СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка открытого занятия по литературе 8 класс " Литературный дуэт Тютчева и Фета"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия предназначена для учеников 8 класса по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого занятия по литературе 8 класс " Литературный дуэт Тютчева и Фета"»

Тема занятия: " Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Литературный дуэт."

Цели занятия:

Образовательные:

- познакомить студентов с судьбой Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, с их  пейзажной и любовной лирикой

- развить  навыки выразительного чтения.

Воспитательные:

- воспитать интерес к поэзии

- воспитать  трепетное отношение к красоте природы и чувству любви

- воспитать патриотизм

Эстетические:

-  воспитать чувство прекрасного,

-  любовь к поэзии

- умение чувствовать красоту слова

Развивающие :

развить образное мышление

Задачи занятия:

Познакомить студентов с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Пробудить интерес к русской поэзии

Тип занятия:  урок усвоения нового материала

Вид  занятия:   урок

Планируемые результаты обучения:

- развить  эстетическое отношение к миру;

- совершенствовать  духовно-нравственные  качества  личности, воспитать  уважительное отношения к русской литературе, культуре;

Формируемые компетенции:

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

Оборудование занятия:

Методическое: - рабочая программа учебной дисциплины «Литература»

  - технологическая карта открытого занятия

  - сборники стихов Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

  - портреты Ф.И. Тютчева, А.А. Фета

  - картины природы

 

 Техническое:

- мультимедийный  проектор

- персональный  компьютер

  - экран, колонка

Методы обучения:

- словесные (рассказ, объяснение, беседа);

- наглядные:  демонстрация,  иллюстрация;

  - практические: выполнение творческого занятия,    заучивание стихов наизусть

Междисциплинарные связи:

Русская история, русский язык, изобразительное искусство, русский романс

Словарь к уроку:

Импрессионизм -  ( фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление ,зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.

Импрессионисты это художники, которые создавали серии одних и тех же пейзажей, но изображали их в разное время года и суток. Каждый пейзаж запечатлевал единственное и неповторимое мгновение из жизни природы.

Пейзаж - это картина или рисунок, изображающий природу.

Фрагмент - это отрывок,  часть чего-либо.

Домашнее задание:

1.подготовить устный ответ  по жизни и творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

2. в тетради  составить синквейна  ( ключевые слова - ФЕТ  или ТЮТЧЕВ  по выбору)

3. выучить наизусть 1 из стихотворений А.А. Фета  по выбору: "Я пришел к тебе с приветом",  "На заре ты ее не буди",  четверостишье Ф. И. Тютчева  "Умом Россию не понять"

 

Ход занятия:

Эпиграф  к занятию:

 

Не то, что мните вы природа:
Не слепок. Не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

 

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы будем  говорить   о поэтах и поэзии. К данной  теме в этом   учебном году мы обращались на раз, вспоминали  А.С. Пушкина  и  М.Ю. Лермонтова, повторили и закрепили знания об их судьбе и творчестве. Говорили о том, что в Пушкинское время поэзия переживала необыкновенный  подъем,  но после  смерти Пушкина закончился этот период, и поэзия ушла как бы на второй план, уступив место прозе. Но на рубеже 19 и 20 веков,  благодаря усилиям поэтов - символистов,  поэзия снова была  поднята на небывалую высоту. на занятиях мы  изучили  жизнь и творчество другого великого русского, народного поэта Н.А. Некрасова.. Поэтому прежде чем продолжить разговор о поэтах и поэзии, давайте ответим на несколько вопросов по ранее пройденному:

1. Как исследователи литературы  называют Пушкинское время?

2. Как называется новый подъем поэзии  на рубеже 19 и 20 веков?

3. Каким  известным журналом в течение 19 лет руководил поэт и журналист Н.А. Некрасов?

4. Назовите  2-3 основных темы в творчестве Н.А. Некрасова.

5.Назовите несколько известных  поэм Н.А. Некрасова?

6. От названия какого музыкального инструмента произошло слово ЛИРИКА, и что оно обозначает?

А сейчас мы переходим к теме нашего сегодняшнего занятия.  Тема звучит так : Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Литературный дуэт".

Нет, наверное, в России человека, который не слышал бы имена  двух поэтов Ф.И. Тютчева  и   А.А. Фета и, кто не учил бы в школе  стихотворение  Тютчева "Весенняя гроза":

Люблю грозу в начале мая,

Когда  весенний,  первый гром,

Как бы  резвяся  и играя ,

Грохочет в небе  голубом

А много ли мы знаем о них, об их  судьбе и творчестве?  И   мы поговорим о них, что-то вспомним и повторим, а что- то узнаем вновь .И сделаем это именно сегодня, 5 декабря. Почему именно 5 декабря?

5 декабря - день рождения  Ф.И. Тютчева   и     А.А. Фета, двух замечательных  поэтов,  творивших в поэзии 19 века.

  В 1803 году родился Ф.И. Тютчев, поэт удивительных  пейзажей:

КАРТИНЫ ПРИРОДЫ  (слайд шоу)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь лес стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

А.А. Фет , назвавший Тютчева "одним из величайших лириков , существовавших на Землеродился в тот же день, 5 декабря, только спустя 17 лет, в 1820 году. Их имена часто произносят рядом, находя созвучия в стихах , обычным стало сочетание этих двух имен - Тютчев и Фет: одни сближают их, другие противопоставляют. "Все торжество Гения, не вмещенное Тютчевым, вместил Фет", - так утверждал другой известный поэт А.А. Блок.

КАРТИНЫ ПРИРОДЫ  (слайд шоу)

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья...

Фет к Тютчеву, судя по воспоминаниям,  относился с обожанием. Тютчев же по скромности своей комплиментов Фета стеснялся ( " сжимался при малейшем намеке на его поэтический дар, и никто не дерзал заводить с ним об этом речь") , но отвечал другу  тем же. В 1859 году  А. Фет  написал : "Поэтическая сила Тютчева изумительна!"  В 1862  Фет в теплом и ироничном  стихотворении  просит  Тютчева прислать ему фотографию :

ФОТО  Ф.И.  ТЮТЧЕВА

 Мой обожаемый поэт,

К тебе я с просьбой и поклоном:

Пришли в письме мне твой портрет.

Что нарисован Аполлоном

Поклонник вечной красоты,

    Давно смиренный пред судьбой

                                                       Я одного прошу  - чтоб ты

 Во всех был видах предо мной

И Тютчев  фотографию послал со стихотворным ответом:

Тебе сердечный мой поклон

И мой, каков ни есть, портрет,

Тебе хоть  молча скажет он,

Как дорог был мне твой привет

Друзьями оба поэта оставались на всю жизнь, они  подружились в 1864 году, но их отношения оставались на уровне "ФАНАТ-КУМИР"

Поэты Ф.И.Тютчев и А.А. Фет прочно вошли в историю литературным дуэтом (!), говоря об одном, невольно вспоминаешь другого. Поэзия Тютчева и Фета  - одно из драгоценных достояний русской классической литературы. Интерес  к их творчеству не ослабевает, привлекает не только их лирика, но и их судьба.

Несмотря на общий день рождения, судьба их сложилась по- разному.

 

Ф.И. Тютчев:   Тютчев - вундеркинд, дипломат, тайный советник, любимец женщин, отец 9 детей.  Он родился  в селе Овстуг  Орловской губернии в родовитой дворянской семье ( по материнской линии поэт приходится родственником Льву Николаевичу Толстому), получил прекрасное домашнее образование. Его учителем был поэт Семен Раич, который  рано приобщил Федора к литературному творчеству, с 12 лет Тютчев пишет и переводит стихи. В 16 лет он  поступил  в университет и закончил его за 2 года (!).  После окончания университета Тютчев поступает на дипломатическую службу, и 22 года проработал  дипломатом в русской миссии в Германии, в Мюнхене. По возвращению в Россию он работает цензором при Министерстве иностранных дел, а затем Председателем цензурного комитета. Он всегда на важной государственной службе, а стихи  - это для души, он создал около 400 стихотворений, однако не считал поэтическое ремесло основным. Тютчев не был профессиональным литератором. Поэтому неудивительно, что значительное место в его творчестве занимают стихи на общественно-политическую тему. Его размышления о России вылились в известное 4 - строчное стихотворение:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Кстати сказать, наш президент В.В. Путин, принимая в Москве президента  Франции Николя Саркази, процитировал эти строчки Тютчева. Поэзию Тютчева высоко ценил А.С. Пушкин, именно он опубликовал большой цикл его стихов (24 стихотворения) в журнале "Современник" в 1836 году под заголовком "Стихи, присланные из Германии", они были одобрительно встречены читателями и критиками. Однако сам поэт достаточно равнодушно отнесся к этому факту, считая, что его творения не заслуживают такого внимания. (при этом надо заметить, что и печатать свои стихи он никогда не стремился). А в 1854 году снова  редакция "Современника"  издала сборник стихов Тютчева, подготовленный к печати  И.С. Тургеневым. Об этой книге  Н. А. Некрасов, сказал, что тютчевские стихи можно отнести «к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии».      Чтобы понять стихи Тютчева, нужно хорошо представлять, как он писал. За письменным столом?  Долго и кропотливо редактируя написанное? Оказывается - нет. Писатель И.С.Аксаков  вспоминает: «Стихи у него не были плодом труда… он их не писал, а только записывал. Они не сочинялись, а творились». Тютчев предавался любимому – стихам – в дороге, потому что ему не сиделось на месте. «Петербург – Москва – Овстуг – Мюнхен – Женева – Рим – Ницца – Париж … воистину его стихи как будто растянуты на городских шпилях и башнях, география кажется его второй музой», - остроумно заметил наш современник поэт А. Кушнер, обративший внимание,  что " в тютчевских  автографах перед текстом пометы: «в дороге», «в коляске».

 Прожил Ф.И. Тютчев 70 лет, умер 15 июля 1873 года, похоронен в Петербурге, на Новодевичьем кладбище. "Милый, умный, как день умный, Федор Иванович! Прости - прощай!" - с горечью отозвался на известие об этой смерти И.С. Тургенев.  После смерти поэта вышла небольшая книга его стихов, о которой друг Тютчева Фет сказал: "Вот эта книжка небольшая томов премногих тяжелей".

А как сложилась судьба его друга, еще одного удивительного поэта А.А. Фета?

А.А. Фет -  "русский иностранец", офицер, судья, помещик и пчеловода, в любви  -  однолюб. Жизненный путь Фета начался с сурового испытания. Его мать немка по национальности  - Каролина Шарлотта Фет в  1820 году сбежала из Германии с русским дворянином Афанасием Шеншиным. Вскоре у них родился сын, будущий поэт, которого также назвали Афанасием. Когда подростку  было 14 лет , обнаружилось, что он был рожден до оформления брака его родителей. То есть, по закону того времени он считался незаконнорожденным. И русский дворянин Афанасий Афанасьевич Шеншин был лишен дворянства, российского гражданства и фамилии Шеншин.  Русское гражданство он смог получить только в 26 лет, а дворянство и фамилию Шеншин только в 1873 году, когда ему было уже 53 года! И то только по разрешению царя ( к тому времени он стал известным поэтом). В русскую литературу этот поэт вошел под фамилией  Фет ( которую не любил и мечтал от нее избавиться). На что И.С. Тургенев ему скажет: "Как Фет вы имеете ИМЯ, а как Шеншин только фамилию"Все случившееся Афанасий Фет переживал как трагедию, и это чувство раздвоенности: русский и немец, дворянин и разночинец, Шеншин  и  Фет наложило  отпечаток на жизнь и творчество поэта. Первые стихи написаны им еще в детстве, учась в университете,  продолжает писать. В 1840 году поэт выпустил первый сборник стихов "Литературный пантеон", не имевший успеха. Но уже  с 1842 года его стихи регулярно появляются в литературных журналах.  Белинский скажет о нем: "Из живущих в Москве поэтов всех даровитей господин Фет."  После окончания университета  Афанасий Фет поступил на военную службу, стал  унтер - офицером, затем в 1853 году   переходит  в гвардейский полк. Восемь лет он провел в гарнизонах Херсонской губернии, не имея возможности печататься, довольствуясь крайне скудным жалованием. в окружении чуждых по духу и образованию людей ( и все это в надежде вернуть себе дворянство и таким образом избавиться от двусмысленного положения незаконнорожденного).  Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий. Выйдя в отставку, стал помещиком и  агрономом ,  посвятил себя домашним заботам, писал в журналы очерки о сельском хозяйстве  «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде», стихов в это время не пишет. И снова проявится раздвоенность этого человека: с 1 стороны он - Фет, поэт, романтик, с другой - Шеншин -  помещик - землевладелец, реалист и  прозаик. Но к поэзии он все-таки вернется, новый творческий подъем начался у лирика Фета в 80 годы и продолжался до конца жизни. Прожил Фет долгую, далеко не простую жизнь.  Скончался он в 1892 году от сердечного приступа , не дожив 2 дня до своего 72 - летия. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении помещиков Шеншиных. рядом с могилами родителей.

Повествование о жизни поэтов сопровождается презентацией (портреты, цитаты)

Основные темы творчества:   Фет и Тютчев - поэты близкие по духуих волновали одни и те же темы: природа, любовь, философское осмысление жизни. Тютчева называют " чародеем  русского  поэтического языка", его лирика природы это  -   , по словам Некрасова,  небольшие "пейзажи в стихах". Загадочность природы всегда привлекала Тютчева - мыслителя. Разум человека и разумное начало природы не просто могут находить общий язык, они - часть единого целого, того, что зовется мирозданием:

 

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества...

 

 У Тютчева нет поэм и больших произведений. Фрагмент - вот ведущий жанр лирики,               

  ( прослушаем стихотворение  Тютчева "Чародейкою Зимою"

в исполнении студента, чтение сопроводить слайд- шоу)   

СЛАЙД-ШОУ с картинами зимней природы

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

 

 И стоит он, околдован,-

 Не мертвец и не живой -

 Сном волшебным очарован,

 Весь опутан, весь окован

 Легкой цепью пуховой...

 

 Солнце зимнее ли мещет

 На него свой луч косой -

 В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

 Ослепительной красой.

"Всесильная природа" - центральный образ и в  поэзии А.А. Фета. Фет - поэт - импрессионист; его поэтический мир - это мир впечатлений, мгновений, полутонов, он постоянно меняется, как и внутренний мир лирического героя. Словесный образ в стихах Фета призван передавать запахи, звуки, движения, краски изменяющейся природы. А вот как  он пишет о зиме в стихотворении  Есть ночи зимней блеск и сила"(стихотворение слушаем в исполнении студента):

СЛАЙД-ШОУ с картинами зимней природы

Есть ночи зимней блеск и сила,

 Есть непорочная краса,

Когда под снегом опочила

 Вся степь, и кровли, и леса.

 

Сбежали тени ночи летней,

 Тревожный ропот их исчез,

 Но тем всевластней, тем заметней

 Огни безоблачных небес.

 

Как будто волею  всезрящей

 На этот миг ты посвящен

 Глядеть в лицо природы спящей

 И понимать всемирный сон.

Тютчев и Фет от внешнего мира, от социальных проблем уходят в глубинные переживания души. Для поэтов красота живет  во всем - в природе , в женщине, как в высшем проявлении красоты. А с каким волнением и  нежностью они пишут о любви!  У каждого из них была в жизни и большая любовь,  и большая  страсть. Тютчев всегда имел успех у женщин, был дважды женат, будучи уже немолодым, влюбился в Елену Денисьеву. Поэт обладал талантом и необыкновенным обаянием.  Молодая девушка  полюбила его, их роман продолжался 14 лет, вплоть до ее ранней кончины. "Денисьевский цикл" его стихов пронизан мотивами роковой страсти . Одно из знаковых стихов цикла "О, как убийственно мы любим":

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

 

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

 

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

 

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

 

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

 

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

 

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

 

А  в  судьбе Фета была трагическая история любви к талантливой музыканше Марии Лазич. Любовь была взаимной, но Фет сам настоял на том, что им необходимо расстаться, он не видел перспективы в отношениях бедного офицера и бесприданницы. Вскоре Мария погибла в результате несчастного случая, в котором многие  подозревали самоубийство (она погибла во время пожара).Фет до конца дней винил себя в произошедшем и с тоской вспоминал утраченную любовь:

А я доверился предательскому звуку, -

Как будто вне любви есть в мире  что- нибудь ! -

Я дерзко оттолкнул писавшую вас  руку,

Я осудил себя на вечную разлуку

И с холодом пустился в дальний путь.

Любовь была для обоих  поэтов неиссякаемым источником вдохновения и неотъемлемой  частью жизни . Послушаем стихи Тютчева и Фета о любви (читают студенты):

Ф.И. Тютчев    Я встретил вас – и всё былое

Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, –

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, –
И вот – слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, –
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..

А.А. Фет   Я пришел к тебе с приветом

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

 

 Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

 

 Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;

 

 Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет.

 

Творчество этих замечательных поэтов  отличает безупречное поэтическое чутье, эстетическое начало.  Они - певцы жизни.

Заключение:   2 поэта, 2 судьбы, испытавшие мучительную  для любого поэта полосу равнодушия и пренебрежения  к своему труду. Долгое время стихи Тютчева читались и находили  отклик только в тесном кружке знатоков. Судьба поэтического творчества Фета во многом сходна с судьбой Тютчева. Широкой известностью он тоже не пользовался. Их обоих  называли "второстепенными поэтами"(!)  Но знатокам поэзии открывается истинное величие Тютчева и Фета. А кто восхищался стихами этих поэтов? Их поклонниками были: Пушкин А.С. (именно он сделал подборку стихов Тютчева в "Современнике"), Тургенев И.С. , Некрасов Н.А. Уж  они - то точно в поэзии разбирались! А в конце 19 века поклонниками Тютчева и Фета были поэты - символисты. Настоящему поэту неподвластно время. Стихи этих удивительных поэтов  учат чувствовать красоту русской природы, духовную красоту русского характера.

Закрепление материала занятия:  это мы сделаем в виде небольшой творческой работы,  синквейна.

Синквейн - ( от англ.cinquan)  это -  творческая  работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из 5 нерифмованных строк:

1 строка - 1 существительное, выражающее главную мысль  синквейна

2 строка - 2 прилагательных, выражающих главную мысль

3 - строка -3 глагола, описывающих действия в рамках темы

4 строка - фраза, несущая определенный смысл

5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым  словом).

 

 

Домашнее задание:

1.подготовить устный ответ  по жизни и творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

2. в тетради  составить синквейна  ( ключевые слова - ФЕТ  или ТЮТЧЕВ  по выбору)

3. выучить наизусть 1 из стихотворений А.А. Фета  по выбору: "Я пришел к тебе с приветом", "На заре ты ее не буди", а  четверостишье Ф. И. Тютчева  "Умом Россию не понять"

 

 

Информационное обеспечение занятия:

Литература: учебник для СПО ./Г.А.  Обернихина, А.Г. Антонова. - 4 изд., стер. - М: Академия, 2020. - 432с.

Тютчев Ф.И.,  Стихотворения / Ф.И. Тютчев,  А.А. Фет. - М.: АСТ Астрель, 2006. - 190с.

Тютчев Ф.И.,  Стихотворения / Ф.И. Тютчев, . - М.: Советская Россия , 2019. - 288с.

Фет А.А. Стихотворения./ А.А. Фет. - М.: Астрель, 2009 - 185 с

Кожинов В.В. Тютчев./В.В. Кожинов. - М: Молодая гвардия, 1998. - 404 с., ил. (Жизнь замечательных людей)

 









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!