СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка плана урока

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

водород

Просмотр содержимого документа
«Разработка плана урока»

Идея: Создать условия для включения учащихся в процесс познания темы.

Цели:

1. Расширить знания учащихся о химических элементах на примере водорода.

2. Продолжить формирование общеобразовательных и специальных учебных умений и навыков учащихся, а также устойчивого познавательного интереса школьников к изучаемому предмету.

3. Воспитывать коллективизм, адекватную самооценку у учащихся на уроке.


Задачи:

1. Ввести новые понятия «водород - химический элемент», «водород - простое

вещество», « реакция замещения».

2. Учить находить взаимосвязи между нахождением химического элемента в

периодической системе и его характеристиками.

3. Совершенствовать умения учащихся в распознавании физических свойств

простых веществ.

4. Отработать методику составления уравнений химических реакций.

5. Развивать умения анализировать, наблюдать, формулировать задачи и выводы,

работать с опорными конспектами, устанавливая причинно-следственные связи.


Тип урока - введение нового материала.


Форма проведения урока - урок – сказание с элементами СДП и использованием

опорного конспекта.


Принципы, реализуемые на уроке:

  • принцип целостного представления мира;

  • принцип воспитывающего обучения;

  • принцип психологической комфортности;

  • принцип деятельности;

  • принцип минимакса.


Методы:

  • метод экспрессии (реализуется через побуждающий и подводящий диалог, эвристический опрос, объяснение с элементами беседы);

  • демонстрационный и лабораторный эксперимент;

  • методы стимулирования и мотивации учения;

  • метод рефлексивного анализа;

  • тестирование.


Виды деятельности учащихся:

  • работа с ПС и ее анализ;

  • работа с текстом учебника;

  • составление рассказа по опорному конспекту;

  • составление уравнений реакций в «паспортах» и на доске;

  • наблюдение и объяснение эксперимента;

  • проведение лабораторного опыта;

  • решение тестов;

  • самопроверка и самооценка.


План урока.


1. Организационный момент.


Цель - обеспечить мобилизационное начало урока, познакомиться с детьми, настроить учащихся на работу.


2. Введение (вводное слово учителя). Определение темы урока.


Цель - создать атмосферу заинтересованности каждого ученика, помочь учащимся самим сформулировать тему урока.


3. Мотивация к целеполаганию. Знакомство с планом урока.


Цель - стимулировать учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться; познакомить с целью и планом урока.


4. Изучение нового материала по плану:


  1. Водород – химический элемент.

    • Положение водорода в периодической системе.

    • Характеристики водорода.

    • Нахождение водорода в природе.

2. Водород – простое вещество:

  • Физические свойства водорода.

  • Способы получения водорода.


Цель - создать условия для познавательной активности учеников посредством различных форм, средств и методов, обеспечить усвоение материала темы.


5. Закрепление нового материала:

- работа по вопросам;

- тестирование, самооценка.

Рефлексия.


Цель - выявить пробелы в знаниях, сделать выводы насколько хорошо учащиеся ориентируются в полученной информации; провести рефлексивный анализ совместной деятельности на уроке.


6. Заключительная часть. Домашнее задание. Оценивание.


Цель - подвести итоги занятия, оценить деятельность учащихся и пояснить домашнее задание.


Структура урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Зоя Юрьевна! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Необычный он и для вас и для меня. Необычен он тем, что мы видим друг друга впервые.

Но я очень рада видеть вас, видеть ваши глаза, находить в них поддержку и понимание и наша совместная работа доставит нам удовольствие.



2. Ввод в урок.

Ребята!

?? А как вы думаете, случайно ли я не написала тему нашего урока на доске?


Нет, конечно же, не случайно. Да, я предлагаю вам попытаться самим определить тему нашего урока, а я вам помогу. Дело в том, что


« В некотором царстве, химическом государстве под названием «Периодическая система химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева» жил был загадочный рыцарь – Химический элемент. Он очень любил тайны, и где только он не бывал, оставлял свой знак, свою роспись. Выглядела она, примерно, так (смотри Приложение 1).


И если мы сможем расшифровать эту надпись, то узнаем тему урока.

Учащиеся разгадывают ребус и называют тему урока.

Итак, тема нашего урока «Водород» (записываем тему урока в тетради и на доске).


3. Мотивация к целеполаганию.


Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть многие секреты, связанные с темой урока и перелистаем страницы книги старинного сказания об одном веществе.

Но в начале давайте прочтем оглавление данной книги и, таким образом, определим порядок изучения новой темы на уроке. А исходя из плана урока, я думаю, вы легко назовете и задачи нашего урока. ( Учащиеся зачитывают оглавление книги и формулируют задачи урока). (Смотри Приложение 2).


Таким образом, основные задачи урока: познакомиться с новым химическим элементом – водородом, узнать какое простое вещество он образует, как его можно получить и какими свойствами он обладает. А для этого вы должны быть внимательными, активными и наблюдательными.


4. Изучение нового материала.


Итак, Глава 1. «Химический рыцарь – Водород», в которой тайны приоткрываются.


«Химический рыцарь Водород жил в химическом государстве под названием, как я уже сказала, «Периодическая система Д.И. Менделеева». Жил он в многоэтажном особняке, который включал 7 этажей (периодов) и 8 подъездов (групп). Квартира Водорода располагалась»………………


Ребята! Дело в том, что дальше запись отсутствует. Помогите мне восстановить записи в старой книге. Давайте же определим положение химического элемента водорода в периодической системе.

?? Назовите его «домашний адрес» - группу (подгруппу), период, порядковый номер.

?? Ребята, а кто может показать водород в таблице над доской?

Учащиеся отвечают на вопросы. Один ученик показывает местонахождение водорода в ПТ., остальные находят водород в таблице на форзаце учебника.

« Когда Водороду исполнилось 14 лет, ему вручили первый документ, удостоверяющий его личность».


?? Как вы думаете, какой? Учащиеся фронтально работают с учителем, отвечают на вопросы.

- Верно! Паспорт.


?? А какую информацию обычно можно найти в паспорте?

- Ф.И.О, фотография;

- дата и место рождения; т.е. индивидуальные сведения о человеке

- пол, гражданство;

- адрес, прописка;


?? Как вы думаете, какая информация была в паспорте у водорода? (выслушиваем предположения учащихся)


А теперь давайте проверим! Откройте «паспорт» водорода (приложение 3) и скажите, что мы уже знаем о химическом элементе – рыцаре под именем Водород?

(Дети формулируют вывод по первой части, используя «паспорт»)


Следующий этап нашей работы, определить, где водород встречается в природе.

Для этого я предлагаю ребятам, которые сидят на 2 и 3-ем рядах внимательно изучить нижнюю часть ОК (опорного конспекта, смотри Приложение 4) и составить рассказ по схеме, а ребятам на 1-ом ряду прочесть в учебнике п.6.1. и затем выступить в роли консультантов-цензоров.

( После заслушивания рассказов, учащиеся с 1-го ряда анализируют рассказы и делают обобщение о нахождении водорода в природе).


Глава 2. «Неожиданная встреча».


« Водород очень любил путешествовать, и вот однажды, гуляя вечером, он встретил своего брата-близнеца. С того времени братья не расставались. А их союз стали называть «молекула» или «простое вещество» - водород. И фотографию в паспорте пришлось поменять (Приложение 4А).


Ребята, давайте заглянем в паспорт водорода и познакомимся с физическими свойствами водорода.


?? Как вы думаете, что обозначают загадочные буквы в паспорте у водорода?


- Верно, водород – это Г - газ, без Ц - цвета, без В - вкуса, без З - запаха.

Учащиеся изучают информацию в паспорте, задают вопросы, переводят информацию из знаковой системы в текстовую.

?? Ребята, а как можно доказать, что водород действительно легче воздуха, если известно, что Мч (воздуха) = 29?


- Давайте найдем Мч (Н2), Мч(Н2)=2Ач(Н)=2*1=2; 2 меньше 29, следовательно, водород действительно, легче воздуха.

Один учащийся у доски решает задачу, остальные работают в тетради.

Итак, к чему же привела «неожиданная встреча»? (Учащиеся подводят итоги по главе 2).


Глава 3. «Путешествие в химическую лабораторию».


Доказать, что водород легче воздуха можно и практическим путем. Поэтому, я предлагаю вам перейти к изучению третьей главы книги и отправиться в химическую лабораторию.


Но перед путешествием давайте отдохнем.


Психологическая пауза. Проводится под музыку, имитирующую звуки в лаборатории - кипение, бурление и т. д.


«Сядьте прямо, наклонитесь на спинку стула, опустите руки, расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы оказались в 18 веке в химической лаборатории. Это старое здание, стены выложены светло-зеленым камнем, везде множество светильников. В центре – стол с различным оборудованием и склянками с реактивами. Это рабочая комната английского ученого Генри Кавендиша, который сидит за столом возле небольшого окна и пишет в своем дневнике: «Я знаю лишь три металла, а именно: цинк, железо и олово, которые производят «горючий воздух», при растворении их в серной и соляной кислоте»»


Учащиеся слушают музыку и рассказ учителя, фантазируют, анализируют полученную информацию.

Демонстрационный эксперимент «Получение водорода в лаборатории».


Ребята, горючим воздухом в то время называли водород, а способ получения, который описывал Г. Кавендиш, является актуальным и в наше время.


Действительно, водород и поныне получают в лаборатории взаимодействием цинка с соляной кислотой. Обычно для этого используют специальный аппарат-аппарат Киппа. В среднюю его часть помещают гранулы цинка, а сверху наливают раствор соляной кислоты, и в результате реакции через газоотводную трубку выделяется газ – водород.

В школьной лаборатории для получения водорода используют другой прибор.

В пробирку помещают несколько гранул цинка и добавляют 1-2 мл. соляной кислоты. Пробирку плотно вращательными движениями закрывают пробкой с газоотводной трубкой. Конец газоотводной трубки опускают в пробирку – приемник.


?? Как необходимо расположить пробирку, в которой будем собирать водород? Почему?


?? Какие способы собирания газов вам известны?


Будем считать, что нам удалось собрать водород. Закрываем пробирку с водородом пробкой.

Учащиеся наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы учителя.

?? А как же доказать, что газ в пробирке – водород? Ребята, найдите ответ на этот вопрос в учебнике п. 6.4.


Для того, чтобы доказать наличие водорода, необходимо поднести к отверстию пробирки зажженную лучину (опыт проводит один из учащихся). При этом, если водород - чистый, то раздается характерный хлопок (мини взрыв, вот почему водород - горючий воздух), а если водород содержит примеси других газов – то раздается «лающий» свист.

Дети работают с учебником. Отвечают на вопрос. Один учащийся проводит опыт по доказательству водорода.

Итак, давайте же теперь подведем итоги и рассмотрим особенности химического процесса, наблюдаемого только что.


?? Какие два вещества мы использовали для получения водорода?


Запишите в паспорт реакцию получения водорода и расставьте коэффициенты, внизу под веществами подпишите их названия (хлорид цинка и водород).

На данном этапе вводится понятие реакции замещения и объясняется ее принцип, через организацию работы с учебником и разрезным материалом.


Работаем со схемой «Типы химических реакций» (Приложение 5).


?? Ребята, с каким типом химических реакций мы сегодня познакомились? (реакция замещения)


?? Какие виды реакций вы уже знаете? Дополните схему, используя разрезной материал, и сделайте вывод.

Учащиеся работают с учебником, с разрезной схемой. Делают вывод.

Лабораторная работа.


Тема: Изучение физических свойств водорода.


Ребята, помните, мы с вами теоретически доказывали, что водород легче воздуха? Ну а теперь, коль мы с вами находимся в химической лаборатории, давайте практически в этом убедимся. Для этого мы в начале получим водород, а затем попытаемся наполнить им мыльные пузыри.

В детстве мы наполняли пузыри выдыхаемым воздухом, то есть углекислым газом СО2, и пузыри стремились вниз, т. к. углекислый газ почти в 2 раза тяжелее воздуха.


?? Как вы думаете, что будет происходить с мыльными пузырями, наполненными газом, который легче воздуха?

Учащиеся предполагают. Отвечают, объясняют.


Давайте проверим. У вас в пробирках раствор соляной кислоты, всыпьте в нее железные опилки и закройте пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки вставьте в отверстие палочки для коктейля, заранее обмакнув ее в мыльную воду. Что наблюдаете? Напишите уравнение реакции, объясняя друг другу происходящие явления.

Учащиеся выполняют лабораторную работу. Обсуждают результаты в паре.

Вместе с учителем подводят итог.


Мы доказали самое важное свойство водорода. Это свойство находит применение при наполнении водородом летательных шаров метеорологических аппаратов, на которых устанавливают специальные датчики для определения температуры, давления, скорости ветра и других данных на определенной высоте – 300, 500м. и т. д. (рисунок 6.2.,с.105).

Но необходимо помнить, что водород не всегда бывает так безопасен. При определенных условиях водород может принести очень большой вред и бывает очень взрывоопасен (н-р: водородная бомба). При соединении с кислородом воздуха в соотношении 2:1 образуется «гремучий газ» (огнеопасен).


« Итак, храбрый рыцарь Водород, посетив химическую лабораторию, вскоре отправился дальше. Он заглянул на завод по производству газов, побывал в гостях у кислорода, азота и других веществ – но это уже совсем другая история, и с ней вы познакомитесь на следующих уроках….».


5. Закрепление нового материала. Рефлексия.


Но наш урок на этом не заканчивается, и я предлагаю вам ответить на некоторые вопросы, а заодно и подготовиться к выполнению тестового задания.


1. Как Вы чувствовали себя на уроке?

2. Какие трудности Вы испытывали?

2. Чему научились на уроке?

3. Сделали ли вы для себя выводы, где эти знания пригодятся в жизни, в дальнейшей учебе?


Выводы по уроку:


1. Водород существует в трех формах:

- химический элемент;

- простое вещество;

- входит в состав сложных веществ.

2. Водород в природе – космос, вода, вулканический дым и т. д.

3. Физические свойства – газ без цвета, без запаха, без вкуса, легче воздуха.

4. В лаборатории водород получают реакцией замещения.


Тестирование. Самооценка.


Ребята, давайте теперь посмотрим, как же полученные знания помогут нам на практике. А в частности, я предлагаю вам тестовые задания, в которых вы карандашом отметите верный ответ. Но вначале подумайте, на какую оценку вы знаете эту тему, т.е. спрогнозируйте свою оценку и в уголочке отметьте оценку.


После того, как все ребята выполнят тесты (Приложение 6), я предлагаю учащимся открыть «ключ» ответов (Приложение 7) и проверить себя.


Ребята оцените себя по 5-ти бальной шкале. Посмотрите, совпали ли ваши оценки с прогнозируемыми? Подумайте, возможно вы себя недооценили, а может быть, наоборот. Как вы думаете, почему?


6. Заключительная часть.


Оценивание.


Ребята поставьте полученные оценки в дневники. Ребята, кто получил оценку «5», а «4»? Молодцы! Спасибо всем за работу на уроке. За активную работу на уроке некоторым ученикам ставится еще одна оценка.


Домашнее задание.

?? Ребята, а как вы думаете, каким будет домашнее задание?


1. Выучить информацию в паспортах.

2. Заполнить пропуски в паспорте (кроме пункта «Химические свойства»), используя материал учебника, глава 6.

3*. Интерпретируйте информацию, полученную сегодня на уроке, в виде рассказа для детей 1 класса, новостей для телевидения, краткого научного доклада. Можно использовать доп. литературу.






3* - задание не обязательно для всех учащихся


Пояснительная записка.


Методическая разработка представляет собой один из возможных вариантов изучения темы «Водород» в курсе химии 8-го класса. Данный урок в системе планирования стоит первым и подразумевает введение основных сведений о водороде как об элементе и как о простом веществе. По ходу урока также изучаются и закрепляются другие понятия, обозначенные в разработке.


Данный урок проводился впервые в незнакомом классе на конкурсе «Учитель года 2006» в с. Быстрый Исток, поэтому организационное начало урока и общение с учащимися проходило в нестандартной форме.


Методическая разработка основывается на принципах личностно ориентированного образования и системно-деятельностного подхода, предусматривает диалогический характер обучения. Использование опорного конспекта, «шпаргалок» в виде паспорта водорода, схем и рисунков позволяет развивать образное мышление и усваивать материал даже слабоуспевающим ученикам, что подтвердилось результатами тестирования, проводимого в конце урока.


Принципы, методы, виды деятельности учащихся, указанные в разработке легко реализуются на уроке посредством выбранных средств и форм обучения.


Урок состоит из нескольких частей, включает в себя, кроме основных структурных компонентов, также психологическую паузу, которая используется для релаксации, и в тоже время в ходе нее ребята знакомятся с некоторыми историческими фактами науки «Химия». Привлечение демонстрационного и лабораторного эксперимента позволяет подчеркнуть прямую связь теории с практикой, и подтверждает одно из диалектических положений «мир познаваем», а также формирует практическую химическую грамотность школьников.


В ходе урока у учащихся формируются следующие УУД:

Познавательные

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • учатся основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.


Регулятивные

  • учатся целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

  • самостоятельно анализировать условия достижения цели


Коммуникативные

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;


  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;


  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;


  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью;

  • строить монологическое контекстное высказывание;


  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения,

  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.



Данная разработка может быть использована учителями химии при изучении темы «Водород», а Приложения помогут понять его структуру.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!