Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы для кружка "Занимательная математика"»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им.А.П.Гайдара»
Рассмотрено на заседании предметной группы учителей математики, физики, информатики Руководитель ПГ _______ (Карасенко Т.Н.) «____»_________2016г. | Согласовано с заместителем директора по УВР ___________(Тищенко О.Г.) «____»_____________2016г. | Утверждено Приказ №________ от __________ Директор ______________ Т.Н.Зудова |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета | Занимательная математика |
Класс | 5-6 кл. |
Учитель | Хавиль Екатерина Сергеевна |
Срок реализации программы | 2016-2017 уч.г. |
Количество часов по учебному плану | 1 час в неделю/35 часа за год |
Планирование составлено на основе | Примерная программа по учебному предмету |
Учебник | Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие/авт.-сост.Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009. Э.Р. Нурк. Математика: Тетрадь для 6 кл. – 2-е изд. – М.: Дрофа,1997. Э.Р.Нурк. Математика: Тетрадь для 5 кл. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1997. Н.К. Винокурова, 5000 игр и головоломок для школьников, М., 1999. Шарыгин, И.Ф., Шевкин, А.В., Математика. Задачи на смекалку. 5-6 класс: Учебное пособие. – М.: «Просвещение», 1995. |
Программу составил | Хавиль Екатерина Сергеевна |
АРХАРА – 2016г
Пояснительная записка
Для системы математического образования существенное значение имеет развитие интеллектуального потенциала подрастающего поколения. При проведении уроков математики у учителя недостаточно времени, чтобы рассказывать учащимся занимательные истории, предлагать нестандартные задачи, накопленные на протяжении длительного времени. В ликвидации этого пробела определенное место может быть отведено разработанной программе, которая ориентирована на развитие математических способностей учащихся, формирование у них культуры умственного труда на основе многовековой истории математики как науки.
Программа состоит из 3 глав: «Математические и логические головоломки», «Развлечения геометрического содержания», «Математика на материале народного творчества» и включает в себя ряд независимых разделов и вопросов, которые углубляют знания учащихся, расширяют их математический кругозор. В данном курсе предусматривается обязательное выделение времени на решение задач повышенной трудности. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию наглядно-образного и абстрактного мышления, формированию навыков творческого мышления.
Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.
Актуальность курса «Занимательная математика» - необходимость реализации индивидуальных образовательных запросов, удовлетворения познавательных потребностей.
Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут учащимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят им возможность работать на уровне повышенных возможностей.
Обучение по данной программе способствует формированию новых знаний, умений, навыков, предметных компетенций в области математики и повышению общего уровня математической культуры пополнять математические знания из специальной литературы в процессе дальнейшей учёбы.
Программа рассчитана для учащихся 5 – 6 классов. Режим занятий 1 раз в неделю.
Цель курса
обеспечение индивидуальных запросов учащихся и их родителей;
повысить интерес учащихся к математике как к учебному предмету;
выявить наиболее способных к математике учащихся и оказать им помощь в подготовке к олимпиадам;
сформировать у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с научно – популярной математической литературой.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы
Предлагаемая система занятий позволит успешно решать задачи развития внимания, памяти, воображения, быстроты реакции, пробудить интерес к самому процессу познания.
Интерес программного материала у учащихся значительно повышается, если учитель предлагает им различные математические головоломки. В программе курса с учётом обязательных результатов обучения математике для учащихся данного возраста рассматриваются различные арифметические и логические головоломки.
Развитие пространственного воображения способствуют задачи геометрического содержания. Рассматриваются занимательные геометрические задачи, которые имеют прикладную направленность. Изучая вопросы геометрического содержания, учащиеся создают геометрический образ, оперируют данным образом в односложных связях и изменённых условиях. Ученики участвуют в творческом конструировании образа.
В разделе «Математика на материале народного творчества» осуществляется знакомство учащихся с разнообразными занимательными задачами, которые созданы человечеством в течение многих лет. Эти задачи на материале народного творчества являются частью духовного наследия народа.
Требования к уровню освоения содержания курса и ожидаемые результаты
Учащиеся должны иметь представление:
о математике как форме описания и методе познания действительности;
Учащиеся должны уметь:
применять приобретенные навыки в ходе решения задач, составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций, использовать символический язык алгебры, выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обнаруживать и анализировать ошибки в рассуждениях, самостоятельно работать с математической литературой; уметь проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.
Учащиеся приобретают опыт решения олимпиадных задач.
У учащихся сформированы компетентности:
готовность к самообразованию;
готовность к использованию информационных ресурсов;
готовность к социальному взаимодействию;
коммуникативная компетентность;
исследовательская компетентность;
технологическая компетентность.
Способы определения результативности
Тестирование, работа на семинарских занятиях, самостоятельная работа, результаты участия в олимпиадах разных уровней.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | |
по плану | по факту |
1 | Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей | 2 | 7.09 14.09 | |
2 | Приёмы устного счёта | 2 | 21.09 28.09 | |
3 | Числа. Четность и нечетность | 2 | 5.10 12.10 | |
4 | Переливание | 2 | 19.10 26.10 | |
5 | Взвешивание | 2 | 9.11 16.11 | |
6 | Составление выражений | 2 | 23.11 30.11 | |
7 | Головоломки и числовые ребусы | 2 | 7.12 14.12 | |
8 | Метрическая система мер | 2 | 21.12 28.12 | |
9 | Логические задачи | 2 | 18.01 25.01 | |
10 | Задачи на уравнивание | 2 | 1.02 8.02 | |
11 | Задачи на части | 2 | 15.02 22.02 | |
12 | Задачи на составление уравнений | 2 | 1.03 15.03 | |
13 | Задачи на движение | 2 | 22.03 | |
14 | Принцип Дирихле | 2 | 5.04 12.04 | |
15 | Задачи-шутки | 2 | 19.04 26.04 | |
16 | Решение олимпиадных задач | 3 | 3.05 10.05 17.05 | |
17 | Итоговое занятие | 2 | 24.05 31.05 | |
Рекомендуемая литература
С.А. Гуцанович. Занимательная математика в базовой школе: Пособие для учителей./ Мн: ТетраСистемс, 2003 – 96с.
Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений / И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М.: Дрофа, 1998. - 192 с.
Чернет П.Е. Тесты GP. Игры по составлению силуэтов; логика и конструкторская смекалка, основы геометрии и рисования, концентрация внимания, пространственное и ассоциативное мышление / П.Е. Чернет.– М.: Ось-89, 2002. - Кн.2. - 120 с.
Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 128с.
О.С. Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка.- М.: НЦ ЭНАС, 2003.
Б. М. Абдрашитов и др. Учитесь мыслить нестандартно - М.: Просвещение, 1996
А.В.Шевкин. Школьная олимпиада по математике. - М.: "ТИД" "Русское слово - РС", 2004.
А. В. Фарков. Математические олимпиады в школе. - М.: Айрис-пресс, 2003.
Школьные математические олимпиады - М.: Дрофа, 2002
Час занимательной математики - М.: Илекса, 2003
Н.К. Винокурова, 5000 игр и головоломок для школьников, М., 1999
Математические кружки в школе. 5-8 классы, А.В.Фарков., 2-е изд., М.: Айрис-пресс, 2006.
Шарыгин, И.Ф., Шевкин, А.В., Математика. Задачи на смекалку. 5-6 класс: Учебное пособие. – М.: «Просвещение», 1995.
Математические олимпиады. 5 – 6 классы: учебно - методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. / А.В., Фрадков. – М.: «Экзамен», 2006. – 189 с.
Чулков, П.В.. Математика: Школьные олимпиады: Метод. пособие. 5 – 6 кл. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2006. – 88 С.
Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М.: Наука, 1991. – 574с.
Е. В. Галкин. Нестандартные задачи по математике. Задачи логического характера, М., Просвещение,1996
Акимова С. Занимательная математика. – СПб.: «Тригон», 1997. – 608 с.
Варга Б. и др. Язык, музыка, математика. Пер. с венгр. Ю.А. Данилова. – М. Мир, 2001. – 248 с.
Игнатьев Е.И. В царстве в смекалки. – М.: Наука, 2001. – 207 с.
А.Г. Гайштут. Математика в логических упражнениях, Киев: Рад. Шк., 1985
Методическое обеспечение программы
Основными технологиями развивающего обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Огромное значение имеет принцип наглядности. Вот эти технологии и принципы обеспечивают реализацию данного курса
Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы учебных занятий: лекции, семинары, практикумы, презентации и др. формы.