СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы коррекционных занятий с обучающимися с РАС (1-4 кл) в средней общеобразовательной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа коррекционных занятий с обучающимися с РАС (1-4 кл) в средней общеобразовательной школе

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы коррекционных занятий с обучающимися с РАС (1-4 кл) в средней общеобразовательной школе»


Согласовано» Утверждаю»

Заместитель директора по УВР Директор школы

_____________Кривенкова Е.Л. ______________Н.В.Котова

Приказ №200 от 31.08.2020



Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Знаменская средняя общеобразовательная школа»

Орловского района Орловской области






Рабочая программа

по курсу

«Коррекционно-развивающие занятия

учителя-дефектолога с обучающимися с нарушением интеллекта

(расстройства аутистического спектра)»

в 1-4 классах





















Пояснительная записка

Дети с РАС имеют специфические трудности переработки и организации информации, ведущие к нарушению формирования картины мира в целом, особенности восприятия информации и как следствие трудности мыслительных операций и асинхронность, мозаичность развития всех остальных психических процессов. Более явные из их: пространственно- временные; слуховое восприятие, внимание; переключение; быстрота реакции; формирование выводов, причинно-следственных связей.

Программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом особенностей психики учащихся школы с расстройствами аутистического спектра. Она включает в себя практический материал, стимулирующий познавательное, личностное и социальное развитие детей с интеллектуальными нарушениями.

Программа разработана на 4 года обучения для 1,2,3,4 классов.

Основная цель программы: коррекция и развитие познавательной деятельности в динамике образовательного процесса, продуктивного взаимодействия.

Задачи программы:

  • осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений,

  • подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы - дефектолога в соответствии с программным содержанием,

  • всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов школьников,

  • развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;

  • развитие пространственно-временных представлений и ориентации;

  • развитие мыслительных операций;

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и последовательность событий.

Методы и приемы коррекционной работы направлены на формирование и коррекцию устной речи, развитие психических процессов и познавательной деятельности. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания и памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков.


Общая характеристика программы

Для обучающихся с РАС необходим комплексный и систематический подход в коррекции и развитии высших психических функций. В целях реализации такого интегративного подхода необходима преемственность в содержании образования и коррекционного блока занятий.

При расстройствах аутистического спектра в первую очередь страдает внимание. Фиксируется сужение объёма внимания, нарушение концентрации и переключаемости.

Память обладает рядом особенностей: информация запоминается выборочно и не структурированно, хаотично. Воспроизведение её отличается спонтанностью и несоблюдением социальной ситуации, в которой находится ребёнок. Объём запоминаемой информации может быть велик.

Проявления речевых расстройств многообразны и отличаются степенью выраженности: от отсутствия речи (остаются отдельные вокализации, звукоподражания, эхолалии/эхофразии без обращений) до способности самостоятельно использовать устную и письменную речь. К особенностям речевого развития относятся: нарушение коммуникативной функции речи, стереотипность речи, склонность к неологизмам, нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (интонация, темп, ритм и т.д.)

Мышление чрезвычайно субъективно, оторвано от реальной жизни, формируется вокруг личного опыта ребёнка. Все полученные знания детям затруднительно применить вне контекста учебной ситуации.

Отмечается снижение или отсутствие познавательной, исследовательской активности в целом.

Уникальность ребенка состоит из перечисленных выше особенностей, выраженных в разной степени, которые следует учитывать при обучении данных детей.

Место коррекционной программы в учебном плане

Программа коррекционно-развивающих занятий является одним из звеньев целостного коррекционного педагогического процесса, решает задачи развития познавательной сферы в целом, а также профилактики дезадаптации и включения детей в социум.

Программа рассчитана на 4 года обучения для 1,2,3,4 классов, 34 часа в год для каждого.

Форма проведения занятий, включение в них компонентов игротерапии, сказкотерапии, изотерапии даёт учителю – дефектологу возможность изучения познавательной, личностной сфер учащихся, их наиболее типичных поведенческих реакций. Тем самым реализуется один из главных принципов дефектологической работы – принцип единства диагностики и коррекции. В целом, программа коррекционно-развивающих занятий обеспечивает развитие, коррекцию познавательных процессов и поведения детей с расстройствами аутистического спектра с целью дальнейшей их социализации.

В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, арттерапевтические, нейропсихологические, современные компьютерные и информационные технологии.



Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения программы включают в себя достижение учащимися с нарушением интеллекта как личностные, так и предметные результаты.

Предметные результаты освоения программы предполагают освоение учащимися знаний и умений, готовность их практическому применению. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех учащихся. Минимальный уровень является обязательным для всех детей с нарушениями интеллекта.


Предметные результаты для 1 класса (первый год обучения):

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Формирование умения дать название предмета; умение собирать разрезанные картинки на 5-6 частей.


Формирование умения писать элементы букв; умение определять цвет и форму предметов.


Предметные результаты для 2 класса (второй год обучения):

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Формирование умения дать название предмета; умение собирать разрезанные картинки на 5-6 частей.


Формирование умения писать элементы букв; умение определять цвет и форму предметов.


Предметные результаты для 3 класса (третий год обучения):

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Формирование умения писать элементы букв; умение определять цвет и форму предметов

Формирование умения дать название предмета; сходство и различие предметов; понятия — слева, справа, перед, за.



Предметные результаты для 4 класса (четвертый год обучения):

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Формирование умения дать название предмета; сходство и различие предметов; понятия — слева, справа, перед, за.


Формирование умения анализировать простые закономерности; выделять фигуры из фона; запоминать 3-5 предметов без учета месторасположения.



Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) овладение социально-­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Содержание программы

Введение

Формирование эмоционального отношения к занятиям.

Сенсорное и сенсомоторное развитие

Развивать тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов. Развитие тактильные ощущений. Распознавания предметов различных форм и поверхностей (в соответствии с возрастом). Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ. Развитие тонкости и целенаправленности движений.

Развитие речи

Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму, активизация моторно-двигательной артикуляции. Чтение сказок, упражнения дляформирования правильного произношения звуков, слогов, слов.

Развитие памяти

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов ( без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”).

Развитие внимания

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.

Итоговое повторение

Тематический план

1 класс

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям.

1

Сенсорное и сенсомоторное развитие

10

Развитие мелкой моторики

4

Тактильно-двигательное восприятие

2

Восприятие формы, величины

2

Восприятие цвета

2

Развитие речи

6

Формирование активного словаря

2

Формирование навыков обучения чтению и письму

1

Активизация моторно-двигательной артикуляции

1

Чтение сказок. Оценка поступков героев

2

Развитие памяти

8

Развитие прочности запоминания словесного материала

3

Упражнения на запоминание различных предметов

2

Игры на развитие памяти и объема памяти

8

Развитие внимания

8

Составление простых узоров из карточек по образцу

3

Знакомство с игрой “Муха” 1-й уровень

2

Игры на развитие внимания

3

Итоговое повторение

1



2 класс

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям.

1

Сенсорное и сенсомоторное развитие

10

Развитие мелкой моторики

2

Тактильно-двигательное восприятие

2

Восприятие формы, величины, цвета

2

Развитие зрительного восприятия

2

Развитие слухового восприятия

2

Развитие речи

6

Формирование активного словаря

2

Формирование навыков обучения чтению и письму

2

Активизация моторно-двигательной артикуляции

1

Упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов

1

Развитие памяти

10

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти

2

Активизация зрительной и слуховой памяти

2

Развитие двигательной и вербальной память

2

Упражнения на запоминание различных предметов

2

Игры на развитие памяти

2

Развитие внимания

6

Развитие навыков сосредоточения внимания

1

Развитие навыков устойчивости внимания

1

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах

1

Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу)

1

Составление простых узоров из карточек по образцу

1

Игра “Муха”1-й уровень

1

Итоговое повторение

1

3 класс

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям.

1

Сенсорное и сенсомоторное развитие

6

Тактильно-двигательное восприятие

1

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

2

Развитие зрительного восприятия

1

Восприятие особых свойств предметов

1

Развитие слухового восприятия

1

Восприятие пространства, времени

1

Развитие речи

6

Формирование активного словаря

2

Формирование навыков обучения чтению и письму

2

Активизация моторно-двигательной артикуляции

2

Развитие памяти

10

Активизация зрительной памяти

2

Активизация слуховой памяти

2

Развитие двигательной и вербальной память

2

Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания

1

Развитие прочности запоминания словесного материала

2

Упражнения на запоминание различных предметов

1

Развитие внимания

10

Развитие навыков сосредоточения внимания

2

Развитие навыков устойчивости внимания

2

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах

2

Графический диктант с выявлением закономерностей

2

Знакомство с игрой “Муха” 2-й уровень

2

Итоговое повторение

1



4 класс

Тема

Кол-во часов

Введение

1

Формирование эмоционального отношения к занятиям.

1

Сенсорное и сенсомоторное развитие

6

Развитие мелкой моторики

1

Тактильно-двигательное восприятие

1

Развитие зрительного восприятия

1

Восприятие особых свойств предметов

1

Развитие слухового восприятия

1

Восприятие пространства и времени

1

Развитие речи

4

Формирование активного словаря

2

Упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов

2

Развитие восприятия и воображения

8

Развитие пространственной ориентировки, восприятие глубины и объема, выделение фигуры из фона

2

Формирование элементов конструктивных навыков и воображения

1

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за)

2

Развитие ассоциативного мышления через эмоции и музыку

1

Развитие восприятия чувств других  людей

1

Изменение красок окружающего мира со сменой времени года

1

Развитие памяти

8

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти

1

Активизация зрительной и слуховой памяти

1

Развитие двигательной и вербальной память

1

Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания

2

Развитие прочности запоминания словесного материала

2

Упражнения на запоминание различных предметов

1

Развитие внимания

8

Развитие навыков сосредоточения внимания

1

Развитие навыков устойчивости внимания

1

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах

2

Графический диктант с выявлением закономерностей

2

Составление простых узоров из карточек по образцу

1

Знакомство с игрой “Муха”-2-й уровень

1

Итоговое повторение

1


Материально-техническое обеспечение реализации программы

Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации программы. Оно должно соответствовать особым образовательным нуждам обучающихся.

В ходе изучения данного курса необходимо применять:

- учебно-методический комплекс, включающий в себя тексты, адаптированные для восприятия учащихся с нарушением интеллекта, наборы игр и упражнений,

- комплексные программы развития познавательной сферы и личности;

- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями, диагностические и коррекционные методики);

- электронные образовательные ресурсы (учебные фильмы, презентации, изображения) и т.д.

Для реализации программы применяются современные образовательные технологии, компьютерные технологии, целый набор аудивизуальных средств обучения (фильмы, видеопрезентации, аудиозаписи и т.д.), технические средства необходимые для коррекционно-развивающего процесса (песочная терапия, стимульный материал различной модальности).










Скачать

© 2020 216 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!