СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка "Рабочая программа по трудовому обучению 9 класс VII вид обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа может использоваться учителями технологии, работающими в классе коррекции. Программа рассчитана на 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка "Рабочая программа по трудовому обучению 9 класс VII вид обучения"»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17

имени генерал-лейтенанта В. М. Баданова» города Димитровграда Ульяновской области


Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СШ №17

Протокол №1 _____________А. Р. Мухаметшина _____________М. А. Сутягина

от «29» августа 2018 г.

Н. К. Михайлова «______»___________2018г. «_____» _____________2018 г.


Адаптированная рабочая программа 7 вида (для детей с задержкой психического развития) специального коррекционного 9 з класса




Наименование учебного предмета технология

Класс_9_______________________________________________________________________________________________

Уровень образования _основная школа__________________________

Учитель__первой квалификационной категории Фролова О. В.______________________________________________________________

Срок реализации программы, учебный год___2018-2019 учебный год_______________________________________________________________

Количество часов по учебному плану

всего 68_ часов в год; (2 часа в неделю, 34 учебные недели )

Планирование составлено на основе_Программы образовательных учреждений. «Технология.»

5-9 классы/авт.-сост. А.Т.Тищенко, Н. В. Синица,-М.:Вента-Граф, 2017 Соответствует федеральному образовательному стандарту основного общего образования 2010г.



Учебник_ Технология. Для уч-ся 8-9 кл. общеобразовательной школы.Авторы А. Т. Тищенко, Н. В. Синица

Рабочую программу составил (а)_____ Фролова О. В








Рабочая программа по трудовой подготовке для 9 класса КРО на 2018/2019 учебный год составлена в соответствии с Примерной программой основного общего образования по технологии с учетом требований Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312, с учётом изменений, внесённых приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 № 241; приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 № 889; приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 №1994; приказом Минобразования и науки РФ от 01.02.12г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждениях Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования РФ от 09.03.04г. №1312», приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».

  • Учебного плана МБОУ СШ № 17 на 2018-2019 учебный год.

  • Технология : рабочая программа : 5—9 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 158 с.

Особенности коррекционного обучения.

В специальных коррекционных классах VII вида обучаются дети с отклонениями в развитии, для определения которых использую термин задержка психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также нтеллектуальных операций, основных определений и понятий.

К настоящему времени не разработаны специальные государственные учебные программы для коррекционных классов VII вида, в том числе и по технологии, не издано специальной учебной и учебно-методической литературы. Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования.

Знания учащихся классов спецкоррекции VII вида характеризуются недостаточным запасом сведений и представлений об окружающем мире. Общий кругозор у них ограничен,часто невелики знания по основным предметам. Особенно беден запас обобщающих знаний, отражающих связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями, что приводит к низкому уровню словесно-логического мышления. Уровень усвоения знаний также снижен: наблюдается затруднение понимания (дети не могут пересказывать прочитанное своими словами, выделить главное, резюмировать прочитанное), и затруднения в области применения знаний (использование известного способа решения в новых условиях, выбора нужного способа действия или использование одновременно двух и более простых алгоритмов).

Учащиеся не имеют многих элементарных умений и навыков, в том числе слабые вычислительные навыки, особенно при выполнении действий с дробными числами, отрицательными числами, числами представленными в стандартном виде; ученики не владеют правилами округления чисел. В недостаточной степени сформировываются графические навыки, поэтому ученики затрудняются в выполнении схем, чертежей, оформлении таблиц. Многие выполняют записи в низком темпе, быстро устают, допускают ошибки при списывании текста. Представления о предметно-количественных отношениях, практические измерительные навыки также слабы.

Учебная деятельность учеников коррекционных классов имеет также ряд отличительных признаков: это неумение организовать самостоятельно свою деятельность при выполнении заданий, включающих несколько операций и контролировать свои действия; затруднения при самостоятельном выполнении отдельных операций: анализа и анализирующего наблюдения, классификации. Учащиеся испытывают трудности при применении рациональных способов запоминания. При работе с текстом не могут самостоятельно отличить материал, подлежащий запоминанию, и те наглядные средства, дополнительные опоры, которые при этом использовались; затрудняются при использовании справочныхматериалов..

При решении задач ученики применяют шаблонные способы, стремятся к стереотипизации решения задач; не до конца осмысливают условия заданий; не умеют увидеть проблемность задачи, понять недостаточность данных, заключенных в ее условии; составить план ее решения. Учащиеся не пытаются проанализировать возможные способы решения и найти наиболее рациональный - сама возможность выбора способа решения из нескольких может поставить их в тупик. Проверка правильности решения проблемы также вызывает затруднения.

Учебная и мыслительная деятельность учащихся классов спецкоррекции VII вида характеризуются инертностью и малоподвижностью. Для них характерны общие признаки отставания в учебной деятельности: неумение сделать опосредованный вывод, осуществлять комбинацию знаний для применения в новой ситуации; оценить из нескольких заданий самое легкое и самое трудное.

Ученики классов спецкоррекции VII вида - дети с пониженной обучаемостью. Работоспособность таких детей зависит от характера выполняемых заданий. Они не могут долго сосредотачиваться на выполнении мыслительных задач, чем активнее они включаются в работу, тем скорее утомляются. При напряженной мыслительной деятельности, учащиеся не могут сохранять достаточную работоспособность в течение всего урока. Если же поставленные задачи не требуют большого мыслительного напряжения (выписывание, действия по шаблону и т.д.), дети могут оставаться работоспособными до конца урока.

Большое влияние на работоспособность имеют внешние факторы: интенсивная деятельность на предшествующих уроках; наличие отвлекающих факторов: шум, появление посторонних в классе; переживание или ожидание кого-либо значимого для ребенка события.

Часто дети всячески стремятся избежать умственной работы и ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости активно мыслить. В результате появляется так называемая "систематическая, интеллектуальная недогрузка", которая приводит к значительному снижению умственного развития. Большое влияние на успешность обучения и поведение каждого учащегося имеют личностные отношения как с взрослыми (учителями), так и со сверстниками.

Общие рекомендации по учету особенностей учащихся средних классов спецкоррекции VII вида.

Планируя и осуществляя работу в специальных коррекционных классах, учитель должен в первую очередь решать коррекционно-развивающие задачи, а именно, целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях, при дальнейшем профессиональном обучении и в трудовой деятельности;

 формирование устойчивой учебной мотивации;

 развитие личностных компонентов познавательной деятельности, самостоятельности, познавательной активности;

 развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: зрительного анализа; пространственной, количественной и временной ориентации, координации в системе глаз-рука;

 формирование до необходимого уровня и последующее развитие учебных умений, как общедеятельностных (умения выделять и осознавать учебную задачу, строить гипотезу решения, план деятельности, выбирать адекватные средства деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку), так и интеллектуально-перцептивных (умения вычленять и логически перерабатывать на основе анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения информацию, воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний);

 обогащение кругозора и развитие речи до уровня, позволяющего сознательно воспринимать учебный материал.

Тактика обучения в коррекционных классах имеет свои характерные черты:

1. педагог должен добиться возникновения интереса у ребенка и предоставить ему возможность поверить в собственную способность достичь успеха;

2. педагог должен быть доброжелателен, воспринимать "трудных детей" спокойно, принимать их такими, какие они есть, обеспечивая им эмоциональный комфорт;

3. программа обучения должна быть разбита на серии маленьких шагов, чтобы упростить сам процесс обучения, и сруктурирована таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха каждому ученику;

4. учитель и ученик должны работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой можно оценить достижения и своевременно определить зоны трудностей учащегося;

5. требования учителя должны соответствовать возможностям ученика;

6. должна быть установлена поощрительная оценочная система за выполнение задания, позволяющая перенести акцент с неудач на успех;

7. необходим усиленный контроль учителя за деятельностью школьника, в том числе за тем, как осуществляется намеченные приемы и способы достижения цели, не возникают ли трудности и не нуждается ли школьник в помощи;

8. учитель должен предоставить ученику самостоятельность в такой индивидуальной и возрастной форме, которая бы способствовала повышению уровня ответственности и уверенности в себе.

Индивидуализация обучения - важнейшая особенность работы в классах спецкоррекции. Индивидуальная работа предполагает изучение личности школьника, определение в соответствии с этим стратегии работы, выбор предлагаемых учащемуся заданий, осуществление обратной связи и соответствующая корректировка выбранной стратегии.

Формированию социальных мотивов учения способствует групповая работа школьников, как на уроках, так и внеклассных мероприятиях. Формирование познавательных мотивов через учебную деятельность происходит в том случае, когда эта деятельность приносит положительные чувства. И здесь хочется выделить два основных пути:

во первых - создание ситуации успеха (например: предложение ребенку посильных заданий, выполнение которых приносит удовлетворение, похвала учителя)

во вторых - использование игровых методик, т.к. игровая деятельность для ребенка с ЗПР остается предпочтительной и в подростковом возрасте.

Основным резервом формирования всех видов учебно-познавательных мотивов является активизация учебной деятельности школьников. Активизация может осуществляться в различных формах учебной работы. Наиболее приемлемой для классов спецкоррекции VII вида является учебная деятельность под руководством учителя, когда компоненты учебной деятельности выполняются и осознаются с помощью учителя.

В средних классах спецкоррекции для развития положительной мотивации желательно сформировать следующие приемы самостоятельной работы учащихся:

приемы смысловой переработки текста, выделение в учебном материале исходных идей, принципов, законов;

приемы культуры чтения и культуры слушания (выписки, план, тезис);общие приемы запоминания; приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование школьниками разных видов самоконтроля; общие приемы поиска дополнительной информации.

Следует заметить, однако, что сформировать в полной мере данные приемы у всех учащихся не представляется возможным. В этом случае также требуется индивидуальный подход. Предлагая самостоятельную работу, учитель наблюдает за ходом ее выполнения и осуществляет руководство в той степени, которая необходима, чтобы поддержать деятельность ученика. Для того, чтобы обеспечить усвоение учащимися классов спецкоррекции хотя бы необходимого минимума знаний и умений по предмету (уровня функциональной грамотности), обучение должно быть направленно на развитие познавательной сферы личности (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения).

Сенсорное развитие.

Сенсорное развитие способствует психическому развитию ребенка в целом. Это использование наглядных материалов, технических средств обучения, проведение несложных практических работ, позволяющих "пощупать", "подвигать" изучаемый объект. Используемые пособия должны быть разнообразны по характеру, форме, цвету, размеру.

Развитие восприятия.

У большинства учащихся коррекционных классов восприятие слабо развито (особенно такие свойства, как осмысленность, обобщенность, целостность; специальные виды восприятия: пространства, движения, времени). Развитие восприятия может осуществляться через формирование умения наблюдать. Условиями успешного овладения методом наблюдения являются постановка цели, выработка и следование плану конкретного наблюдения. Развитию целостного восприятия соответствуют задания на узнавание предмета по совокупности частей и элементов его; узнаванию предмета по немногим характерным признакам; выделение существенных признаков изображения; развитие умения образно сравнивать.

Развитие памяти.

Для учащихся классов спецкоррекции характерны различные нарушения памяти, в первую очередь малый объем и прочность. Работа по воспитанию памяти школьника, включающая три момента: запоминание, сохранение и воспроизведение запомненного, осуществима в рамках учебного процесса. Для улучшения запоминания нужно акцентировать внимания учащихся на материале, который необходимо запомнить; использовать "включение" различных видов памяти через различные виды учебной деятельности: слушание, чтение, запись, наблюдение. Для сохранения запомненного необходимо:

1) осознание учеником важности заучиваемого материала;

2) повторение.

При работе в коррекционных классах необходимо использовать все виды повторения:

 вводное (в начале года с целью восстановления знаний в памяти учащихся после длительного повторения);

 текущее повторение (повторение на каждом уроке основных элементов материала предыдущего для того, чтобы зафиксировать их в долговременной памяти, а также ранее изученного материала, необходимого для восприятия нового);

 периодическое повторение (повторение, проводимое на определенных этапах изучения курса – это обобщающее повторение, организуемое после изучения определенной темы, а также повторение, проводимое на заключительном этапе изучения материала раздела курса);

 заключительное (в конце учебного года).

Условиями успешного проведения повторения являются: Создание разнообразия при повторении, состоящее в изменении способов и приемов повторения. Развитие мышления.

Как уже отмечалось, для учащихся коррекционных классов характерны практическое и наглядно-образное мышление. Однако у учащихся среднего звена для обеспечения усвоение знаний необходимо сформировать хотя бы элементы теоретического мышления: понятий, суждений, умозаключений, установление причинно-следственных связей. Осмысление определения понятия: умение выделить род и видовые отличительные признаки, определить категориальную принадлежность понятия - сложная мыслительная деятельность. Необходимо при введении понятий опираться на имеющиеся у учащихся виды мышления, используя наглядность, наблюдая как можно больше примеров, проявлений определяемого понятия, использовать деятельностный подход.

Необходимую сторону каждого вида учебной деятельности составляет внимание.

Характерные нарушения внимания у учащихся классов спецкоррекции VII вида: низкий объем, неустойчивость; плохая

переключаемость. Включение непроизвольного внимания возможно через использование необычных наглядных средств, изменения

темпа изложения и др. Для выработки произвольного внимания используется практическая деятельность учащихся: конспектирование, объяснения учителя или текста учебника при чтении, создание рабочей настроенности. Например, организационный момент в начале урока всегда начинается с записи числа и темы урока учителем на доске, учеником в тетради, т.к. учащиеся классов коррекции имеют низкую устойчивость внимания (даже обучающиеся в старших классах среднего звена), в течение урока необходимо менять виды деятельности школьников. Устное объяснение учителя не должно быть длинным (не более 15 мин.), и проводиться в форме беседы.

Отметим теперь некоторые характерные особенности процесса обучения в классах спецкоррекции. Поскольку в настоящее время не разработаны учебные программы и учебные пособия для специальных коррекционных классов VII вида необходима адаптация содержания обучения по данному предмету: программы, материала учебника, составление дидактических материалов, в т.ч. для контроля знаний учащихся. При этом учитель должен четко выделить элементы содержания учебного материала, усвоение которого всеми учащимися необходимо добиваться, определить различные виды как можно больше примеров, проявлений определяемого понятия, использовать деятельностный подход. Основными методами обучения в классах спецкоррекции VII вида, являются объяснительно - иллюстративный и репродуктивный методы. Для активизации мыслительной деятельностиможно частично использовать метод проблемного изложения и некоторые элементы развивающего обучения.

Основной тип урока - комбинированный, на котором ставится сразу несколько дидактических целей. Новый материал необходимо "подавать малыми порциями", предваряя его повторением ранее изученного, и закреплять, используя разные виды деятельности учащихся: на каждом уроке ученики должны слушать, читать, писать, говорить. Важное место в познавательной деятельности учащихся занимают работа с книгой и работа с тетрадью. Для учащихся с ЗПР, имеющих малый объем памяти, умение работать с учебной и справочной литературой важно не только для успешного усвоения школьной программы, но и для последующего успешного обучения, подготовки к профессиональной деятельности. Не менее важна работа с тетрадью - запись с доски или из учебника основных элементов изучаемого материала организует работу учащихся, концентрирует внимание; грамотно выполненные и оформленные записи в тетради являются опорой при повторении (припоминании) материала и, наконец, эти записи представляют для ребенка видимый результат его труда, способствуют созданию ситуации успеха. Планируя урок, учитель должен предусмотреть несколько вариантов его проведения, т.к. готовность учащихся к уроку, их работоспособность сильно зависит от внешних факторов. Очень важен организационный момент. Урок начинается с привычной механической работы, выполняемой по "инструкциям учителя": открыли тетради, записали число, тему урока (тема должна быть записана на доске) и т.п. В это время учителем должен определить готовность учеников к уроку и, в соответствии с этим, строить дальнейшую работу.

Домашние задания к каждому уроку должны быть небольшими по объему и не требующими усиленной мыслительной работы: заучить формулировку закона, определение; выписать из учебника образец решения задачи, зарисовать схему прибора с пояснениями, закончить решение задачи, заполнение таблицы и т.д. По желанию, учащимся можно предложить задания творческого характера - написание рефератов на темы, связанные с историей науки, практического применения ее достижений (т.е. описательного характера), составление кроссвордов и т.д.

Изменения, внесенные в рабочую программу для 9 класса С учетом особенностей учащихся классов спецкоррекции и существующих рекомендаций для коррекционных классов, планами предусмотрены вводные уроки, резервные часы для повторения слабо усвоенных тем и решения задач.

Учащимся предоставляется право выбора варианта. Задания для итогового контроля выбираются в соответствии с бразцами заданий для проверки достижения требований к уровню подготовки выпускников, причем объем заданий невысокой сложности преобладает.

При работе с текстом учебника используются специальные задания:

1) адаптированные вопросы для самостоятельной работы;

2) таблицы с пропусками;

3) составление вопросов к выделенным элементам текста и т.д..

При проведении лабораторных работ целесообразно использовать образцы для оформления работы.

Для повышения интереса к учебе используются нетрадиционные методические приемы отработки умений и навыков, в т.ч. включающие игровые элементы.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования трудовой подготовки.

Так, как программа адаптирована для учащихся с ЗПР, то в первую очередь, это касается соотнесения объема изучаемого материала, его содержания с точки зрения доступности пониманию особого ребенка.

Для учеников уменьшены требования при оценивании проверочных работ, зачетных работ и предоставляется консультирование учителем во время проведения практических работ. Приоритетными объектами изучения в курсе трудовой подготовки основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс.



Программа адаптирована к VII виду обучения. Разделы: «Медицинские технологии», «Технологии в области электроники» заменены на раздел «Художественно-прикладное творчество». Увеличено количество часов на разделы: «Профессиональное самоопределение», «Исследовательская и созидательная деятельность»

Таблица распределения количества часов


Модуль, раздел

Количество учебных часов

Всего часов

Практические уроки

Теоретические уроки

1

1. Социальные технологии

4 часа

6 часов

10 часов

2

2. Закономерности технологического развития цивилизации

4 часа

4 часа

8 часов

3

3. Профессиональное самоопределение

8 часов

10 часов

18 часа

4

4. Художественно- прикладное творчество

7 часов

3 часа

10 часов

5

5. Исследовательская и созидательная деятельность

16 часов

4 часа.

20 часов

6

6. Резервное время


2 часа



ИТОГО


39 часов

29 часа


68 часов




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


  1. Раздел: «Социальные технологии»

Тема: Специфика социальных технологий Специфика социальных технологий. Сферы примения социальных технологий. Социальные технологии, применяемые при межличностной и межгрупповой коммуникации, при публичной и массовой коммуникации.

Самостоятельная работа. Поиск информации о социальных технологиях, применяемых в XXI в.,и профессиях, связанных с реализацией социальных технологий.

Тема: Социальная работа. Сфера услуг Социальная работа, её цели. Виды социальной работы с конкретными группами населения. Принципы социальной работы. Услуги сферы обслуживания, социальной сферы. Самостоятельная работа «Социальная помощь»

Тема:: Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология

Технологии работы с общественным мнением. Источники формирования и формы выражения общественного мнения. Социальные сети как технология. Содержание социальной сети. Элементы негативного влияния социальной сети на человека.

Практическая работа. Оценка уровня общительности. Самостоятельная работа. Поиск и изучение информации о социальных сетях, поисковых системах,сервисах мгновенного обмена сообщениями, которые в настоящее время являются самыми посещаемыми в России


Тема: Технологии в сфере средств массовой информации Средства массовой информации (коммуникации) СМИ (СМК). Классы средств массовой информации. Технологии в сфере средств массовой информации. Элементы отрицательного воздействия

СМИ на мнение и поведение людей. Информационная война.

2. Раздел: « Закономерности технологического развития цивилизации»

Тема: Управление в современном производстве Инновационные предприятия. Трансфер технологий

Технологическое развитие цивилизации. Цикличность развития. Виды инноваций. Инновационные

развития цивилизации. Трансфер технологий, формы трансфера. Самостоятельная работа. Поиск информации

в Интернете о циклах технологического и экономического развития России, закономерностях такого развития информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания

Тема: Современные технологии обработки материалов

Современные технологии обработки материалов (электроэрозионная, ультразвуковая, лазерная, плазменная), их достоинства, область применения. Самостоятельная работа. Поиск информации в Интернете о современных технологиях обработки материалов: ультразвуковая резка и ультразвуковая сварка; лазерное легирование, лазерная сварка, лазерная гравировка; плазменная наплавка и сварка, плазменное бурение горных пород

Тема: Роль метрологии в современном производстве. Техническое регулирование

Метрология. Метрологическое обеспечение, его технические основы. Техническое регулирование, его направления. Технический регламент. Принципы стандартизации. Сертификация продукции. Практическая работа. Знакомство с контрольно-измерительными инструментами и приборами. Самостоятельная работа. Поиск информации в Интернете о мерах длины, применявшихся в Древнем мире, на Руси.


3. Раздел: «Профессиональное самоопределение»

Выбор профессии в зависимости от интересов, склонностей и способностей человека. Востребованность профессии. Понятие «рынок труда». Понятия «работодатель», «заработная плата». Основные компоненты, субъекты, главные составные части и функции рынка труда. Практическая работа. Подготовка к образовательному путешествию в службу занятости населения. Изучение групп предприятий региона проживания Классификация профессий Понятие «профессия». Классификация профессий в зависимости от предмета труда (по Е. А. Климову), целей труда, орудий труда, условий труда. Профессиональные стандарты. Цикл жизни профессии. Практические работы. Подготовка к образовательному путешествию в учебное заведение. Поиск информации в Интернете о новых перспективных профессиях Изучать информацию о путях получения профессий в учебных заведениях региона проживания. Выполнять поиск информации в Интернете о новых перспективных профессиях. Сохранять информацию в форме описания, схем, фотографий и др. «Профессиональные интересы, склонности и способности» Понятия «профессиональные интересы», «склонности», «способности». Методики выявления склонности к группе профессий, коммуникативных и организаторских склонностей. Образовательная траектория человека. Практические работы. Обсуждение результатов образовательного путешествия в учебное заведение. Выявление склонности к группе профессий. Выявление коммуникативных и организаторских склонностей. Профессиональные пробы. Выбор образовательной траектории

Раздел « Художественно- прикладное творчество»

Умения и навыки по декоративно-прикладному творчеству позволяют

обучающимся самостоятельно изготавливать одежду, предметы быта, развивают интерес,

эстетический вкус и творческие способности.

Ручное вязание – прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Оно постоянно развивается и совершенствуется.

Суть обучения такова, что после знакомства со свойствами пряжи и основными приемами вязания каждый обучающийся приступает к вязанию изделия. Одновременно с выполнением конкретной модели, изучается техника вязания. Коллективные занятия позволяют воспитывать творчество, взаимовыручку и взаимопроверку практических навыков. Изучение раздела имеет экономическое значение для девочек как для будущих хозяек, приносит большую пользу, развивает фантазию, склонность к изобретательству.

Раздел: «Технологии творческой и опытнической деятельности»

Под творческим проектом понимается самостоятельная творчески за­вершенная работа, выполненная под руководством учителя. Работа над проектом включает в себя составление обосно­ванного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы дея­тельности по маркетингу (изучению спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Результаты проектной деятельности должны поэтапно -фик­сироваться в виде описания и обоснования выбора цели дея­тельности с учетом экономического, экологического и со­циального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования, а также изделия, готового к вне­дрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих рабочих и уточненных материалов и го­тового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников. Использование метода проектов позволяет на деле реализо­вать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. Работа над проектом в творческом коллективе дает возмож­ность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намечен­ные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаи­вании и в то же время доброжелательность при всех обстоя­тельствах

Можно выделить следующие этапы выполнения проекта:

1)выбор темы проектного задания с учетом анализа потребно­стей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т. д.;

2)оценка интеллектуальных, материальных и финансовых воз­можностей, необходимых для выполнения проекта, спектра пер­воначальных идей для разрешения проблемы противоречия между потребностями и возможностями деятельности;

3) сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы, обращение к банку данных, интернету;

4) разработка идей выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений;

5) планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности: оценка качества выполненной работы, защита проекта.

Обучающийся научится:

·         Обосновывать тему творческого проекта;

·         Искать и изучать информации по проблеме, формировать базу данных;

·         Выполнять проект и анализировать результат работы;

·         Оформлять пояснительную записку и проводить презентацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

·         Разрабатывать несколько вариантов решения проблем;

·         Выбирать лучший вариант

·         Готовить необходимую документацию с использованием ПК

Резервное время


Календарно-тематическое планирование



№ урока

Название раздела, темы

Количество часов


Дата

Теоретическое занятие

Практика

Контрольное занятие

примечание


По плану

По факту

1

2

3

4

5

6

7

8

9


1. Социальные технологии-10 часов


1,2

Вводное занятие. Специфика социальных технологий

2 ч.



2





3,4

Социальная работа. Сфера услуг

2 ч.




2




5,6

Технологии работ с общественным мнением.

2 ч.




1

1



7,8

Социальные сети как технологии

2 ч.




1

1



9,10

Технологии в сфере средств массовой информации

2 ч.




1

1



2

Закономерности технологического развития цивилизации 8 часов

1112

Управление в современном производстве. Инновационные предриятия


2 ч.






2




1314

Современные технологии обрабтки материалов

2 ч.



2




1516

Роль метрологии в современном производстве

2 ч.




1

1



1718

Практическая работа «Знакомство с контрольно-измерительными приборами»

2 ч.




1

1



3 Профессиональное самоопределение – 18 часов

1920

Внутренний мир человека и возможности его познания

2 ч.


1

1


Сделать 3 цветных зарисовки, автопортрет, «Дом-дерево-человек»

21


Представление о себе и проблеме выбора профессии

1 ч.




1



22

Многообразие мира профессий

1ч.




1



Подготовить выступления по профессиям


23

Интересы и склонности в профессиональном становлении

1 ч.




1



Выучить термины, работа с профессиограммами


24


Возможности личности в профессиональной деятельности



1



Выучить термины


2526

Анализ профессий

2ч.




1

1


Выступления о профессиях


27

28

Способности, условия проявления и развития их

2ч.




1

1


Составить профессиональную родословную


29-31

Свойства нервной системы, характер и темперамент

3ч.




1

2


Написать небольшой рассказ «Выработка индивидуального стиля деятельности»


32

33

Здоровье и выбор профессии

2 ч.




1

1


Подготовить сообщения на темы: «Укрепление здоровья», «Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы»

3436

Подготовка к профессиональной деятельности

3ч.





3


Выучить термины, подготовить выступление об учебных заведениях области


4

Художественно- прикладное творчество 10 часов

37




38

Основные элементы вязания крючком



Вязание полотна

.

1



1




1



1










3940



Техника филейного вязания

Составление схем для филейного вязания


1

1



1

1



41-45

Выполнение изделия

5




5



46

Оформление изделия

1




1



5

Творческий проект – 20 часов.

47




48

49


50--60


61




62

63--65

66

6768

1. Организационно-подготовительный этап.

1.1.Поиск и обоснование проблемы.

1.2.Выбор и обоснование проекта

1.3.Разработка алгоритма ТП.

2. Технологический этап

2.1.Выполнение технологических операций, соблюдение ПТБ, культуры труда.

3. Заключительный этап

3.1.Подготовка пояснительной записки


3.2.Экономическое обоснование.

3.3.Подготовка презентации



3.4.Защита (презентация ТП).

Резервное время



1


1

1


11




1



1

3



1

2





1

1

1







11



Итого 34 занятия 68 часов




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!