Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №158»
Г. Новосибирска
Проект социального партнерства «Школа-ВУЗ»,
При содействии СИМОР и МБОУ СОШ №158.
Кураторы проекта: Дубинина О.Ю.,
к.полит.наук, доцент кафедры
Востоковедения СИМОР,
Спирина Н.В. аспирант,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №158
г. Новосибирск
СОДЕРЖАНИЕ
I. Актуальность……………………………………………………………………3
II. Взаимодействующие стороны …………………………………………………5
III. Описание проекта………………………………………………………………6
IV. Проект в действии……………………………………………………………..8
V. Ожидаемый продукт…………………………………………………………..11
VI. Социальный эффект………………………………………………………….11
Приложения……………………………………………………………………….12
I. Актуальность проекта.
В последнее время социальное партнерство получило широкое распространение в сфере основного общего, среднего и профессионального образования. Взаимодействие нашей школы с колледжами и ВУЗами города принесет качественные изменения не только в содержание, формы обучения, но и удовлетворит запросы потребителей образовательных услуг – учеников и родителей. Социальное партнерство нацелено на совместную работу школы, колледжа, ВУЗа при подготовке специалистов качественно нового уровня: творческих и компетентных личностей, способных к профессиональному саморазвитию, самореализации.
История российского образования никогда не развивалась отдельно от общества. Образование всегда являлось фактором экономического роста и благосостояния любого общества, фактором конкурентоспособности и национальной безопасности.
На рубеже XX – XXI вв. наше общество стало стремительно меняться. Политико-экономические преобразования повлекли за собой нарушение социально-педагогического взаимодействия школы и её окружения: утрачены шефские связи с предприятиями, оптимизированы учреждения культуры, досуга, дополнительного образования. В результате произошло резкое снижение уровня воспитательного воздействия среды.
В настоящее время родители заинтересованы не только в получении учащимися качественного образования, но и в развитии и воспитании школьников средствами дополнительного образования, связанного с организацией досуга, эстетической, интеллектуально-творческой и социально-полезной направленности. Реализация востребованных направлений возможна при объединении усилий школы и ее социокультурного окружения.
На сегодняшний день от некогда развитой системы социально-педагогического взаимодействия сохранились лишь отдельные традиции партнерских отношений при организации социально значимых мероприятий – гражданско-патриотических, спортивно-оздоровительных, эколого-трудовых, интеллектуально-творческих. Но общественные инициативы школы не могут заменить некогда эффективную систему социального участия, позволяющую комплексно подходить к решению проблем воспитания школьников.
Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно принципу приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (Закон РФ «Об образовании» ст. 2) в воспитании подрастающего поколения призваны участвовать не только семья, образовательные учреждения, но и организации, предприятия, деятельность которых также связана с возможностью использования воспитательного влияния на юных граждан нашего общества. Однако степень взаимодействия различных социальных институтов в воспитании школьников на сегодняшний день недостаточна, что приводит к снижению эффективности всей воспитательной работы.
Таким образом, воспитание социально компетентной, гуманной, здоровой личности, готовой к выбору собственного жизненного пути не возможно без объединения усилий всех заинтересованных сторон гражданского общества. Необходимо создать систему социального партнерства с учетом жизненных реалий сегодняшнего дня.
Социальное партнерство в широком смысле – это такая совместная коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Понятие «социальное партнерство» определяется нами, как направленная на воспитание детей, система взаимодействий и взаимоотношений специалистов различных профессиональных направлений деятельности, призванных решать педагогические задачи на внутриведомственном и межведомственном уровнях. Социальное партнерство - непременный атрибут открытого демократичного общества.
Социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать как:
- партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
- партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
- партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.
В основу отношений, построенных на принципах социального партнерства, могут быть положены следующие принципы:
· равноправия сторон, партнеры равноправны в выборе путей решения общих и взаимовыгодных задач, которые поставлены перед ними;
· добровольности в признании партнерских отношений и уровня включенности в совместную деятельность;
· осуществления выбора путей, методов, средств социальными партнерами на основе компромисса, доброжелательности, доверия, равенства;
· взаимовыгодной заинтересованности сторон, уважение и учет интересов друг друга, так как решающим фактором выступает взаимная полезность;
· правовой базы, подразумевающий первостепенную роль нормативных моментов над личными симпатиями, антипатиями, эмоциям, положенного в основу отношений партнеров.
В связи со всем вышеизложнным приходим к выводу о необходимости взаимодействия школы и ближайших образовательных учреждений, коим является рядом расположившийся Сибирский Институт Международных Отношений и Регионоведения (СИМОР) по адресу ул. Народная д.14 .
II. Взаимодействующие стороны
Инициатор проекта: МБОУ СОШ №158 .
Руководитель и основная команда проекта:
1. Дубинина Оксана Юрьевна, канд. полит. наук, доцент кафедры Востоковедения, тел.: +7-952-917-6705,
e-mail: [email protected]
2. Спирина Наталья Витальевна, аспирант, учитель истории и обществознания, тел.: +7-952-920-9559,
e-mail: [email protected]
III. Описание проекта
Проект состоит из 5 направлений деятельности:
1. Семинар для учителей «Специфика проведения НИР школьниками»;
2. Мастерская социальных проектов;
3. Олимпиадное, фестивальное движение для школьников;
4. «Школа-парк»;
5. Мастер-класс «Школа публичной политики».
1. Семинар для учителей «Специфика проведения НИР школьниками»
Мероприятие адресовано учителям школ, активно занимающимся подготовкой научно-исследовательских проектов. Ключевая задача мероприятия – в режиме диалога обсудить проблемы НИР школьников, ключевые замечания, возникающие у большинства экспертов со стороны вузов, подготовить методические рекомендации по реализации научно-исследовательской работы школьниками в контексте развития студенческой науки. Координатор – Спирина Н.В.
2. Мастерская социальных проектов – новое, перспективное направление в работе со школьниками и абитуриентами. Направление курирует кафедра Востоковедения СИМОР, имеющая опыт не только обучения студентов проектной технологии, но проведения конкурсов на уровне ВУЗов и школ. Проведение мастер-класса по социальному проектированию продемонстрирует новые подходы к обучению и способности формировать новые актуальные компетенции. Координатор – Дубинина Оксана Юрьевна
3. «Школа юных ученых» – актуальное направление работы с учениками среднего и старшего звена. В рамках мастер-классов рассматриваются особенности проведения современных олимпиад, конкурсов по гуманитарным и общественным наукам, специфика подготовки к участию в конкурсах, выполнению конкурсных работ. Так же предоставляется возможность ученикам и их родителям, учителям получить конкретные рекомендации по научно-исследовательским проектам. Координатор – Спирина Наталья Витальевна.
4. «Шагая по планете» - мероприятия направленные на повышения уровня знаний о других народах и культурах, об истории и ментальности других народов, развитие толерантности у подрастающего поколения. Повышение уровня интереса к современной геополитической ситуации, выработка активной гражданской позиции у подрастающего поколения. При помощи проведения страноведческих декад становится возможным достижение поставленных целей в данном направлении деятельности проекта. Координатор – Спирина Наталья Витальевна и Дубинина Оксана Юрьевна.
5. Мастер-класс «Школа публичной политики». Генеральная цель мастер-класса – развитие общекультурных компетенций учащихся и навыков публичного выступления. Задачи, стоящие перед организаторами мастер-класса:
познакомить с теоретическими основами построения публичного выступления;
рассказать об исторических условиях, предпосылках и опыте публичного управления в России;
научить правильно выстраивать линию аргументов в защиту своей точки зрения;
освоить эмоциональные приёмы публичного выступления;
освоить ролевые приёмы управления аудиторией.
Координатор – к.полит.наук Дубинина Оксана Юрьевна и аспирант Спирина Наталья Витальевна.
К реализации проекта в качестве лекторов, ведущих мастер-классов, консультантов приглашаются педагоги и научные сотрудники из других ВУЗов города Новосибирска. Проект возможно реализовать на территории других образовательных учреждений. Также приветствуется финансовая поддержка в реализации проекта (оборудование аудитории современной мультимедийной техникой, содействие в публикации методических разработок, методических пособий и др.).
IV. Проект в действии.
На сегодняшний день по проекту приведены в действие несколько направлений:
1. «Шагая по планете».
В октябре 2018 года было проведен ряд мероприятий в данном направлении деятельности проекта по социальному партнерству между МБОУ СОШ №158 и СИМОР.
Страноведческая декада стартовала в октябре 2018 года была посвящена дружественному нам государству-партнеру Китаю. Проведенные мероприятия:
- 5-7 классы - викторина «Такой разный Китай»;
- 8-9 класс - Интеллектуальная игра « Древний Восток»;
-10-11 классы - Интеллектуальная игра «Китай: вчера, сегодня, завтра», проведенная при содействии студентов СИМОРа.
- конкурс стенг-газет по двум номинациям:
* красочность;
* информативность.
В конкурсе стен-газет приняли участие все классы среднего и страшего звена образовательного процесса.
По итогам декады, посвященной Китаю был проведен гала-концерт совместными усилиями учащихся МБОУ СОШ №158 и СИМОР.
Во время осенних каникул был организован профильный день «Такой разный Китай», на котором были проведены мастер-классы и интеллектуальная игра.
Мероприятия профильного дня осенних каникул (Приложение №1):
- МК «История и изготовление Китайского веера», учитель технологии МБОУ СОШ №158 Тараданова Евгения Сергеевна;
- Искусство каллиграфии, проведен студентом Сибирского института международных отношений и регионоведения;
- МК «Декупаж», учитель физической культуры Репина Татьяна Ивановна
- Интеллектуальная игра для 7-8 классов «Культура и история Китая», аспирант, учитель истории и обществознания Спирина Наталья Витальевна.
Следующим этап в реализации данного направления в этом проекте стала Англия. Претворение в жизни мероприятий посвященных Англии произошло в декабре 2018 года и состояло из следующих мероприятий:
- 5-7 классы викторина «Туманный Альбион»;
-8-9 классы «Загадочный Тауэр»;
- конкурс стен-газет по двум номинациям:
* красочность;
* информативность.
В конкурсе стен-газет приняли участие все классы среднего и старшего звена образовательного процесса.
В каникулярный период также был проведен профильный день -29.12.2018 года посвященный Великобритании, ее истории и культуре «Новый год в английском стиле».
Мероприятия профильного дня зимних каникул (Приложение №2):
- МК «Декупаж елочной игрушки» проводили учитель физической культуры Репина Татьяна Ивановна и учитель английского языка Макаренко Татьяна Сергеевна;
- МК «Изготовление макета английской телефонной будки», учитель технологии Тараданова Евгения Сергеевна;
- Интеллектуальная игра для 6-7 классов «Ее Величество Великобритания» составитель и ведущий учитель истории и обществознания Спирина Наталья Витальевна, состав жюри: Романова Татьяна Алексеевна учитель английского языка, завуч по учебной части Ковалева Светлана Геннадьевна, Мельникова Ирина Юрьевна учитель истории и обществознания.
2. «Школа юных ученых». В рамках данного направления осуществляется систематическая работа со школьниками среднего звена с целью популяризации научного знания у подрастающего поколения. Данное направление деятельности проекта разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации». Цель направления: обеспечение стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся.
Задачи направления проекта «школа юных ученых»:
1 Формирование творческой личности учащегося, которая будет обладать навыками самостоятельной научно-исследовательской поисковой деятельности;
2 Организация школьной системы по развитию научно-исследовательской деятельности учащихся и педагогов;
3 Осуществление апробации полученных достижений и результатов ее участников;
4 Ознакомление учащихся и педагогического состава с инновационными методами научно-исследовательской деятельности сегодня;
5 Открыть перед учащимися перспективы личностного роста через научно-исследовательскую деятельность;
6 Формирование активной гражданской позиции у учащихся;
7 Развить способность к целостному восприятию современного мира через научно-поисковую деятельность;
8 Повышение престижности своего образовательного учреждения по средствам внесения в него собственного вклада каждого участника научного совета: учащихся и педагогического коллектива;
9 Анализ и обобщение личностных результатов в научно-исследовательском ключе учащихся и педагогов;
10 Повышение уровня значимости науки в современных реалиях Российской Федерации.
Основными формами проведения занятий в разных объединениях и творческих группах в лице учащихся МБОУ СОШ № 158 и педагогов, а так же студентов СИМОР стали:
- Организация научно-исследовательской деятельности;
- МК по методам научного исследования;
- Познание в современном образовательном и социокультурном пространстве;
- «Тайны подготовки научной статьи», подготовка научных публикаций;
- Публичные выступление – ораторское искусство и культура выступлений;
- Постановка целей, задач, определение объектов и предметов исследования;
- Формирование навыков работы с библиотеками, научными-интернет ресурсами: elibrary.ru, cyberleninka.ru и др
- подготовка и консультирование учащихся к участию в НПК.
Под достижениями и результатами научно-исследовательской деятельности понимаются наши следующие результаты:
- Публикации: стать, тезисы, реферативные работы, научно-исследовательские труды, аналитическая работа;
- Выступления на научно-практических конференция (НПК) разного уровня и масштаба;
- Конкурсы научного знания: олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры: популяризация научного знания ( Приложение №3);
- Разработка проектов и инновационных методов в науке и образовании (Приложение №4).
V. Ожидаемый продукт.
Модель партнерского взаимодействия с социальным партнером СИМОР.
VI. Социальный эффект
1. Обогащение социально-эмоциональной сферы детей.
2. Улучшение качества образования детей, повышение уровня их социального интеллекта.
3. Популяризация научного знания.
Приложение №1.
Приложение №2.
Приложение №3.
Приложение №4.
25