СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка программы по курсу "Весёлая математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы по курсу "Весёлая математика"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Степной им. Никифорова В.С.»


Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ___

«____»____________201_ г.

Руководитель МО

_______________(_________)


Согласовано

Зам. директора по ВР

_________ Л.В. Шагалова

«____»____________201__ г.





Утверждено

Директор школы

____________Н.В. Гриних

Приказ №______

От «____»________201__ г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По учебному курсу «Веселая математика»

( для 4 класса на 2017-2018 учебный год)
















Программу разработала:

Евтушенко Л.П

Категория 1









Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности « Весёлая математика» разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.



Цели программы : создание условий для формирования интеллектуальной активности

Задачи программы :

  • способствовать расширению кругозора

  • развивать мотивацию к познанию и творчеству

  • формировать и развивать логическое мышление

  • развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу



Общая характеристика курса

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 68 занятий по 35 минут каждое. Занятия проводятся 2 раз в неделю.



Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;

-оформление математической газеты « Кенгурёнок»;

-участие в Всероссийской математической олимпиаде « РОСТ КОНКУРС»;

-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

-проектная деятельность

-самостоятельная работа;

-работа в парах, в группах;

-творческие работы



Предполагаемые результаты :

- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся

- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации

- развитие коммуникативной компетентности детей



Формы проверки результативности занятий :

  • выпуск математических газет «Кенгурёнок» с логическими заданиями, ребусами, задачами, головоломками и т.д.

  • подготовка и проведение детьми « Математического КВНа»

  • участие в интеллектуальных играх

  • участие в олимпиадах

Форма подведения итогов реализации программы : участие в математических конкурсах, КВН, «Кенгуру», олимпиадах разного уровня.


Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

- основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;

- уважительное отношение к иному мнению и культуре;

- навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;

-навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии;

- положительное отношение к урокам математики, к обучению, к

школе;

-мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

- интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению

новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности

в области математики;

- умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;

-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях,

умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);

- уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на

здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду;

Учащийся получит возможность для формирования:

- понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;

- адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;

- устойчивого интереса к продолжению математического образовани ,к

Расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.


Метапредметные результаты РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащийся научится:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии

с поставленной задачей и условиями её реализации;

- воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Учащийся получит возможность научиться:

- ставить новые учебные задачи под руководством учителя;

- находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащийсянаучится:

-использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- представлять информацию в знаково-символической или графической форме.

-самостоятельно выстраивать модели математических понятий,

отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и

процессов, схемы решения учебных и практических задач;

-выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих

Признаков для объектов рассматриваемого вида;

- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

Классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и

причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

-работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного курса «Весёлая математика», используя абстрактный язык математики;

-использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;

-владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания

в соответствии с поставленными целями и задачами;

-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения

учебных и поисково-творческих заданий;

-применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;

-использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),

сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного

курса «Весёлая математика»;

- представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё

выступление и выступать с аудио – и видео сопровождением.

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;

-выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей,

классификацию по самостоятельно найденным основаниям и делать на этой основе выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениям,

проводить аналогии, делать обобщения;

- осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;

- составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план

поиска информации;

- распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме

(таблицы и диаграммы);

- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

- интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных

исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащийся научится:

- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

- признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в

группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою

позицию;

- принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения

коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных

задач, проектной деятельности;

- принимать участие в определении общей цели и путей её достижения;

уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности;

- навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умениям не создавать конфликтов и на

- ходить выходы из спорных ситуаций;

- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и

сотрудничества

.

Учащийся получит возможность научиться:

- обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной

группе;

-обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе..

Предметные результаты

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

- образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать

числа от 0 до1 000 000;

- заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;

- устанавливать закономерность правило, по которому составлена числовая последовательность(увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

-продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;

- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному

Одному или нескольким признакам;

-читать, записывать и сравнивать величины( длину, площадь, массу,

время, скорость), используя основные единицы измерения величин (

километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный

километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный

сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм;

сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и

др.)и соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

- классифицировать числа по нескольким основаниям( в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

- самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как

площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в

пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел,

алгоритмов письменных арифметических действий ( в том числе деления с

остатком);

- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,

двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом1);

- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить

его значение;

-вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 арифметических действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

- выполнять действия с величинами;

- выполнять проверку правильности вычислений разными способами

(с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия,

на основе зависимости между компонентами и результатом действия);

- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

- решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;

- находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

-устанавливать зависимости между объектами

и величинами, представленными в задаче, составлять план решения

задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

- решать арифметическим способом текстовые задачи( в 1–3 действия)

и задачи, связанные с повседневной жизнью;

- оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления,

оценивать реальность ответа на вопрос задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

- составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;

- решать нестандартные задачи, задачи

-шутки, ребусы шарады, головоломки;

- решать логические, занимательные задачи;

- находить разные способы решения задачи.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

- читать несложные готовые таблицы;

-заполнять несложные готовые таблицы;

- читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Учащийся получит возможность научиться:

- достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

- сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

-понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова(... и..., если..., то...; верно/неверно, что...; каждый; все; некоторые;

не).





  • мнение и позицию.

Предметные результаты:

  • умения складывать и вычитать в пределах 100,таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;

  • правильно выполнять арифметические действия;

  • умение рассуждать логически грамотно;

  • знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;

  • умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа(величины);

  • умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.











СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие «Математика – царица наук» . Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» в четвертом классе.

Числа и операции над ними . Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). Знакомство с классом миллиардов. Числа-великаны. Коллективный счёт. Упражнения с многозначными числами. Работа с таблицей разрядов. Игра «Знай свой разряд». Геометрические фигуры и величины. Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Волшебный квадрат. Древнерусский способ умножения. Дроби.

Решение занимательных задач. Текстовые задачи. Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач на смекалку. Математические игры, ребусы, кроссворды. Решение логических задач. Задания со спичками.

Арифметические фокусы, игры, головоломки. Знакомство с арифметическими фокусами. Математические игры, головоломки.

Оформляем школьную математическую газету. Подбор материала: занимательные задачи, головоломки, магические квадраты, оформление материала.

Проектная деятельность. Выполнение проектов. Оформление презентации.

Наглядная геометрия. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур. Параллелограммы. Формирование представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур: цилиндр, конус, шар. Установка соответствия новых геометрических

форм с известными предметами. Знакомство с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса. Изображение на плоскости объемных фигур.

Олимпиады, конкурсы. Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру».

Подводим итоги. Конкурс знатоков математики. Игра «Зашифрованная переписка». Математические игры, ребусы, кроссворды.





Тематическое планирование

№ п/п

Тема

К-во часов

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

2

Числа и операции над ними

23

3

Решение занимательных задач

8

4

Арифметические фокусы, игры, головоломки

10

5

Оформляем школьную математическую газету

2

6

Проектная деятельность

2

7

Наглядная геометрия

9

8

Олимпиады, конкурсы

12

9

Подведение итогов

1


Итого:

68







Календарно - тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Теория


Практика

1



Вводное занятие «Математика – царица наук»

1


2-7





Числа и операции над ними

1

5

8-11



Знакомство с классом миллиардов


1

3

12-13



Числа-великаны


1

1

14



Коллективный счёт

.



1

15-18



Упражнения с

Многозначными числами.


1

3

19-20



Работа с таблицей разрядов.


1

1

21



Игра«Знай свой разряд».



1

22-25



Геометрические фигуры и

величины.


1

3

26-27



Старинные меры измерений


1

1

28-29



Таблица известных мерок.


1

1

30



Волшебный квадрат



1

31



Дроби

1


32-34



Повторение. Дроби.



3

35-37



Текстовые задачи.


1

2

38-39



Решение задач разными

способами.


1

1

40-41



Решение старинных задач,

задач на смекалку


1

1

42-43



Математические игры, ребусы,

кроссворды



2

44-47



Решение логических задач.


1

3

48



Задания со спичками



1

49



Знакомство с

арифметическими фокусами


1


50



Школьная олимпиада


1


51



Работа над ошибками.



1

52-53



Математические игры,

головоломки


1

1

54-55



Оформляем школьную

Математическую газет


1

1

56-59



Выполнение проектов.

Оформление презентации


1

3

60-61



Знакомство с развертками конуса, цилиндра,

усеченного конуса.


1

1

62-63



Изображение на плоскости

объемных фигур



2

64



Игра «Зашифрованная

переписка»



1

65



Математические игры, ребусы,

кроссворды.



1

66



Математический КВН



1

67



Подведение итогов.


1


68



Урок- обобщение


1


Итого


22

46



Форма деятельности: кружок

Вид деятельности: познавательный

Направление деятельности: обще-интеллектуальное


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!