СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого занятия на тему: «Применение современных технологий в обучении игре на осетинской гармонике»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью открытого занятия на тему: «Применение современных технологий в обучении игре на осетинской гармонике» является достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под аранжировку; решаются три основные задачи: обучающая, развивающая, воспитывающая.

В занятии используются различные методы работы, рассматриваются три этапа обучения игре под аранжировку, используются аудио и видео материалы.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого занятия на тему: «Применение современных технологий в обучении игре на осетинской гармонике»»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр эстетического воспитания детей «Творчество»»

г. Владикавказа РСО-Алания





Отдел художественного воспитания

Разработка открытого занятия на тему:

«Применение современных технологий в обучении игре на осетинской гармонике»











Составитель:

Гуларова Л. М.

педагог дополнительного

образования по классу

осетинской гармоники

высшей категории







г. Владикавказ, 2017 г.





Объединение «Хурзарин»

24.05.2017 г., 15.00 час. МАУ ДО ЦЭВД «Творчество»

Обучающиеся 3, 4, 5 годов обучения

Педагог дополнительного образования по классу осетинской гармоники Гуларова Людмила Маирбековна

Цель: Достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под аранжировку.

Задачи:

Обучающая: показать процесс обучения игре под аранжировку в нескольких этапах.

Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре под аранжировку; показать точность в темпе, ритме, штрихе, динамике, агогике.

Воспитывающая: воспитание самостоятельности, чувства ответственности, исполнительской дисциплины.

Ход занятия:

Организационный момент

I. Вступление:

  1. «Хочу играть, как гармонист Сослан Дзуцев». Показ аудио, видеоматериалов: исполнение на гармонике под фонограмму.

  2. Беседа с ребятами.

Метод информационно-рецептивный.



II. Новый материал:

1.Три этапа обучения игре под аранжировку:

- этап первый – обучение игре в ансамбле (простые партии)

- этап второй – игра под минусовую фонограмму (соло)

-этап третий – игра под фонограмму унисон, игра в ансамбле (сложнее материал)

2. Беседа с ребятами

3. Ритм - главная основа в исполнении под фонограмму

Метод эвристической беседы, проблемный метод, информационно-рецептивный метод.

III Подведение итогов:

Беседа «Для чего нужно играть под фонограмму?»


Технические средства: 3 осетинские гармоники, ноутбук, музыкальный центр, CD-диски, USB - носители, метроном.

Наглядные пособия: фото эстрадных исполнителей на гармонике, аккордеоне (Сослан Дзуцев, Алла Хадикова, Алла Кокоева, Петр Дранга).

Музыкальный материал: видеоматериал лучших образцов эстрадной музыки (исполнение под аранжировку).

Тип занятия: комбинированный

Ход занятия:

Организационный момент

  • приветствие;

  • представление обучающихся;

  • оглашаю тему занятия: «Применение современных технологий в обучении игре на осетинской гармонике» (игра с аранжировкой - под минусовую фонограмму).


I. Вступление

  1. « Хочу играть как гармонист Сослан Дзуцев»

Педагог: В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (гармоника, баян, аккордеон, скрипка, ансамбли различных составов) под минусовую фонограмму. Гармоника, баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления известных исполнителей на гармонике. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную студию, музыкальную школу в класс осетинской гармоники, баяна, аккордеона, чтобы играть «как С. Дзуцев».

- Показ видеоматериалов (С. Дзуцева, А. Хадиковой, П. Дранга, дуэт «Баян - mix»).

2.Беседа с детьми после видео просмотра:

- Почему исполнение под фонограмму звучит ярче, сочнее?

Предполагаемый ответ: Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.

- Почему исполнение под фонограмму современно?

Предполагаемый ответ: В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.

II. Новый материал

Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Сейчас мы рассмотрим каждый этап по отдельности:

Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте).

Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от обучающихся требую предельной концентрации внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.

Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.

Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Булата Газданова из «Школы игры на осетинской гармонике» 1-2 классы музыкальных школ. Звучат пьесы в исполнении обучающихся: осетинский плавный танец «Хонга», «Фыййауы зарæг» («Песня пастуха»), массовый танец «Симд», «Зилгæ-кафт» («Круговой танец»), песня «Эльбрус». Работаем над синхронностью звучания в ансамбле, над началом пьес, окончанием произведения, над совпадением с сопровождением, динамикой, выразительностью звучания.

Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию обучающегося.

Второй этап - игра под минусовую фонограмму (соло), репертуар усложняется.

1.Репертуар на этом этапе различен. (В. Цопбоев «Танцевальные мелодии Северной Осетии для баяна или аккордеона»; Л. Хосроева «Альбом пьес и этюдов для осетинской гармоники» - 3 класс; С. Ревазова «Пьесы, этюды, ансамбли и песни для осетинской гармоники», Б. Газданов «Школа игры повышенной сложности на осетинской гармонике 3-5 класс»). Такой репертуар, несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже на начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.

Работаю с обучающимися над произведениями (в сольном исполнении):

1. Ф. Алборов «Хонга» из к/ф «Ах, любовь..»

2. С. Ревазова «Осетинский массовый праздничный симд»

3. К. Мерденов, обр. Б. Газданова «Зилгæ кафты цагъд» («Круговой танец»)

4. Муз. народная, обр. В. Цопбоева «Праздничная мелодия».

Во время исполнения, перед обучающимися ставлю определенные задачи:

- точность в темпе, ритме,

- штрихи должны соответствовать характеру произведения,

- динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, должны быть выразительны.



После проигранных произведений беседую с ребятами, спрашиваю, под какие фонограммы они играли и как их разделяют, определяем виды минусовых фонограмм:

- фонограммы, которые несут только гармоническую функцию,

- фонограммы с элементами темы,

- фонограммы с контрапунктом,

- фонограммы с записью второй партии,

- развитые фонограммы.



Третий этап – обучение игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на гармонике, баяне, аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).

1.Исполнение под «плюс», на примере пьесы «Заманкульская хонга» (осетинский плавный танец) обр. Б. Газданова. Обращаю внимание обучающейся на длинное вступление, которое нужно точно просчитать. Прошу выполнить все динамические оттенки, они должны соответствовать динамике в фонограмме.

Рассказываю, что при игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.

Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст, играть в нужном темпе, с динамическими оттенками, штрихами.

В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Говорю обучающимся, что каждый из них должен четко представлять, в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой. Сначала играем под метроном, затем под аранжировку.

Примером служит пьеса «Зилга» («Круговой танец»), музыка народная, играем в разных темпах.

2.Беседа с обучающимися:

-в каком темпе были выполнены все требования (штрихи, динамика, агогика, чистота исполнения).

3.Ритмическая основа очень важна при игре под фонограмму, а тем более в ансамбле.

Играем произведение в обработке Л. Хосроевой «Старинный наигрыш».

Слежу, чтобы партия обучающегося была сыграна ритмически точно, для этого можно использовать речевые слоги на ритмический рисунок – пунктирный ритм, подставить слова этой мелодии. Это поможет ребенку сыграть ритмически правильно.

III. Закрепление. Подведение итогов.

Беседа с ребятами: «Для чего нужно играть под фонограмму?»

Предположительный ответ: Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор обучающихся, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает обучающегося в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу.

Играть под фонограмму можно на протяжении всего времени обучения.

Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.

Такой способ исполнения доставляет обучающимся истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.

Любому педагогу важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, они ощущают себя настоящими артистами, играющими в сопровождении целого коллектива.

Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

Анализ урока:

Результат занятия показал, что поставленные цели и задачи достигнуты, так как содержание занятия было направлено на достижение правильного исполнения под фонограмму. Задачи, поставленные педагогом, были всесторонне раскрыты.

Для решения поставленных задач использовались следующие приемы и методы работы:

- четкость и ясность поставленных задач перед обучающимися,

- разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка,

- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации),

- активизация слухового контроля,

- развитие мышления (игра в ансамбле),

- подача теоретических понятий в контексте музыкального образа,

- самоанализ обучающимися исполняемых произведений.

Используемая литература:

  1. Бажилин Р. «Учимся играть на аккордеоне» 2ч., -М.,2006 г.



  1. Газданов Б. Г. «Школа игры на осетинской гармонике 1-2 классы» - Владикавказ, 2003 г.



  1. Игнатьев В. «Я музыкантом стать хочу» 1ч., Л.,1986 г.



  1. Новосёлов А. «Играем с удовольствием» - Омск, 2010 г.



  1. Модифицированная образовательная программа по обучению игре на осетинской гармонике «Фандыры зараг» («Песнь осетинской гармоники»), Л.М. Гуларовой, г. Владикавказ, 2012г.



  1. Ревазова С. «Пьесы, этюды, ансамбли и песни для осетинской гармоники» - Владикавказ, 2000 г.



  1. Хосроева Л. «Альбом пьес и этюдов для осетинской гармоники» - Минводы, 2001 г.

  2. Шадёркин Ю. «В современных ритмах» - Куйбышев, 2011 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!