова для справок) и запишите предложения.

(________________) участники конференции, просим вас пройти регистрацию в кабинете.

(________________) друг! Эта книга поведёт тебя в мир удивительных приключений.

(________________) мама, я очень скучаю.

Слова для справок: уважаемый, дорогой, милая.


  1. Работа в парах.

Придумайте и запишите предложения с обращениями, чтобы в качестве обращений выступали:

- имя, отчество

- наименование по месту жительства;

- родственным или иным отношениям;

- кличка животного.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Упражнение 348

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рефлексия

сегодня я узнал…______________________________________________________________

было трудно…_________________________________________________________________

я выполнял задания…___________________________________________________________

я понял, что…_________________________________________________________________

теперь я могу…________________________________________________________________

я почувствовал, что…___________________________________________________________

я научился…__________________________________________________________________


  1. Оценка за работу на уроке

Оценивает ученик: ____________

Оценивает учитель: ____________



1.-Так ты кусаться, окаянная? — слышит вдруг Очумелов.

— Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!

Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой крахмальной рубахе и расстегнутой жилетке». Он бежит за ней и, подавшись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы.

— Никак беспорядок, ваше благородие!..— говорит городовой.

2. Порфирий! — воскликнул толстый, увидев тонкого.

— Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

— Батюшки! — изумился тонкий.

— Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез. Оба были приятно ошеломлены

— Милый мой! — начал тонкий после лобызания.—


— Ну, как живешь, друг? — спросил толстый, восторженно глядя на друга.— — Служу, милый мой!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!