СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка рабочей программы для кружка "Занимательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для кружка "Занимательная математика" для учащихся 5-6 классов.

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы для кружка "Занимательная математика"»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им.А.П.Гайдара»


Рассмотрено на заседании предметной группы учителей математики, физики, информатики

Руководитель ПГ _______

(Карасенко Т.Н.)

«____»_________2016г.

Согласовано с заместителем директора по УВР

___________(Тищенко О.Г.)

«____»_____________2016г.

Утверждено

Приказ №________ от

__________

Директор

______________

Т.Н.Зудова



Рабочая программа


Наименование учебного предмета



Занимательная математика

Класс




5-6 кл.

Учитель




Хавиль Екатерина Сергеевна

Срок реализации программы


2016-2017 уч.г.

Количество часов по учебному плану


1 час в неделю/35 часа за год

Планирование составлено на основе


Примерная программа по учебному предмету

Учебник

Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5-6 классы. Методическое пособие/авт.-сост.Г.И.Григорьева. – М.: Издательство «Глобус», 2009.

Э.Р. Нурк. Математика: Тетрадь для 6 кл. – 2-е изд. – М.: Дрофа,1997.

Э.Р.Нурк. Математика: Тетрадь для 5 кл. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1997.

Н.К. Винокурова, 5000 игр и головоломок для школьников, М., 1999.

Шарыгин, И.Ф., Шевкин, А.В., Математика. Задачи на смекалку. 5-6 класс: Учебное пособие. – М.: «Просвещение», 1995.

Программу составил


Хавиль Екатерина Сергеевна


АРХАРА – 2016г

Пояснительная записка


Для системы математического образования существенное значе­ние имеет развитие интеллектуального потенциала подрастающего поколения. При проведении уроков математики у учителя недоста­точно времени, чтобы рассказывать учащимся заниматель­ные истории, предлагать нестандартные задачи, накопленные на протяжении длительного времени. В ликвидации этого пробела определенное место может быть отведено разработанной программе, которая ориентирована на развитие математических спо­собностей учащихся, формирование у них культуры умственного труда на ос­нове многовековой истории математики как науки.

Программа состоит из 3 глав: «Математические и логические головоломки», «Развлечения геометрического содержания», «Математика на материале народного творчества» и включает в себя ряд независимых разделов и вопросов, которые углубляют знания учащихся, расширяют их математический кругозор. В данном курсе предусматривается обязательное выделение времени на решение задач повышенной трудности. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, формированию наглядно-образного и абстрактного мышления, формированию навыков творческого мышления.

          1. Новизна данного курса заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем.

Актуальность курса «Занимательная математика» - необходимость реализации индивидуальных образовательных запросов, удовлетворения познавательных потребностей.

Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут учащимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят им возможность работать на уровне повышенных возможностей.


Обучение по данной программе способствует формированию новых знаний, умений, навыков, предметных компетенций в области математики и повышению общего уровня математической культуры пополнять математические знания из специальной литературы в процессе дальнейшей учёбы.

Программа рассчитана для учащихся 5 – 6 классов. Режим занятий 1 раз в неделю.


Цель курса

  • обеспечение индивидуальных запросов учащихся и их родителей;

  • повысить интерес учащихся к математике как к учебному предмету;

  • выявить наиболее способных к математике учащихся и оказать им помощь в подготовке к олимпиадам;

  • сформировать у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с научно – популярной математической литературой.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы


          1. Предлагаемая система занятий позволит успешно решать задачи развития внимания, памяти, воображения, быстроты реакции, пробудить интерес к самому процессу познания.

          2. Интерес программного материала у учащихся значительно повышается, если учитель предлагает им различные математические головоломки. В программе курса с учётом обязательных результатов обучения математике для учащихся данного возраста рассматриваются различные арифметические и логические головоломки.

          3. Развитие пространственного воображения способствуют задачи геометрического содержания. Рассматриваются занимательные геометрические задачи, которые имеют прикладную направленность. Изучая вопросы геометрического содержания, учащиеся создают геометрический образ, оперируют данным образом в односложных связях и изменённых условиях. Ученики участвуют в творческом конструировании образа.

          4. В разделе «Математика на материале народного творчества» осуществляется знакомство учащихся с разнообразными занимательными задачами, которые созданы человечеством в течение многих лет. Эти задачи на материале народного творчества являются частью духовного наследия народа.


Требования к уровню освоения содержания курса и ожидаемые результаты

          1. Учащиеся должны иметь представление:

о математике как форме описания и методе познания действительности;


Учащиеся должны уметь:

применять приобретенные навыки в ходе решения задач, составлять графические и аналитические модели реальных ситуаций, использовать символический язык алгебры, выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обнаруживать и анализировать ошибки в рассуждениях, самостоятельно работать с математической литературой; уметь проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.

Учащиеся приобретают опыт решения олимпиадных задач.


У учащихся сформированы компетентности:

  • готовность к самообразованию;

  • готовность к использованию информационных ресурсов;

  • готовность к социальному взаимодействию;

  • коммуникативная компетентность;

  • исследовательская компетентность;

  • технологическая компетентность.


Способы определения результативности

          1. Тестирование, работа на семинарских занятиях, самостоятельная работа, результаты участия в олимпиадах разных уровней.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов


по плану

по факту

1

Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей

2

7.09

14.09


2

Приёмы устного счёта

2

21.09

28.09


3

Числа. Четность и нечетность

2

5.10

12.10


4

Переливание

2

19.10

26.10


5

Взвешивание

2

9.11

16.11


6

Составление выражений

2

23.11

30.11


7

Головоломки и числовые ребусы

2

7.12

14.12


8

Метрическая система мер

2

21.12

28.12


9

Логические задачи

2

18.01

25.01


10

Задачи на уравнивание

2

1.02

8.02


11

Задачи на части

2

15.02

22.02


12

Задачи на составление уравнений

2

1.03

15.03


13

Задачи на движение

2

22.03


14

Принцип Дирихле

2

5.04

12.04


15

Задачи-шутки

2

19.04

26.04


16

Решение олимпиадных задач

3

3.05

10.05

17.05


17

Итоговое занятие

2

24.05

31.05



Рекомендуемая литература


  1. С.А. Гуцанович. Занимательная математика в базовой школе: Пособие для учителей./ Мн: ТетраСистемс, 2003 – 96с.

  2. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений / И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – М.: Дрофа, 1998. - 192 с.

  3. Чернет П.Е. Тесты GP. Игры по составлению силуэтов; логика и конструкторская смекалка, основы геометрии и рисования, концентрация внимания, пространственное и ассоциативное мышление / П.Е. Чернет.– М.: Ось-89, 2002. - Кн.2. - 120 с.

  4. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1994. – 128с.

  5. О.С. Шейнина, Г. М. Соловьева. Математика. Занятия школьного кружка.- М.: НЦ ЭНАС, 2003.

  6. Б. М. Абдрашитов и др. Учитесь мыслить нестандартно - М.: Просвещение, 1996

  7. А.В.Шевкин. Школьная олимпиада по математике. - М.: "ТИД" "Русское слово - РС", 2004.

  8. А. В. Фарков. Математические олимпиады в школе. - М.: Айрис-пресс, 2003.

  9. Школьные математические олимпиады - М.: Дрофа, 2002

  10. Час занимательной математики - М.: Илекса, 2003

  11. Н.К. Винокурова, 5000 игр и головоломок для школьников, М., 1999

  12. Математические кружки в школе. 5-8 классы, А.В.Фарков., 2-е изд., М.: Айрис-пресс, 2006.

  13. Шарыгин, И.Ф., Шевкин, А.В., Математика. Задачи на смекалку. 5-6 класс: Учебное пособие. – М.: «Просвещение», 1995.

  14. Математические олимпиады. 5 – 6 классы: учебно - методическое пособие для учителей математики общеобразовательных школ. / А.В., Фрадков. – М.: «Экзамен», 2006. – 189 с.

  15. Чулков, П.В.. Математика: Школьные олимпиады: Метод. пособие. 5 – 6 кл. – М.: Изд – во НЦ ЭНАС, 2006. – 88 С.

  16. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М.: Наука, 1991. – 574с.

  17. Е. В. Галкин. Нестандартные задачи по математике. Задачи логического  характера, М., Просвещение,1996

  18. Акимова С. Занимательная математика. – СПб.: «Тригон», 1997. – 608 с.

  19. Варга Б. и др. Язык, музыка, математика. Пер. с венгр. Ю.А. Данилова. – М. Мир, 2001. – 248 с.

  20. Игнатьев Е.И. В царстве в смекалки. – М.: Наука, 2001. – 207 с.

  21. А.Г. Гайштут. Математика в логических упражнениях, Киев: Рад. Шк., 1985


Методическое обеспечение программы

          1. Основными технологиями развивающего обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии. Огромное значение имеет принцип наглядности. Вот эти технологии и принципы обеспечивают реализацию данного курса

Для реализации целей и задач данного курса предполагается использовать следующие формы учебных занятий: лекции, семинары, практикумы, презентации   и др. формы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!