Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
г. Зернограда
Рассмотрено ШМО классных руководителей Протокол №____ От____________ Руководитель: Грицаенко О.В. ________________ | Утверждено Директор школы Лифорева Л.С. ________________ Приказ №_______ От_____________ |
Рабочая программа
духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся
6«Б» класса
на 2016-2017 уч. год
Классный руководитель:
Кочетова Наталья Степановна
1.Пояснительная записка
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника.
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.
Главное в воспитательной работе – характер взаимодействия классного руководителя и учащихся, т.е. в отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является “живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Цель программы:
- поэтапное создание условий для развития личности ребенка;
- воспитание и развитие физически здоровой личности, обогащенной знаниями, готовой к трудовой деятельности и нравственному поведению;
- воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному самосовершенствованию;
- формирование разносторонне развитой личности, обладающей гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
формирование культуры общения школьников с товарищами, педагогами, родителями;
формирование и развитие коллектива класса;
формирование здорового образа жизни;
формирование нравственных и гражданских качеств личности;
вовлечение родителей в воспитательный процесс класса.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Календарь мероприятий на год
Работа с учащимися
№ | Мероприятие | Сроки реализации | Ответственные |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
13. Индивидуальная работа с учащимися.
Сроки выполнения. Ф.И.О. ребёнка | НАПРАВЛЕНИЯ |
содействие школьникам в деят-ти по саморазвитию, самоопределению | оказание индивидуальной помощи уч-ся по необходимой коррекции в нравственном развитии | установление межличностных контактов | диагностика достижений каждого ученика |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
2. Нормативная база
3. Цель и задачи воспитательной работы
Цель духовно-нравственного развития и воспитания – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основные задачи воспитательной деятельности:
Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей.
. формирование классного коллектива как воспитательной системы;
организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
вовлечение учащихся в разнообразные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию друг на друга (участие в традиционных школьных мероприятиях и мероприятиях другого уровня);
диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся через методику «Портфолио», а также создание условий для развития у учащихся способностей к самоанализу, самооценке и саморазвитию;
воспитание у учащихся адекватного отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
формирование здорового образа жизни школьника;
воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;
поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родителей к участию в управлении классом и школой;
воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
совершенствование ученического самоуправления, развитие и упрочнение детской организации;
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родителей к участию в управлении классом и школой;
воспитание учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма.
Практические задачи:
Разработка концепции воспитательной системы личностно-ориентированного воспитания и образования, моделирование воспитательной системы и внедрение ее в воспитательно-образовательный процесс класса.
Совершенствование деятельности органа ученического самоуправления.
Совершенствование форм и методов воспитательной работы по нравственному образованию и воспитанию.
Изучение и внедрение новых воспитательных технологий.
Повышение уровня эффективности воспитательной работы через систему контроля
Основные направления воспитательной работы:
Модуль «Я - гражданин»
Направление 1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Модуль «Я – человек»
Направление 2: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Модуль «Я и труд»
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Модуль «Я и здоровье»
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Модуль «Я и природа»
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Модуль «Я и культура»
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
6. Циклограмма деятельности классного руководителя
Ежедневно
Контроль посещения учебных занятий и выяснение причин отсутствия учащихся.
Организация питания учащихся.
Организация дежурства в классном кабинете.
Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
. Еженедельно
Проверка дневников учащихся.
Проведение классного часа.
Проведение внеклассных мероприятий в классе (по плану).
Работа с учителями – предметниками , социальным педагогом, психологом , медсестрой (по ситуации).
Работа с родителями (по ситуации).
Каждый месяц
Проведение тематического классного часа.
Посещение уроков в своём классе.
Консультации у школьного психолога, социального педагога.
Присутствовать на совещаниях при директоре и заместителях директора.
Посещение учащихся на дому и оформление актов (по ситуации).
Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Принимать активное участие в заседаниях МО классных руководителей.
3. Присутствовать на инструктивно методических совещаниях классных руководителей по итогам ВШК и планированию работы.
4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
5..Проводить родительское собрание.
6. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Один раз в год
Готовить статистические данные класса (списки, социальный паспорт, акты обследования жилищных условий учащихся, психолого – педагогические характеристики и т. д.)
2Оформлять личные дела обучающихся.
3. Проводить открытое внеклассное мероприятие по разработанному
сценарию.
4. Проводить анализ и составлять план воспитательной работы.
Документация и отчётность.
Классный журнал.
Личные дела учащихся.
Педагогический дневник классного руководителя.
План воспитательной работы с классом.
Журнал учёт проводимых внеклассных мероприятий по организационно – воспитательной работе.
Журнал учёта бесед по БЖД.
Классный руководитель готовит отчётность
Статистические данные класса.
Результаты диагностики уровня воспитанности.
Отчёты по воспитательной работе с классом.
Отчёты о профилактической работе с детьми девиантного поведения,
с неблагополучными семьями.
Работа с родителями.
Изучение семей учащихся;
Педагогическое просвещение родителей;
Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
Педагогическое руководство деятельностью родительского комитета в классе;
Индивидуальная работа с учащимися;
Список класса
№ | Ф.И.О. уч-ся | Дата рождения |
1 | Авраменко Виталий Игоревич | 14.12.04 |
2 | Батаева Олеся Николаевна | 20.08.04 |
3 | Береза Ярослав Олегович | 30.12.04 |
4 | Болдырева Виктория Михайловна | 17.01.04 |
5 | Гасило Ярослав Витальевич | 25.10.04 |
6 | Гейворонская Елизавета Игоревна | 27.02.04. |
7 | Емельяненко Анна Александровна | 10.05.04 |
8 | Жердев Матвей Владимирович | 05.10.03 |
9 | Иванов Сергей Анатольевич | 26.10.04 |
10 | Ивахненко Дмитрий Витальевич | 07.03.04 |
11 | Костюк Олег Денисович | 12.10.04 |
12 | Кравченко Максим Александр. | 13.03.04 |
13 | Красноперов Юрий Игоревич | 10.01.04. |
14 | Леванова Анастасия Алексеевна | 05.11.04. |
15 | Май Тимур Максимович | 28.12.04. |
16 | Матвеева Елизавета Николаевна | 10.08.04. |
17 | Мягченко Сергей Алексеевич | 19.04.04. |
18 | Осипенко Никита Сергеевич | 02.06.04. |
19 | Помазан Ксения Олеговна | 15.11.04. |
20 | Рубцова Полина Дмитриевна | 07.05.04. |
21 | Семенова Анастасия Андреевна | 12.07.04. |
22 | Степанчук Артем Михайлович | 07.12.04 |
23 | Стрыгина Марина Александровна | 01.02.05. |
24 | Федоров Дмитрий Вячеславович | 16.02.04. |
25 | Федорова Алена Сергеевна | 21.01.04. |
26 | Шевцов Лев Геннадьевич | 14.07.04. |
27 | Шелушинин Олег Викторович | 16.06.04 |
Психолого-педагогическая характеристика класса
В 6 «Б» классе – 27 учащихся, из них 16 мальчиков, 11девочек. Детям 11-12 лет.
Большая часть детей воспитывается в полных семьях, хотя у некоторых есть отчимы. Дети воспитываются в доброжелательной атмосфере и не ощущают себя ущербными.
В общем класс дружен, активен. Почти все задействованы в жизни класса, школы и не боятся ответственности, занимаются в кружках, различных секциях.
Практически все учащиеся старательны в учёбе и обладают большим потенциалом в мотивации к учёбе – 4 человека с отличием закончили 4 класс, 13 учащихся на «4» и «5».
В целом обучающиеся класса весьма разнообразны с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы, как учителя, так и классного руководителя.
У ребят слабо выработаны навыки самостоятельной работы. Отдельные ученики требуют систематического контроля со стороны родителей за выполнением домашних заданий. В учебном году необходимо обратить особое внимание на успеваемость данных учеников и способствовать повышению их успеваемости. У всех учеников воспитать более сознательное отношение к учению, развить познавательную активность и культуру умственного труда.
Считаю, что основные задачи воспитательной работы в 2015-2016 учебном году были выполнены. В тоже время можно выделить ряд наболевших проблем, не до конца решенных в течение прошедшего года.
Одной из проблем воспитательной работы является слабость ученического самоуправления в классе. В следующем году необходимо в данном направлении продолжить работу. Отношение учеников в классе друг к другу в основном доброжелательные, многие мальчики и девочки дружат между собой. Но, иногда возникают конфликты между отдельными ребятами. В плане воспитательной работы также необходимо особое внимание обратить формированию сплоченного классного коллектива и нормам их поведения в общественных местах.
К трудовым делам ребята относятся в основном положительно, но не всегда ответственно. Часть ребят не способны начатое дело доводить до конца. Наиболее активное участие в общественных делах класса принимают участие Рубцова Полина, Емельяненко Анна, Степанчук Артем, Авраменко Виталий, Федорова Алена, Жердев Матвей и другие ребята. Интерес ребят к общественным делам и поручениям не у всех учеников на высоком уровне. При проведении каких-либо мероприятий или трудовых дел ребята самостоятельно не могут организовываться, постоянно необходимо их «подталкивать». Ответственность некоторых ребят на достаточно низком уровне. В нынешнем учебном году способствовать развитию общественной активности учащихся и привить более сознательное отношение к учебной деятельности и к общественным делам класса.
Класс организован, активно участвует в жизни школы, готов принимать участие в мероприятиях разного уровня. Но проблему составляет то, что некоторые ребята могут обозвать своих одноклассников, могут начать драку, ребята плохо слушают друг друга, перебивают, кричат. Поэтому одна из задач классного руководителя в этом учебном году – сплочение классного коллектива на основе взаимного сотрудничества и уважения между учащимися.
Родители отзывчивые. Активно поддерживают связь со школой, классным руководителем, социальным педагогом, психологом. Контролируют успеваемость и поведение своих детей. Активно помогают во внеклассной работе, проведение мероприятий.
Социальный портрет класса
Состав класса в течение года не менялся.
количество учащихся в классе 27.
Из них:
мальчиков: 16 (год рождения: 15-2004, 1-2003)
девочек: 11 (год рождения: 1 – 2005, 10 – 2004)
Из них:
Количество детей в семьях | Дети – инвалиды |
3 ребенка | 2 ребенка | 1 ребёнок | |
4 | 9 | 14 | - |
Из них:
Семей с одним кормильцем (мать) | Семей опекунов | Нуждающихся в социальной поддержке | Социально неблагополучных |
10 | 1 | 11 | нет. |
Уровень образования родителей:
Высшее – 19
Среднее специальное – 12
Полное среднее – 14
Не работающие – 13
Работающие -31
Инвалиды - 2
Пенсионеры – 1
Все обучающиеся из благополучных семей, в педагогической поддержке не нуждаются
Состав родительского комитета
Степанчук Елена Николаевна- председатель родительского комитета
Рубцова Мария Анатольевна
Красноперова Наталья Викторовна
Кравченко Наталья Александровна
Семенова Виктория Юрьевна
11.График проведения родительских собраний с темами
№ | Тема | дата |
1 | Организационно-правовые вопросы: «Что год грядущий нам готовит»? | 07.09.2016г |
2 | Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи. Первые проблемы подросткового возраста. | 21.10.16г |
3 | Роль домашнего задания в самообразовании школьника. | 16.12.16г |
4 | Компьютер в жизни школьника. | 17.03.17г |
5 | Положительные эмоции и их значение в жизни века. | 19.05.17г |
ПЕРВОЕ СОБРАНИЕ 09.09.15Г
Тема: АДАПТАЦИЯ ребенка
К ОБУЧЕНИЮ В 5 КЛАССЕ
Форма проведения – круглый стол.
Задачи педагога:
1. Познакомиться с родителями и послушать краткие характеристики, которые они дадут своим детям.
2. Рассказать о требованиях к обучению по своему предмету.
Задача классного руководителя:
1. Познакомить родителей с особенностями психического и физического развития пятиклассников
2. Провести анкетирование родителей
3. Совместно обсудить с родителями план воспитательной работы на 2015-2016 учебный год
4. Выбрать родительский комитет.
Основные вопросы для обсуждения:
Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями.
Законы школьной жизни в обучении и воспитании школьника.
План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год
втОРОЕ СОБРАНИЕ
Тема: РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА
Форма проведения: дискуссия.
Задачи собрания:
1. Обратить внимание родителей на формы, стиль общения школьников: достоинства и недостатки.
2. Показать влияние окружающей обстановки в семье, коллективе, воздействие телевизионных передач и других СМИ
Вопросы для обсуждения:
Значение общения ребенка в семье.
Проблемы общения в детском коллективе.
Задачи школы, семьи и коллектива класса по преодолению проблем в общении.
План проведения собрания
I. Анкетирование учащихся.
II. Разбор педагогических ситуаций.
В ходе собрания анализируются различные педагогические ситуации и проводится анкетирование учащихся. По вопросам, приведенным в анкете, возможны и индивидуальные беседы классного руководителя.
Результаты анкетирования используются классным руководителем при обсуждении темы собрания.
Анкета для учащихся
1. Нравится ли тебе рассказывать своим родителям о прожитом дне?
2. Всегда ли твои родители выслушивают тебя до конца?
3. С кем ты скорее поделишься своим секретом: с мамой, папой, другом или подругой?
4. Какие ласковые слова говорят тебе родители и в каких случаях?
5. Считает ли семья праздником твой день рождения?
6. Какие праздники в своей семье ты любишь?
7. Если бы ты был волшебником, что ты хотел бы изменить в своей семье?
ТРЕТЬЕ СОБРАНИЕ
Тема: КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ
И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РЕБЕНКА
Форма проведения: обмен мнениями по теме собрания.
Задачи собрания:
1. Показать родителям значение культурных ценностей в воспитании детей.
2. Формировать культуру традиций, умение видеть прекрасное в повседневной жизни.
Вопросы для обсуждения:
Книга и ее значение в развитии познавательных и нравственных качеств личности.
Культурные традиции семьи.
Влияние культурных ценностей семьи на развитие познавательных способностей и психических качеств ребенка.
План проведения собрания
I. Рассказы родителей (или рассказы детей) о традициях семьи по формированию культурных ценностей: чтение книг, газет и журналов; посещение театров и музеев; знакомство с природой, туристические походы и т. д.
II. Лекция классного руководителя о влиянии культурных традиций семьи на познавательную активность ребенка (связать ее с мнениями, высказанными в процессе обсуждения темы собрания).
III. Обмен мнениями о влиянии культурного развития ребенка на его общее развитие.
Четвертое собрание
Тема:«Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку учиться»
Форма проведения: обмен мнениями по теме собрания.
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
Задачи:
1. Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в eго учебной деятельности со стороны родителей.
2. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
3. Отработка с родителями воспитательных и психологически приемов поддержки учебной деятельности ребенка.
Пятое СОБРАНИЕ
Тема: ИТОГИ ПРОШЕДШЕГО УЧЕБНОГО ГОДА –
«ВОТ И СТАЛИ МЫ НА ГОД ВЗРОСЛЕЙ»
Форма проведения: творческий смотр.
План проведения собрания
I. Конкурс на лучший текст гимна класса.
II. Сюрпризы на тему «В будущем году тебе желаю…».
III. Задание на лето всем ученикам: подготовить творческий отчет о том, как «Я провел лето».
IV. Представление классной газеты «Узелки на память».
V. Награждение родителей и обучающихся за активное участие в жизни класса и школы.
VI. Просмотр фотофильма «Мы – пятиклассники. Как это было»
Индивидуальная работа с учащимися.
1. Работа с одаренными детьми:
собеседование с учителями, работающими в классе;
организация участия детей в школьных олимпиадах;
мониторинг уровня интеллектуального развития детей (психолог).
2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
организация индивидуальной творческой деятельности;
создание условий для самовыражения;
включение в общешкольное воспитательное пространство.
3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
собеседование с родителями;
собеседование с психологом;
наблюдение и особое внимание, коррекция;
организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
4. Работа с детьми с девиантным поведением:
собеседование с родителями;
собеседование с психологом;
контроль социального педагога;
контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
вовлечение в творческую деятельность;
собеседование с учителями, работающими в классе;
наблюдение и коррекция поведения.
Сроки выполнения. Ф.И.О. ребёнка | НАПРАВЛЕНИЯ |
содействие школьникам в деят-ти по саморазвитию, самоопределению | оказание индивидуальной помощи уч-ся по необходимой коррекции в нравственном развитии | установление межличностных контактов | диагностика достижений каждого ученика |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
14. Мониторинг воспитательной работы.
Показатели | Методики изучения |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося: 1. освоение учащимися образовательной программы 2. развитость мышления 3. познавательная активность учащихся 4.сформированность учебной деятельности. | тест интеллектуального развития Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости Педагогическое наблюдение. |
Сформированность нравственного потенциала личности учащегося: 1. нравственная направленность личности 2. сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. | Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте" Методика "Репка" ("Что во мне выросло") |
Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика: 1. коммуникабельность 2. сформированность коммуникативной культуры учащихся 3. знание этикета поведения | Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Педагогическое наблюдение |
Сформированность эстетического потенциала ученика 1. развитость чувства прекрасного 2. сформированность других эстетических чувств | Методика Торренса Педагогическое наблюдение |
Сформированность физического потенциала ученика 1. состояние здоровья 2. развитость физических качеств личности | Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств |
Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в классе 1. комфортность ребенка в школе 2. эмоционально-психологическое положение ученика в классе | 1. Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" 2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" |
Сформированность классного коллектива 1. состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе 2. развитость самоуправления 3. сформированность совместной деятельности | Методика "Наши отношения" Методика «Какой у нас коллектив» (профессор А.Н. Лутошкин) Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (профессор Л.В. Байбородова). |
15. Работа с родителями
Совместная деятельность школы, семьи и общественности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени основного общего образования осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. Основные формы взаимодействия школы и семьи по направлениям (модулям):
1. Модуль «Я – гражданин»
посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
изучение семейных традиций;
организация и проведение совместных встреч, конкурсов и викторин;
организация совместных экскурсий в музеи;
совместные проекты.
2. Модуль «Я – человек»
оформление информационных стендов;
тематические общешкольные родительские собрания;
участие родителей в работе Фонда поддержки и развития «Успех», Совета профилактики;
организация субботников по благоустройству территории;
организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев:
- День Учителя;
- День Матери;
- День Отца;
- семейный праздник – «Масленица»;
- участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе:
- на лучшую новогоднюю игрушку;
- благотворительная акция «Добрые дела в действии»;
- акция милосердия «От сердца – к сердцу»;
- самый уютный класс;
индивидуальные консультации (психологическая, педагогическая и медицинская помощь);
изучение мотивов и потребностей родителей.
3. Модуль «Я и труд»
участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
организация экскурсий на предприятия с привлечением родителей;
совместные проекты с родителями «Школьный двор», конкурс «Кормушка»;
организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
участие в коллективно-творческих делах по подготовке праздников.
4. Модуль «Я и здоровье».
родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;
беседы на тему:
- информационной безопасности и духовного здоровья детей;
- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;
консультации психолога, медсестры, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;
распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»;
5. Модуль «Я и природа»
тематические классные родительские собрания;
совместные проекты с родителями «Школьный двор»,
участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.
6. Модуль «Я и культура»
участие в коллективно-творческих делах;
совместные проекты;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
организация экскурсий по историческим местам района;
совместные посещения с родителями театров, музеев;
участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.
Формы психолого-педагогического просвещения родителей.
общешкольные родительские собрания проводятся не менее двух раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы, рассмотрение актуальных педагогических проблем ;
классные родительские собрания проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и гимназии, рассмотрение актуальных педагогических проблем;
родительские конференции, предусматривающие расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей и посвященные обмену опытом в семейном воспитании, а также конференции с обсуждением проблемных тем и ситуаций;
родительский лекторий, способствующий повышению педагогической культуры родителей;
презентации семейного опыта, способствующие использованию позитивного опыта благополучных семей;
вечер вопросов и ответов с приглашением специалистов по вопросам воспитания детей;
«круглый стол» - форма, дающая возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в самом ученическом коллективе, школе, семье. Данная форма предлагает практическое решение назревших проблем;
дискуссионные клубы, собрания-диспуты нацелены на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе педагогов и родителей;
деловые и ролевые игры дают возможность моделировать социальные отношения, отношения с детьми в коллективе, семье;
социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным, обычно проводятся психологом;
семинары – практикумы - на семинарах родителей обучают правильному общению с ребёнком, умениям выявлять причины конфликтов между супругами и между родителями и детьми, умению строить конструктивные отношения с ребёнком и окружающими;
совместные собрания с детьми – форма работы, которая сплачивает родителей и детей, дает возможность увидеть своих детей «с другой стороны», их возможности и таланты, достижения в школьной жизни.
В рамках формирования у родителей культуры принадлежности к школьному образовательному пространству могут быть использованы следующие формы встреч с родителями:
Индивидуальные тематические консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.
Посещение семьи: индивидуальная работа педагога, психолога (по необходимости) с родителями, знакомство с условиями жизни.