СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка практического занятия по русскому языку с учетом профессионализации для студентов колледжа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В создании урока важно учитывать связь профессии и преподаваемого предмета. Данный материал на тему "Профессионализмы. Терминологическая лексика специальностей социально-экономического профиля" не только окунет в мир нового, но и поможет закрепить полученные знания материала. Включены творческие задания, раазличные формы и методы, к ...

Просмотр содержимого документа
«Разработка практического занятия по русскому языку с учетом профессионализации для студентов колледжа»



Предмет Русский язык

Технологическая карта


Профессия 54.01.20 Графический дизайнер



Тема занятия

Профессионализмы. Терминологическая лексика специальностей социально-экономического профиля

Содержание темы

Лексика и сферы ее употребления, профессиональная и терминологическая лексика в области программирования, сло-

варь специальности.

Тип занятия

Повторения и обобщения знаний

Формы организации

учебной деятельности

фронтальная, групповая, индивидуальная




Этапы занятия


Деятельность преподавателя

Деятельность студен- тов

Планируемые обра-

зовательные резуль- таты

Типы оценочных меропри- ятий

1. Организационный этап занятия

Развитие учебно-

Приветствие, проверка готовности обучаю-

Обучающиеся готовят

ОК 04. Эффективно

Контроль преподавателя,

организационных

щихся к уроку, проверка отсутствующих.

рабочее место к уро-

взаимодействовать и

оценка готовности обуча-

умений.

Положительный настрой на работу и сотруд-

ку, получают инфор-

работать в коллекти-

ющихся к уроку.

Создание ком-

ничество.

мацию об особенно-

ве и команде


фортной обста-

Подкрепление настроя на учебную деятель-

стях работы на дан-



новки на уроке

ность.

ном уроке, настраи-





ваются на учебную





деятельность.





Слушают преподава-





теля, размещают





учебные материалы





на рабочем месте, де-





монстрируют готов-





ность к занятию,





участвуют в диалоге с





преподавателем.




Организация физминутки «Подари улыбку»

Участвуют в физми- нутке «Подари улыб-

ку»



2. Основной этап занятия

Мотивирование на работу по обоб- щению ранее по- лученных знаний, используя реше- ние проблемной ситуации.

Постановка темы и цели урока.

Актуализация опорных знаний и воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности.

Обобщение и си- стематизация зна- ний по теме. При- менение обучаю- щимися получен- ных знаний в кон- кретных ситуаци- ях.

Вступительное слово преподавателя, наце- ленное на актуализацию опорных знаний, и постановка цели и задач.

Читает выразительно стихотворение:

Страницы книг, газет, журналов —
Все оформляется тобой.
Придумываешь ты немало
Своей разумной головой.
Умеешь сделать ты коллаж,
Нарисовать картинку,
Взять шрифт себе на абордаж,
С веб-сайта сдуть пылинку.

Проводит беседу по содержанию:

-Вы догадались, о какой профессии говорится в стихотворении?

Слово преподавателя:

Сегодня данная профессия включает в себя разработку элементов графики и изображений, оформление веб-ресурсов, создание фирменных стилей брендов и т.д., а раньше, сотни лет до нашей эры только зародилось искусство графического дизайна в виде наскальных рисунков.

- Графика, веб-ресурс, вектор, растр. Как называют подобные слова?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем го- ворить на уроке?

-Что такое термины? Чем они могут отли- чаться от профессионализмов?




Слушают стихотворе- ние







Оператор станков с ЧПУ






Отвечают на вопросы по содержанию сти- хотворения.

Термины Формулируют тему урока


Рассуждают над по- ставленным вопро- сом. Термины – точ- ное определение сло-

ОК 03. Планировать и реализовывать соб- ственное профессио- нальное и личност- ное развитие.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллекти- ве и команде.

ОК 05. Осуществлять устную и письмен- ную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей соци- ального и культурно- го контекста.

Развитие умений ве- сти диалог в группе. Совершенствование орфографических навыков.

Развитие коммуника- тивных навыков обу- чающихся.

Обогащение словар- ного запаса обучаю- щихся.

Совершенствование умений создавать устные монологиче-

Контроль преподавателя, вопросы, понятна ли тема, перефразирование темы, логические ответы обуча- ющихся, устный опрос, проверка тезисов, проверка правильности выполнения заданий, оценка устных вы- ступлений








Проводит беседу, уточняющую тему урока:

  • Какова главная цель вашего обучения в кол- ледже?

Как Вы считаете, необходимо ли знать тер- минологическую и профессиональную лексику, относящуюся к вашей будущей профессии, и почему?

Формулирует и поясняет цели и задачи учеб- ного занятия, мотивирует обучающихся, пе- речисляет виды деятельности, создаѐт эмоци- ональный настрой на занятии.

Слово преподавателя.

Культура профессиональной речи включает: владение терминологией данной специально- сти;

умение строить выступление на профессио- нальную тему;

умение организовать профессиональный диа- лог и управлять им;

умение общаться с неспециалистами по во- просам профессиональной деятельности.

Проводит беседу:

-Помимо всего выше перечисленного, что еще включает в себя профессиональная речь?


  • Имеет ли значение соблюдение орфоэпиче- ских и орфографических норм при употребле- нии профессионализмов и терминов? Или можно допускать ошибки?

ва для обозначения чего-либо в какой- либо сфере, а профес- сионализмы могут включать слова оби- ходные в профессии.


Отвечают на вопросы преподавателя, задан- ные в ходе свободной беседы.







Слушают преподава- теля, записывая тези- сы в тетрадь.









Включаются в беседу. Предполагаемый от- вет: соблюдение норм Рассуждают о необ- ходимости соблюде- ния норм в устной и

ские и диалогические высказывания раз- личных типов и жан- ров; употреблять языковые средства в соответствии с рече- вой ситуацией.

Совершенствование умений выступать публично.

Совершенствование умений применять знание норм совре- менного русского литературного языка в речевой практике, корректировать уст- ные и письменные высказывания.

Совершенствование умений применять правила орфографии и пунктуации в прак- тике письма.

Расширение объема используемых в речи грамматических язы- ковых средств.

Совершенствование умений создавать тексты разных функ- ционально- смысловых типов.

Способность развер- нуто и логично изла- гать свою точку зре-






Ставит учебную задачу:

Организация распределения по группам. Постановка проблемного задания перед группами:

  • Выберите, какие из слов можно отнести к профессии «Графический дизайнер». Програ…моноситель, ч…таемость, л..готип, шлифование, ра…познавание, ра…шифровка, м…делирование, ст…лизация, брендбу…, айден…тика, …рнамент, выр…внить текст, обт…кание, ра…крыть параш..т, пирож…к.

Оказание консультативной помощи группам.

  • Какие орфографические правила соотно- сятся с пропущенными буквами?

  • При выполнении этого задания мы утверди- лись в мнении о непосредственной связи двух разделов лингвистики. Каких? Назовите эти разделы.

-Выполните морфемный разбор слов: про- граммоноситель, расшифровка.

- Выполните звуко-буквенный анализ слова обтекание.

Актуализирует имеющиеся знания по теме в ходе фронтальной беседы:

-Что такое лексика?

-Какие группы слов выделяют в лексике с точки зрения ее употребления? Назовите группы слов, которые ограничены в своем употреблении?

Объясняет учебную задачу, правила выполне- ния задания, организует работу по группам: Задание «Текст с неизвестными». Перед Вами представлен текст. Ваша задача: вставить

письменной профес- сиональной речи



Делятся на группы, определяют лидера в команде


Обсуждение и выпол- нение практического задания по группам






Отвечают на вопрос преподавателя.




Выполняют морфем- ный разбор слов.



Обучающиеся отве- чают на вопросы.





Выполняют задание в группах, обсуждают,

ния с использовани- ем языковых средств. Сформированность социальных навыков, включающих спо- собность выстраи- вать отношения с другими людьми.

Способность прини- мать цели совмест- ной деятельности, организовывать и координировать дей- ствия по ее достиже- нию: составлять план действий, распреде- лять роли с учетом мнений участников, обсуждать результа- ты совместной: рабо- ты.

Владение различны- ми способами обще- ния и взаимодей- ствия.

Способность осу- ществлять позитив- ное стратегическое поведение в различ- ных ситуациях, про- являть творчество и воображение, быть инициативным.




пропущенные слова, согласовывая их в роде, числе и падеже. Объяснить лексическое зна- чение терминов, используя словарь.

В процессе выполнения задания необходимо ________ выставочный ____ оригинальной конструкции. Необходимо описать материал основных элементов _______. Это могут быть как лёгкие ______ конструкции из пластика,______, более тяжелые ил ЛДСП и МДФ. В зависимости от ____ и особенностей деятельности представленной ________ могут быть применены абсолютно любые ________, соответствующие предъявляемым __________.

Слова для справки: идея, полиуретан, требование, разработать, конструкция, материал, стенд, декоративный, компания.

Ставит учебную задачу: установить соответ- ствие между термином и его значением.

  1. Брендбук

  2. Фирменный шрифт

3.Градиент

4.Композиция

5.Логотип

6. Гайдлайн


  1. Инструкция, которая определяет правила использования фирменного стиля, его элементов, логотипа, фирменных шрифтов, цветов.

  2. Главный элемент фирменного стиля, представляет собой фирменную шрифтовую надпись, которая может быть полным или сокращенным названием компании, или одного из выпускаемых товаров, или просто оригинальная надпись, разработанная дизайнером с целью повышения узнаваемости и распознавания компании в среде.

  3. Набор букв, цифр, знаков препинания и других символов, определяющих начертание, ширину, интервалы, размеры и другие параметры.

  4. Документ, в котором приводятся стандарты официального стиля компании, правила, соответствующие ценностям компании, целям ее развития и другим характеристикам.

  5. Грамотное расположение и логическая взаимосвязь всех элементов дизайнерского макета. 

  6. Плавный переход от одного цвета к другому, изменение яркости и насыщенности основного цвета или прозрачности изображения на переднем фоне графической композиции.





записывают в тетрадь, озвучивают выпол- ненное задание.









Выполняют задание в группах, обсуждают, записывают в тетрадь, озвучивают выпол- ненное задание: 1-4,2-

3,3-6,4-5,5-2,6-1.






Предлагает видеоролик для просмотра (по профессии): https://youtu.be/ks3RFS7Rrjc

Ставит учебную задачу: выписать во время просмотра все профессиональные слова, по- яснить их лексическое значение.

Актуализирует понятие «ораторское выступ- ление», зачитывает эпиграф к следующему заданию: «Слово – единственная реклама Вас и Вашей работы…». Озвучивает требования к публичному выступлению и критерии оценки публичного выступления. Ставит учебную задачу: выполнить творческое задание (соста- вить рассказ о профессии графического дизайнера, используя профессионализмы); представить публичное выступление о своей профессии.




Во время просмотра видеоролика выписы- вают все профессио- нальные слова, озву- чивают выполненное задание.



Выполняют задание в группах, обсуждают, записывают в тетрадь, озвучивают выпол- ненное задание.

Поясняют свое пони- мание эпиграфа.

Выполняют творче- ское задание по груп- пам, представляют ораторское выступле- ние. Слушают вы- ступления, делятся впечатлениями об

услышанном, выска- зывают свое мнение.



3. Заключительный этап занятия

Рефлексия. Под- ведение итогов занятия

Организует рефлексию через творческое за- дание (составление синквейна).

Напоминает правила составления синквейна: 1 строка заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного;


ОК 03. Планировать и реализовывать соб- ственное профессио- нальное и личност- ное развитие.

ОК 04. Эффективно

Контроль преподавателя, проверка составления синк- вейна, фронтальный опрос



2 строка – два прилагательных; 3 строка – три глагола;

  1. строка – высказывание, несущее определѐн- ный смысл;

  2. строка – резюме, вывод, одно слово, суще- ствительное.

Ставит учебную задачу: придумать синквейн на тему «Дизайнер», используя термины и профессиональную лексику.

Обеспечивает положительную реакцию обу- чающихся на творчество одногруппников.

Акцентирует внимание на конечных резуль- татах учебной деятельности обучающихся на уроке:

-Давайте вернемся к началу урока и ответим на вопрос: для чего необходима профессио- нальная и терминологическая лексика? Важ- но ли произносить и писать используемую лексику правильно?

Отмечает степень вовлеченности обучающих- ся в работу на уроке; оценивает работу обу- чающихся на уроке, организует беседу, свя- зывая результаты урока с его целями.

Организация физминутки «Мы вместе!»






Составляют синквей- ны по группам. Слу- шают выступления, делятся впечатления- ми об услышанном, высказывают свое мнение.


Отвечают на вопрос. Формулируют конеч- ный результат своей работы на уроке.


Осуществляют ре- флексию.


Участвуют в физми- нутке «Мы вместе!»: выйти в центр и встать в круг, пере- дать хлопок в ладоши своему соседу справа.

взаимодействовать и работать в коллекти- ве и команде.

ОК 05. Осуществлять устную и письмен- ную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей соци- ального и культурно- го контекста.

Развитие способно- сти к открытому вза- имодействию.

Развитие творческого подхода к решению учебных задач.

Способность владеть навыками познава- тельной рефлексии как осознания со- вершаемых действий и мыслительных процессов, их ре- зультатов и основа- ний.

Способность осу- ществлять позитив- ное стратегическое поведение в различ- ных ситуациях, про- являть творчество и воображение, быть инициативным.

Совершенствование






умений создавать устные монологиче- ские и диалогические высказывания раз- личных типов и жан- ров; употреблять языковые средства в соответствии с рече- вой ситуацией.

Сформированность социальных навыков, включающих спо- собность выстраи- вать отношения с другими людьми.

Способность прини- мать цели совмест- ной деятельности, организовывать и координировать дей- ствия по ее достиже- нию: составлять план действий, распреде- лять роли с учетом мнений участников, обсуждать результа- ты совместной: рабо- ты.

Владение различны- ми способами обще-

ния и взаимодей- ствия.


4. Задания для самостоятельного выполнения Закрепление,

Поясняет домашнее задание:

используя дополнительные источники инфор- мации (учебники по спецпредметам, Интер- нет), найти текст профессиональной

Задают вопросы, уточняют суть зада- ния, правила выпол- нения задания.

ОК 02. Использовать современные сред- ства поиска, анализа

и интерпретации ин- формации и инфор-

Контроль преподавателя, вопросы обучающимся на понимание домашнего за- дания.


осмысление мате- риала, изученного на уроке

направленности, выписать из него термины и дать лексическое толкование терминов с опорой на словарь.


мационные техноло- гии для выполнения задач профессио- нальной деятельно- сти.

ОК 05. Осуществлять устную и письмен- ную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей соци- ального и культурно- го контекста.

Осознание ценности научной деятельно- сти, готовность осу- ществлять проект- ную и исследова- тельскую деятель- ность.

Сформированность умений работать со словарями и спра- вочниками, в том числе академически- ми словарями и справочниками в электронном форма- те.

Совершенствование умений использовать разные виды чтения и аудирования, при- емы информационно-

смысловой перера- ботки текстов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!