МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №48 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
ГОРОДА ОРЛА
Утверждаю:
Заведующая Б.Т. Филимонова
Приказ №00 от 00.00.2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
С ВОСПИТАННИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
(РАССТРОЙСТВО АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА)
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик:
учитель-дефектолог
М.Ю. Гусар
Пояснительная записка
Рабочая программа педагога-дефектолога предназначена для работы с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста с ОВЗ (с расстройствами аутистического спектра (далее РАС).
Дети с РАС имеют специфические трудности переработки и организации информации, ведущие к нарушению формирования картины мира в целом, особенности восприятия информации и как следствие трудности мыслительных операций и асинхронность, мозаичность развития всех остальных психических процессов. Более явные из их: пространственно- временные; слуховое восприятие, внимание; переключение; быстрота реакции; формирование выводов, причинно-следственных связей.
Программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом особенностей психики дошкольника с расстройствами аутистического спектра. Она включает в себя практический материал, стимулирующий познавательное, личностное и социальное развитие детей с интеллектуальными нарушениями.
Основная цель программы: коррекция и развитие познавательной деятельности в динамике воспитательного процесса, продуктивного взаимодействия.
Задачи программы:
осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений,
подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы - дефектолога в соответствии с программным содержанием,
всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов ребенка,
развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;
развитие пространственно-временных представлений и ориентации;
развитие мыслительных операций;
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и последовательность событий.
Методы и приемы коррекционной работы направлены на формирование и коррекцию устной речи, развитие психических процессов и познавательной деятельности. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания и памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков.
Общая характеристика программы
Для воспитанников с РАС необходим комплексный и систематический подход в коррекции и развитии высших психических функций. В целях реализации такого интегративного подхода необходима преемственность в содержании образования и коррекционного блока занятий.
При расстройствах аутистического спектра в первую очередь страдает внимание. Фиксируется сужение объёма внимания, нарушение концентрации и переключаемости.
Память обладает рядом особенностей: информация запоминается выборочно и не структурированно, хаотично. Воспроизведение её отличается спонтанностью и несоблюдением социальной ситуации, в которой находится ребёнок. Объём запоминаемой информации может быть велик.
Проявления речевых расстройств многообразны и отличаются степенью выраженности: от отсутствия речи (остаются отдельные вокализации, звукоподражания, эхолалии/эхофразии без обращений) до способности самостоятельно использовать устную и письменную речь. К особенностям речевого развития относятся: нарушение коммуникативной функции речи, стереотипность речи, склонность к неологизмам, нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (интонация, темп, ритм и т.д.)
Мышление чрезвычайно субъективно, оторвано от реальной жизни, формируется вокруг личного опыта ребёнка. Все полученные знания детям затруднительно применить вне контекста учебной ситуации.
Отмечается снижение или отсутствие познавательной, исследовательской активности в целом.
Уникальность ребенка состоит из перечисленных выше особенностей, выраженных в разной степени, которые следует учитывать при обучении данных детей.
Место коррекционной программы в учебном плане
Программа коррекционно-развивающих занятий на 2020-2021 учебный год является одним из звеньев целостного коррекционного педагогического процесса, решает задачи развития познавательной сферы в целом, а также профилактики дезадаптации и включения детей в социум.
Программа рассчитана на 68 часа в год.
Форма проведения занятий, включение в них компонентов игротерапии, сказкотерапии, изотерапии даёт педагогу – дефектологу возможность изучения познавательной, личностной сфер воспитанников, их наиболее типичных поведенческих реакций. Тем самым реализуется один из главных принципов дефектологической работы – принцип единства диагностики и коррекции. В целом, программа коррекционно-развивающих занятий обеспечивает развитие, коррекцию познавательных процессов и поведения детей с расстройствами аутистического спектра с целью дальнейшей их социализации.
В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, арттерапевтические, нейропсихологические, современные компьютерные и информационные технологии.
Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения программы включают в себя достижение воспитанников с нарушением интеллекта как личностные, так и предметные результаты.
Предметные результаты освоения программы предполагают освоение воспитанниками знаний и умений, готовность их практическому применению. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех воспитанников. Минимальный уровень является обязательным для всех детей с нарушениями интеллекта.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
формирование умения находить сходство и различия предметов;
овладение понятиями «слева», «справа».
Достаточный уровень:
формирование умения группировать предметы по цвету и форме;
умение запоминать 4-5 предметов без учета местоположения;
умение выделять фигуры из фона;
овладение понятиями «овощи», «фрукты», «ягоды», «птицы», «животные» и соотнесение заданного изображения к группе.
Личностные результаты
Личностные результаты включают овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений воспитанников в различных средах.
Личностные результаты освоения программы должны отражать, в основном, сформированность умения подчинять свое поведение определенным правилам:
сформированность усидчивости на коллективных и индивидуальных занятиях;
сформированность навыка выполнять инструкции педагогов;
снижение частоты эхолалии, эхофразии и аутостимуляций;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия.
Содержание программы
Введение
Формирование эмоционального отношения к занятиям.
Интеллектуальное развитие
Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества. Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.
Сенсорное и сенсомоторное развитие
Развитие зрительного и визуального восприятия. Развитие тактильных ощущений. Развитие орального праксиса и обработки речевых сигналов. Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ. Развитие тонкости и целенаправленности движений. Обучение предметно-практической и доступной трудовой деятельности.
Развитие речи
Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму, активизация моторно-двигательной артикуляции. Чтение сказок, упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов.
Развитие восприятия и воображения
Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. Упражнения на развитие пространственной координации (понятия «слева», «справа», «перед», «за»): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.
Развитие памяти
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”).
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Итоговое повторение
Тематический план
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям. | 1 |
Сенсорное и сенсомоторное развитие | 10 |
Тактильно-двигательное восприятие | 2 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 2 |
Развитие зрительного восприятия | 2 |
Развитие слухового восприятия | 2 |
Восприятие пространства | 2 |
Развитие речи | 10 |
Формирование активного словаря | 2 |
Формирование навыков обучения чтению и письму | 2 |
Активизация моторно-двигательной артикуляции | 2 |
Чтение сказок. Подражание героем | 2 |
Упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов | 2 |
Развитие восприятия и воображения | 12 |
Развитие пространственной ориентировки, выделение фигуры из фона | 2 |
Формирование элементов конструктивных навыков и воображения. | 2 |
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за, сначала, потом) | 2 |
Составление мозаики, нахождение заданной фигуры из двух и более изображений | 4 |
Изучение картинок/видеороликов об изменение красок окружающего мира со сменой времени года. | 2 |
Развитие памяти | 12 |
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти | 2 |
Активизация зрительной и слуховой памяти | 2 |
Развитие двигательной и вербальной память | 2 |
Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания | 2 |
Развитие прочности запоминания словесного материала | 2 |
Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), | 2 |
Интеллектуальное развитие | 12 |
Развитие наглядно-действенного мышления с обобщением на наглядном уровне | 2 |
Развитие способности анализировать простые закономерности | 2 |
Развитие умения выделять в явлении разные особенности | 2 |
Развитие умения вычленять в предмете разные свойства и качества | 2 |
Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы | 2 |
Упражнения на сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам | 2 |
Развитие внимания | 10 |
Развитие навыков сосредоточения внимания | 3 |
Развитие навыков устойчивости внимания | 4 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 3 |
Итоговое повторение | 1 |
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации программы. Оно должно соответствовать особым образовательным нуждам воспитанников.
В ходе проведения данных коррекционно-развивающих занятий необходимо применять: учебно-методический комплекс, включающий в себя тексты, адаптированные для восприятия детей с нарушением интеллекта, наборы игр и упражнений, комплексные программы развития познавательной сферы и личности; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями, диагностические и коррекционные методики); электронные образовательные ресурсы (учебные фильмы, презентации, изображения и т.д.).
Для реализации программы применяются современные образовательные технологии, компьютерные технологии, целый набор аудивизуальных средств обучения (фильмы, видеопрезентации, аудиозаписи и т.д.), технические средства необходимые для коррекционно-развивающего процесса (песочная терапия, стимульный материал различной модальности).