СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка программы коррекционных занятий с воспитанниками с РАС в ДОУ комбинированного вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы коррекционных занятий с воспитанниками с РАС в ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы коррекционных занятий с воспитанниками с РАС в ДОУ комбинированного вида»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №48 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

ГОРОДА ОРЛА


Утверждаю:

Заведующая Б.Т. Филимонова

Приказ №00 от 00.00.2020









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

С ВОСПИТАННИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

(РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА)

НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД





Разработчик:

учитель-дефектолог

М.Ю. Гусар









Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-дефектолога предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста с ОВЗ (с расстройствами аутистического спектра (далее РАС).

Дети с РАС имеют специфические трудности переработки и организации информации, ведущие к нарушению формирования картины мира в целом, особенности восприятия информации и как следствие трудности мыслительных операций и асинхронность, мозаичность развития всех остальных психических процессов. Более явные из их: пространственно- временные; слуховое восприятие, внимание; переключение; быстрота реакции; формирование выводов, причинно-следственных связей.

Программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом особенностей психики дошкольника с расстройствами аутистического спектра. Она включает в себя практический материал, стимулирующий познавательное, личностное и социальное развитие детей с интеллектуальными нарушениями.

Основная цель программы: коррекция и развитие познавательной деятельности в динамике воспитательного процесса, продуктивного взаимодействия.

Задачи программы:

  • осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений,

  • подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы - дефектолога в соответствии с программным содержанием,

  • всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов ребенка,

  • развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;

  • развитие пространственно-временных представлений и ориентации;

  • развитие мыслительных операций;

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и последовательность событий.

Методы и приемы коррекционной работы направлены на формирование и коррекцию устной речи, развитие психических процессов и познавательной деятельности. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания и памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков.


Общая характеристика программы

Для воспитанников с РАС необходим комплексный и систематический подход в коррекции и развитии высших психических функций. В целях реализации такого интегративного подхода необходима преемственность в содержании образования и коррекционного блока занятий.

При расстройствах аутистического спектра в первую очередь страдает внимание. Фиксируется сужение объёма внимания, нарушение концентрации и переключаемости.

Память обладает рядом особенностей: информация запоминается выборочно и не структурированно, хаотично. Воспроизведение её отличается спонтанностью и несоблюдением социальной ситуации, в которой находится ребёнок. Объём запоминаемой информации может быть велик.

Проявления речевых расстройств многообразны и отличаются степенью выраженности: от отсутствия речи (остаются отдельные вокализации, звукоподражания, эхолалии/эхофразии без обращений) до способности самостоятельно использовать устную и письменную речь. К особенностям речевого развития относятся: нарушение коммуникативной функции речи, стереотипность речи, склонность к неологизмам, нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (интонация, темп, ритм и т.д.)

Мышление чрезвычайно субъективно, оторвано от реальной жизни, формируется вокруг личного опыта ребёнка. Все полученные знания детям затруднительно применить вне контекста учебной ситуации.

Отмечается снижение или отсутствие познавательной, исследовательской активности в целом.

Уникальность ребенка состоит из перечисленных выше особенностей, выраженных в разной степени, которые следует учитывать при обучении данных детей.

Место коррекционной программы в учебном плане

Программа коррекционно-развивающих занятий на 2020-2021 учебный год является одним из звеньев целостного коррекционного педагогического процесса, решает задачи развития познавательной сферы в целом, а также профилактики дезадаптации и включения детей в социум.

Программа рассчитана на 68 часа в год.

Форма проведения занятий, включение в них компонентов игротерапии, сказкотерапии, изотерапии даёт педагогу – дефектологу возможность изучения познавательной, личностной сфер воспитанников, их наиболее типичных поведенческих реакций. Тем самым реализуется один из главных принципов дефектологической работы – принцип единства диагностики и коррекции. В целом, программа коррекционно-развивающих занятий обеспечивает развитие, коррекцию познавательных процессов и поведения детей с расстройствами аутистического спектра с целью дальнейшей их социализации.

В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, арттерапевтические, нейропсихологические, современные компьютерные и информационные технологии.



Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения программы включают в себя достижение воспитанников с нарушением интеллекта как личностные, так и предметные результаты.

Предметные результаты освоения программы предполагают освоение воспитанниками знаний и умений, готовность их практическому применению. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех воспитанников. Минимальный уровень является обязательным для всех детей с нарушениями интеллекта.


Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • формирование умения дать название предмета;

  • формирование умения находить сходство и различия предметов;

  • овладение понятиями «слева», «справа».

Достаточный уровень:

  • формирование умения группировать предметы по цвету и форме;

  • умение запоминать 4-5 предметов без учета местоположения;

  • умение выделять фигуры из фона;

  • овладение понятиями «овощи», «фрукты», «ягоды», «птицы», «животные» и соотнесение заданного изображения к группе.


Личностные результаты

Личностные результаты включают овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений воспитанников в различных средах.

Личностные результаты освоения программы должны отражать, в основном, сформированность умения подчинять свое поведение определенным правилам:

  • сформированность усидчивости на коллективных и индивидуальных занятиях;

  • сформированность навыка выполнять инструкции педагогов;

  • снижение частоты эхолалии, эхофразии и аутостимуляций;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • овладение социально-­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.











Содержание программы

Введение

Формирование эмоционального отношения к занятиям.

Интеллектуальное развитие

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.

Сенсорное и сенсомоторное развитие

Развитие зрительного и визуального восприятия. Развитие тактильных ощущений. Развитие орального праксиса и обработки речевых сигналов. Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ. Развитие тонкости и целенаправленности движений. Обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности.

Развитие речи

Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму, активизация моторно-двигательной артикуляции. Чтение сказок, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.

Развитие восприятия и воображения

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия «слева», «справа», «перед», «за»): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.

Развитие памяти

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”).

Развитие внимания

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.

Итоговое повторение















Тематический план

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям.

1

Сенсорное и сенсомоторное развитие

10

Тактильно-двигательное восприятие

2

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

2

Развитие зрительного восприятия

2

Развитие слухового восприятия

2

Восприятие пространства

2

Развитие речи

10

Формирование активного словаря

2

Формирование навыков обучения чтению и письму

2

Активизация моторно-двигательной артикуляции

2

Чтение сказок. Подражание героем

2

Упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов

2

Развитие восприятия и воображения

12

Развитие пространственной ориентировки, выделение фигуры из фона

2

Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.

2

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за, сначала, потом)

2

Составление мозаики, нахождение заданной фигуры из двух и более изображений

4

Изучение картинок/видеороликов об изменение красок окружающего мира со сменой времени года.

2

Развитие памяти

12

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти

2

Активизация зрительной и слуховой памяти

2

Развитие двигательной и вербальной память

2

Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания

2

Развитие прочности запоминания словесного материала

2

Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения),

2

Интеллектуальное развитие

12

Развитие наглядно-действенного мышления с обобщением на наглядном уровне

2

Развитие способности анализировать простые закономерности

2

Развитие умения выделять в явлении разные особенности

2

Развитие умения вычленять в предмете разные свойства и качества

2

Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы

2

Упражнения на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам

2

Развитие внимания

10

Развитие навыков сосредоточения внимания

3

Развитие навыков устойчивости внимания

4

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах

3

Итоговое повторение

1



Материально-техническое обеспечение реализации программы

Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации программы. Оно должно соответствовать особым образовательным нуждам воспитанников.

В ходе проведения данных коррекционно-развивающих занятий необходимо применять: учебно-методический комплекс, включающий в себя тексты, адаптированные для восприятия детей с нарушением интеллекта, наборы игр и упражнений, комплексные программы развития познавательной сферы и личности; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями, диагностические и коррекционные методики); электронные образовательные ресурсы (учебные фильмы, презентации, изображения и т.д.).

Для реализации программы применяются современные образовательные технологии, компьютерные технологии, целый набор аудивизуальных средств обучения (фильмы, видеопрезентации, аудиозаписи и т.д.), технические средства необходимые для коррекционно-развивающего процесса (песочная терапия, стимульный материал различной модальности).














Скачать

© 2020 506 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!