Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширять целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённому вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления : краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Следует помнить, что помочь детям найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учитель начальных классов.
Условия реализации программы:
Программа кружка рассчитана на 4 года.
Программа рассчитана на 68 часов в год с проведением занятий 2 раз в неделю, продолжительность занятия - 25 минут. В первом классе – 64 занятия.
Ценностные ориентиры содержания кружка
«Математика для любознательных»
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
- развивать математический образ мышления
Задачи:
- расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
- расширять математические знания в области многозначных чисел;
- содействовать умелому использованию символики;
- учить правильно, применять математическую терминологию;
- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредотачивая внимание на количественных сторонах;
- уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Принципы программы:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от частных примеров ( особенности решения отдельных примеров) к общим ( решение математических задач)
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических конкурсах и играх.
Во – первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Занятия в кружке должны помочь обучающимся:
- усвоить основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
- помочь детям овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности обучающимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
- решение занимательных задач;
- участие в математической олимпиаде;
Знакомство с научно - популярной литературой, связанной с математикой;
-самостоятельная работа
Учебно – тематический план 1 года обучения
№ | Тема раздела | Количество часов |
1. | В мире интересного | 6 ч |
2. | Устно считать – быстро соображать | 6ч |
3. | Страна «Циферия» | 10ч |
4. | Думаю, играю – в итоге много знаю | 10 ч |
5. | Страна «Олимпиадия» | 10ч |
6. | Учусь логически мыслить | 10ч |
7. | Попробуй свои силы | 10ч |
8. | Математика в нашей семье | 4ч |
| Итого: | 66 ч |
|
Учебно – тематический план 2,3,4 года обучения
№ | Тема раздела | Количество часов |
1. | В мире интересного | 6 ч |
2. | Устно считать – быстро соображать | 6ч |
3. | Страна «Циферия» | 10ч |
4. | Думаю, играю – в итоге много знаю | 10 ч |
5. | Страна «Олимпиадия» | 10ч |
6. | Учусь логически мыслить | 10ч |
7. | Попробуй свои силы | 10ч |
8. | Математика в нашей семье | 6ч |
| Итого: | 68 ч |
|
Содержание курса
Содержание кружка «Математика для любознательных» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика кружка.
Кружок «Математика для любознательных» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Кружок «Математика для любознательных» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий . Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями).
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
В мире интересного ( 6 часов )
Создать условия для самостоятельного открытия обучающимися новых тем, понятий. Формировать целостное представление о математике. Способствовать развитию мыслительных и творческих способностей, речи, а также воспитанию взаимопомощи, дружбы и прилежания.
Устно считать – быстро соображать ( 6 часов)
Формирование вычислительных навыков, закрепление вычислительных приёмов сложения, вычитания, умножения, деления. Развитие пространственных представлений и мышления обучающихся.
Страна Циферия (10 часов)
Усвоение начальных математических понятий и навыков, усвоение понятий «неравенство», «равенство», установление различного вида отношений между предметами, формирование умений и навыков : измерение величин, сравнение величин, решение текстовых задач. Распознавание геометрических фигур. Составление последовательности чисел по заданному правилу. Усвоение понятий «дробь», « числитель дроби», «знаменатель дроби», сравнение дроби.
Думаю, играю – в итоге много знаю ( 10 часов)
Главное назначение представленных здесь игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нём заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. С одной стороны, мы предлагаем ребёнку пищу для подражания, повторения, с другой - представляем поле фантазии и личного творчества. Игры на развитие координации движений, игры на развитие внимания, игры на развитие памяти, игры, развивающие наблюдательность.
Страна «Олимпиадия» (10часов)
Цель данного этап- не только психологически подготовить детей к последующим турам олимпиады, но и рассмотреть более подробно некоторые темы. Почти каждый подготовительный тур – какая-либо отдельная тема, в которой предлагаются задания по мере их усложнения. Важно поддержать интерес ребёнка. Слово «отборочный» в данном случае не предполагает отсев детей, не набравших определённое количество баллов. Просто каждый ребёнок пробует оценить свои силы, работая самостоятельно. Олимпиада поможет обучающимся сделать первые в своей жизни открытия, даст возможность развитию творческой инициативы, разовьёт интерес к науке.
Попробуй свои силы (10 часов)
Тесты по математике – это не то же самое, что задачник или дидактические материалы. Тесты – это система специальных заданий, организованных так, чтобы проверить, что именно из школьной программы усвоил ученик и насколько глубоко. Целый ряд заданий рассчитан на проверку математических способностей ребёнка, его умения логически рассуждать и анализировать.
Учусь логически мыслить (10 часов)
Формирование предпосылок к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования.
Упражнения на поиск закономерности, на обобщение, на проведение классификации; решение логических задач, требующих построения цепочки логических рассуждений, задания с нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях.
Математика в нашей семье (6 часов)
Планируемые результаты деятельности
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Математика для любознательных»
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Список литературы
1.Нестандартные задачи по математике :1-4 классы/ Керова Г.В.- М. : ВАКО, 2011г
2.Развивающие задания : тесты, игры, упражнения: 1-4 классы / Е.В.Языканова. – М.:Экзамен, 2012г
3. Узорова «Контрольные и олимпиадные работы по математике» 1-4 классы ООО «Издательство Астрель»2011г
4.Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Развитие универсальных учебных действий у младших школьников в процессе решения логических задач. / / Начальная школа, 2011. №6 . – С.30
5. Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Издательство «Ассоциация ХХI », 2010,2011.
6. Игры-шутки, игры-минутки: 1-4 классы С.А.Шмакова Москва «Новая школа»2000г
7.Волина В.П. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М.: Знание, 1999г.
Календарно-тематическое планирование 1 года обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
|
1. | Немного интересного. Как велик миллион. | 1 | | |
2. | Изречение о математике. Нелогические умозаключения | 1 | | |
3. | Математика в загадках | 1 | | |
4. | Задачи – шутки | 1 | | |
5. | Затейные задачи | 1 | | |
6. | Волк, коза и капуста | 1 | | |
7. | Стадо гусей | 1 | | |
8. | Случай в харчевне | 1 | | |
9. | Мальчик и груши | 1 | | |
10. | Сёстры и братья | 1 | | |
11. | Галки и палки | 1 | | |
12. | Надо смекнуть | 1 | | |
13. | Не долго думая | 1 | | |
14. | Сколько партий? | 1 | | |
15. | Сколько детей | 1 | | |
16. | Четыре брата | 1 | | |
17. | Каменный цветок | | | |
18. | Фигурный рак | | | |
19. | Семь розочек на торте | | | |
20. | Четырьмя прямыми | | | |
21. | Циферблат | | | |
22. | Отдели коз от капусты | | | |
23. | Каждому коню по капусте | | | |
24. | Разруби подкову | | | |
25. | В каждой части дырка | | | |
26. | Делим на равные части | | | |
27. | Фигуры ,потерявшие очертания | | | |
28. | Составь квадрат | | | |
29. | Геометрические головоломки | | | |
30. | Сосчитай-ка | | | |
31. | Семь треугольников | | | |
32 | Число граней | | | |
33 | Пять монет | | | |
34 | Пруд | | | |
35 | Задачи в стихах | | | |
36 | Магические квадраты | | | |
37 | Учимся разгадывать ребусы | | | |
38 | Эти непростые головоломки | | | |
39 | Подготовительные туры | | | |
40 | Отборочный тур | | | |
41 | Олимпиада | | | |
42 | Тест «Цифры. Число. Равенство. Неравенство» | | | |
43 | Тест «Счёт предметов» | | | |
44 | Тест « Счёт предметов» | | | |
45 | Тест «Числа от 0 до 10» | | | |
46 | Тест «Геометрические фигуры» | | | |
47 | Тест « Сложение» | | | |
48 | Тест «Вычитание» | | | |
49 | Тест « Числа от 11 до 20» | | | |
50 | Тест « Решение задач» | | | |
51 | Тест «Измерение величин. Единицы измерения» | | | |
52 | Тест «Итоговый» | | | |
53 | Что узнали. Чему научились. | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Календарно-тематическое планирование 2 года обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
В мире интересного (6часов) |
1. | Натуральные числа | 1 | | |
2. | Происхождение арабских цифр | 1 | | |
3. | Магический квадрат | 1 | | |
4. | Числовой ребус | 1 | | |
5. | Многозначные числа | 1 | | |
6. | История геометрических фигур ( точка, линия, прямая, луч, отрезок, кривая, ломаная) | 1 | | |
Устно считать – быстро соображать (6 ч) |
7. | Задачи в стихах | 1 | | |
8. | Задачи - шутки | 1 | | |
9. | Сосчитаете ли ? | 1 | | |
10. | Весёлые примеры | 1 | | |
11. | Ромашка | 1 | | |
12. | Ступенька примеров | 1 | | |
Страна «Циферия» (10ч) |
13. | Запиши число… | 1 | | |
14. | Сравни… | 1 | | |
15. | Вставь пропущенное число | 1 | | |
16. | Вставь нужный знак | 1 | | |
17. | Измерение величин. Единицы измерения | 1 | | |
18. | Математическая эстафета | 1 | | |
19-20. | Решение задач | 2 | | |
21-22. | Задачи - смекалки | 2 | | |
Думаю, играю – в итоге много знаю (10ч) |
23-24. | Задачи и загадки для малышей | 2 | | |
25-26. | Геометрические головоломки | 2 | | |
27-28. | Головоломные размещения и перестановки | 2 | | |
29-30. | Ребусы | 2 | | |
31-32. | Семь раз отмерь – один раз отрежь | 2 | | |
Страна «Олимпиадия» (10ч) |
33-34. | Отборочный тур | 2 | | |
35-40 | Подготовительный тур | 6 | | |
41-42. | Олимпиада для малышей | 2 | | |
Учусь логически мыслить ( 10ч) |
43. | Чудесный квадрат | 1 | | |
44. | Танграм – это старинная игра | 1 | | |
45. | Игра «Забей гол в числовые ворота» | 1 | | |
46. | Игра «Математический телефон» | 1 | |
47. | Математические лабиринты | 1 | | |
48 | Математические фокусы | 1 | | |
49-52. | Задачи на сообразительность | 4 | | |
Попробуй свои силы (10 ч) |
53. | Тест «Сложение и вычитание в пределах 100» | 1 | | |
54. | Тест «Уравнения» | 1 | | |
55. | Тест «Геометрические фигуры» | 1 | | |
56. | Тест «Сложение» | 1 | | |
57. | Тест «Вычитание» | 1 | | |
58. | Тест «Единицы измерения» | 1 | | |
59. | Тест «Буквенное выражение» | 1 | | |
60. | Тест «Решение задач» | 1 | | |
61. | Тест «Решение задач» | 1 | | |
62. | Тест «Итоговый за 2 класс» | 1 | | |
Математика в нашей семье ( 6 ч) |
63-64 | Коллективный выпуск математической газеты | 2 | | |
65-68. | Подготовка к КВН. КВН «В мире математике» | 4 | | |
Календарно-тематическое планирование 3 года обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
В мире интересного (6часов) |
1. | Математика – царица всех наук | 1 | | |
2. | Арифметика, алгебра, геометрия. Что мы о них знаем. | 1 | | |
3. | Математика в наши дни. | 1 | | |
4-5. | Первые математики. Экскурсия в математический кабинет. | 2 | | |
6. | Что мы знаем о компьютерах. | 1 | | |
Устно считать – быстро соображать (6 ч) |
7-9. | Что мы считаем десятками? Учусь считать быстро. | 3 | | |
10. | Запоминаю таблицу. Работа с таблицей Пифагора. | 1 | | |
11. | Как удобнее считать? | 1 | | |
12. | Действия с предметами и моделями. | 1 | | |
Страна «Циферия» (10ч) |
13-14. | Учимся записывать большие числа | 2 | | |
15-16. | Математическая эстафета | 2 | | |
17-18. | Составляем круговые примеры | 2 | | |
19-20. | Игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля «Лучший контролёр», «Арифметический бег». | 2 | | |
21-22. | Игра «Угадай загадки Буратино» | 2 | | |
Учусь логически мыслить ( 10ч) |
23-24. | Математические загадки | 2 | | |
25-26. | Занимательные задачи | 2 | | |
27-28. | Математические ребусы | 2 | | |
29-30. | Головоломки | 2 | |
31-32. | Просто и непросто ( Игры и забавы) | 2 | | |
Попробуй свои силы (10 ч) |
33-34. | Работа с тестами | 2 | | |
35-36. | Тест «Измерение величин» | 2 | | |
37. | Тест «Многозначные числа» | 1 | | |
38. | Тест «Умножение и деление на однозначное число» | 1 | | |
39. | Тест «Дроби» | 1 | | |
40. | Тест «Периметр. Площадь» | 1 | | |
41. | Тест «Уравнение. Буквенное уравнение» | 1 | | |
42. | Итоговый тест за 3 класс | 1 | | |
Страна «Олимпиадия» (10ч) |
43-44. | Задания на развития внимания | 2 | | |
45-46. | Задания на развития памяти | 2 | | |
47. | Развиваю наблюдательность | 1 | | |
48. | Просто и непросто | 1 | | |
49. | Решение задач на смекалку | 1 | | |
50. | Примеры со * | 1 | | |
51. | Учусь мыслить нестандартно | 1 | | |
52. | Олимпиада третьеклассника | 1 | | |
| Математика в нашей семье ( 6 ч) | | | |
53-56 | Работа над проектом «Моя семья и математика» | 4 | | |
57-60. | Оформление альбома «Занимательные задачи» | 4 | | |
61-62. | Папка – передвижка «Математические загадки» | 2 | | |
Работа в компьютерном классе (6ч) |
63-64. | Экскурсия в компьютерный класс | 2 | | |
65-68. | Работа с компьютером | 4 | | |
Календарно-тематическое планирование 4 года обучения
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
В мире интересного (6часов) |
1. | Работа над математическими понятиями в начальной школе. | 1 | | |
2. | Активизация познавательной деятельности | 1 | | |
3. | Различные арифметические способы решения задач | 1 | | |
4. | Алгебраический метод решения текстовых задач для нахождения арифметического способа их решения | 1 | | |
5. | Теория и практика обучения младших школьников решению математических задач | 1 | | |
6. | Познавательная деятельность ученика в ходе решения задач | 1 | | |
Устно считать – быстро соображать (6 ч) |
7. | Решение задач, связанных с движением | 1 | | |
8. | Внетабличное умножение и деление | 1 | | |
9. | Занимательные задачи | 1 | | |
10. | Усвоение таблицы умножения | 1 | | |
11. | Умножение ступенькой | 1 | | |
12. | Геометрия вокруг нас | 1 | | |
Страна «Циферия» (10ч) |
13. | Километр | 1 | | |
14-15. | Доли и дроби | 2 | | |
16- | Сложение дробей | 1 | | |
17. | Сравнение дробей | 1 | | |
18-19. | Деление круга на части | 2 | | |
20-22. | Треугольники: высота, биссектриса, основание | 3 | | |
Думаю, играю – в итоге много знаю (10ч) |
23-24. | Задачи повышенной трудности | 2 | | |
25 | Брей - ринг | 1 | | |
26. | Умники и умницы ( КВН) | 1 | | |
27. | Царица всех наук – математика | 1 | | |
28. | Математический диктант | 1 | | |
29. | Игра «Математические пазлы» | 1 | | |
30. | Урок – путешествие «Полёт в космос» | 1 | | |
31-32. | Задачи в стихах | 2 | | |
Страна «Олимпиадия» (10ч) |
33. | Отборочный тур | 1 | | |
34. | Подготовительный тур | 1 | | |
35. | Задания устной командной олимпиады | 1 | | |
36. | Игра «Эрудит» | 1 | | |
37. | Турнир капитанов команд | 1 | | |
38. | Геометрические головоломки | 1 | | |
39. | Затейные задачи | 1 | | |
40. | Головоломные размещения и перестановки | 1 | | |
41. | Решение задач повышенной сложности | 1 | | |
42. | Итоговая олимпиада за курс начальной школы | 1 | | |
Учусь логически мыслить ( 10ч) |
43. | Игра «Задумай число» | 1 | | |
44. | Задачи смекалки | 1 | | |
45-46. | Логические упражнения | 2 | | |
47. | Ребусы | 1 | | |
48. | Игра «Аукцион» | 1 | | |
49. | Упражнения в измерении расстояния на глаз | 1 | | |
50. | Элементы математики и на экскурсии урока «Окружающий мир» | 1 | | |
51. | Математическая викторина | 1 | | |
52. | Математические загадки | 1 | | |
Попробуй свои силы (10 ч) |
53. | Тест «Числовые выражения. Порядок выполнения действий». | 1 | | |
54. | Тест «Числа, которые больше 1000» | 1 | | |
55. | Тест «Сравнение многозначных чисел» | 1 | | |
56. | Тест «Таблица единиц длины» | 1 | | |
57. | Тест «Решение уравнений» | 1 | | |
58. | Тест «Сложение и вычитание значений величин» | 1 | | |
59. | Тест «Письменные приёмы умножения» | 1 | | |
60. | Тест «Деление многозначных чисел» | 1 | | |
61. | Тест «Связи между скоростью, временем и расстоянием» | 1 | | |
62. | Тест «Итоговый за 4 класс» | 1 | | |
Математика в нашей семье ( 6 ч) |
63. | О ребятах, увлечённых математикой | 1 | | |
64. | Выпуск математической газеты | 1 | | |
65. | У нас дома – компьютер | 1 | | |
66. | Компьютерные дидактические игры по математике | 1 | | |
67. | Шахматы – наше любимое занятие | 1 | | |
68. | Вычисление на счётах | 1 | | |