СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПРЕДМЕТ: ГЕОГРАФИЯ КЛАСС: 8 ТЕМА: «ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ РОССИИ»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата: 25.11.2015

Урок географии в 8 классе

Учитель: Воронина В.А.

Тема урока: «География почв России»

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

1.Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России;

2.  Установить главные типы почв России.

Задачи урока:

развивать мировоззрение  о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени;

воспитывать любознательность, внимание, экологическую культуру.

Оборудование: учебник 8 класс Географии России. Природа и население под.ред. А.И. Алексеева; атлас 8 класс; настенная карта «Почвенный покров России»; компьютер, проектор, презентация.

Эпиграф:«Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» (В.В.Докучаев)  (слайд № 2)

План урока.

  1. Целевая установка – 2 мин.
  2. Актуализация знаний – 5 мин.
  3. Изучение нового материала:
  1. Вводное слово учителя, работа с интерактивной картой – 5 мин.
  2. Самостоятельный поиск информации, заполнение таблицы – 5 мин.
  3. Физминутка – 2 мин.
  4. Проверка таблицы – 2 мин.
  1. Закрепление материала – 2 мин.
  2. Подведение итогов – 2 мин.

Ход урока:

1. Целевая установка:Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас проведу я – меня зовут Воронина Валентина Александровна; вы готовы к уроку? На столах у вас листы с заданиями и оценочные листы, куда вы будете заносить результаты. Запишите в них свои фамилию и  имя. Итак, тема нашего урока: «География почв России, и цель урока: сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России.

(слайд № 3)

2. Актуализация знаний:

Для начала давайте выясним - могут ли пригодиться знания о почвах, полученные вами на предыдущем уроке для достижения нашей цели. Для этого предлагаю выполнить тест. Дети работают с Приложение 1.

Самопроверка: ответ на слайде. (слайд № 4)

Ответы:

1. Б

2. Б

3. А

4. В

5. 1 – В, 2 – А, 3 – Г

Второй вопрос: – может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на ее образование? Вспомните, какие существуют  почвообразующие факторы. А поможет нам стихотворение.

Задание: в Приложение 2 – прочитайте его и подчеркните почвообразующие факторы.

Взаимодействуют все страны и народы,  Трудом преображая шар земной!  Вот так же в глубине земли породы. Куют веками благодатный слой!  Животный мир, растений мир богатый В формированье почвы вносят вклад! Рельеф и климат, словно две награды  Процессы плодородия вершат! У почв, как у людей, – свои задачи:  Рождать, растить, беречь и умножать,  Нести следы культур, цивилизаций. Трудом, как люди, – землю украшать!

Проверяем работу.(слайд 5)

-какой почвообразующий фактор я не упомянула в своем стихотворении?  (микроорганизмы)

3. Изучение нового материала.

1) Вводное слово учителя, работа с интерактивной картой.

Повторив изученное вами на прошлом уроке переходим к теме нашего урока.

В.В. Докучаев установил, что важнейшим фактором зонального размещения почв по поверхности России является: протяженность страны с севера на юг и большое разнообразие климатических условий.(слайд 6)

На карте, которую вы видите(слайд 7), показано все разнообразие почв России.

Давайте с помощью интерактивной карты повторим типы почв которые есть в нашей стране. (Работа с интерактивной картой)

Мы не однократно произнесли – тип почвы, а как вы понимаете: что же такое тип почвы?(слайды8, 9)

Тип почвы – это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.

2) Самостоятельный поиск информации, работа с таблицей.

Задание: С помощью учебника и карты атласа заполните таблицу «Главные типы почвы России»(слайд 10), Приложение 3. На работу вам дается 5 минут, приступаем.

Тип почвы

Условия почвообразования

Содержание гумуса

Плодородие

Распространение

(зона или ее часть)

Тундровая глеевая

Мало тепла, избыточное увлажнение, скудная растительность, малый опад

Менее 1%

   

Подзолистая

Избыточное увлажнение, малый опад

1—2%

   

Дерново-подзолистая

Достаточное тепло и увлажнение, большой опад

2—4%

   

Серая лесная

Количество осадков и испарение практически равны

4—8%

   

Черноземная

Недостаточное увлажнение, слабый промыв, большой ежегодный опад

5—10%

   

Каштановая

Скудное увлажнение, незначительныйопад

До 1,5%

   

Бурая

Очень скудное увлажнение, незначительныйопад

Менее 1,5%

   

3) Физ. минутка. Мы немного устали, давайте отдохнем и выполним упражнения для глаз.(слайды 11 – 14)

4)Теперь давайте проверим, правильность выполнения вашей работы (слайд 15).

Не забывайте заполнять оценочный лист.

Тип почвы

Условия почвообразования

Содержание гумуса

Плодородие

Распространение

Тундровая глеевая

Мало тепла, избыточное увлажнение, скудная растительность, малый опад

Менее 1%

Неплодородная

Зона тундры

Подзолистая

Избыточное увлажнение, малый опад

1—2%

Малоплодородная

Северная часть лесной зоны (зона тайги)

Дерново-подзолистая

Достаточное тепло и увлажнение, большой опад

2—4%

Относительно плодородная

Южная часть лесной зоны (зона смешанных лесов)

Серая лесная

Количество осадков и испарение практически равны

4—8%

Плодородная

Лесостепная зона

Черноземная

Недостаточное увлажнение, слабый промыв, большой ежегодный опад

5—10%

Наиболее плодородная

Степная зона

Каштановая

Скудное увлажнение, незначительный опад

До 1,5%

Малоплодородная

Сухая степь

Бурая

Очень скудное увлажнение, незначительный опад

Менее 1,5%

Неплодородная

Полупустыни

     Мы с вами живем на юге, вы можете сказать какие почвы распространены в Карачаево-Черкесии? (горные черноземы)  Какие факторы повлияли на их образование? (высотная поясность, соотношение тепла и влаги)

4. Закрепление.

Фронтальный опрос.

-Назовите главный фактор зонального размещения почв по территории нашей страны?

Ответ: протяженность страны с севера на юг.

-Что такое тип почвы?

Ответ: это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.

- Какой тип почвы занимает наибольшую часть России?

Ответ:   Наиболее распространенным типом почв являются подзолистые почвы. Они занимают площадь в 7 млн. км2, что составляет 40,9% от общей площади почв.

-Какой же вывод мы можем сделать?

Ответ: Почвы, возникшие в процессе взаимодействия других природных тел, стали полноправным компонентом природы, играющим особую роль в жизни природы и человека. Почвы России также разнообразны, как разнообразна природа нашей страны. От нас зависит, как мы распорядимся этим сказочным богатством, так как с каждым годом запасов становится все меньше и меньше.

5. Подведение итогов.  Мы сегодня рассмотрели  закономерности распространения почв по территории России, вы выполняли задания разных типов, производили оценку своих знаний и заполнили Оценочные листы.

Вы получили несколько отметок за каждый этап работы на уроке и теперь посчитайте средний балл. Оцените свою работу. Листы дежурные соберите и передайте мне.

 

Домашнее задание:

§____ прочитать; выучить таблицу «Главные типы почвы России».

 

Спасибо за сотрудничество! До свидания!

 

Если осталось время можно предложить тест.

Тест: Приложение 4.

1. Установите соответствие тип почвы и содержание гумуса

А. Чернозем

1.5—10%

Б. Каштановая

2.2—4%

В. Подзолистая

3.1—2%

Г. Дерново-подзолистая

4.До 1,5%

 

А

Б

В

Г

1

4

2

3

 

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПРЕДМЕТ: ГЕОГРАФИЯ КЛАСС: 8 ТЕМА: «ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ РОССИИ»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 СТ. КАРДОНИКСКОЙ»




КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА – 2016»












РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПРЕДМЕТ: ГЕОГРАФИЯ

КЛАСС: 8

ТЕМА: «ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ РОССИИ»












ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ

МКОУ «ООШ №3

СТ. КАРДОНИКСКОЙ»

ВОРОНИНА

ВАЛЕНТИНА

АЛЕКСАНДРОВНА




СТ. КАРДОНИКСКАЯ

2015

Дата: 25.11.2015

Урок географии в 8 классе

Учитель: Воронина В.А.

Тема урока: «География почв России»

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

1.Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России;

2.  Установить главные типы почв России.

Задачи урока:

развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени;

воспитывать любознательность, внимание, экологическую культуру.

Оборудование: учебник 8 класс Географии России. Природа и население под.ред. А.И. Алексеева; атлас 8 класс; настенная карта «Почвенный покров России»; компьютер, проектор, презентация.

Эпиграф:«Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» (В.В.Докучаев) (слайд № 2)

План урока.

  1. Целевая установка – 2 мин.

  2. Актуализация знаний – 5 мин.

  3. Изучение нового материала:

  1. Вводное слово учителя, работа с интерактивной картой – 5 мин.

  2. Самостоятельный поиск информации, заполнение таблицы – 5 мин.

  3. Физминутка – 2 мин.

  4. Проверка таблицы – 2 мин.

  1. Закрепление материала – 2 мин.

  2. Подведение итогов – 2 мин.

Ход урока:

1. Целевая установка:Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас проведу я – меня зовут Воронина Валентина Александровна; вы готовы к уроку? На столах у вас листы с заданиями и оценочные листы, куда вы будете заносить результаты. Запишите в них свои фамилию и имя. Итак, тема нашего урока: «География почв России, и цель урока: сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории России, характерных чертах почв России.

(слайд № 3)

2. Актуализация знаний:

Для начала давайте выясним - могут ли пригодиться знания о почвах, полученные вами на предыдущем уроке для достижения нашей цели. Для этого предлагаю выполнить тест. Дети работают с Приложение 1.

Самопроверка: ответ на слайде. (слайд № 4)

Ответы:

1. Б

2. Б

3. А

4. В

5. 1 – В, 2 – А, 3 – Г

Второй вопрос: – может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на ее образование? Вспомните, какие существуют  почвообразующие факторы. А поможет нам стихотворение.

Задание: в Приложение 2 – прочитайте его и подчеркните почвообразующие факторы.

Взаимодействуют все страны и народы, 
Трудом преображая шар земной! 
Вот так же в глубине земли породы.
Куют веками благодатный слой! 
Животный мир, растений мир богатый
В формированье почвы вносят вклад!
Рельеф и климат, словно две награды 
Процессы плодородия вершат!
У почв, как у людей, – свои задачи: 
Рождать, растить, беречь и умножать, 
Нести следы культур, цивилизаций.
Трудом, как люди, – землю украшать!

Проверяем работу.(слайд 5)

-какой почвообразующий фактор я не упомянула в своем стихотворении? (микроорганизмы)

3. Изучение нового материала.

1) Вводное слово учителя, работа с интерактивной картой.

Повторив изученное вами на прошлом уроке переходим к теме нашего урока.

В.В. Докучаев установил, что важнейшим фактором зонального размещения почв по поверхности России является: протяженность страны с севера на юг и большое разнообразие климатических условий.(слайд 6)

На карте, которую вы видите(слайд 7), показано все разнообразие почв России.

Давайте с помощью интерактивной карты повторим типы почв которые есть в нашей стране. (Работа с интерактивной картой)

Мы не однократно произнесли – тип почвы, а как вы понимаете: что же такое тип почвы?(слайды8, 9)

Тип почвы – это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.

2) Самостоятельный поиск информации, работа с таблицей.

Задание: С помощью учебника и карты атласа заполните таблицу «Главные типы почвы России»(слайд 10), Приложение 3. На работу вам дается 5 минут, приступаем.

Тип почвы

Условия почвообразования

Содержание гумуса

Плодородие

Распространение

(зона или ее часть)

Тундровая глеевая

Мало тепла, избыточное увлажнение, скудная растительность, малый опад

Менее 1%



Подзолистая

Избыточное увлажнение, малый опад

1—2%



Дерново-подзолистая

Достаточное тепло и увлажнение, большой опад

2—4%



Серая лесная

Количество осадков и испарение практически равны

4—8%



Черноземная

Недостаточное увлажнение, слабый промыв, большой ежегодный опад

5—10%



Каштановая

Скудное увлажнение, незначительныйопад

До 1,5%



Бурая

Очень скудное увлажнение, незначительныйопад

Менее 1,5%



3) Физ. минутка. Мы немного устали, давайте отдохнем и выполним упражнения для глаз.(слайды 11 – 14)

4)Теперь давайте проверим, правильность выполнения вашей работы (слайд 15).

Не забывайте заполнять оценочный лист.

Тип почвы

Условия почвообразования

Содержание гумуса

Плодородие

Распространение

Тундровая глеевая

Мало тепла, избыточное увлажнение, скудная растительность, малый опад

Менее 1%

Неплодородная

Зона тундры

Подзолистая

Избыточное увлажнение, малый опад

1—2%

Малоплодородная

Северная часть лесной зоны (зона тайги)

Дерново-подзолистая

Достаточное тепло и увлажнение, большой опад

2—4%

Относительно плодородная

Южная часть лесной зоны (зона смешанных лесов)

Серая лесная

Количество осадков и испарение практически равны

4—8%

Плодородная

Лесостепная зона

Черноземная

Недостаточное увлажнение, слабый промыв, большой ежегодный опад

5—10%

Наиболее плодородная

Степная зона

Каштановая

Скудное увлажнение, незначительный опад

До 1,5%

Малоплодородная

Сухая степь

Бурая

Очень скудное увлажнение, незначительный опад

Менее 1,5%

Неплодородная

Полупустыни

     Мы с вами живем на юге, вы можете сказать какие почвы распространены в Карачаево-Черкесии? (горные черноземы) Какие факторы повлияли на их образование? (высотная поясность, соотношение тепла и влаги)

4. Закрепление.

Фронтальный опрос.

-Назовите главный фактор зонального размещения почв по территории нашей страны?

Ответ: протяженность страны с севера на юг.

-Что такое тип почвы?

Ответ: это группа почв, образованных в одинаковых условиях и обладающих сходным строением и свойствами.

- Какой тип почвы занимает наибольшую часть России?

Ответ: Наиболее распространенным типом почв являются подзолистые почвы. Они занимают площадь в 7 млн. км2, что составляет 40,9% от общей площади почв.

-Какой же вывод мы можем сделать?

Ответ: Почвы, возникшие в процессе взаимодействия других природных тел, стали полноправным компонентом природы, играющим особую роль в жизни природы и человека. Почвы России также разнообразны, как разнообразна природа нашей страны. От нас зависит, как мы распорядимся этим сказочным богатством, так как с каждым годом запасов становится все меньше и меньше.

5. Подведение итогов. Мы сегодня рассмотрели закономерности распространения почв по территории России, вы выполняли задания разных типов, производили оценку своих знаний и заполнили Оценочные листы.

Вы получили несколько отметок за каждый этап работы на уроке и теперь посчитайте средний балл. Оцените свою работу. Листы дежурные соберите и передайте мне.


Домашнее задание:

§____ прочитать; выучить таблицу «Главные типы почвы России».


Спасибо за сотрудничество! До свидания!


Если осталось время можно предложить тест.

Тест: Приложение 4.

1. Установите соответствие тип почвы и содержание гумуса

А. Чернозем

1.5—10%

Б. Каштановая

2.2—4%

В. Подзолистая

3.1—2%

Г. Дерново-подзолистая

4.До 1,5%


А

Б

В

Г

1

4

2

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей