Согласовано» Утверждаю»
Заместитель директора по УВР Директор школы
_____________Кривенкова Е.Л. ______________Н.В.Котова
Приказ №200 от 31.08.2020
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Знаменская средняя общеобразовательная школа»
Орловского района Орловской области
Рабочая программа
по курсу
«Коррекционно-развивающие занятия
учителя-дефектолога с обучающимися с нарушением интеллекта
(расстройства аутистического спектра)»
в 1-4 классах
Пояснительная записка
Дети с РАС имеют специфические трудности переработки и организации информации, ведущие к нарушению формирования картины мира в целом, особенности восприятия информации и как следствие трудности мыслительных операций и асинхронность, мозаичность развития всех остальных психических процессов. Более явные из их: пространственно- временные; слуховое восприятие, внимание; переключение; быстрота реакции; формирование выводов, причинно-следственных связей.
Программа коррекционно-развивающих занятий составлена с учётом особенностей психики учащихся школы с расстройствами аутистического спектра. Она включает в себя практический материал, стимулирующий познавательное, личностное и социальное развитие детей с интеллектуальными нарушениями.
Программа разработана на 4 года обучения для 1,2,3,4 классов.
Основная цель программы: коррекция и развитие познавательной деятельности в динамике образовательного процесса, продуктивного взаимодействия.
Задачи программы:
осуществление диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений,
подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы - дефектолога в соответствии с программным содержанием,
всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов школьников,
развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;
развитие пространственно-временных представлений и ориентации;
развитие мыслительных операций;
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и последовательность событий.
Методы и приемы коррекционной работы направлены на формирование и коррекцию устной речи, развитие психических процессов и познавательной деятельности. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания и памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков.
Общая характеристика программы
Для обучающихся с РАС необходим комплексный и систематический подход в коррекции и развитии высших психических функций. В целях реализации такого интегративного подхода необходима преемственность в содержании образования и коррекционного блока занятий.
При расстройствах аутистического спектра в первую очередь страдает внимание. Фиксируется сужение объёма внимания, нарушение концентрации и переключаемости.
Память обладает рядом особенностей: информация запоминается выборочно и не структурированно, хаотично. Воспроизведение её отличается спонтанностью и несоблюдением социальной ситуации, в которой находится ребёнок. Объём запоминаемой информации может быть велик.
Проявления речевых расстройств многообразны и отличаются степенью выраженности: от отсутствия речи (остаются отдельные вокализации, звукоподражания, эхолалии/эхофразии без обращений) до способности самостоятельно использовать устную и письменную речь. К особенностям речевого развития относятся: нарушение коммуникативной функции речи, стереотипность речи, склонность к неологизмам, нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи (интонация, темп, ритм и т.д.)
Мышление чрезвычайно субъективно, оторвано от реальной жизни, формируется вокруг личного опыта ребёнка. Все полученные знания детям затруднительно применить вне контекста учебной ситуации.
Отмечается снижение или отсутствие познавательной, исследовательской активности в целом.
Уникальность ребенка состоит из перечисленных выше особенностей, выраженных в разной степени, которые следует учитывать при обучении данных детей.
Место коррекционной программы в учебном плане
Программа коррекционно-развивающих занятий является одним из звеньев целостного коррекционного педагогического процесса, решает задачи развития познавательной сферы в целом, а также профилактики дезадаптации и включения детей в социум.
Программа рассчитана на 4 года обучения для 1,2,3,4 классов, 34 часа в год для каждого.
Форма проведения занятий, включение в них компонентов игротерапии, сказкотерапии, изотерапии даёт учителю – дефектологу возможность изучения познавательной, личностной сфер учащихся, их наиболее типичных поведенческих реакций. Тем самым реализуется один из главных принципов дефектологической работы – принцип единства диагностики и коррекции. В целом, программа коррекционно-развивающих занятий обеспечивает развитие, коррекцию познавательных процессов и поведения детей с расстройствами аутистического спектра с целью дальнейшей их социализации.
В ходе обучения применяются коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, арттерапевтические, нейропсихологические, современные компьютерные и информационные технологии.
Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения программы включают в себя достижение учащимися с нарушением интеллекта как личностные, так и предметные результаты.
Предметные результаты освоения программы предполагают освоение учащимися знаний и умений, готовность их практическому применению. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех учащихся. Минимальный уровень является обязательным для всех детей с нарушениями интеллекта.
Предметные результаты для 1 класса (первый год обучения):
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Формирование умения дать название предмета; умение собирать разрезанные картинки на 5-6 частей. | Формирование умения писать элементы букв; умение определять цвет и форму предметов. |
Предметные результаты для 2 класса (второй год обучения):
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Формирование умения дать название предмета; умение собирать разрезанные картинки на 5-6 частей. | Формирование умения писать элементы букв; умение определять цвет и форму предметов. |
Предметные результаты для 3 класса (третий год обучения):
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Формирование умения писать элементы букв; умение определять цвет и форму предметов | Формирование умения дать название предмета; сходство и различие предметов; понятия — слева, справа, перед, за. |
Предметные результаты для 4 класса (четвертый год обучения):
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Формирование умения дать название предмета; сходство и различие предметов; понятия — слева, справа, перед, за. | Формирование умения анализировать простые закономерности; выделять фигуры из фона; запоминать 3-5 предметов без учета месторасположения. |
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) осознание себя как гражданина России;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Содержание программы
Введение
Формирование эмоционального отношения к занятиям.
Сенсорное и сенсомоторное развитие
Развивать тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов. Развитие тактильные ощущений. Распознавания предметов различных форм и поверхностей (в соответствии с возрастом). Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ. Развитие тонкости и целенаправленности движений.
Развитие речи
Формирование активного словаря, навыков обучения чтению и письму, активизация моторно-двигательной артикуляции. Чтение сказок, упражнения дляформирования правильного произношения звуков, слогов, слов.
Развитие памяти
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти. Упражнения на запоминание различных предметов ( без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”).
Развитие внимания
Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.
Итоговое повторение
Тематический план
1 класс
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям. | 1 |
Сенсорное и сенсомоторное развитие | 10 |
Развитие мелкой моторики | 4 |
Тактильно-двигательное восприятие | 2 |
Восприятие формы, величины | 2 |
Восприятие цвета | 2 |
Развитие речи | 6 |
Формирование активного словаря | 2 |
Формирование навыков обучения чтению и письму | 1 |
Активизация моторно-двигательной артикуляции | 1 |
Чтение сказок. Оценка поступков героев | 2 |
Развитие памяти | 8 |
Развитие прочности запоминания словесного материала | 3 |
Упражнения на запоминание различных предметов | 2 |
Игры на развитие памяти и объема памяти | 8 |
Развитие внимания | 8 |
Составление простых узоров из карточек по образцу | 3 |
Знакомство с игрой “Муха” 1-й уровень | 2 |
Игры на развитие внимания | 3 |
Итоговое повторение | 1 |
2 класс
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям. | 1 |
Сенсорное и сенсомоторное развитие | 10 |
Развитие мелкой моторики | 2 |
Тактильно-двигательное восприятие | 2 |
Восприятие формы, величины, цвета | 2 |
Развитие зрительного восприятия | 2 |
Развитие слухового восприятия | 2 |
Развитие речи | 6 |
Формирование активного словаря | 2 |
Формирование навыков обучения чтению и письму | 2 |
Активизация моторно-двигательной артикуляции | 1 |
Упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов | 1 |
Развитие памяти | 10 |
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти | 2 |
Активизация зрительной и слуховой памяти | 2 |
Развитие двигательной и вербальной память | 2 |
Упражнения на запоминание различных предметов | 2 |
Игры на развитие памяти | 2 |
Развитие внимания | 6 |
Развитие навыков сосредоточения внимания | 1 |
Развитие навыков устойчивости внимания | 1 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 1 |
Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу) | 1 |
Составление простых узоров из карточек по образцу | 1 |
Игра “Муха”1-й уровень | 1 |
Итоговое повторение | 1 |
3 класс
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям. | 1 |
Сенсорное и сенсомоторное развитие | 6 |
Тактильно-двигательное восприятие | 1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов | 2 |
Развитие зрительного восприятия | 1 |
Восприятие особых свойств предметов | 1 |
Развитие слухового восприятия | 1 |
Восприятие пространства, времени | 1 |
Развитие речи | 6 |
Формирование активного словаря | 2 |
Формирование навыков обучения чтению и письму | 2 |
Активизация моторно-двигательной артикуляции | 2 |
Развитие памяти | 10 |
Активизация зрительной памяти | 2 |
Активизация слуховой памяти | 2 |
Развитие двигательной и вербальной память | 2 |
Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания | 1 |
Развитие прочности запоминания словесного материала | 2 |
Упражнения на запоминание различных предметов | 1 |
Развитие внимания | 10 |
Развитие навыков сосредоточения внимания | 2 |
Развитие навыков устойчивости внимания | 2 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 2 |
Графический диктант с выявлением закономерностей | 2 |
Знакомство с игрой “Муха” 2-й уровень | 2 |
Итоговое повторение | 1 |
4 класс
Тема | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Формирование эмоционального отношения к занятиям. | 1 |
Сенсорное и сенсомоторное развитие | 6 |
Развитие мелкой моторики | 1 |
Тактильно-двигательное восприятие | 1 |
Развитие зрительного восприятия | 1 |
Восприятие особых свойств предметов | 1 |
Развитие слухового восприятия | 1 |
Восприятие пространства и времени | 1 |
Развитие речи | 4 |
Формирование активного словаря | 2 |
Упражнения для формирования правильного произношения звуков, слогов, слов | 2 |
Развитие восприятия и воображения | 8 |
Развитие пространственной ориентировки, восприятие глубины и объема, выделение фигуры из фона | 2 |
Формирование элементов конструктивных навыков и воображения | 1 |
Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за) | 2 |
Развитие ассоциативного мышления через эмоции и музыку | 1 |
Развитие восприятия чувств других людей | 1 |
Изменение красок окружающего мира со сменой времени года | 1 |
Развитие памяти | 8 |
Развитие объема и устойчивости визуальной памяти | 1 |
Активизация зрительной и слуховой памяти | 1 |
Развитие двигательной и вербальной память | 1 |
Работа над усвоением знаний при помощи произвольного сознательного запоминания | 2 |
Развитие прочности запоминания словесного материала | 2 |
Упражнения на запоминание различных предметов | 1 |
Развитие внимания | 8 |
Развитие навыков сосредоточения внимания | 1 |
Развитие навыков устойчивости внимания | 1 |
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах | 2 |
Графический диктант с выявлением закономерностей | 2 |
Составление простых узоров из карточек по образцу | 1 |
Знакомство с игрой “Муха”-2-й уровень | 1 |
Итоговое повторение | 1 |
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации программы. Оно должно соответствовать особым образовательным нуждам обучающихся.
В ходе изучения данного курса необходимо применять:
- учебно-методический комплекс, включающий в себя тексты, адаптированные для восприятия учащихся с нарушением интеллекта, наборы игр и упражнений,
- комплексные программы развития познавательной сферы и личности;
- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями, диагностические и коррекционные методики);
- электронные образовательные ресурсы (учебные фильмы, презентации, изображения) и т.д.
Для реализации программы применяются современные образовательные технологии, компьютерные технологии, целый набор аудивизуальных средств обучения (фильмы, видеопрезентации, аудиозаписи и т.д.), технические средства необходимые для коррекционно-развивающего процесса (песочная терапия, стимульный материал различной модальности).