СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка повторительно-обобщающего урока в 7 классе по Истории России

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начале XVII в. Россия пережила грандиозное потрясение, поставившее под вопрос её государственное единство и суверенитет. В преодолении этого кризиса большую роль сыграли «рядовые» россияне, проявившие гражданское мужество, политическое сознание и патриотизм.

Просмотр содержимого документа
«Разработка повторительно-обобщающего урока в 7 классе по Истории России»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»












Методическая разработка

Проведение интеллектуальной игры

по повторительно-обобщающему уроку

на тему «Путешествие по Смутному времени» (7,10 классы)








Составитель: Шампарова Е.Ю.

учитель истории

МОУ Октябрьская средняя

общеобразовательная школа

Глазовского района УР













Глазов, 2018 г.

Введение.

Актуальность урока. Актуальность урока состоит в том, что в начале XVII в. Россия пережила грандиозное потрясение, поставившее под вопрос её государственное единство и суверенитет. В преодолении этого кризиса большую роль сыграли «рядовые» россияне, проявившие гражданское мужество, политическое сознание и патриотизм. Этот опыт преодоления кризиса актуален и для нашего времени. Не случайно к событиям Смуты нас отсылает один из национальных праздников России — День народного единства, который отмечается 4 ноября.

Цели урока:

Образовательные:

- повторить, систематизировать обобщить исторические факты и события Смуты;- оценить вклад исторических деятелей данного периода в историю России;- определить историческое значение, оценку «смутного времени» в истории России.

Развивающие:

- развивать умение учащихся решать проблемные задачи, давать оценку происходившим событиям;- продолжить формирование умений работы с дополнительным материалом;- продолжить формирование умений и навыков выделять главное и делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

- продолжить развивать интерес у учащихся к изучаемому предмету, к самообразованию и самостоятельному поиску дополнительного материала; - продолжить развивать чувства толерантности; - продолжить формирование уважительного отношения к чужому мнению, навыков работы в коллективе;

- продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям; - способствовать воспитанию ответственности (в ходе современной деятельности) и уважения к историческому прошлому свое страны (на примере защитников «земли русской»)

Задача: Выяснить: Действительно ли Смутное время – это время утраченных возможностей? Что это: время «падения» России или «взлета», шаг «назад» или «вперед» в ее развитии?

Оборудование: доска, ПК, проектор, презентация в MicrosoftPowerPoint «Путешествие по Смутному времени», портреты исторических деятелей Смутного времени (Лжедмитрий I, Лжедмитрий II, Борис Годунов, Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин), кара «Восстание под управлением Ст. Разина», листы оценивания для жюри, учебник по Истории России конец XVI-XVIII век 7 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М., «Просвещение», 2009 г.

Тип урока: повторительно-обобщающий.


Аналитическая часть.

Этапы урока. Деятельность учителя.

Время

Методы и приемы

Деятельность учащихся

Организационный момент

Выбор из 10 класса учеников с учетом их способностей для подготовки материала на урок. Объяснение навыков работы с литературой и методикой проведения игры.

за 2 недели до урока.

Индивидуальная схема работы

Изучают литературу и интернет источники. Готовят учебный материал по теме. Консультируются с учителем по теме исследования.

Вступительное слово к уроку учителя

Учитель дает разъяснение действий учеников 10 класса и учеников 7 класса на уроке.

2 мин

Работа со всеми учениками.

Слушают разъяснения учителя. Задают вопросы, если что-то не понятно

Актуализация урока

Ученики 10 класса показывают важность и актуальность темы урока

3 мин

Работа со всем 7ым классом

Отвечают на вопросы учеников 10 класса. Называют поднятые в презентации проблемы.

Подготовка к игре.

Ученики 10 класса делят учеников 7 класса на три команды (по жеребьевке)

3 мин.

Работа со всеми учениками

Формируются 3 группы из учеников 7 класса

Проведение Игры (5 раундов)

1 раунд «Историческая разминка».

2 раунд. Объяснить смысл понятий

3 раунд.Конкурс «найди правильный ответ»

4 раунд. «О ком идет речь?»

5 раунд. «Темная лошадка»

6 раунд. Историческая география

30 мин

групповая работа

Отвечают на вопросы, работают в коллективе.


Подведение итогов урока

Учитель вместе с учащимися анализирует важность урока и подводит результаты, выставляет оценки

6 мин

Самооценка и оценка работы учеников на уроке

Анализируют свою работу на уроке, как ученики 10 класса, так и ученики 7 класса, оценивают результаты своей работы


Практическая часть

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний учащихся по изученной теме: «Смутное время».

3. Игра. Проверка знаний.

4. Подведение итогов игры. Подведение итогов работы на уроке. Выставление оценок.
1.Организационный момент и вступительное слово к уроку учителя

Учащиеся заходят в класс, занимают места.

Приветствие учащихся: учитель приветствует учащихся.

Учитель дает разъяснение действий учеников 10 класса и учеников 7 класса на уроке: - Сегодня, 7 класс, у вас необычный урок, его проведут ученики 10 класса, поэтому слушаем их внимательно и выполняем все их задания.

2.Актуализация урока

1 ученик 10 кл.: 17 век вошел в историю нашего государства как «бунташное время». Современники называли начало этого столетия «смутой». Неурожай, голод, мор – вот чем открылось 17 столетие. Усилились крестьянские побеги и волнения. Поднимались самозванцы, один наглее другого.

2 ученик 10 кл.: Но беды и напасти сплотили народ. На «очищение» Русского государства поднялось возглавляемое Мининым и Пожарским ополчение «Всей Земли». Оно показало жизненность и силы России.

3 ученик 10 кл.: Современники, потрясенные событиями Смуты, много писали о ней, размышляли, давали свою ей оценку.

4 ученик 10 кл.: Давайте и мы сегодня на  уроке  попробуем воспроизвести события Смуты, вспомнить её причины, назвать её участников и попытаемся дать свою оценку  Смутного   времени.

5 ученик 10 кл. объявляет учебную задачу: Действительно ли Смутное время – это время утраченных возможностей? Что это: время «падения» России или «взлета», шаг «назад» или «вперед» в ее развитии? А чтобы решить обозначенную задачу мы, мы проводим сегодня игру «Путешествие по Смутному времени».

Подготовка к игре. В качестве жюри можно пригласить на урок или свободного от уроков учителя, или администрацию школы.

6 ученик 10 кл. предлагает учащимся разделиться на три команды (по жеребьёвке - вытягивают жетоны определенного цвета (красные, синие, желтые) и определяются команды), выбрать капитана, придумать название команды.


3.Игра «Путешествие по Смутному времени»

Правила игры: В нашей игре будет 6 раундов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, принося тем самым очки в копилку команды.

1 раунд. «Историческая разминка» (подготовил и проводит 1 ученик 10 кл).Раунд на знание исторических дат по теме. Каждой команде ученики 10 кл. показывают на карточках 4 даты. Максимальное количество заработанных очков в раунде 4 балла. Приложение 1

2 раунд. Объяснить смысл понятий ( подготовил и проводит 2 ученик 10 кл)Раунд на знание понятий. Максимальное количество заработанных очков в раунде 1 балл. Приложение 2.

3 раунд. Конкурс «найди правильный ответ»: ( подготовил и проводит 3 ученик 10 кл). Каждой команде раздается карточка с тремя вопросами и с вариантами ответов, ребятам нужно выбрать правильный ответ. Максимальное количество заработанных очков в раунде 3 балл. Приложение 3  

4 раунд. «О ком идет речь?» (подготовил и проводит 4 ученик 10 кл.)

Раунд на знание исторических личностей по теме. Каждой команде раздается карточка с высказыванием, командам нужно определить о ком идет речь. Максимальное количество заработанных очков в раунде 1 балл. Приложение 4

5 раунд. «Темная лошадка»(подготовил и проводит 5 ученик 10 кл.)

На доске (в нашем случае на стене) висят портреты исторических деятелей Смутного времени, ученики получают конверты с листами, на которых написаны имена. Необходимо правильно сопоставить имена и личности. На это дается 4 минуты. После чего три ученика каждой команды рядом с портретами прикрепляет имя (с помощью магнита/скоча). Каждое правильное совпадение – 1 балл. Приложение 5

6 раунд. Историческая география (подготовил и проводит 6 ученик 10 кл). По фрагменту исторической карты нужно определить какое событие 17 века отражено на карте. Дать краткую характеристику этого события.Раунд на знание исторической карты по теме. Каждой команде ученики 10 кл. дает 3 минуты на размышление и чистый листочек, на котором ребята пишут свою версию. Максимальное количество заработанных очков в раунде 2 балла. Приложение 6

4. Подведение итогов игры. Мы еще раз вспомнили события Смуты, и подводя итоги игры, ответим на прозвучавший в начале урока вопрос: Чем же был 17 век, точнее его начало, временем «взлета» или «падения», шагом «вперед» или «назад» в истории России? Учащиеся высказывают свою точку зрения. А жюри тем временем подсчитывает количество баллов, набранное командами, и определяет победителя.

- А теперь, предоставим слово «Боярской думе». Кто же победил в нашем интеллектуальном поединке? Жюри подводит итоги игры.

А теперь пришло время подведение итогов работы на уроке. Учитель и ученики 10 класса, а также ученики 7 класса, анализируют свою работу на уроке и оценивают результаты своей работы.

Учитель выставляет оценки ученикам.

Всем спасибо за работу!


Заключение

Моя задача как учителя заключалась в  правильном отборе методов, приёмов и средств обучения, чтобы организовать на уроке познавательную  деятельность учащихся.

Учеников  7 класса привлекают интересные  по форме задания, они быстро вовлекаются в урок, поэтому я использовала игровой приём, который подготовили и провели ученики 10 класса, под моим руководством. (Учащиеся 10 класса работают с источниками, сопоставляют, анализируют позиции различных авторов, готовя задания для учеников 7 класса, делают выводы проделанной работы и оформляют это все в игре «Путешествие в Смутное время»)

Учитывая учебные возможности детей, я использовала дифференцированный подход (сильный, слабый – в 10 классе при подготовке заданий на урок)  Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Чтобы активизировать познавательную деятельность на уроке применялась наглядность (портреты), раздаточный материал (в раунде «О ком идет речь?»), задания на знание исторических дат, работа над понятиям, работа с исторической картой.


Список литературы:

  1. Данилов А. А. История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина.

  2. Забелин И.Е. Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время. – М., 1963.

  3. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. – М.: Мысль, 1993.

  4. Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства. – СПб, 2001.

  5. Курбский Н. Атлас. История России XVI - конец XVII века. М.: 2015.

  6. Методическая разработка: [Электронный ресурс], URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka(Дата обращения: 18.01.2017)

  7. Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII в.: Государственные деятели Смутного времени. – М.: Школа-Пресс, 2000.

  8. Педагогическое сообщество. Мое образование: [Электронный ресурс], URL: http://урок.рф/library/urok_igra (Дата обращения: 18.01.2017)

  9. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века -  М.: 2012.

  10. Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. – Новосибирск, 1990.

  11. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 1962.



Приложение 1

Задание для 1-ой команды:

1584-1598г.г.

1606-1607г.г.

1609г.

1589г.

Задание для 2-ой команды:

1598-1605г.г.

15 мая 1591г.

1597г.

1612г.

Задание для 3-ей команды:

1605-1606г.г.

1609-1611г.г.

1610-1612г.г.

1613г.







Ключи:

Задание для 1-ой команды:

1584-1598г.г.-царствование Федора Ивановича

1606-1607г.г.-восстание И.И.Болотникова

1609г.-начало вторжения иностранных войск в Россию

1589г.-введение патриаршества

Задание для 2-ой команды:

1598-1605г.г.-царствование Бориса Годунова

15 мая 1591г.-смерть царевича Дмитрия

1597г.-указ об «урочных летах»

1612г.-образование второго ополчения

Задание для 3-ей команды:

1605-1606г.г.-царствование Лжедмитрия

1609-1611г.г.-оборона Смоленска

1610-1612г.г.-период «семибоярщины»

1613г.-избрание Михаила Федоровича Романова

Приложение 2.

Задание для 1-ой команды:

«Заповедные лета»

Задание для 2-ой команды:

«Смутное время»

Задание для 3-ей команды:

«Семибоярщина»



Задание для 1-ой команды:

«Заповедные лета»-указ, запрещающий свободный переход крестьян от одного хозяина к другому.

Задание для 2-ой команды:

«Смутное время»- время, когда одна династия царей прекратила свое существование, а другая еще не пришла.

Задание для 3-ей команды:

«Семибоярщина»- время правления семи бояр.

Приложение 3

Задание для 1-ой команды:

1.Найдите лишнее. Причины восстаний 17 века:

1)Закрепощение крестьян 2)Церковный раскол 3) Длительная Северная война

2.Годы Соловецкого восстания:1)1675-1695гг. 2)1668-1676гг 3)1669-1671гг

3. Какое из перечисленных событий произошло первым?1) Правление Бориса Годунова2) Поход на Москву Минина и Пожарского3) Царствование Шуйского

Задание для 2-ой команды:

1.Последним представителем династии Рюриковичей был:

1) Борис Годунов 2)Федор Иоаннович 3) Иван IV Грозный

2. В период смуты в 1606-1607г. произошло восстание под предводительством:

1) С. Разина 2) Е. Пугачева 3) И. Болотникова

3.Второе ополчение в 1612г. формировалось в городе:

1) Нижнем Новгороде2) Рязани 3) Смоленске

Задание для 3-ей команды:

1.В 1610 г. правительство Семибоярщины пригласило на русский престол:

1) Бориса Годунова 2) Михаила Федоровича Романова 3) Польского королевича Владислава

  1. 1662 – это год:

1)Медного бунта 2)Соляного бунта 3)Соловецкого восстания

  1. В 1611г первое народное ополчение возглавил:

1) Иван Болотников 2) Кузьма Минин 3) Прокопий Ляпунов

Ответы:

1-ой команды:

1-3

2-2

3-1

2-ой команды:

1-2

2-3

3-1

3-ей команды:

1-3

2-1

3-3

Приложение 4

Задание для 1-ой команды:

Боярин, сестра которого была женой царя, фактический правитель России в конце XVI века.(Борис Годунов)

Задание для 2-ой команды:

Царь, впервые присягнувший своим подданным;свергнут с престола, насильно пострижен в монахи, выдан полякам, увезен в Польшу, умер в заточении.(Василий Шуйский)

Задание для 3-ей команды:

Торговый человек, земский староста, призвал создать ополчение для освобождения отиноземных захватчиков.(Кузьма Минин)




Приложение 5

Царь Борис Федорович Годунов

Лжедмитрий I

Царь Василий Иванович Шуйский

Лжедмитрий II

Дмитрий Пожарский

Кузьма Минин


Приложение 6



Восстание под управлением Ст. Разина.

Произошло в южных районах России на Волге и Дону в 1670-1671 гг.. Было вызвано усилением крепостного права и ограничением прав казачества со стороны властей. Происходило в два этапа: первый – «поход за зипунами» (через низовье Волги и Каспийское море в Персию за добычей), второй – поход на Москву. После неудачной осады Симбирска отряды восставших были разбиты. Потерпело поражение, С.Разин казнен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!