СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка по подготовке к сжатому изложению- 2023

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет при подготовке к сжатому изложению. Даны критерии оценивания, приемы сжатия текста, алгоритм написания изложения

Просмотр содержимого документа
«Разработка по подготовке к сжатому изложению- 2023»

Сжатое изложение - 2023 Нестерова Н.В., учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №16 г.Якутска

Сжатое изложение - 2023

Нестерова Н.В.,

учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №16 г.Якутска

Критерии оценивания сжатого изложения.

ИК1

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

2

ИК2

но

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста,

Сжатие исходного текста

упустил или добавил 1 микротему

но

0

упустил или добавил более 1 микротемы

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста

3

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста

2

Экзаменуемый применил 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста

Экзаменуемый не использовал приемов сжатия текста

ИК3

1

0

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

- в работе нет нарушений абзацного членения текста

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

1

но

но

0

допущена 1 логическая ошибка,

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

и/или

допущено более 1 логической ошибки,

7

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

ИК1:    Микротема  – это главная, объединяющая несколько предложений, мысль абзаца.   Как правило, в изложении бывает 3-4 абзаца, следовательно, необходимо не упустить их. Для этого важно уметь отличать первостепенную информацию от второстепенной.   Необходимо совершенствовать свой аудиальный навык, учиться воспринимать информацию на слух. 

ИК1: 

  • Микротема  – это главная, объединяющая несколько предложений, мысль абзаца.  Как правило, в изложении бывает 3-4 абзаца, следовательно, необходимо не упустить их. Для этого важно уметь отличать первостепенную информацию от второстепенной.  Необходимо совершенствовать свой аудиальный навык, учиться воспринимать информацию на слух. 
ИК2:   Необходимо научиться сжимать текст. Для этого существуют  способы (приемы) сжатия текста , а именно:  А) Исключение   Что можно и нужно исключить:   -лексические повторы   -синонимы   -несущественную информацию   -подробные описания   -однородные члены  Б) Обобщение   -однородных членов обобщающим словом   -части предложения синонимичным, но более лаконичным выражением   -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением   В) Упрощение   -соединение нескольких предложений в одно   -замена предложения или его части указательным местоимением   -замена фрагмента предложения синонимичным выражением   -замена прямой речи косвенной  Объем изложения должен составлять не менее 70 слов.  

ИК2:

  • Необходимо научиться сжимать текст. Для этого существуют  способы (приемы) сжатия текста , а именно: 

А) Исключение  Что можно и нужно исключить:  -лексические повторы  -синонимы  -несущественную информацию  -подробные описания  -однородные члены 

Б) Обобщение  -однородных членов обобщающим словом  -части предложения синонимичным, но более лаконичным выражением  -замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением 

В) Упрощение  -соединение нескольких предложений в одно  -замена предложения или его части указательным местоимением  -замена фрагмента предложения синонимичным выражением  -замена прямой речи косвенной 

Объем изложения должен составлять не менее 70 слов.  

Исключение  Глаза мальчика  засияли, засверкали, заискрились .  Глаза мальчика  засияли .

Исключение 

Глаза мальчика  засияли, засверкали, заискрились .

Глаза мальчика  засияли .

Обобщение  Человек учится правильному поведению  с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова.    Человек учится правильному поведению  с раннего детства.

Обобщение 

Человек учится правильному поведению  с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова.  

Человек учится правильному поведению  с раннего детства.

Упрощение  Водитель сказал:  « Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут ».  Водитель сказал,  что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут . 

Упрощение 

Водитель сказал:  « Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут ».

Водитель сказал,  что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут

ИК3:    Необходимо правильно разделить текст изложения на абзацы и не менять предложения и абзацы местами, чтобы не разрушить композицию текста. Постарайтесь передать текст в том порядке, в котором вы его услышали. Не повторяйте одни и те же мысли( например, чтобы восполнить то, что пропустили) и не придумывайте новые предложения. Такое часто случается, когда при быстром конспектировании теряется смысл того или иного предложения. 

ИК3: 

  • Необходимо правильно разделить текст изложения на абзацы и не менять предложения и абзацы местами, чтобы не разрушить композицию текста. Постарайтесь передать текст в том порядке, в котором вы его услышали. Не повторяйте одни и те же мысли( например, чтобы восполнить то, что пропустили) и не придумывайте новые предложения. Такое часто случается, когда при быстром конспектировании теряется смысл того или иного предложения. 
Ход проведения изложения:    Первое прослушивание (примерно  3 минуты )  Работа с черновиками ( 3-5 минут )  Второе прослушивание   Написание изложения 

Ход проведения изложения: 

  • Первое прослушивание (примерно  3 минуты
  • Работа с черновиками ( 3-5 минут
  • Второе прослушивание
  •   Написание изложения 
  Рекомендуемый алгоритм написания изложения.      1) Начинайте записывать во время первого прослушивания. Пишите не автоматически, а вслушивайтесь в смысл, старайтесь сразу выделять главное и первостепенное, следите за мыслью диктора.    2) Не стоит пытаться записать все подряд, делайте акцент на конкретных словах и идите по тексту вместе с диктором. Старайтесь не отставать. Для этого делайте пропуски, в которые поместятся пропущенные слова. То есть, если вы не успели записать три слова, то в вашем черновике должно быть место для этих слов. Это не значит, что все три слова туда попадут, но место для них лучше оставить. При следующем прослушивании вы сможете понять, на каких словах и частях предложения необходимо сконцентрировать свое внимание.    3) Что нужно записывать во время 1 прослушивания:   -грамматическую основу (подлежащее и сказуемое предложения)   -начало предложения с заглавной буквы   -другие важные для понимания смысла предложения слова 

  Рекомендуемый алгоритм написания изложения. 

  1) Начинайте записывать во время первого прослушивания. Пишите не автоматически, а вслушивайтесь в смысл, старайтесь сразу выделять главное и первостепенное, следите за мыслью диктора.  2) Не стоит пытаться записать все подряд, делайте акцент на конкретных словах и идите по тексту вместе с диктором. Старайтесь не отставать. Для этого делайте пропуски, в которые поместятся пропущенные слова. То есть, если вы не успели записать три слова, то в вашем черновике должно быть место для этих слов. Это не значит, что все три слова туда попадут, но место для них лучше оставить. При следующем прослушивании вы сможете понять, на каких словах и частях предложения необходимо сконцентрировать свое внимание.  3) Что нужно записывать во время 1 прослушивания:  -грамматическую основу (подлежащее и сказуемое предложения)  -начало предложения с заглавной буквы  -другие важные для понимания смысла предложения слова 

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!