СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка практического задания по дисциплине "Литература". Тема: " М.Ю.Лермонтов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В практической работе прописаны цели и задачи для студентов. Краткие теоретические материалы.Задания к практическому занятию.

Просмотр содержимого документа
«Разработка практического задания по дисциплине "Литература". Тема: " М.Ю.Лермонтов"»

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ



п/п

Тема /Виды работ


Кол-во часов

1

Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова

2

2

Н.В. Гоголь. Личность писателя, жизненный и творческий путь. «Петербургские повести»

2

3

Отображение русской действительности в романе. Ф.М. Достоевского

2

4

Социальные и философские основы бунта Раскольникова.

2

5

Л.Н. Толстой. Духовные искания писателя. «Война и мир» - роман-эпопея

2

6

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой

2

7

Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности

2

8

Правдивое изображение войны и русских солдат - художественное открытие

Л.Н. Толстого

2

9

А.П. Чехов. Рассказы: обыкновенные люди в обычных обстоятельствах

2

10

Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей

2

11

Сложность и многозначность отношений между персонажами «Вишнёвый сад»

2

12

Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии поэта. Стихотворения

2

13

Изображение правды жизни в пьесе М. Горького «На дне» и ее философский смысл

2

14

Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока. Поэма «Двенадцать»

2

15

А.А. Фадеев. Революционная романтика

2

16

А.А. Фадеев. Полемика вокруг романа «Разгром»

2

17

М. Шолохов. Изображение Гражданской войны как трагедии народа в романе-эпопее «Тихий Дон»

2

18

М.А. Шолохов. «Тихий Дон» (Обзор с чтением фрагментов)

2

19

М.А. Шолохов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни

2

20

М.А. Шолохов. Женские образы в романе

2

21

Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии

2

22

Основные мотивы лирики Б.Л. Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта

2

23

В. Распутин. Изображение жизни советской деревни

2

24

Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии

Е. Евтушенко, Б. Окуджавы

2

25

Поиски нового поэтического языка в поэзии А. Вознесенского,

Б. Ахмадуллиной, Р. Рождественского

2

26

Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя

2

27

Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова

2

28

А.Т. Твардовский. Особенности поэтического мира. Автобиографизм поэзии Твардовского

2

29

Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра

2

30

Сведения из биографии А.И. Солженицына. «Матренин двор»

2

31

Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции

2

32

«Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого

2

33

«Лагерная проза» А. Солженицына

2

34

Утверждение неразрывной связи поколений в поэзии Н.А. Заболоцкого

2

35

Поэзия Н.А. Заболоцкого

2

36

Проникновенное звучание темы родины в лирике Р. Гамзатова

2

37

Тема родины в поэзии Р. Гамзатова

2

На блок «ЛИТЕРАТУРА»

74








Практическое занятие № 1

ТЕМЫ, МОТИВЫ И ОБРАЗЫ РАННЕЙ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА


Цель: повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о его жизни и творчестве;

определить основные мотивы поэзии Лермонтова;

проследить особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841 гг

Студент должен:

знать:

  • краткий очерк жизни и творчества М. Ю. Лермонтова;

  • проблему человеческого достоинства и власти денег России первой половины XIX века;

уметь:

  • рассматривать развитие социального конфликта в романе;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • рассматривать развитие конфликта романа «Герой нашего времени»;

  • комментировать текст.

иметь сформированные компетенции: ОК2, ОК3, ОК4, ОК5


Обеспеченность занятия

Раздаточные материалы:

-Агеносов, В.В. Русский язык и литература: Литература. 11 кл. Углубленный уровень: учебник. В 2 ч. / В.В. Агеносов и др. – М.: Дрофа, 2014. – 429 с.

-карточка-задание


Краткие теоретические материалы по теме практического занятия

Тема -круг явлений и событий, образующих основу произведения; объект художественного изображения; то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь основное внимание читателей

М. Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать-Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Ссылка: http://www.testsoch.info/osnovnye-temy-i-motivy-liriki-lermontova/


Задание к практическому занятию

Выполните анализ эпизода из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

Примечание: план анализа эпизода смотрите в приложении


Контрольные вопросы к практическому занятию:

1 На каком литературном направлении был воспитан юный М.Ю. Лермонтов?

2Какое произведение завершает ранний, юношеский период творчества М.Ю. Лермонтова?

3 Назовите признаки отличия зрелой лирики от ранней.

4Назовите 3 группы стихотворений зрелого периода по типу выражения лирического «я». Приведите примеры названий стихотворений.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Методические рекомендации по выполнению практических заданий:

Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения ситуативных задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.

  1. Ознакомьтесь с темой практического занятия, его целями и задачами.

  2. Изучите перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в ходе практического занятия.

  3. Ознакомьтесь со списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы и источников и подготовьте их для работы.

  4. Изучите рекомендации к практической работе и получите консультацию преподавателя.

  5. Прочитайте лекционный материал по теме занятия в своем конспекте, стараясь акцентировать внимание на основных понятиях, важных определениях.

  6. Почитайте материал, касающийся темы практического занятия в рекомендованных источниках.

  7. Ответьте на контрольные вопросы в учебнике или на вопросы для самопроверки в методических указаниях к практической работе.

  8. Если по ходу выполнения практической работы потребуется выполнять расчеты, выпишите формулы, найдите недостающие коэффициенты и постоянные в справочных таблицах или другой литературе.

  9. Ознакомьтесь с формой отчета по практической работе и сделайте черновик-заготовку отчета.

  10. Внимательно прочтите правила техники безопасности и охраны труда при выполнении практической работы.

  11. Сформулируйте свои вопросы и проблемы, желательные для обсуждения на занятии.

Практические работы направлены на овладение учащимися умений решения стандартных задач и приобретение навыков практических действий.

Основные требования к содержанию практических работ:

  • соответствие содержания практических заданий изученному теоретическому материалу учебной дисциплины;

  • максимальное приближение содержания практических заданий к реальной действительности;

  • поэтапное формирование умения, т.е. движение от знания к умению, от простого умения к сложному и т.д.;

  • использование типовых документов, инструкций, бланков и т.п.

  • использование последних версий программного обеспечения.










Подробный план анализа эпизода

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно развернуто и доказательно разобрать все его аспекты, которые мы приводим для вас ниже в виде подробного плана.

  1. Определить границы эпизода, дать ему название.

  2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

  3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

  • кто они?

  • каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

  1. Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

  2. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

  • автора;

  • персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

  1. Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

  2. Охарактеризовать героев - участников эпизода:

  • их отношение к событию;

  • к вопросу (проблеме);

  • друг к другу;

  • кратко проанализировать речь участников диалога;

  • сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

  • выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

  • определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

  1. Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

  2. Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

  3. Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

  4. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

  5. Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

  6. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

Обратите внимание! Единственным доказательством вашей правоты и аргументом ваших рассуждений может быть художественный текст. Поэтому любой анализ литературного произведения должен включать использование цитат в необходимой и достаточной мере.








Методические рекомендации по анализу героя литературного произведения

Определение места героя среди других персонажей.

Степень участия и его роль в конфликте.

Наличие прототипов и автобиографических черт.

Анализ имени.

Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

Речевая характеристика.

Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

Оценка литературного персонажа его современниками.

Герой как порождение своей эпохи и выразитель определённого мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.



Методические рекомендации по составлению плана

План - это самая короткая форма оформления записей, которая не передаёт фактического содержания изучаемого материала, а лишь указывает схему его подачи и позволяет обучающимся:

  • восстановить в памяти содержание источника;

  • составить записи разного рода;

  • ускорить проработку источника информации;

  • организовать самоконтроль;

  • сосредоточить внимание и стимулировать самостоятельную работу.



Методические рекомендации по составлению тезисов

Тезис - это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада и т.п.

Тезисы:

- повторяют, сжато формулируют и заключают написанное или изложенное устно;

всегда имеют доказательства;

всегда подразумевают аргументацию и выявляют суть содержания; позволяют обобщить материал.

Составление тезисов при работе с текстом осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Ознакомиться с содержанием материала.

  2. Разбить текст на смысловые блоки.

  3. Определить главную мысль каждой части.

  4. Осмыслить суть этой мысли и передать её своими словами (или найти подходящую формулировку в тексте).

  5. Тезисы необходимо нумеровать, чтобы сохранить логику авторских рассуждений.







Методические рекомендации по составлению конспекта:

Конспект - это краткая запись содержания текста, выделение главных идей и положений.

Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

Можно выделить следующие виды конспектов:

Плановый. При создании такого конспекта сначала пишется план текста, по каждому пункту которого даётся комментарий. Это могут быть цитаты или свободно изложенный текст.

Тематический конспект. Такой конспект является кратким изложением данной темы, раскрываемой по нескольким источникам.

Текстуальный конспект. Этот конспект представляет собой монтаж цитат, которые связаны логическими переходами.

Свободный конспект. Данный вид конспекта включает в себя и цитаты, и собственные формулировки.

Составление конспекта может осуществляться по следующему алгоритму:

прочитать текст, отметить в нём новые слова, непонятные места, имена,

даты; составить перечень основных мыслей, содержащихся в тексте,

составить простой план, который поможет группировать материал в

соответствии с логикой изложения;

выяснить в словаре значение новых непонятных слов, записать их в тетрадь или словарь в конце тетради;

повторно прочитать текст, сочетая чтение с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись ведётся своими словами, без переписывания текста. Важно стремиться к краткости, пользуясь правилами записи текста;

прочитать конспект ещё раз, доработать его.



Методические рекомендации по выполнению анализа эпизода.

Определите границы эпизода, дайте ему название.

Охарактеризуйте событие, лежащее в основе эпизода.

Какую роль играет описание? Определите роль эпизода в композиции повести (экспозиция, завязка, кульминация, развязка).

Главная часть:

  1. Назовите основных участников эпизода и коротко поясните, кто они.

  2. Проанализируйте образы, с помощью которых писатель рисует картину.

  3. Какова здесь роль изобразительно-выразительных средств и художественных деталей?

  4. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте.

  5. Прокомментируйте авторские оценки в описании.

  6. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всего произведения?

  7. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры.

Заключение. Делаем выводы из рассуждений главной части:

1. Доказываем, что этот эпизод –экспозиция произведения.

2. Какова функция этого эпизода во всей повести?

5.Язык и стиль.

6.Жанровое своеобразие.

Вывод. Ваше мнение о необходимости подобного произведения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!