СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка программы внеурочной деятельности кружка "Почемучка" для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы внеурочной деятельности кружка "Почемучка" для 2 класса для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы внеурочной деятельности кружка "Почемучка" для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»







УТВЕРЖДАЮ

Директор____________

Приказ № _____от___________











Рабочая программа

Внеурочной деятельности кружка «Почемучка»

2 класс

АООП НОО для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)













Составитель: Денисова А.Л.,

учитель начальных классов.

















2019-2020 уч. год

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)


Согласно учебному плану ОУ на реализацию программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.























































Содержание учебного предмета


Основной целью создания данной программы является:

Формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, а так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.


Задачи:

  1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:

  • развитие пространственного восприятия;

  • коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;

  • развитие мелкой моторики;

  • развитие памяти (зрительной, слуховой);

  • опосредованного запоминания

  • развитие фонематического слуха и восприятия;

  • развитие мышления.

  • развитие мыслительных операций;

  • развитие понятийного мышления;

  • развитие воображения;

  1. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам.

  2. Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.

  3. Повышение мотивации к учебной деятельности.


В программе предлагаются следующие формы и методы при построении коррекционных занятий:

  • Психологические игры

  • Уроки психологического развития

  • Уроки общения

Эти формы работы предполагают как групповые, так и индивидуальные занятий с детьми.

Программа коррекции познавательной сферы составлена с учетом специфики психического развития детей с нарушениями интеллекта. В ее основе лежат требование по усвоению знаний, умений и навыков, определяемых требованиями программно – методических материалов коррекционно – развивающего обучения умственно отсталых детей. Включает в себя:

Упражнения и игры по развитию навыков общения, сплочения детского коллектива. Игры и упражнения на развитие моторики, ощущений, воображения, мышления, внимания, памяти, произвольности, на развитие пространственных представлений, внутреннего плана действий. Так же использование на занятиях учебного материала (из школьной программы). Это стихотворения, тексты по чтению, счетный материал, выполнение грамматических заданий по письму, другие задания из школьной программы. Данные виды работу помогут осуществлению целенаправленной, дифференцированной коррекции познавательных психических процессов учащихся вспомогательной школы. Такая комплексная психолого – педагогическая задача обеспечит усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и поможет сформулировать у учащихся представление об общественных приемах и способности выполнения различных действий, что в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

На уроках по коррекции познавательной деятельности уточняется значение новых понятий, слов, продолжается работа над текстом, пословицами и поговорками, образными выражениями, разбираются тексты об природных явлениях, образе жизни людей, зверей, птиц, внешнем виде, что предусматривает тесное взаимодействие с учебными предметами, такими как русский язык, чтение, мир вокруг, естествознание, математика, культура поведения, изобразительное искусство, социально - бытовая ориентировка, трудовое обучение.


Программа содержит три этапа:

  1. Этап психодиагностики (на начало)

  2. Этап практический (проведение коррекционных занятий).

  3. Этап психодиагностики (конец года)

Диагностическая работа предназначена быть основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития ребенка. В плане развития личности она необходима для обеспечения контроля за динамикой этого развития, предупреждения возможных отклонений, определения программы работы с обследуемыми детьми с целью оптимизации условий этого развития, оценки эффективности психолого – педагогических мероприятий и т.п.

Системные психолого – педагогические исследования дают основание рассматривать развитие как сложный структурный, разноуровневый и противоречивый процесс, отражающий как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности и возможные отклонения в социально – психологическом становлении личности ребенка. Выраженность отклонений в развитии определяется состоянием основных психических образований: интеллекта, памяти, речи, мотивации, воли, а так же сформированностью механизмов произвольной саморегуляции и межличностного взаимодействия. Одним из объективных показателей неблагополучия в психическом развитии, становлении личностных качеств ребенка является школьная успеваемость и поведение.

Принципы построения коррекционных занятий заключаются в моделировании ситуаций, демонстрирующих недостаточную успешность деятельности ребенка в соответствии с изначально присущими ему поведенческими стереотипами, и демонстрации результатов, свидетельствующих о возможности повышения эффективности, успешности этой деятельности при их изменении.

Чтобы обеспечить эффективную коррекционную работу, важно обеспечить положительную мотивацию участия ребенка в предлагаемой взрослыми деятельности. Выполнение данного требования является решающим в организации всей коррекционной работы.























Предметные результаты обучения:


Личностными результатами изучения является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

  • Принятие и освоение своей социальной роли;

  • Выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе;

  • Проявлять потребность в общении со сверстниками и взрослыми;

  • Овладеть первоначальными навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: иметь представления об устройстве домашней и школьной жизни.

Метапредметными результатами изучения курса Регулятивные (при контроле со стороны педагога):

  • Проговаривать последовательность действий при выполнении задания (индивидуальное комментирование);

  • Работать по предложенному плану;

  • Отличать правильно выполненное задание от ошибочного;

  • Совместно с педагогом давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии.

  • Коммуникативные:

  • Готовность слушать педагога и вести диалог;

  • Оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (на уровне одного предложения);

  • Договариваться и находить общее решение в совместной деятельности;

  • Сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в ситуации спора и противоречия интересов.

  • Познавательные (под руководством педагога):

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

  • Учиться добывать новые знания при помощи педагога: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии;

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать, обследовать, сравнивать предметы (объекты) и на их основе делать доступные для обучающегося выводы;


Обучающейся  научится:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина форма;

  • различать и сравнивать разные предметы по признаку:

  • веса (тяжелый – легкий);

  • фактуре (гладкий – шершавый, твердый – мягкий);

различать:

  • вкусовые качества предметов (кислый, сладкий, горький, соленый);

  • запахи (приятные, неприятные);

  • контрастную температуру окружающих предметов и явлений (холодный – горячий);

  • основные геометрические фигуры;

  • речевые и неречевые звуки;

  • составлять предмет из 2 – 3 частей;

  • определять на ощупь величину объемных фигур и предметов.


Обучающейся получит возможность научиться:

  • классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;

  • зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

  • выделять части суток и определять порядок дней недели;

  • выполнять несложные графические работы под диктовку;

ориентироваться:

  • в помещении по инструкции педагога;

  • на плоскости листа бумаги (центр, верх (низ);

  • на собственном теле (правая (левая) рука (нога), правая (левая) часть тела;

  • определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под).
































Учебно – тематический план

Наименование разделов и тем

Общее количество часов на изучение раздела, темы

1

Диагностика на начало года

2

2

Общение

3

3

Развитие речи

3

4

Внимание

4

5

Память

5

6

Восприятие

12

7

Мышление

3

8

Итоговая диагностика

2

Итого


34




















































Календарно-тематическое планирование

Название раздела, темы

Плановые сроки прохождения тем

Фактические сроки

Примечания

1

Обследование речи, восприятия, внимания.




2

Обследование памяти, мышления, воли, восприятия.




Общение

3

Понимание контекстной речи.




4

Я и мои чувства.




5

Я и другие.




Развитие речи

6

Составление рассказа по сюжетным картинкам




7

Составление рассказа по картине (рассказ из жизненного опыта)




8

Составление предложений из заданных слов (рассказ на знакомую тему)




Внимание

9

Устойчивость внимания. Игры «Найди отличия», «Найди два одинаковых предмета».




10

Переключение внимания. Игры « Танграм», «Выкладывание узора из мозаики».




11

Распределение внимания. Игры «Быстрей нарисуй», «Построй дорожку».




12

Объем внимания. Игры «Сравни, назови, сосчитай», «Кто внимательнее».




Память

13

Зрительная память. Игры «Ключ к неизвестному», «Запомни порядок»




14

Слуховая память. Игры «Веселый счет», «Говори наоборот».




15

Словесно – логическая память. Игры «Дерево-лист-плод»,




16

Продуктивность запоминания. Игры «Свяжи пару», «Разноцветная лесенка»




17

Полнота и точность представлений.




Развитие зрительного восприятия

18

Нахождение отличительных признаков двух предметов. Игра «Кто здесь лишний»




19

Усвоение образов цифр и букв с использование зрительного и тактильного анализаторов. Игра «Исправь ошибку»




Тактильно-двигательное восприятие

20

Игры с крупной мозаикой.




21

Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».




22

Определение на ощупь величины предмета




Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

23

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, овал, квадрат




24

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: прямоугольник, треугольник




25

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом (круглый, квадратный)




26

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом (прямоугольный, треугольный)




27

Группировка предметов и их изображений по форме. Игра «Найди такой же предмет»




28

Работа с геометрическим конструктором




29

Различение предметов по величине, по высоте и длине, по ширине и толщине.




Мышление

30

Развитие наглядно-действенного мышления. Игра «Нарисуй целое».




31

Развитие наглядно-образного мышления. Игра «На что это похоже»




32

Развитие элементов логического мышления. Игра «Расставь по порядку»




33

Обследование речи, восприятия, внимания.




34

Обследование памяти, мышления, воли, восприятия.








































































СОГЛАСОВАНО

Протокол методического объединения

От ______2019г. №________

Председатель ШМО









СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________

___________________2019 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!