ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат»
«Согласовано» «Утверждаю»
Р Зам. Директора: Жилкина Е.С. Директор: Слюсарь А.П.
В «___»_______2017г. «___»_______2017г
Программа кружка
«ТЕСТОПЛАСТИКА. СОЛЁНОЕ ТЕСТО»
Воспитатель: Колесникова Л.В.
2016 - 2017 уч. год.
Пояснительная записка
В наши дни возрождается интерес к различным народным ремёслам, зачастую почти забытым. Сейчас всё более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из солёного теста. Лепка из солёного теста имеет давнюю историю, а обычай лепить распространился во многих районах Европы.
Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки, сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и вышивки, и многое другие удивительные вещи. Этому в немалой степени способствует доступность и дешевизна, а также простота техники.
Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми.
Лепка, как и любой другой вид рукоделия, позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет пробудить фантазию ребёнка, даст толчок творческому проявлению его индивидуальности, а также приобщает детей к созданию ритуальных предметов, посвящённых народным промыслам.
Данная программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа).
В группе занимаются до 10 человек, учащиеся 8-9 классов. В творческом объединении «Тестопластика. Соленое тесто» ребята осваивают искусство лепки и знакомятся с видами работы с тестом.
С самого начала процесса обучения нужно обратить внимание на соблюдение правил техники безопасности труда при работе с инструментами, необходимыми для работы с тестом (нож, скалка, формочки, кисти и др.)
Программа рассчитана на получение основных теоретических и практических сведений. Дети должны аккуратно и правильно замешивать тесто, лепить узоры и сами их составлять, уметь оформить изделие.
Работа с тестом очень кропотливая, требует большого терпения, поэтому программа составлена так, чтобы дети могли на каждом занятии увидеть результаты своего труда. Изучив несколько приёмов работы с тестом, они уже могут изготовить несложные изделия, украшения на свой вкус. По мере обучения более сложным приёмам, выполняются более сложные изделия.
Для формирования у детей чувства цвета и эстетического вкуса педагог в процессе обучения обращается к народному творчеству. На выставках дети демонстрируют лучшие работы: различные фигурки, обереги, украшения, картины, разнообразные сувениры и дают оценки своему труду.
Цели программы:
Создание условий для творческого самовыражения детей посредством изготовления поделок из соленого теста, побуждать инициативу и самостоятельность, уверенность в себе.
Задачи программы:
Образовательные:
Дать учащимся сведения о технологии изготовления поделок из соленого теста.
Научить учащихся различным приёмам работы с солёным тестом, экономно расходуя материал.
Развивающие:
1. Развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.
2. Способствовать развитию у учащихся творческих способностей по изготовлению и отделке поделок из теста.
3. Развить у учащихся способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний при окрашивании изделий из теста.
4. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
Воспитывать наблюдательность, воображение и хороший вкус.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Коррекционные цели:
Формировать активность восприятия;
Способствовать коррекции мелкой моторики на основе упражнений для движения;
Работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений;
Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины материала;
Развитие глазомера.
Профиль деятельности: декоративно-прикладное искусство.
Творческое объединение: ТЕСТОПЛАСТИКА. СОЛЁНОЕ ТЕСТО
Возрастной состав обучающихся : 10-15 лет
Форма организации занятий : группа детей до 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Продолжительность образовательной деятельности: 1 год
Ожидаемые результаты программы:
К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, умение работать в группах, изучена техника работы с соленым тестом.
В конце обучения, обучающиеся должны знать и уметь:
Историю развития искусства лепки из солёного теста;
Различные виды работы с тестом, изготовление простых и сложных изделий.
Уметь работать с литературой и подбирать иллюстрации из других книг.
Уметь самим составлять различные композиции, уметь оформлять картины.
Самостоятельно подбирать цветовую гамму
Методы и приемы обучения:
Технологии:
Педагогика сотрудничества
личностно-ориентированные,
технология развивающего обучения
коллективное творческое дело
технологии работы с детьми с ограниченными возможностями развития
Методы:
Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
Практический
Формы:
Индивидуальные
подгрупповые
групповые.
Используемые приемы лепки:
- Разминание
- Отщипывание
- Шлепанье
-Сплющивание
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
должны знать:
- технологию приготовления соленого теста;
- основные приемы, используемые для лепки;
- технологический процесс изготовления поделок из соленого теста;
должны уметь:
- соблюдать правила безопасного труда;
- переводить шаблоны на тесто;
- изготавливать и оформлять поделки;
- осуществлять декоративную работу при лепке изделия;
- самостоятельно изготавливать поделки из соленого теста;
- самостоятельно исправлять повреждения поделок;
- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.
=составлять композицию из отдельных элементов;
-сушить изделие;
-гармонично сочетать цвета;
-проводить окончательную отделку изделий, лакирование;
-выполнять правила безопасной работы;
Оборудование
Мультимедийный комплект;
Соленое тесто;
Краски, кисти;
Формы для изготовления фигур;
Стеки для лепки.
Список литературы
1. Данкевич Е.В. «Лепим из соленого теста», Санкт-Петербург, «Кристалл»,2001г.
2. Силаева К.В. «Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки», М.:Изд-во Эксимо, 2002г.
3. Скребцова Т.О. «Соленое тесто», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009Г.
4. Фирсова А. «Чудеса из соленого теста», М.:Айрис-пресс,2008г.
5. Фролова Е.С. «Забытое ремесло», М.: «АСТ-ПРЕСС»,2000г.
6. Хоменко В.А. «Соленое тесто. Шаг за шагом», Изд-во: ККСД, 2007г.
Содержание программы обучения
Ознакомление детей с планом работы в кружке.
Расписанием и режимом работы.
Знакомство детей друг с другом.
Распределение обязанностей между детьми.
Инструктаж по ТБ
Инструменты и материалы.
Материалы для лепки. Инструменты и приспособления. Правила поведения на занятиях, техника безопасности труда.
Как появилась идея и первые изделия.
Разновидности изделий из теста (украшения, сувениры, различные фигурки).
Теоретические сведения: состав теста, классический рецепт теста, способы замеса. Добавки, полезные советы по приготовлению теста. Вымешивание теста. Цветное тесто: полезные советы по окрашиванию. Хранение теста.
Практика: замешивание теста с добавками и без, количество воды необходимое для качественного теста. Сравнение разного состава теста. Подбор различных цветовых гамм.
Теоретические сведения: техника и порядок работы с тестом, инструменты. Зарисовка шаблонов для изделий.
Практика: определение количества нужного теста для изделия, распределение окрашенного теста для отдельных деталей. Освоение простых приёмов изготовления элементов; освоение сложных приёмов и лепка элементов. Создание фактуры. Сушка. Запекание (обжиг) изделий.
Теоретические сведения: просмотр образцов и иллюстраций, подбор инструментов, определение количества теста.
Практика: лепка простых и сложных изделий, изготовление шаблонов, освоение различных способов скрепления деталей.
Теоретические сведения: повторение различных приёмов изготовления отдельных деталей, просмотр картин и сложных работ из теста, изготовленных из плоских и объёмных деталей. Знакомство с композицией. Сочетание цветовой гаммы в картине, подбор фона, драпировки и рамки.
Практика: выбор иллюстрации для картины, изготовление шаблонов, подбор цветов. Лепка деталей, склеивание их в одно целое, составление композиции. Раскрашивание работы, оформление в рамку.
Теоретические сведения: условия хранения изделий из теста, температура воздуха, необходимая для хранения. Уход за изделиями. Причины повреждения и способы их устранения.
Практика: ремонт и восстановление повреждённых изделий.
Итоговая выставка. Подведение итогов за год. Задания и рекомендации на период летних каникул. Награждения за лучшие работы.
№ | Тема | Всего | Теорети-ческих | Практи-ческих | Выставки |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - | - |
| Организация рабочего места. Инструктаж по ТБ. Инструменты и материалы. |
|
|
- |
- |
2 | История возникновения лепки из солёного теста. | 1 | 1 | - | - |
3 | Виды работ с тестом: 1.Готовим тесто. 2.Техника лепки. 3.Лепка изделий. 4.Комбинированные изделия. 5.Хранение и восстановление изделий из теста. | 1 2 13 14 2 | 1 1 1 1
| 1 1 11 12 1 | 1 1 |
4 | Заключительное занятие. Итоговая выставка. | 1 | | | 1 |
| Итого: | 35 | 6 | 26 | 3 |
№ | Тема занятия | Дата | Количество часов |
1 | Вводное занятие Организация рабочего места. Инструктаж по ТБ. Инструменты и материалы. | 09 | 1 |
2 | История возникновения лепки из солёного теста | 09 | 1 |
3 | Виды работ с тестом: Готовим тесто. | 09 | 1 |
4 | Техника лепки. | 09 | 1 |
5 | Техника лепки. | 10 | 1 |
6 | Лепка изделий. | 10 | 1 |
7 | Раскрашивание изделий | 10 | 1 |
8 | Лепка изделий. | 10 | 1 |
9 | Раскрашивание изделий. | 11 | 1 |
10 | Лепка изделий . Картина «Корзина с цветами» | 13 11 | 1 |
11 | Лепка изделий. Картина «Корзина с цветами» | 20 11 | 1 |
12 | Раскрашивание изделий. | 27 11 | 1 |
13 | Лепка изделий. Картина «Символ года» | 04 12 | 1 |
14 | Раскрашивание изделий. | 11 12 | 1 |
15 | Лепка изделий. «Новогодняя игрушка» | 18 12 | 1 |
16 | Раскрашивание изделий. | 25 12 | 1 |
17 | Лепка изделий. «Подарок своими руками» | 15 01 | 1 |
18 | Раскрашивание изделий. | 22 01 | 1 |
19 | Комбинированные изделия. «Интерьер дома» | 29 01 | 1 |
20 | Раскрашивание изделия. | 05 02 | 1 |
21 | Комбинированные изделия. Поделка ко дню влюбленных | 12 02 | 1 |
22 | Раскрашивание изделия. | 19 02 | 1 |
23 | Комбинированные изделия. Подарок маме | 26 02 | 1 |
24 | Раскрашивание изделия. | 05 03 | 1 |
25 | Комбинированные изделия. Изготовление украшений | 12 03 | 1 |
26 | Раскрашивание изделия. | 19 03 | 1 |
27 | Комбинированные изделия. Поделка к Пасхе | 26 03 | 1 |
28 | Раскрашивание изделия. | 02 04 | 1 |
29 | Комбинированные изделия. Изготовление куклы. Портрет | 09 04 | 1 |
30 | Раскрашивание изделия. | 16 04 | 1 |
31 | Комбинированные изделия. Сказки мира. | 23 04 | 1 |
32 | Раскрашивание изделий | 30 04 | 1 |
33 | Хранение и восстановление изделий из теста. | 07 05 | 1 |
34 | Хранение и восстановление изделий из теста. | 14 05 | 1 |
35 | Заключительное занятие. Итоговая выставка. | 21 05 | 1 |