Макушинский многопрофильный филиал Государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения
«Курганский базовый медицинский колледж»
Рассмотрен на заседании ЦМК Утверждаю: общеобразовательных дисциплин Зам. директора поУВР Протокол № от 2021 _____________Кульшманова А.А.
«____» _____________2021г.
Методическая разработка занятия
по дисциплине: « ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Раздел: Экономика и общество
Тема: «Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение»
Специальность «Сестринское дело», I курс
Подготовила преподаватель
Истории и обществознания
Шипилова В.В.
Макушино, 2021год
Оглавление
Введение…………………………………………………………………3-4
План занятия……………………………………………………………..5 -6
Необходимое оборудование…………………………………………… ..6
Хронометраж занятия……………………………………………………7
Основная часть……………………………………………………………..8-11
Заключение…………………………………………………………………12
Критерии оценивания………………………………………………………13
Список источников………………………………………………………….14
Приложения
Введение
Методическая разработка темы «Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение» предназначена для студентов первого года обучения для использования приобретенных знаний для решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности.
Цель методической разработки - сформировать представления о рынке и рыночном механизме; научить анализировать основные черты рыночной экономики; объяснить закономерности рыночной экономики; доказывать свою точку зрения, владеть монологической речью, уметь слушать, работать с дополнительной литературой, использовать полученные знания в практических целях.
Методическая разработка составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами к уровню подготовки студентов медицинских колледжей по специальности 34.02.01 сестринское дело по учебной дисциплине «Обществознание».
Выбор темы связан с тем, что студенты медицинских колледжей должны уметь ориентироваться в медицинской терминологии
Актуальность разработки обусловлена применением электронных образовательных ресурсов в рамках традиционного урока, что делает его современным, интересным для студентов и соответственно результативным.
Новизна заключается в том, электронная презентация в MS PowerPoint, может использоваться на разных этапах занятия – изучение нового материала, проверка знаний учащихся или в качестве подготовки домашнего задания, а также для самостоятельной работы студента.
Практическую ценность данное занятие по обществознанию для студентов образовательного учреждения медицинского профиля представляет в том, что социально-экономические преобразования, происходящие в России в начале XXI века, требуют существенного изменения содержания подготовки медицинских специалистов вооруженных знаниями современных экономических наук, владеющих основами знаний и успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; способность применять более эффективные методы работы в медицинских учреждениях в условиях рынка.
План занятия
Дисциплина (общеобразовательная) «Обществознание
Раздел: Экономика и общество
Тема занятия: «Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение»
Тип учебного занятия: комбинированный
Методы обучения: основные – словесный, наглядный; практический
интерактивные - частично-поисковый, кейс-метод.
.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Применяемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, применение
Продолжительность учебного занятия: 90 минут.
Место проведения учебного занятия: аудитория.
Цели учебного занятия:
Обучающая: дать представление о понятиях: спроса и предложения, о законах спроса и предложения; ознакомить с динамикой спроса и предложения и неценовыми факторами; рассмотреть модель рыночного равновесия и ситуации их нарушающие.
Развивающая: создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения и умения излагать информацию для аудитории.
Воспитательная: создавать условия для формирования коммуникативной компетенции через работу в группах, способствовать принятию ответственности за решение, воспитывать осознанное отношение к учебной и трудовой деятельности.
Используемые методы обучения:
основные – словесный, наглядный; практический
интерактивные - частично-поисковый, кейс-метод.
Средства обучения: электронная презентация в MS PowerPoint, опорный конспект, раздаточный материал, учебник.
Развиваемые компетенции:
Умения делать доклад на заданную тему, умения выступления с эссе и его анализирования, умения составлять схемы, сопоставлять понятия и их определения, умение моделировать ситуации, умение слушать, умение мыслить, умение общаться, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника.
Необходимое оборудование
1.ПК, подключенный к сети интернет;
2. Мультимедиа;
3. Презентация Microsoft Office PowerPoint;
4. Доска классная, мел.
5. Учебник.
Межпредметные связи: история, география, литература
Структурно – логическая схема занятия
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Содержание и структура учебного занятия | Время (мин.) | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося |
| Подготовительный этап | До УЗ | На перемене преподаватель готовит аудиторию к учебному занятию: включает оборудование для просмотра презентации, оформляет доску, размещает на столах раздаточный материал запускает презентацию | По возможности помогают преподавателю |
| Подготовка студентов к работе на УЗ (1 мин) | | Здравствуйте, ребята! Рада вас сегодня видеть на занятии.Сегодня на нашем занятие присутствуют гости. | Приветствуют преподавателя, воспринимают информацию, настраиваются на работу. |
| Опрос домашнего задания | | Один обучающийся выходит к доске для решения кроссворда ( работа с понятиями); остальные работают по заданиям учителя, оформленным на слайдах презентации. | Выполняют задания, дополняют, корректируют ответы товарищей |
| Определение темы урока обучающимися | | Обращаются к кроссворду, определяют по выделенному слову тему, и Скажите, зачем вам делопроизводителям изучать эту тему? | Скажите, зачем вам будущим медработникам изучать эту тему? |
| Целевая установка (2 мин) | | слайд Сегодня тема нашего занятия: «Рыночный механизм. Спрос и предложение» С какой целью вам необходимо изучить тему спроса и предложения? Какие вы думаете, понятия, мы сегодня с вами изучим? I- Рынок, составляющие рыночного механизма спроса. II Предложение - закон предложения; Неценовые факторы предложения; III Спрос -закон спроса, Неценовые факторы спроса; IVМодель рыночного равновесия V-Понятие конкуренции, ее виды, функции; VI- Функции рынка, Позитивные и негативные черты рынка; VII- Решение графических задач на изменение спроса и предложения | Отвечают на вопросы, ставят цели и задачи, перечисляют понятия, которые будут изучать на УЗ. Смотрят на слайд. |
| Актуализация знаний (2 мин) | | Скажите, пожалуйста, чтобы изучить тему спрос и предложения, какие темы необходимо знать? Скажите, что такое рынок? Скажите, что такое цена? Скажите, что такое товар? | Отвечают на вопросы. Рынок – это совокупность социально – экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда. Цена – стоимость товара, выраженное в деньгах. Товар – продукт труда произведенный для продажи, с целью потребления или дальнейшей переработки. |
| Домашнее задание (0,5 мин) | | 3 слайд – Запишите домашнее задание: параграф 3 выучить определения спроса, предложения; законы спроса и предложения; причины динамики спроса и предложения; рыночное равновесие. Эссе «Бережливость-важнейший источник благосостояния»(Цицерон) | Студенты внимательно слушают, домашнее задание указано в опорном конспекте |
| Объяснение нового материала (2 мин) | 12:45,5 | 4 слайд -15 слайды. Объяснение нового материала. Рынок, составляющие рыночного механизма спроса. II Предложение - закон предложения; Неценовые факторы предложения; Спрос -закон спроса, Неценовые факторы спроса; Модель рыночного равновесия Понятие конкуренции, ее виды, функции; Функции рынка, Позитивные и негативные черты рынка; VII- Решение графических задач на изменение спроса и предложения | Выступление обучающегося с докладом « история возникновения рынка» Студенты слушают, воспринимают информацию. |
| Закрепление изученного материала | | Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы преподавателя по «цепочке» | Слушают, отвечают, дополняют ответы друг-друга |
| Решение графических задач по изменению спроса и предложения | | Использует презентацию с задачами, доску для решения задач | Решают задачи |
| | | | |
| Рефлексия (2,5 мин) Итого: 40мин. | | Слайды 20 Ребята, скажите какие вопросы у вас остались не раскрытыми? У вас появилось желание, продолжить изучение темы более углубленно. Вы сегодня были активны. Молодцы, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. До свидание. | Отвечают на вопросы. Прощаются с преподавателем. |
Литература
Основная литература
Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянова идр. – М.: Просвещение, 2019 г. учебник « Обществознание». 10 класс
Дополнительная литература:
Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие. -М.; Финансы и статистика, 2010 год
Тальнишних Т. Г. Основы экономической теории: - М,: Издательский центр «Академия», 2009 год
Соколинский В. М. Экономическая теория: Учебное пособие – М,: КНОРУС, 2010 год
Слагода В. Г. Основы экономической теории. Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА –М, 2009
Куликов Л. М. Основы экономической теории: учебное пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2009
Киреев А. П. Экономика. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010