СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка оценочных средств, определяющих уровень сформированности ключевых компетенций обучающихся в ходе освоения образовательной программы.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка оценочных средств, определяющих уровень сформированности ключевых компетенций обучающихся в ходе освоения образовательной программы.»

Разработка оценочных средств, определяющих уровень сформированности ключевых компетенций обучающихся в ходе освоения образовательной программы.



Простота должна быть сконструирована.

Но чтобы что-то сконструировать, нужно точно знать, с чем Вы имеете дело и что Вы хотите достичь

Э. де БОНО

.

Сегодня для школы открыты возможности проектирования и внедрения оптимальных контрольно-оценочных средств, выявляющих качество обучения, уровень сформированности ключевых компетенций. Актуальным направлением деятельности педагогов становится проблема проектирования оценочных средств, позволяющих осуществить объективную оценку образовательных результатов. Реализация требований федерального образовательного стандарта поставила перед школами задачу не только обновления основных образовательных программ, но и разработки системы оценивания образовательных результатов, обновления оценочных средств, позволяющих реализовать практико- ориентированность образовательного процесса. Отличительной особенностью практико-ориентированного образования является направленность на приобретение совокупности элементов, таких как знания, умения, навыки и опыт практической деятельности. Образование становится практико-ориентированным лишь в процессе приобретения опыта деятельности. При этом затрагиваются все стороны организации образовательного процесса, включая содержание, методы, средства и технологии обучения.

Оценка образовательных достижений с позиций деятельностного, комплексного, уровневого подходов проявляется в оценке способности учащихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Она обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.

При проектировании оценочных средств необходимо соблюдать следующие принципы:

1. Оценка освоения компетенций не является оценкой лишь знаний или личностных качеств обучающихся;

2. Оценивая готовность к практической деятельности, не следует приравнивать ее результаты оценке сформированности лишь общепрактических компетенций;

3. В систему контроля и оценки необходимо включать комплекс оценочных средств, наиболее адекватных видам практической деятельности и компетенций учащегося.

Многообразие средств и способов оценки определяет необходимость обновления и разработки таких учебных заданий, которые инициировали бы обучающимися качественное освоение многообразных видов деятельности. Проектирование оценочных средств определяется уровнем и особенностями образовательной программы, целями оценочной деятельности и конструируются с разными уровнями сложности.

Формируя компетентностную модель подготовки выпускника, необходимо активно внедрять инновационные оценочные средства, направленные на проведение непрерывного отслеживания качества образовательных результатов учебных достижений и формирование личностных качеств, творческих способностей. При этом акцент смещается с проверки сформированности знаний на оценку сформированности компетенций, с решения простых практических – на формирование поведенческой модели. Для оценки уровня освоения компетенций учащихся и будущих выпускников требуется создание новой инновационной технологии комплексного оценивания, проверяющей имеющиеся
знания, умения, навыки и социально-личностные характеристики, формирующих их компетенции. Для оценки образовательных результатов предметов необходима разработка оценочных средств и критериев оценивания. Принципиально важным является установление критического, минимального и оптимального уровней достижения и критериев оценивания для каждого уровня. Повысить объективность оценки образовательных результатов можно при соблюдении требований системности оценки, ее циклического характера, вовлечения всех участников учебного процесса в творческую деятельность.

К основным формам и видам оценочных средств можно отнести: контрольную работу, кейс-задачи, деловую игру, проект. Возможны также и инновационные формы оценочных средств: портфолио (портфолио достижений, диагностическое, творческое портфолио и пр.), конференция, эссе.

Дадим характеристику основным из них.

Проект является конечным продуктом, получаемым в результате планирования и выполнения совокупности учебных и исследовательских заданий. Работа над проектом начинается с постановки задач исследования. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

Проект позволяет оценить умения обучающихся самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности аналитических, исследовательских навыков, практического и творческого мышления.

Критериями оценки проекта являются: обоснованность актуальности темы, целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность, конкретность формулировки цели, задач, также их соответствие теме. Учитывается обоснованность выбора методики работы, фундаментальность обзора – использование современных основополагающих работ по проблеме, всесторонность и логичность обзора и эксперимента. Оцениваются наглядность представления результатов (графики, гистограммы, схемы, фото и т.д.), дискуссионность (полемичность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций, наличие собственной позиции (точки зрения) автора к изученной проблеме и полученным результатам. Анализируется соответствие содержания выводов содержанию цели и задач, гипотезе, конкретность выводов и уровень обобщения.

Контрольная работа должна включать в себя различные теоретические и практические разноуровневые задания.

Задания группы А- позволяющие оценивать и диагностировать фактический материал (понятия, факты, алгоритмы), правильно использовать термины и понятия; узнавать обьекты изучения в рамках определенного раздела. Группы Б- задания позволяющие оценивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Группы С- задания позволяющие оценивать умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, выполнять проблемные задания.

Контрольная работа проводится с использованием набора контрольных заданий выполнение которых достаточно для получения удовлетворительной оценки «3» и дополнительной части с более сложными заданиями, выполнение которых позволяет повысить удовлетворительную оценку до «4» или «5». Оценка результатов выполнения контрольной работы осуществляется согласно утвержденным критериям оценки, которые открыты для обучающихся.

Кейс-задача. Представляет собой проблемное задание, в котором обучающимся предлагают осмыслить реальную практико-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. Обычно кейс содержит схематическое словесное описание ситуации, статистические данные. Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения.

Кейсы наглядно демонстрируют, как на практике применяется теоретический материал. Метод case-study – инструмент, позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. С помощью

этого метода учащиеся имеют возможность проявить и совершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Наблюдение за решением кейса дает возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведенное время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить ее и использовать на практике. Критериями оценки выполненного кейс-задания являются: научно-теоретический уровень выполнения и выступления, полнота решения кейса, степень творчества и самостоятельности в подходе к анализу
кейса и его решению, доказательность и убедительность, форма изложения материала (свободная; своими словами; грамотность устной или письменной речи). Также учитываются качество презентации, полнота и всесторонность выводов, наличие собственных взглядов на проблему.

Деловая или ролевая игра - это совместная деятельность группы обучающихся и учителя с целью решения учебных и практико-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать типичные задачи с практическим содержанием.

Критериями оценки являются: проявление познавательной активности, интереса к игре, грамотное изложение своих мыслей,  четкая аргументация своей позиции, умение учитывать мнение партнера, участие в групповом оценивании, в принятии решений, способность свободно оперировать известными фактами и сведениями, умение работать в команде с другими участниками игры без напряжения и конфликта.

Портфолио является наиболее приближенным оценочным средством к реальному оцениванию индивидуальных оценок. Оно ориентировано не только на оценивание процесса, но и на процесс самооценки. Разработка обучающимися собственной папки работ может способствовать достижению таких целей, как: формирование самооценки и внешней оценки, развитие практических навыков, углубленный подход к обучению.

Технологически процесс проектирования оценочных средств включает следующие этапы. Изначально необходима разработка матрицы соответствия. Составляется паспорт компетенций. Планируется комплекс образовательных продуктов и методических указаний по их разработке. Затем необходимо выявить качественные и количественные критерии результативности образовательных продуктов, отражающих достижение запланированных компетенций. После этого необходимо скомпоновать все контрольно-измерительные материалы в единый комплект оценочных средств.

В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации.




Список использованной литературы:

1. И.В. Сидорова, Е.А.Желонкина. Разработка оценочных средств, определяющих уровень сформированности компетенций у обучающихся. Психопедагогика в правоохранительных органа № 1(64) 2016.

2. Зиндинова Н.С. Создание фондов оценочных средств в рамках учебной дисциплины с учетом введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Вестник Омского университета, 2014. № 2.

3. Ефремова Н.Ф. Проблемы формирования оценочных средств// Высшее образование сегодня.2011 № 3.

 4. Современные подходы к оцениванию образовательных результатов

урочной и внеурочной деятельности: описание успешных практик

пилотных МБ(А)ОУ города Норильска по введению и реализации ФГОС ООО / науч. редакторы к.п.н. Л.Г. Попова, к.п.н. О.И. Витвар,Н.С. Немченко; - Норильск: НФ КК ИПК, 2017. –112 с .

5. Разработка фонда оценочных средств по общественно-научным
предметам при реализации программ основного общего
образования: методические рекомендации/Авт.-сост.: Возница В.М.,
Сахарова Е.Н. – Мурманск: ГАУДПО МО «Институт развития
образования», 2020. – 62 с.

6. Бродунов А. Н., Руденко Ю. С. О комплексном подходе к разработке фондов оценочных средств по учебной дисциплине в условиях реализации компетентностно-ориентированнной модели обучения//Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 2.

7. Беляева Е.Н. Формирование профессиональных компетенций учителя в процессе повышения квалификации // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1

8. Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Международныйжурнал экспериментального образования. 2016.

9. Прохорова М.П., Шкунова А.А. Особенности инновационной деятельности педагога в условиях модернизации педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования. 2016.

10. Исмагилова Э.Ф. Тестовая форма оценивания учебных достижений в современном образовании: преимущества и недостатки // Карельский научный журнал Ваганова О.И., Хижная А.В., Костылева Е.А.,№ 4.

11. Костылев Д.С. Портфолио как инструмент оценки достижений студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016..2014. № 1.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!