СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка программы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа

Просмотр содержимого документа
«Разработка программы»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Администрация городского округа г.Нефтекамск

МОАУ "Гимназия № 1"



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Кафедра математики и информатики

Заместитель директора УР

Директор


______________Гибаева Р.А.

______________Фамутдинова М.Н.

______________Мусина Г .А.

Протокол №1

Протокол №1

Приказ №1

от "29" 082022 г.

от "30" 08 2022 г.

от "30." 08 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности

«Практическая математика»

(для 5классов)













г.Нефтекамск,2022г



Программа по внеурочной деятельности

«Практическая математика»

Пояснительная записка



Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Практическая

математика» разработана для 5 класса на 2022-2023 учебный год, составлена на основе авторской программы

Актуальность курса определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.

Новизна данного курса определена ФГОС НОО.

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими из рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общеинтеллектуальному развитию. Не менее важным фактором является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Задания, предлагаемые учащимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и предоставляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

Цель курса – развивать математический образ мышления.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области многозначных чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

  • развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;

  • формировать умение рассуждать как необходимый компонент логической грамотности;

  • формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формировать пространственные представления и пространственное воображение;

  • привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

    • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы

Место курса в учебном плане:

Курс ориентирован на учащихся 5классов рассчитан на 34 занятия (1 раз в неделю, по 40 минут).


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.


Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса в 5 классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Межпредметными результатами изучения курса в 5 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД :

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учится отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других.

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Учиться выполнять различные роли в группе.

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Основное содержание курса.


№ ПП

Тема

Количество часов

1

Креативное мышление.

9

2

Основы математической грамотности

20

4

Глобальные компетенции

4

5

Защита проектов

1



Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности


№ п\п


Кол-во часов

дата


Модуль: Креативное мышление


Что такое креативно мышление?

1


Знакомимся с креативными решениями различных проблем

1


Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно.

1


Задачи на перебор (практического содержания)

1


Креативное самовыражение. Создаем рисунки

1



6.

Креативное самовыражение. Создаем тесты.

1


7.

Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем.

1


8.

Креативное самовыражение. Решение социальных проблем.

1


9.

Подведем итоги. Творческая работа

1



Модуль: Основы математической грамотности

20ч


10

Математическая грамотность современного человека

1


11

Семейный бюджет. Расходы и доходы

1


12

Акции в магазине. Кредит и рассрочка

1


13

Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации.

1


14

Инвестиции

1


15

Фальшивые деньги. Обмен валюты

1


16

Личные сбережения. Математическая безопасность

1


17

Налоговая система

1


18

Государственное и негосударственное страхование

1


19

Практическая работа

1


20

Математическая грамотность. Учимся для жизни

1


21

Ситуация «Поступление в предпрофильный класс»

1


22

Ситуация «Новая квартира»

1


23

Практическая работа

1


24

Ситуация «Вязаные вещи»

1


25

Практическая работа

1


26

Ситуация «Вязаные вещи»

1


27

Практическая работа

1


28

Ситуация «Новое дорожное покрытие»

1


29

Практическая работа

1



Модуль: Глобальные компетенции


30

Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит

«быть глобально компетентным?»

1


31

Человек и природа

1


32

Человек и природа

1


33

Итоговый урок. Проект

«Лаборатория Математической грамотности».

1


34

Защита проектов.

1



Итого

34


Ресурсное обеспечение реализации Программы

Материально-техническое:

Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Оборудование: столы; стулья; ноутбук, проектор, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Размещение учебного оборудования, уровень освещённости соответствуют требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.

Список литературы:
  1. Дьячкова Г.Т. Математика: – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель,

2011

  1. Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М. ООО «ВАКО», 2010.

  2. Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим математику с увлечением, 2011

  3. Кэрролл.Л. Логическая игра. Просвещение, 2007.

  4. Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2010.

  5. Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.

  6. Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Феникс. Школа развития, 2008.

Наглядно-дидактические пособия

1.Геометрические фигуры из бумаги

2.Пазлы, разрезные картинки

3.Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.


Интернет – ресурсы:
  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru/

  2. Проект «Открытый класс» http://www.openclass.ru/pages/195

  3. Сайт.https://resh.edu.ru/


Формы подведения итогов реализации программы.


Итоговый контроль осуществляется в формах: защиты проектов

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!