МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация городского округа г.Нефтекамск
МОАУ "Гимназия № 1"
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
Кафедра математики и информатики | Заместитель директора УР | Директор |
______________Гибаева Р.А. | ______________Фамутдинова М.Н. | ______________Мусина Г .А. |
Протокол №1 | Протокол №1 | Приказ №1 |
от "29" 082022 г. | от "30" 08 2022 г. | от "30." 08 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«Практическая математика»
(для 5классов)
г.Нефтекамск,2022г
Программа по внеурочной деятельности
«Практическая математика»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Практическая
математика» разработана для 5 класса на 2022-2023 учебный год, составлена на основе авторской программы
Актуальность курса определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Содержание курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Новизна данного курса определена ФГОС НОО.
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребенком знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
Данный курс позволит: ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими из рамки школьной программы; расширить целостное представление о проблеме данной науки; развить у детей математический образ мышления (краткость речи, умелое использование символики, правильное применение математической терминологии). Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общеинтеллектуальному развитию. Не менее важным фактором является стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Задания, предлагаемые учащимся, соответствуют познавательным возможностям младших школьников и предоставляют им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Формы организации учеников на занятиях разнообразны: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Цель курса – развивать математический образ мышления.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
развивать умение отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся;
формировать умение рассуждать как необходимый компонент логической грамотности;
формировать интеллектуальные умения, связанные с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формировать пространственные представления и пространственное воображение;
привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Принципы программы:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Место курса в учебном плане:
Курс ориентирован на учащихся 5классов рассчитан на 34 занятия (1 раз в неделю, по 40 минут).
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса в 5 классе является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Межпредметными результатами изучения курса в 5 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД :
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учится отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других.
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Учиться выполнять различные роли в группе.
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основное содержание курса.
№ ПП | Тема | Количество часов |
1 | Креативное мышление. | 9 |
2 | Основы математической грамотности | 20 |
4 | Глобальные компетенции | 4 |
5 | Защита проектов | 1 |
Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности
№ п\п | | Кол-во часов | дата |
| Модуль: Креативное мышление | 9ч | |
| Что такое креативно мышление? | 1 | |
| Знакомимся с креативными решениями различных проблем | 1 | |
| Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно. | 1 | |
| Задачи на перебор (практического содержания) | 1 | |
| Креативное самовыражение. Создаем рисунки | 1 | |
6. | Креативное самовыражение. Создаем тесты. | 1 | |
7. | Креативное самовыражение. Решение естественно- научных проблем. | 1 | |
8. | Креативное самовыражение. Решение социальных проблем. | 1 | |
9. | Подведем итоги. Творческая работа | 1 | |
| Модуль: Основы математической грамотности | 20ч | |
10 | Математическая грамотность современного человека | 1 | |
11 | Семейный бюджет. Расходы и доходы | 1 | |
12 | Акции в магазине. Кредит и рассрочка | 1 | |
13 | Выгодный обмен. Ценные бумаги. Векселя и облигации. | 1 | |
14 | Инвестиции | 1 | |
15 | Фальшивые деньги. Обмен валюты | 1 | |
16 | Личные сбережения. Математическая безопасность | 1 | |
17 | Налоговая система | 1 | |
18 | Государственное и негосударственное страхование | 1 | |
19 | Практическая работа | 1 | |
20 | Математическая грамотность. Учимся для жизни | 1 | |
21 | Ситуация «Поступление в предпрофильный класс» | 1 | |
22 | Ситуация «Новая квартира» | 1 | |
23 | Практическая работа | 1 | |
24 | Ситуация «Вязаные вещи» | 1 | |
25 | Практическая работа | 1 | |
26 | Ситуация «Вязаные вещи» | 1 | |
27 | Практическая работа | 1 | |
28 | Ситуация «Новое дорожное покрытие» | 1 | |
29 | Практическая работа | 1 | |
| Модуль: Глобальные компетенции | 5ч | |
30 | Знакомимся с глобальными компетенциями. Что значит «быть глобально компетентным?» | 1 | |
31 | Человек и природа | 1 | |
32 | Человек и природа | 1 | |
33 | Итоговый урок. Проект «Лаборатория Математической грамотности». | 1 | |
34 | Защита проектов. | 1 | |
| Итого | 34 | |
Ресурсное обеспечение реализации Программы
Материально-техническое:
Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Оборудование: столы; стулья; ноутбук, проектор, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Размещение учебного оборудования, уровень освещённости соответствуют требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы.
Список литературы:
Дьячкова Г.Т. Математика: – 4 классы: олимпиадные задания. Волгоград: Учитель,
2011
Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» М. ООО «ВАКО», 2010.
Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим математику с увлечением, 2011
Кэрролл.Л. Логическая игра. Просвещение, 2007.
Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2010.
Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. Эксмо, 2010.
Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. Феникс. Школа развития, 2008.
Наглядно-дидактические пособия
1.Геометрические фигуры из бумаги
2.Пазлы, разрезные картинки
3.Цветная бумага, карандаши, ластик, простой карандаш.
Интернет – ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru/
Проект «Открытый класс» http://www.openclass.ru/pages/195
Сайт.https://resh.edu.ru/
Формы подведения итогов реализации программы.
Итоговый контроль осуществляется в формах: защиты проектов
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.