СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка Первого урока по теме: «Русская культура – связующая нить поколений»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка Первого урока в 2021-2022 учебном году  по теме: «Русская культура – связующая нить поколений». 2021 год был объявлен Указом Главы Донецкой Народной Республики от 04 февраля 2021 года № 28 Годом русской культуры.

Просмотр содержимого документа
«Разработка Первого урока по теме: «Русская культура – связующая нить поколений»»

 Разработка Первого урока по теме: «Русская культура – связующая нить поколений»

Цель: Познакомить учащихся с некоторыми традициями и обычаями русского народа, пробуждать интерес к русскому фольклору, старинным русским праздникам, песням.

Задачи:

Предметные:

  • Создавать условия для развития умения эмоционально и осознанно относиться к народному языку, традициям, обрядовой игре;

  • Продолжить формирование интереса учащихся к литературе, географии, народной искусству.

  • Развивать художественный вкус, интеллект, интуицию и интерес к традициям народной культуры

Метапредметные:

Познавательные:

  • Развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;

  • Приобщить учащихся к миру народного быта, к миру народных традиций.

  • Стимулировать развитие логического мышления, памяти, внимания.

Регулятивные: способствовать развитию волевых, эстетических, логических качеств учащихся при включение детей в игровую, эстетическую, интелектуальную деятельность.

Коммуникативные:

  • Создание ситуаций для высказывания своей точки зрения в обсуждении вопросов в коллективе;

  • Обеспечение условий для формирования собственного отношения к народным и обыденным традициям.

Личностные:

  • Воспитание уважительного отношения к народному историческому прошлому;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие высокой творческой, интеллектуальной, физической активности при выполнении коллективных и индивидуальных заданий.


Оборудование: презентация «Обычаи и традиции

русского народа », видео клип " На Ивана купала "

видео - ролик « Традиции празднования Рождества» ,«Обычаи и традиции

русского народа », веточки вербы, пасхальные яйца, цветы, венки из цветов

Учитель: Тема классного часа: «Традиции и обычаи русского народа»

Ход мероприятия.

Слово учителя: - Ребята, известно ли вам, что 2021 год был объявлен Указом Главы Донецкой Народной Республики от 04 февраля 2021 года № 28 Годом русской культуры?

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других. Увы, многие мало знакомы с народной культурой. Кто может рассказать: как жили русские люди? Какие они соблюдали обряды и традиции? В какие игры играли? Какую одежду носили? Для того чтобы это узнать, надо обратиться к истокам народной культуры. А помогут нам в этом наши исследователи, которые подготовили интересные сообщения.


Ведущий 1

Россия, Россия - края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют родные просторы,

Раздольные русские песни поют.      


Русские -  самый многочисленный  государствообразующий народ России.  Составляет более 80 % населения, самый многочисленный народ на территории Европы. Русский народ – поистине уникальный народ, который бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество. Русский народ продолжает верить в многочисленные народные приметы и предания. Христианство подарило русским такие замечательные праздники, как Пасха, Рождество и обряд Крещения, а язычество – Масленицу и Ивана Купалу.  


Презентация «Обычаи и традиции русского народа ».  


Ведущий 2 Русский народ отличается от других народов  богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. Пожалуй, ни что так ярко не характеризует народ, как их праздники, которые он любит и отмечает. В них , как в зеркале отражается характер, культура и самобытность каждого народа. Русские национальные праздники  такие же, как наша земля, как русский характер – широкие, светлые, раздольные, с неуёмным весельем и лёгкой грустинкой.

С ними мы сегодня немного познакомимся.

Видео «Культура русского народа»


Слово учителя:


Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями. (Например: русское гостеприимство)

Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях. Он не только символическое, но всякое вообще повторяющееся и установленное традицией действие


Традиции русского народа, связанные с календарём

С календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также

церковные таинства, обряды и праздники.

Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в

названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях.

Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.

Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество

разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры,

танцы, драматические сценки и т.д.


Традиции русского народа, связанные с праздниками

Следует отметить, что у современных россиян есть немало оригинальных самобытных праздников, которые не отмечаются больше нигде в мире (или отмечаются, но совершенно по-другому). Это касается, к примеру, Пасхи, Рождества и Крещения, а также таких знаменитых языческих праздников, как Ивана Купала и Масленица. О том, как праздновать их, мы знаем еще от своих предков, причем все традиции соблюдаются нашими современниками довольно точно, что позволяет говорить о четком сохранении традиции русского народа.


Ученик 1 Знаменитый праздник Ивана Купала, в котором тесно переплетаются христианство и язычество Летнее солнцестояние - один из заметных, поворотных моментов года.. Следует отметить, что еще до провозглашения на Руси христианства, у наших предков существовало божество плодородия под именем Купало. Именно его и почитали русские люди, когда по вечерам веселились, распевали песни и прыгали через костры.. И сегодня каждый человек, которого интересуют народные традиции и обряды древних предков, знает, что принято делать в этот праздник, и с удовольствием принимает участие в его отмечании.. Пожалуй, самым главным событием дня был сбор трав для лечебных и знахарских целей. "Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады" - написано в одной из книг начала ХIX века. Считалось, что в эту ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом шелестом листьев; беседуют животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.


 Видео клип " На Ивана купала "( https://www.youtube.com/watch?v=bZ-Pe84Gicw )


Все чудеса Ивана Купалы начинаются в ночь с 6 на 7 июля. Как только Солнце коснется края земли наступает Купальская Ночь. Вода приобретает очистительную силу, и все недобрые обитатели водоемов покидают их как ошпаренные и носятся посуху. Вот для чего Купальский Костер нужно развести заранее - к огню обитатели водоемов тоже не могут приблизиться, а еще они боятся веселья... На Руси считалось, что летом можно без опаски купаться с Иванова до Ильина Дня. Начало купального сезона - это одна из причин почему Иванов День стал Днем Ивана Купалы. Другая причина имеет библейские корни и заключается в том, что на 7 июля (24 июня по юлианскому календарю) приходится Рождество Иоанна Крестителя (Предтечи),

который проводил очищение перед крещением купанием в водах реки Иордан.


Ученик 2

Масленица – один из любимых

народных праздников русского народа.

Который из века в век передает

состояние широкой русской души,

традиции и обычаи Россиян!


Значительная часть обычаев на Масленицу, так или иначе, была связана с

темой семейно-брачных отношений: на масленицу чествовали молодоженов,

поженившихся в течение прошедшего года. Молодым устраивали своеобразные

смотрины в селе: ставили их к столбам ворот и заставляли целоваться у всех

на глазах, “зарывали” в снег или осыпали снегом . Подвергали их и

другим испытаниям: когда молодые ехали в санях по селу, их останавливали и

забрасывали старыми лаптями или соломой, а иногда устраивали им “целовник”

или “целовальник” — когда односельчане могли прийти в дом к молодым и

поцеловать молодую. Молодоженов катали по селу, но если за это получали

плохое угощение, могли прокатить молодоженов не в санях, а на бороне.

Масленичная неделя проходила также во взаимных визитах двух недавно

породнившихся семейств.

Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение

(в России ряженые сопровождали чучело МАСЛЕНИЦЫ), вождение “козы” или “козла” молодежные вечерки и др.

Понедельник - встреча

Вторник - заигрыш

Среда - лакомка

Четверг - разгул (перелом, широкий четверг)

Пятница - тещины вечера

Суббота - золовкины посиделки

Воскресенье - проводы, целовальник, прощенный день


Ученик 3 - О каком празднике эти пословицы и поговорки?


Поцелуй — дорогой обычай в Великий день!

Целуй в уста, теперь нет Поста.

Где кулич и тесто, тут и наше место!

У нас в печи — лучшие куличи!

На здоровье кушай — никого не слушай! На то и праздник!

В будни поработаем — в Праздник погуляем.

Дорого яичко в Христов день

Поцелуй в уста ради праздника Христа


Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в

Христианском календаре. Пасхальное воскресенье не приходится на одно и то же число каждый год, но бывает всегда между 22 марта и 25 апреля. Оно приходится на первое воскресенье после первого полнолуния, следующего за 21 марта - днем

весеннего равноденствия. Дата пасхального воскресенья была утверждена

церковным собором в Никее в 325 году н.э.

Название "Пасха" представляет собой греческое видоизменение древне еврей -

ского слова "pesah", которое толковалось как "прохождение"; оно было

заимствовано из более древнего пастушеского обычая празднования перехода с

зимних пастбищ на летние.

Смерть и воскресение Христа совпали с праздником Пасхи, Русская Пасха характеризуется еще целым рядом традиций, как например,

украшение столов освященными творожными пасхами и куличами.

Но самым главным кулинарным шедевром стола всегда был освященный в

храме кулич, являющийся обязательным символом пасхального богослужения.


Ученик 4

В этот светлый праздник


В этот светлый праздник –
Праздник Рождества
Мы друг другу скажем
Теплые слова.

Тихо снег ложится:
За окном зима,
Чудо здесь свершится
И зажжет сердца.

Пусть улыбки ваши
В этот дивный день
Будут счастьем нашим
И подарком всем.

Льются звуки жизни,
Счастья и добра,
Озаряя мысли
Светом Рождества.


Видео -ролик « Традиции празднования Рождества»

https://www.youtube.com/watch?v=9STfQpcW_WI


Рождество Христово — это не только светлый праздник православия. Рождество - праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь.

Традиция наряжать елку связана с райским деревом, увешанном яблоками.

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.

Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием

Богоявления. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января, и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, .


Слово учителя: Мы продолжаем знакомство с русским народным творчеством или с русским фольклором. Давайте вспомним, что такое русский фольклор? (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, игры, пестушки, дразнилки, считалки т.д.).

Конкурс 1 "Нет, без загадки не прожить".

-Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.)

1. С утра на ногах,а куда идут, сами не знают.(башмачки)

2. Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)

3. В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю. (гора)

4. Сколь ни езди , ни ходи, тебе конца тут не найти.(земля)

5. Все лето стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы.(санки)

6. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.(сом)

7. Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)

8. Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)

9. На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)

10. Без рук, без ног, а в гору лезет. (тесто)

11. Серое сукно тянется в окно. (сумерки)

12. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Кто из вас знает, что такое пословица? (Пословица-это жанр фольклора, краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.)

Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой и образной.

Сейчас мы узнаем, знаете ли вы пословицы.

Конкурс 2. "Усек с полуслова".

Продолжить следующие пословицы и поговорки.

Баба с возу: кобыле легче;

На Бога надейся: сам не плошай;

Каков поп: такой приход;

Один в поле:не воин;

Дома и стены:помогают;

Дом вести:не рукавом трясти;

По одёжке встречают:по уму провожают;

С миру по нитке: голому рубашка;

Не красна изба углами:красна пирогами;

Поздно встанешь:мало сделаешь;

Книгу читать: как на крыльях летать;

Мир освещается солнцем:а человек знанием.


Вот и подошёл к концу наш Первый урок.

- Как вы думаете: Почему русский народ бережно хранит свои традиции?

Русские народные праздники необыкновенно богаты  и разнообразны.

К сожалению, некоторые из них сегодня почти забыты. Хочется верить, что

неподдельный интерес к русской культуре позволить возродить утерянное и

передать потомкам.

Спасибо за внимание!























































Конспект урока памяти

Героя ДНР, первого главы Донецкой Народной Республики А.В.Захарченко






 «Герои не умирают…»






Конспект составила

Учитель русского языка и литературы

Коваль Юлия Анатольевна





2021




Конспект урока памяти по теме:  «Герои не умирают…»


Задачи:

Обучающие: сформировать здоровое чувство патриотизма в мировоззрении обучающихся, 

Развивающие: развивать умение поисковой работы;

Воспитательные: показать значимость качества «патриотизм» для нашей страны, формировать опыт нравственного поведения личности.

Формирование УУД:

  • Личностные: на основе оценивания усваиваемого материала на уроке обеспечить личностный моральный выбор;

  • познавательные: умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

  • коммуникативные: как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально или в парах;

  • регулятивные: умение самостоятельно вести анализ информации.

Оборудование: фотографии А.В.Захарченко, мультимедийное оборудование, видеопрезентации «В сердце навсегда», «Прощай,Батя!», изображение звезды Героя ДНР, аудиозапись «Реквием» Моцарта, аудиозапись песни С.Михайлова «Вы часто без спроса уходите».


- Урок памяти! - Урок мужества! - Урок скорби!     (Слова напечатаны на плакатах)



Ход классного часа:

Учитель предлагает посмотреть на доску, в это время звучит мелодия «С чего начинается Родина»

Учитель: Ребята, посмотрите на представленные картинки из презентации и попробуйте определить тему кроссенса (Родина). Учащиеся пытаются определить тему, которая объединяет все картинки.





Учитель : Действительно, все эти картинки объединяет слово «Родина». «Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь». Это слова Алексея Толстого. Да, это действительно так. Стоит только назвать такие имена- Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов. А сколько героических имен появилось в последние годы! Об одном из них и пойдет речь на сегодняшнем уроке

Инсценизация (Старушка, мальчик и мужчина, который исполняет роль рассказчика)

Что тебе, дитятко?

- Свечечку...
- Какую?
- За двадцать рублей...
Мальчонка в рубашке в клеточку,
С глазами восточных кровей.

- Кому ж ты её поставишь то?
Ты в церкви у нас впервой?
Мальчонка лишь в пол уставился
И тихо качнул головой.

- Мне Бати икона надобна...
Старушка не поняла.
- Об чем ты?
Мальчонка жалобно
Стоит у её стола.

- Ну - Батя. Его там все звали так.
Он русских там защищал.
Убили его. В конце августа.
Мне брат обо всем рассказал.

Старушка, конечно, заохала,
Но видно - никак не поймёт.
О чем же сейчас этот кроха ей
Так сбивчиво речь ведёт.

- Поставь, Александру Невскому, -
Вмешался я в разговор,
- Он - тёзка, тому, донецкому,
И тоже давал отпор

Врагам, что пришли с оружием,
Что сеяли смерть и страх...
Пусть Батя наш станет хорунжием
В небесных Его войсках...

фото А.В. Захарченко под песню С.Михайлова «Вы часто без спроса уходите» (куплет и припев), рассказывают стих и становятся в своеобразный «клин».

Ученик 1:

Он тот, кто верен был народу...
И не боялся жизнь свою отдать...
Боролся он за мир, и за свободу...
И мог любого поддержать...


Он был отважный, честный лидер...
И выступал всегда против войны...
Любил Донбасс, и мир в нём видел...
Чтоб были клумбы розами полны...

Ученик 2:
Нам слов печальных и не хватит...
И скорбь на сердце не унять...
Для всех он был ведь просто Батей...
Пожалуй, всё, что есть сказать...


Он был донецкий, смелый, свой, родной,
Народ привычно «батей» величал-
В доверии дончан не подкачал,
В их памяти останется герой.


Идет видео «В сердце навсегда» (https://www.youtube.com/watch?time_continue=104&v=fdzs1r8PFR8)


Учитель: 31 августа исполнился ровно 3 года со дня трагической смерти героя ДНР, первого главы Республики Александра Владимировича Захарченко. Мы склоняем головы перед светлой памятью того, кто отдал свою жизнь, защищая нашу молодую Республику. Подвиг воинов мы будем хранить так же свято, как и память о героях Великой Отечественной Войны. Почтим же его память минутой молчания

Минута молчания

 Писатель Юлиус Фучик как-то сказал: “Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества”.


Сообщение учащегося Факты из биографии А.В.Захарченко

Александр Владимирович Захарченко — Глава Донецкой Народной Республики, председатель Совета министров ДНР и верховный главнокомандующий вооружёнными силами ДНР.

Родился 26 июня 1976 года в Донецке. Мать – русская, отец – украинец.  Женат. Воспитывает четверых сыновей.

После окончания школы №4 города Донецка в 1991 году Захарченко продолжил учёбу в Донецком техникуме промышленной автоматики, специальность  «горный электромеханик». Техникум окончил с отличием.

Первое место работы Александра Захарченко – шахта, где он стал электромехаником пятого разряда. Поступил в Донецкий юридический институт МВД.

Проработав электромехаником 1,5 года,  Захарченко занялся предпринимательской деятельностью, связанной с угольной отраслью.

В 2010 году в Донецке был создан филиал харьковской общественной организации «Оплот», которую возглавил Захарченко. Цель «Оплота»  – оказание социальной, финансовой, юридической и психологической помощи семьям милиционеров, погибших при выполнении своих обязанностей. Также «Оплот» помогал воинам-инвалидам. Члены организации активно боролись с героизацией УПА. «Оплот» следил за поддержанием в надлежащем состоянии памятников Великой Отечественной войны.

В 2014 году Александр Захарченко принял активное участие в борьбе за свободу и независимость Донецкой Народной Республики.

После так называемого Евромайдана в Киеве зимой 2013-2014 гг. и последовавшей за ним незаконной смены власти Александр Захарченко занял жесткую антимайданную позицию и примкнул к начавшим формироваться в то время силам ополчения, протестующим против переворота в стране. Главной задачей для себя Захарченко ставил возвращение жителям Донбасса возможности самим определять свое будущее, государственное устройство, решать, в какой стране им жить, на каком языке разговаривать. После того, как Донбасс в очередной раз не был услышан, пришлось взять в руки оружие.

Весной 2014 года, 16 апреля, Александр Захарченко возглавил группу вооружённых людей, занявших здание Донецкой городской администрации.

После референдума о независимости ДНР 11 мая 2014 года Захарченко  сначала стал военным комендантом Донецка, а позже — заместителем министра внутренних дел Республики.

Командир подразделения «Оплот» армии ДНР до 7 июля 2014 года.

Лично участвовал в боях на территории Донецкой области. В конце мая 2014 года при штурме Донецкого международного аэропорта им. Прокофьева Александр Захарченко был ранен в ногу. Спустя месяц он получил воинское звание «майор».

В августе 2014 года премьер Донецкой Республики Александр Бородай ушёл в отставку. На его место депутаты Совета Республики назначили Александра Захарченко. Это решение было принято практически единогласно. В этот же день Захарченко принял присягу на верность народу Республики и приступил к выполнению своих обязанностей.

В октябре 2014 года Александр Захарченко подал документы в ЦИК ДНР как кандидат на пост Главы Донецкой Народной Республики, став первым зарегистрировавшимся кандидатом на этот пост.

Выборы прошли 2 ноября. 75% проголосовавших граждан ДНР отдали свои голоса  за Захарченко. Инаугурация избранного руководителя республики прошла 4 ноября в Донецком академическом и музыкально-драматическом театре.

В феврале 2015 года на первом съезде ОД «Донецкая Республика» Александр Захарченко единогласно был избран Председателем движения.

17 февраля 2015 года был ранен в ногу в ходе боёв за Дебальцево. За успешную войсковую операцию депутатами парламента ДНР Александру Захарченко присвоено звание «Герой ДНР» и внеочередное воинское звание «полковник». Также после освобождения Дебальцево Александр Захарченко был награжден орденом Славы ЛНР, ему было присвоено звание «генерал-майор» Луганской Народной Республики. Такое решение приняли депутаты парламента ЛНР.

Несмотря на тяжелое ранение и изнурительный реабилитационный курс продолжал осуществлять полноценное руководство страной, принимал активное участие в строительстве институтов государственной власти.

Благодаря усилиям Александра Захарченко удалось предотвратить гуманитарную катастрофу в Донецкой Народной Республике и экономический коллапс, вызванный блокадой ДНР со стороны Украины. В условиях непрекращающегося военного конфликта первому Главе ДНР удалось наладить стабильный рост экономики, создать обороноспособные вооружённые силы, запустить социальные программы, обеспечить бесперебойную выплату заработных плат, пенсий и социальных пособий.

После освобождения Дебальцева Александр Захарченко получил высшую награду ДНР — Герой республики. У него осталась жена и четверо сыновей.

31 августа 2018 года Александр Захарченко трагически погиб в результате террористического акта, организованного украинской диверсионно-разведовательной группой.


Творческое задание


Учитель: Как вы понимаете значение слова «герой»? Кого мы можем назвать героем?  Я предлагаю вам составить ассоциограмму к паре слов Захарченко-Герой, которые бы подтверждались фактами его биографии (учитель зачитывает, совместно определяют ассоциации)


Учитель:

Герои Отечества - звучно, весомо,
Надежно, ответственно, с детства знакомо!

Красивая, емкая, четкая фраза,
В ней - честь и достоинство, святость приказа!

В ней вера, любовь и солдатская совесть,
В ней мужество, смелость, судьба, словно повесть!

В ней доблесть, отвага и мир гуманизма,
Военная служба - Олимп героизма!

Он был человеком принципиальным, бескомпромиссным и честным по отношению к себе и другим. То, что он сделал, начиная с весны 2014 года, — это подвиг. Подвиг — это решение, которое принимает человек, чтобы помочь другим, жертвуя собой». Александру Владимировичу было 42 года. Из них 4 он провел в боях за независимость и свободу Донецкой Народной Республики. Заслуженно носил высшую награду государства- золотую звезду Героя ДНР.


Учащийся (демонстрирует изображение награды):

Звание «Герой Донецкой Народной Республики» и связанная с ним Медаль «Золотая звезда Героя» учреждены 3 октября 2014 года. Является высшей наградой ДНР, изготавливается из золота.

Звание Героя присваивается Главой Донецкой Народной Республики или, в исключительных случаях, Президиумом Совета Министров. Герою Донецкой Народной Республики вручаются знак отличия — медаль «Золотая Звезда» и Грамота о присвоении звания Героя. Звание Герой Донецкой Народной Республики присваивается «за заслуги перед Республикой и народом, связанные с совершением геройского подвига, проявленные при выполнении боевых и специальных заданий командования и внесение исключительного вклада в дело обороноспособности Республики».

Медаль «Золотая звезда Героя» представляет собой пятиконечную звезду из золота (21,5 грамм). На гладкой поверхности оборотной стороны присутствует надпись «Герой ДНР», выше — номер медали. При помощи позолоченных ушка и кольца медаль соединяется с позолоченной металлической колодкой. Колодка медали — прямоугольная металлическая пластина с рамками в верхней и нижней частях в ткани цветами (чёрный, синий и красный) флага Донецкой Народной Республики.

Звучит « Реквием» Моцарта (Лакримозе)

Учитель: Ребята, вы узнали эту музыку? Это музыка Моцарта.

Кто может сказать, как называется это произведение? (Реквием)Скажите, что это за музыкальный жанр?

Реквием- произведение траурного характера, исполняемое в честь умершего человека. Композиторы писали подобную музыку чтобы выразить свои чувства – боль утраты близких людей; осознать потери найти силы жить дальше; чтобы сохранить память об ушедших.Сохранить в своей памяти и в своем сердце память о погибших героях хотели не только композиторы, но также и поэты. И эта память помимо скорби носила порой иной окрас – яркий, призывный, героический, торжественный, светлый. Будто бы авторы хотели запомнить сильных, мужественных героев, устоявших перед всеми нечеловеческими испытаниями. Вселить веру в светлое будущее.

Сегодня мы познакомимся с «Реквиемом» донецкой поэтессы, написанном в память о Александре Захарченко.


Ученик читает (заранее подготовлен):

Реквием

Как уходят герои? Молча.

Растеряв все рефлексы волчьи.

Вместо слёз для них море горечи,

Вместо роз для них залп тройной

холостыми, и серый в штатском

что-то скажет нам о солдатской,

о судьбе двух народов братских,

пофлиртует с седой вдовой.

А над кладбищем, там, где дымка,

реют ангелы-невидимки,

их не видно на фотоснимках,

но ты слышишь шуршанье крыл.

Это ветер в густых берёзах

прячет наши с тобою слёзы.

Наша жизнь — череда наркозов

да пролитых на лист чернил.

Развяжи мои губы словом,

я парю над изрытым полем,

я привык, что тобою болен,

я привык уже умирать.

Я лечу, и мне светят звёзды,

и рябины алеют гроздья,

и вся жизнь теперь то, что поздно,

то, что вряд ли воротишь вспять.


Учитель: Какие переживания поэта вы почувствовали, читая эти строки? Чувствуется в них боль утраты и безмерная любовь.

Подвигу его жить в веках. В одном из стихов неизвестный народный автор сказал:

И в русских городах, самой Москве
Названья улиц, парков, площадей
Изменятся для памяти людей
На «имени Захарченко А.В.»

В сентябре 2018 г. около кафе «Сепар», где погиб А.Захарченко, был установлен мемориальный камень. А 28 августа 2019 года одна из площадей Донецка стала носить имя А.В.Захарченко.

Сегодня патриоты нашей стране нужны не меньше, чем в годы Отечественной войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней людей.

Ученик:

И вот дорогою обратной

Непокоряемый вовек

Идёт, свершивши подвиг ратный

Великий русский человек

Он сделал всё. Он тих и скромен.

Он мир  от чёрной смерти спас

И мир огромен и прекрасен

Его приветствует сейчас!

Учитель: Есть у нас традиция: прощаясь с героем, провожая его в последний путь , мы аплодируем ему, отдавая дань уважения. Так пусть же в честь нашего героя всегда звучат аплодисменты.

Командира славное имя

Мы сегодня не раз вспомним.

Остаётся душа незримой...

Помним, Батя! Тебя помним!


Видео «Стихотворение памяти Александра Захарченко «Прощай, Батя»»

https://www.youtube.com/watch?v=M96oJXY9kbE


Физкультминутка-тренинг

-Если ты заботишься о чистоте родного города- хлопок в ладоши.

-Если у тебя болит душа о загрязнении природы Донбасса- положи руку на сердце.

-Если ты стараешься многому научиться и принести пользу –погладь себя по голове.

-Если хочешь жить и расти в мире- протяни руки соседу.

Притча о Родине.

Жил Человек там, где родился. И, вот, захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живется весело и богато.

Отправился Он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чем-то может и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми…
Но для счастья ему всегда чего-то не хватало.
Просила его душа о чем-то, но понять Он ее не мог и не знал, чего же ему не достает в тридевятом царстве.
 Как-то лунной ночью не спалось ему, думы думались, ответы на вопросы все искались, да в душе своей разобраться хотелось.
Вдруг, слышит Он тихий, серебристый звук колокольчика. Прислушался.
        - «Ба! Да, это ж не колокольчик! Это ж голос чей-то!» - осенило Его. Еще лучше стал вслушиваться в эти звуки:
- «Где родился – там сгодился», - пел тонкий серебристый голосок.
  Задумался Человек над словами этой незатейливой песенки. И понял Он, что это его Земля родная к себе зовет, души предков о себе  напоминают.
  Затосковал Человек по отчей земле, но бросить свой дом, хоромы прекрасные не мог.
 А тоска все дольше и больше. Хоромы стали видеться не такими прекрасными, как самый малый дом в родной сторонушке; одежды не такие царские, как обычное рубище, что носил в родной сторонке; столы не такие богатые и не такие вкусные, какие были пироги в родном доме его…
  Ничего не хотелось ему с тех пор, кроме родной земли, где могилка его матушки родимой и отца его, где растет рябинка им посаженная, где стоит дом, им построенный…
Бросил Человек тридевятое царство богатое, страну эту райскую, и отправился туда, куда звала его душа, в родную сторонушку.
И зазвенели радостным звоном голоса в душе его, и Солнце ярко освещало его путь, и дорога, словно звала за собой, а сердце радостно билось, как птица, трепеща в груди его, словно предвкушая Счастье,
которое не купишь ни за какие богатства мира.
  Это был путь на Родину, дорога к себе самому!

Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, яблоневый сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным родником. И на так уж сложно объяснить, почему все это нам дорого, ведь все это-наша Родина!


Заключительная часть.

Хочется еще раз вас поздравить с первым небольшим юбилеем нашей еще молодой Республики, которая через много прошла и у которой еще все впереди! Будьте достойными гражданами, , чтобы следующие поколения с гордостью могли нас вспоминать и ставить в пример ! Растите вместе с нашей молодой Республикой! Мира, счастья, здоровья вам!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!