МБОУ «Средняя общеразвивающая школа №9 им. А.Е. Боровых»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
кружка по художественному выпиливанию из древесины и фанеры
«Юный умелец»
Возраст обучающихся 12-14 лет
Срок реализации 1 год
Разработчик :
Пыхтин Владимир Николаевич,
учитель труда
КУРСК 2024
Пояснительная записка
А журную резьбу время от времени именуют пропильной или сквозной резьбой, поскольку в ней отсутствует фон. В принципе, фоном в данном случае выступает всё, что можно увидеть через пропилы. Сквозная резьба – это своеобразная визитная карточка деревушек России и старинных городов, где по-прежнему сбереглись 1- и 2‑этажные строения из дерева. Однако ажурные изделия не потеряли своего признания и в наше время.
П ричем, ажурную резьбу, которая украшает дома из дерева, можно увидеть не только в пригородных домах, но и в больших городах. Её можно встретить и на строениях площадок для детей, и на небольших постройках, по типу кафетериев. Но в чем большей отдаленности находится город, тем чаще можно встретить «кружевные» дома. Орнаменты и узоры пропильной резьбы много в чем позаимствованы у рельефной резьбы по дереву, с одним только различием, что “кружева” не предполагают присутствия фона, о чем упоминалось выше.
Отдадим должное резчикам по дереву, которые соблюдают “классические” формы, используемые нашими пращурами. И хотя фантазия мастера не имеет границ, ажурная резьба, в первую очередь, представляет собой изображение контуров зверей, деталей растений и перевитые замысловатые линии. Иными словами, данная резьба остается своеобразным отображением природы и исключает любого рода новшества, отражающие современный мир.
Для ажурной резьбы всегда применялась и продолжает употребляться сосновая и лиственничная древесина. Для маленьких поделок, декорирующих жилье, заготовками выступает березовая, осиновая и липовая древесина. Но, рассказывая о том, что подобными работами занимаются профессионалы, мы не исключаем того, что данное занятие по силам и домашнему умельцу.
Допустим, что домашний мастер вознамерился декорировать окна своего загородного дома ажурными наличниками. Для этого ему, прежде всего, понадобятся сосновые и лиственничные доски. Решив, как именно требуется длина наличников, мастер оставляет на досках пометки и отпиливает нужное число заготовок. Перед тем, как начать работу, требуется провести обработку древесины при помощи рубанка и прочих инструментов.
Художественное выпиливание лобзиком из фанеры и древесины – один из самых распространенных видов декоративно – прикладного искусства среди школьников. В настоящее время данный вид работы приобретает особую актуальность, так как выпиливание из фанеры и древесины способствуют формированию более устойчивого внимания и воздействуют на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитании осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью, усидчивостью и более критическим отношением к своему труду и его результатам.
Преимуществом данной программы является: несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы, позволяющая заниматься с большим желанием выпиливанием воспитанниками разного возраста. Занятия в кружке по художественному выпиливанию из древесины и фанеры позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание обучающихся, рационально использовать их свободное время.
Выпиливание лобзиком как один из видов труда имеет, прежде всего, коррекционно-развивающую цель, т. к. эта кропотливая работа корригирует мелкую моторику, нарушение которой имеют многие учащиеся нашей школы. Выпиливание способствуют формированию более устойчивого внимания и воздействуют на эмоционально-волевую сферу в направлении коррекции самооценки, воспитания осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью, усидчивостью и более критическим отношением к своему труду и его результатам.
Программа кружка «Юный умелец» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление цели: развитие творческой самостоятельности и фантазии посредством реализации их в практической деятельности по художественной обработке древесины и фанеры.
Кроме того, занятия в кружке по данной программе направлены на решение следующих задач:
- развитие у воспитанников умений ориентироваться в задании, планировать последовательность действий;
- контролировать ход работы;
- обучение стандартным приемам труда и привитие школьникам соответствующих навыков;
- воспитание устойчивого положительного отношения к труду и формирование ответственности, добросовестности, чувства коллективизма, бережного отношения к инструментам, оборудованию и рабочей одежде.
Для решения коррекционных задач предназначен самоконтроль качества и обучение анализу выполненной работы. С этой целью даются самостоятельные работы, которые имеют комплексный характер, развивают инициативу и самостоятельность учащихся в правильном выборе приемов, инструментов и последовательности выполняемых операций. На формирование умения действовать самостоятельно, направлено и поэтапное сокращение помощи учителя в умственной и трудовой деятельности учеников. Объем помощи на конкретных уроках учитывает сложность заданий и индивидуального умения учащихся.
В конце каждого полугодия учащимися подготавливается выставка работ. Изучение и анализ качества таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи коррекции присущих ему недостатков. Одним из основных путей повышения качества работы учащихся в соответствии с программами для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VШ вида является создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид. Программа построена по операционно-комплексному принципу, когда учащиеся с приемами труда знакомятся предварительно при выполнении упражнений. Например, изготовление отверстий в заготовках. В дальнейшем эти приемы используются в комплексных практических работах.
На занятиях даются теоретические сведения об инструментах, оборудовании и технологических процессах, о правилах и приемах безопасной работы. С учетом специфики состава обучаемых, вопросы техники безопасности рассматриваются и повторяются многократно при изучении разных тем.
Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемов работы.
Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваиваются приемы выпиливания. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.
Программа кружка «Юный умелец» имеет общий объем 108 часов, изучается в течение 1 года. Воспитанники, посещающие кружок распределяются по возрасту на две группы: 12-15 лет-1 группа (младшая), 16-17 лет- 2 группа (старшая). Младшая группа посещает занятия кружка один раз в неделю, старшая группа два раза в неделю.
Изучение программы кружка «Юный умелец» рассчитана на год. При этом к завершению обучения каждый воспитанник должен представить свои выполненные работы на выставке.
Учебно-тематический план занятий
(1 час в неделю)
№п.п. | Содержание | Теория | Практика | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Правила безопасной работы с инструментом в мастерской. | | 1 | 1 |
2. | Выпиливание лобзиком простых фигур. | | | 19 |
2.1 | Организация рабочего места. | 1 | | |
2.2-2.3 | Приспособления для выпиливания. | 1 | 1 | 2 |
2.4 | Дополнительные инструменты для выпиливания. | | 1 | |
2.5-2.6 | Строение дерева. Свойства древесины. | 1 | 1 | 2 |
2.7 | Виды и свойства фанеры. | 1 | | |
2.8 | Технология переноса рисунка на фанеру. | | 1 | |
2.9-2.10 | Нанесение рисунка с помощью копировальной бумаги и шаблона. | 1 | 1 | 2 |
2.11 | Стандартные приёмы выпиливания. | | 1 | |
2.12 | Правила работы с лобзиком. | 1 | | |
2.13 | Прямые и волнистые линии. | | 1 | |
2.14-2.15 | Выпиливание по шаблонам. | | 2 | |
2.16-2.17 | Выпиливание острых углов. | | 2 | |
2.18-2.19 | Выпиливание фигур по внутреннему контуру. | | 2 | |
3. | Виды соединений деталей | | | 8 |
3.1 | Изготовление игрушек на подставке. | 1 | | |
3.2-3.3 | Обработка кромки изделий. | 1 | 1 | 2 |
3.4-3.5 | Обработка кромки и лицевой стороны детали. | 1 | 1 | 2 |
3.6-3.7 | Подготовка шиповых соединений изделия. | | 2 | |
3.8 | Клеи применяемые для сборки деталей. | 1 | | |
4. | Изготовление объёмных композиций. | | | 26 |
4.1 | Конструирование изделий. | | 1 | |
4.2 | Инструменты используемые при опиливании. | 1 | | |
4.3-4.4 | Распиливание отверстий до заданной формы. | 1 | 1 | 2 |
4.5 | Технология изготовления изделия. | 1 | | |
4.6-4.7 | Опиливание криволинейных поверхностей. | | 2 | |
4.8-4.9 | Разработка и изготовление деталей изделий. | 1 | 1 | 2 |
4.10 | Отделка деталей изделия и подготовка их к сборке. | | 1 | |
4.11 | Прозрачная отделка изделия из древесины. | 1 | | |
4.12 | Лаки используемые при отделке. | 1 | | |
4.13-4.14 | Сборка изделия. | | 2 | |
4.15 | Краски используемые для отделки древесины. | 1 | | |
4.16-4.17 | Непрозрачная отделка изделий из фанеры. | 1 | 1 | 2 |
4.18-4.19 | Безопасное использование морилок, олифы, лаков и красителей. | 1 | 1 | 2 |
4.20-4.22 | Выпиливание орнаментов и использование их для художественного оформления изделий | | 3 | |
4.23-4.24 | Изготовление поделок для школьной выставки. | | 2 | |
4.25-4.26 | Подготовка изделий к выставке. | | 2 | |
Всего | | 19 | 35 | 54 |
Содержание изучаемого для младшей группы
1. Вводное занятие. Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда.
2. Выпиливание лобзиком простых фигур. Организация рабочего места.
Приспособления для выпиливания. Дополнительные инструменты для выпиливания. Строение дерева. Свойства древесины. Виды и свойства фанеры. Технология переноса рисунка на фанеру. Нанесение рисунка с помощью копировальной бумаги и шаблона. Стандартные приёмы выпиливания. Правила работы с лобзиком. Прямые и волнистые линии.
Выпиливание по шаблонам. Выпиливание острых углов.
Выпиливание фигур по внутреннему контуру.
Практические занятия. Подготовка основы из древесных материалов. Перевод рисунка на основу. Установка пилки в зажим лобзика. Пиление лобзиком по разметке. Выпиливание углов и внутренних фигур на фанере.
3. Виды соединений деталей
Изготовление игрушек на подставке. Обработка кромки изделий.
Обработка кромки и лицевой стороны детали. Подготовка шиповых соединений изделия. Клеи применяемые для сборки деталей.
Практические занятия. Обработка кромок деталей надфилем. Обработка шиповых соединений.
4. Изготовление объёмных композиций.
Конструирование изделий. Инструменты используемые при опиливании.
Распиливание отверстий до заданной формы. Технология изготовления изделия. Опиливание криволинейных поверхностей. Разработка и изготовление деталей изделий. Отделка деталей изделия и подготовка их к сборке. Прозрачная отделка изделия из древесины. Лаки используемые при отделке. Сборка изделия. Краски используемые для отделки древесины.
Непрозрачная отделка изделий из фанеры. Безопасное использование морилок, олифы, лаков и красителей. Выпиливание орнаментов и использование их для художественного оформления изделий
Практические занятия. Подготовка основы для выпиливания, перевод рисунка на основу, исполнение работы. Выполнение задания по образцу. Подготовка рисунка для выпиливания. Выполнение работы в материале. Контроль качества изготовления изделия.
Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка за год. Организация итоговой выставки работ.
Методическое обеспечение программы
№ | Названия разделов | Формы занятий | Приёмы и методы организации образовательного процесса | Дидактические материалы | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие | беседа | Словесно- наглядный. Приучение к выполнению требований | Раздаточный материал | Компьютер | Вводная диагностика |
2 | Выпиливание лобзиком простых фигур. | Объяснение, беседа, практическая работа | Словесно- наглядный. | Раздаточный материал, карточки | Компьютер, лобзик, верстак, сверлильный станок | Обобщающая беседа, анализ работ |
3 | Виды соединений деталей | Объяснение, беседа, практическая работа | Работа над технической документацией (чтение, составление, применение схем и чертежей, технологических карт и т. п.). | Раздаточный материал, карточки, технологические карты | Компьютер, верстак | Обобщающая беседа, анализ работ |
4 | Изготовление объёмных композиций | Объяснение, беседа, практическая работа | Словесно- наглядный | Раздаточный материал, карточки, технологические карты, схемы изделий | Компьютер, лобзик, верстак, сверлильный станок, шлифовальный станок | Обобщающая беседа, анализ работ |
5 | Изготовление сложных изделий | Объяснение, беседа, практическая работа | Словесно- наглядный | Раздаточный материал, карточки, технологические карты, схемы изделий | Компьютер, лобзик, верстак, сверлильный станок, шлифовальный станок | Обобщающая беседа, анализ работ |
6 | Изготовление объёмных изделий | Беседа, объяснение, практическая работа | Словесно-наглядный | Раздаточный материал, карточки, технологические карты, схемы изделий | Компьютер, лобзик, верстак, сверлильный станок, шлифовальный станок | Обобщающая беседа, анализ работ, выставка |
Охрана труда и правила безопасной работы при пилении лобзиком
При пилении лобзиком в школьной учебной мастерской необходимо сидеть прямо, не горбясь и дышать через нос. Прочно закреплять в верстаке выпиловочный столик. Работать лобзиком и шилом с хорошо насаженными и исправными (без трещин) ручками. Надёжно закреплять пилку в рамке. Не работать изогнутой пилкой. Пилить по всей длине пилки. Не наклонять лобзик влево или вправо. Пилить строго под прямым углом к заготовке из древесины. Не нажимать на лобзик при движении вперёд. Не спешить и не увеличивать частоту движений. Прижимать заготовку из древесины к выпиловочному столу. Не делать резких движений лобзиком и надфилем, не наклоняться низко над заготовкой. Не сдувать опилки, а убирать их щёткой-смёткой.
Список литературы, использованной при написании программы
1. Абрамова, А. А. Художественная резьба по дереву, кости, рогу. А.
А. Абрамова, Н. И.Кацман, Т. Б. Митлянская.-М.: Высшая школа,1989. -160 с.
2. Барадулин, В. А. Художественная обработка дерева. В. А. Барадулин. - М.: Легпромбытиздат, 1986.- 264 с.
3. Выпиливание лобзиком. авт.-сост. В. И. Рыженко. - М.: «АСТВ», 1998. -128 с
4. Вопросы трудового обучения во вспомогательной школы. Под. ред. Дульнева Г.М. "Просвещение". М, 1965
5. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав. Гонеев Александр Дмитриевич, Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В.; Под ред. В. А.Сластенина.-М.:Академия, 1999.-280с.-(Высшее образование).
6. Дефектология: Словарь-справочник. Под ред. Б. П. Пузанова.-М.:Новая школа, 1996.-80с.
7. Карабанов, И. А. Технология обработки древесины, 5-9: учеб, для учащихся 5-9 классов общеобраз. Учреждений. И. А. Карабанов. - М.: Просвещение, 2002. - 192 с.
8. Рихвк, Э. В. Обработка древесины в школьных мастерских. Э. В. Рихвк. - М.: Просвещение, 1984. - 175 с.
9. Справочник по трудовому обучению: обраб. древесины и металла, элек-ротехн. и рем.работы, 5-7 кл. И. А. Карабанов [и др.]. - М.: Просвещение, 1992. - 239 с.
Список литературы, рекомендованной педагогам для освоения данного вида деятельности
1. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей.-М.:Аграф,1997.-128с.
2. Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей.-М.:Просвещение, 1990.-128с.
3. Мачихина В. Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате: Пос.для учителей и воспитателей.-2-е изд.,испр. -М. :Просвещение, 1983.-104с.
4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика): Учеб. пос. для студ. дефек. фак. высших и сред, пед. уч. зав.-М.:Академия,2000.-272с.-(Высшее образование).
5. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов. Под ред. В. В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994.-416с.
6. Хворостов, А.С. Художественные работы по дереву: макетирование и резное дело: учеб.-метод. Пособие. А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов - М.: Владос, 2002 - 416 с.
Список литературы, рекомендованной обучающимся для успешного освоения данной программы:
1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. А. Ф. Афанасьев. - М.: Культура и традиции, 2002. -408с.
2. Матвеева, Т. А. Мозаика и резьба по дереву: учеб.для сред. проф.-техн. Училищ. Т.
3. А. Матвеева. - М.: Высш. шк., 1981. - 80 с. Т.Панченко, В. В. Выжигание по дереву (мастерская). В. В. Панченко. - Ростов н/Д: Феникс,
2006. - 2006. - 220 с.
4. Райт Д. Искусство выжигания по дереву: пер. с англ. К. Молькова. Д. Райт. - М.: Издательская группа «Контэнт», 2005. - 96 с.
5. Резьба по дереву, авт.-сост. В. В. Новиков. - М.: Лабиринт Пресс, 2002. - 416 с.
6. Рихвк, Э. В. Мастерим из древесины: кн. для учащ. 5-8 кл. сред.шк. Э. В. Рихвк. -
М.: Просвещение, 1988. -128 с.