СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка Рабочей программы по географии в 5 классе по ФГОС ОО к учебнику «География», 5-6 классы, под редакцией А.И. Алексеева

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка Рабочей программы по географии в 5 классе  по ФГОС ОО к учебнику «География», 5-6 классы, под редакцией А.И. Алексеева

Просмотр содержимого документа
«Разработка Рабочей программы по географии в 5 классе по ФГОС ОО к учебнику «География», 5-6 классы, под редакцией А.И. Алексеева»

Разработка Рабочей программы по географии в 5 классе по ФГОС ОО к учебнику «География», 5-6 классы, под редакцией А.И. Алексеева

Планируемые результаты изучения предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле
































  • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, виде- и фотоизображения, компьютерные базы данных); находить и извлекать необходимую информацию

  • выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • объяснять, для чего изучают

географию;

  • называть основные способы

изучения Земли в прошлом и в

настоящее время и наиболее выдающиеся результаты

географических открытий;

  • показывать на карте маршруты путешествий

разного времени и периодов;

  • выделять в записках

путешественников

географические особенности

территории;


  • подготавливать письменные

тексты, устные сообщения

(презентации) о выдающихся

путешественниках, о современных исследованиях

Земли на основе нескольких

источников информации;

  • создавать простейшие

географические карты различного содержания;

  • работать с записками, отчётами, дневниками путешественников;

  • приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации



















  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • искать и отбирать информацию в учебных и справочных

пособиях, словарях;

  • составлять описания объектов;

  • составлять простой и сложный план

  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами:

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

  • оценивать работу одноклассников;

  • выявлять причинно-следственные связи;

составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста.

  • ответственное отношение к учебе (критерии 5 класса);

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;

  • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;

- осознание ценности

географических знаний как

важнейшего компонента

научной картины мира;

- формирование установок

социально-ответственного

поведения в

географической среде –

среде обитания всего

живого, в том числе и

человека;

-понимание основ

экологической культуры

Раздел 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия
































Раздел 3. Изображение земной поверхности






























































Раздел 4 Человечество на Земле



















































Раздел 5. Природа Земли



  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности -описывать представления

древних людей о Вселенной;

  • называть и показывать

планеты Солнечной системы;

  • приводить примеры планет

земной группы и планет –

гигантов, сравнивать

изученные планеты;

  • характеризовать виды Земли как планеты;

  • ориентироваться в источниках географической информации(картографические, статистические, текстовые, видео-и фотоизображения, компьютерные базы данных




  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • находить и называть сходства и различия в изображении

элементов градусной сети на

глобусе и карте;

  • выбирать и использовать

картографические источники

географической информации

для решения различных

учебных и практико-

ориентированных задач;

  • уметь ориентироваться при помощи

компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;

  • проводить с помощью приборов измерения абсолютной и относительной высоты;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взвимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий


  • различать (приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

  • находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов и или закономерностей;

  • объяснять расовые отличия разных народов мира

  • использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

  • устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к различным природным условиям






  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

  • составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • понимать отличие

горных пород от минералов; классифицировать виды горных пород; описывать горные породы по внешним призна-

кам; понимать значение полезных ископаемых в жизни человека, объяснять причины и механизм землетрясения;

знать правила безопасного поведения при землетрясениях, устанавливать с помощью

географических карт районы вулканизма;

создавать

образ вулкана;

приводить примеры форм

рельефа суши и дна океанов;

  • давать характеристику

рельефа своей местности;

  • различать и сравнивать

изученные географические

объекты, процессы и явления

основе известных характерных

свойств и проводить их

простейшую классификацию;

  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.



  • фиксировать особенности

положения Земли в дни солнцестояний и равноденствий;

  • находить на карте

территории, расположенные в

разных тепловых поясах;

  • моделировать географические объекты и явления;

  • объяснять значение ключевых понятий,

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;







  • моделировать географические объекты и явления;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • определять географические

координаты;

объяснять значение ключевых понятий;

  • строить простые планы местности;

  • создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • читать карту и правильно

подписывать географические

объекты;

  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в

природе при помощи карт, компаса и современных

навигационных приборов;





















    • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

    • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

    • анализировать карту «Плотность населения мира»;

    • показывать

на карте государства и крупные города;

формировать образ стран на основе эмоционального описания, включаться в беседу, отстаивать свою позицию.

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации


















  • объяснять особенности

строения литосферы и рельефа суши в зависимости

от строения земной коры;

  • наносить на контурные

карты основные формы

рельефа;

  • создавать письменные

тексты и устные сообщения о

географических явлениях на

основе нескольких источников

информации, сопровождать

выступление презентацией;

  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации

  • моделировать географические объекты и явления;

  • воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации






















Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле


Введение. Что изучает география. Мир, в котором мы живем. Науки о природе. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. Географические открытия Средневековья (путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина).

Эпоха великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Важнейшие географические открытия и их значение. Географические открытия XVII-XIXв.в. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Географические исследования в XX веке(открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубоких впадин, исследования верхних слоёв атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.



Практическая работа №1 «Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников»


6 часов

Раздел 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия

5 часов





Земля-планета Солнечной системы. Как устроена Солнечная система и наша планета. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тропики и полярные круги. Пояса освещённости. Дни летнего и зимнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия на Земле. Смена дня и ночи. Сутки. Календарный год

 

5 часов


Раздел 3. Изображение земной поверхности

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Азимут. Земная поверхность на плане и карте. Масштаб и условные знаки на карте. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Топографические карты. Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте. Горизонтали. Абсолютная и относительная высота. Географическая карта- особый источник информации. Содержание и значение карт. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта и географическая долгота.


Практическая работа № 2 «Ориентирование по компасу, местным признакам и сторонам горизонта. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе»


Практическая работа №3 «Ориентирование по топографической карте: чтение легенды карты, определение расстояний между географическими объектами»

Практическая работа № 4: «Определение по карте и глобусу географических координат различных объектов, расстояний и направлений, абсолютных высот по карте».


11 часов

Раздел 4. Человечество на Земле

Как Люди заселяли землю. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Возникновение земледелия и животноводства. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, их неравномерность размещения. Языки. Страны на карте мира.

Практическая работа № 5 «Многообразие стран мира»

3 часа

Раздел 5. Природа Земли

Литосфера. Литосфера-«каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Рельеф Земли. Способы изображения рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа-горы и равнины. Равнины, образование и изменение равнин с течением времени, их классификация по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин.

Горы: разнообразие по возрасту и строению, классификация по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана.


Практическая работа № 6 Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Определение горных пород и описание их свойств.


Практическая работа № 7 Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Обозначение на контурной карте крупнейших гор, равнин, районов размещения землетрясений и вулканов

Практическая работа № 8 Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействие хозяйственной деятельности человека




9 часов


34 часа







Календарно-тематическое планирование

Учебник География. 5-6 классы (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В.Николина. «Просвещение».- М., 2012г)


Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые сроки

Фактические

сроки



Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле 6 часов


1




Введение. Что изучает география. Мир, в котором мы живем. Науки о природе.

1




Знакомство со структурой учебника и приемами работы с учебником, атласом. Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками, выявление различий природных и антропогенных объектов

2

Географические исследования в XX веке. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

2




Формулирование определения понятия «география», поиск информации в других источниках о роли географии. Выявление методов географических исследований.

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы

3

Представления о мире в древности. Географические открытия древности и Средневековья. Появление первых географических карт.

3



Выявление изменений географических представлений у людей в древности и Средневековья. Определение вклада величайших ученых и путешественников в развитие географической науки

4

Эпоха великих географических открытий. Важнейшие географические открытия и их значение.


4



Выявление изменений географических представлений у людей в эпоху важнейших географических открытий.


5

Географические открытия XVII-XIXв.в. Первое русское кругосветное путешествие.

5



Определение вклада русских ученых и путешественников в развитие географической науки.

6

Обобщение знаний по разделу «Развитие географических знаний о Земле» Практическая работа №1 «Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников»

6



Выполнение заданий учителя. Применение полученных знаний на практике: выполнение заданий на контурной карте


Раздел 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия

5 часов

7

Земля-планета Солнечной системы. Как устроена Солнечная система и наша планета. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей.

1



Выявление определений понятий: Вселенная, космос, Галактика, Млечный Путь. Выявление представлений о Вселенной от Коперника до наших дней. Сравнивание особенностей планет земной группы, общие черты сходства и различия планет Солнечной системы

8

Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия.

2







Формирование предметного умения объяснять осевое и орбитальное движение Земли. Формирование межпредметных умений анализировать и обобщать материал.

9

Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тропики и полярные круги. Пояса освещённости.

3



Получение возможности применять полученные знания на практике, осуществлять самостоятельный поиск информации, проводить исследование интересующих вопросов, оформлять результаты исследования в виде презентации, реферата, доклада

10

Дни летнего и зимнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия на Земле. Смена дня и ночи. Сутки. Календарный год

4



Закрепление метапредметных умений: анализировать текст, сопоставлять факты и делать выводы; составлять логический рассказ по заданной теме, оценивать знания и умения своих одноклассников.

11

Обобщающий урок по теме «Земля во Вселенной».

5



Закрепление метапредметных умений: анализировать текст, сопоставлять факты и делать выводы; составлять логический рассказ по заданной теме, оценивать знания и умения своих одноклассников.


Раздел 3. Изображение земной поверхности 11 часов

12



Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.

1



Ставить учебную задачу под руководством учителя.

Отрабатывать знания основных и промежуточных сторон горизонта. Определять стороны горизонта

13

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Азимут.

Практическая работа № 2 «Ориентирование по компасу, местным признакам и сторонам горизонта. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе»


2



Планирование своей деятельности под руководством учителя.

Умениеь ориентироваться по компасу и местным признакам

14

Земная поверхность на плане и карте. Масштаб и условные знаки на карте.


3



Определение с помощью условных знаков, изображенные на плане объекты. Измерение расстояний и определение направления на местности и плане. Составление и чтение простейшего плана местности. Ориентировка по плану и карте. Чтение легенды карты.


15

План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Топографические карты. Практическая работа №3 «Ориентирование по топографической карте: чтение легенды карты, определение расстояний между географическими объектами»

4



Составление и чтение простейшего плана местности. Чтение легенды карты.



16

Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте. Горизонтали. Абсолютная и относительная высота.

5




Знакомство с условными
знаками, изображающими
неровности земной
поверхности, решение задач по определению
абсолютной и относительной высоты

17

Географическая карта- особый источник информации. Содержание и значение карт.

6



Получение возможности применять полученные знания на практике, осуществлять самостоятельный поиск информации, проводить исследование интересующих вопросов, оформлять результаты исследования в виде презентации, реферата, доклада

18

Градусная сеть: параллели и меридианы.

7



Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; осознание значения градусной сетки на глобусе и карте; развитие практических навыков. Давать определение понятиям: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан; объяснять, как ведут отсчет параллелей и меридианов. Умение работать с различными источниками географической информации


19

Географические координаты. Географическая широта.

8



Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы. Определять  по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки  параллелей и меридианов

20

Географические координаты. Географическая долгота.

9



Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние  с помощью градусной сетки. Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние  с помощью градусной сетки

21

Практическая работа № 4: «Определение по карте и глобусу географических координат различных объектов, расстояний и направлений, абсолютных высот по карте».

10



Отработка навыков по определению географических
координат, определение
расстояний с помощью градусной сетки

22

Обобщение знаний по разделу: «Изображение земной поверхности».


11



Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий

Раздел 4 Человечество на Земле. 3 часа

23

Как люди заселяли Землю. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Возникновение земледелия и животноводства.

1



Умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, грамотно формулировать вопросы, составлять план урока в тетради. Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле, регионов проживания представителей различных рас


24

Расы и народы. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, их неравномерность размещения. Языки.

2



Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни. Выявлять внешние признаки людей различных рас


25

Страны на карте мира. Практическая работа № 5 «Многообразие стран мира»

3



Находить и показывать на карте свою страну, сравнивать страны по величине территории, расположению, находить на политической карте страны-соседи



Раздел 5. Природа Земли. 9 часов


26

Литосфера. Литосфера-«каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора.

1



Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли.


27

Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.


2



Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканов

Работать с атласом и контурной картой: обозначать районы землетрясений и крупнейших вулканов


28

Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества.

Практическая работа № 6 Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Определение горных пород и описание их свойств.

3



Устанавливать зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа. Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

29

Рельеф Земли. Способы изображения рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа-горы и равнины.

4



Работать с атласом и контурной картой: обозначать районы землетрясений и крупнейших вулканов, форм рельефа

30

Равнины, образование и изменение равнин с течением времени, их классификация по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Практическая работа № 7 Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.

5



Уметь описывать равнины по плану. Выявлять особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей на равнинах

31

Горы: разнообразие по возрасту и строению, классификация по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор.

6



Уметь описывать горы по плану. Выявлять особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах

32

Практическая работа № 8 Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт

7



Обозначать на контурной карте крупнейшие формы рельефа мира

33

Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана.

8



Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит.

34

Повторение по разделу «Природа Земли»

9



Участие в викторине, географической игре




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!