Разработка Рабочей программы по географии в 5 классе по ФГОС ОО к учебнику «География», 5-6 классы, под редакцией А.И. Алексеева
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле | выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, виде- и фотоизображения, компьютерные базы данных); находить и извлекать необходимую информацию выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках; объяснять, для чего изучают географию; изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий; разного времени и периодов; путешественников географические особенности территории; | тексты, устные сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли на основе нескольких источников информации; географические карты различного содержания; работать с записками, отчётами, дневниками путешественников; приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации | ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий; участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой и сложный план работать с текстом и нетекстовыми компонентами: сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами; оценивать работу одноклассников; выявлять причинно-следственные связи; составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста. | ответственное отношение к учебе (критерии 5 класса); осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности; - осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира; - формирование установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; -понимание основ экологической культуры |
Раздел 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия Раздел 3. Изображение земной поверхности Раздел 4 Человечество на Земле Раздел 5. Природа Земли | древних людей о Вселенной; планеты Солнечной системы; земной группы и планет – гигантов, сравнивать изученные планеты; ориентироваться в источниках географической информации(картографические, статистические, текстовые, видео-и фотоизображения, компьютерные базы данных
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; картографические источники географической информации для решения различных учебных и практико- ориентированных задач; компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута; проводить с помощью приборов измерения абсолютной и относительной высоты; использовать знания о географических законах и закономерностях, о взвимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий различать (приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран; находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов и или закономерностей; объяснять расовые отличия разных народов мира использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач; устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к различным природным условиям
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; понимать отличие горных пород от минералов; классифицировать виды горных пород; описывать горные породы по внешним призна- кам; понимать значение полезных ископаемых в жизни человека, объяснять причины и механизм землетрясения; знать правила безопасного поведения при землетрясениях, устанавливать с помощью географических карт районы вулканизма; создавать образ вулкана; приводить примеры форм рельефа суши и дна океанов; рельефа своей местности; изученные географические объекты, процессы и явления основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий; | положения Земли в дни солнцестояний и равноденствий; территории, расположенные в разных тепловых поясах; читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; координаты; объяснять значение ключевых понятий; подписывать географические объекты; природе при помощи карт, компаса и современных навигационных приборов; создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией; воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации; анализировать карту «Плотность населения мира»; показывать на карте государства и крупные города; формировать образ стран на основе эмоционального описания, включаться в беседу, отстаивать свою позицию. строения литосферы и рельефа суши в зависимости от строения земной коры; карты основные формы рельефа; тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией; использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией; - воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации |
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле | Введение. Что изучает география. Мир, в котором мы живем. Науки о природе. Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт. Географические открытия Средневековья (путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина). Эпоха великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Важнейшие географические открытия и их значение. Географические открытия XVII-XIXв.в. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский). Географические исследования в XX веке(открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубоких впадин, исследования верхних слоёв атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение космоса для географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли. Практическая работа №1 «Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников» | 6 часов |
Раздел 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия 5 часов | Земля-планета Солнечной системы. Как устроена Солнечная система и наша планета. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тропики и полярные круги. Пояса освещённости. Дни летнего и зимнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия на Земле. Смена дня и ночи. Сутки. Календарный год
| 5 часов |
Раздел 3. Изображение земной поверхности | Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Азимут. Земная поверхность на плане и карте. Масштаб и условные знаки на карте. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Топографические карты. Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте. Горизонтали. Абсолютная и относительная высота. Географическая карта- особый источник информации. Содержание и значение карт. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта и географическая долгота. Практическая работа № 2 «Ориентирование по компасу, местным признакам и сторонам горизонта. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе» Практическая работа №3 «Ориентирование по топографической карте: чтение легенды карты, определение расстояний между географическими объектами» Практическая работа № 4: «Определение по карте и глобусу географических координат различных объектов, расстояний и направлений, абсолютных высот по карте». | 11 часов |
Раздел 4. Человечество на Земле | Как Люди заселяли землю. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Возникновение земледелия и животноводства. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, их неравномерность размещения. Языки. Страны на карте мира.
Практическая работа № 5 «Многообразие стран мира» | 3 часа |
Раздел 5. Природа Земли | Литосфера. Литосфера-«каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Рельеф Земли. Способы изображения рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа-горы и равнины. Равнины, образование и изменение равнин с течением времени, их классификация по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Горы: разнообразие по возрасту и строению, классификация по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Практическая работа № 6 Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Определение горных пород и описание их свойств. Практическая работа № 7 Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Обозначение на контурной карте крупнейших гор, равнин, районов размещения землетрясений и вулканов Практическая работа № 8 Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействие хозяйственной деятельности человека | 9 часов |
| Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле 6 часов |
1 | Введение. Что изучает география. Мир, в котором мы живем. Науки о природе. | 1 | | | Знакомство со структурой учебника и приемами работы с учебником, атласом. Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками, выявление различий природных и антропогенных объектов |
2 | Географические исследования в XX веке. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли. | 2 | | | Формулирование определения понятия «география», поиск информации в других источниках о роли географии. Выявление методов географических исследований. Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы |
3 | Представления о мире в древности. Географические открытия древности и Средневековья. Появление первых географических карт. | 3 | | | Выявление изменений географических представлений у людей в древности и Средневековья. Определение вклада величайших ученых и путешественников в развитие географической науки |
4 | Эпоха великих географических открытий. Важнейшие географические открытия и их значение. | 4 | | | Выявление изменений географических представлений у людей в эпоху важнейших географических открытий. |
5 | Географические открытия XVII-XIXв.в. Первое русское кругосветное путешествие. | 5 | | | Определение вклада русских ученых и путешественников в развитие географической науки. |
6 | Обобщение знаний по разделу «Развитие географических знаний о Земле» Практическая работа №1 «Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников» | 6 | | | Выполнение заданий учителя. Применение полученных знаний на практике: выполнение заданий на контурной карте |
| Раздел 2. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия 5 часов |
7 | Земля-планета Солнечной системы. Как устроена Солнечная система и наша планета. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. | 1 | | | Выявление определений понятий: Вселенная, космос, Галактика, Млечный Путь. Выявление представлений о Вселенной от Коперника до наших дней. Сравнивание особенностей планет земной группы, общие черты сходства и различия планет Солнечной системы |
8 | Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. | 2 | | | Формирование предметного умения объяснять осевое и орбитальное движение Земли. Формирование межпредметных умений анализировать и обобщать материал. |
9 | Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тропики и полярные круги. Пояса освещённости. | 3 | | | Получение возможности применять полученные знания на практике, осуществлять самостоятельный поиск информации, проводить исследование интересующих вопросов, оформлять результаты исследования в виде презентации, реферата, доклада |
10 | Дни летнего и зимнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия на Земле. Смена дня и ночи. Сутки. Календарный год | 4 | | | Закрепление метапредметных умений: анализировать текст, сопоставлять факты и делать выводы; составлять логический рассказ по заданной теме, оценивать знания и умения своих одноклассников. |
11 | Обобщающий урок по теме «Земля во Вселенной». | 5 | | | Закрепление метапредметных умений: анализировать текст, сопоставлять факты и делать выводы; составлять логический рассказ по заданной теме, оценивать знания и умения своих одноклассников. |
| Раздел 3. Изображение земной поверхности 11 часов |
12 | Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. | 1 | | | Ставить учебную задачу под руководством учителя. Отрабатывать знания основных и промежуточных сторон горизонта. Определять стороны горизонта |
13 | Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Азимут. Практическая работа № 2 «Ориентирование по компасу, местным признакам и сторонам горизонта. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе» | 2 | | | Планирование своей деятельности под руководством учителя. Умениеь ориентироваться по компасу и местным признакам |
14 | Земная поверхность на плане и карте. Масштаб и условные знаки на карте. | 3 | | | Определение с помощью условных знаков, изображенные на плане объекты. Измерение расстояний и определение направления на местности и плане. Составление и чтение простейшего плана местности. Ориентировка по плану и карте. Чтение легенды карты. |
15 | План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Топографические карты. Практическая работа №3 «Ориентирование по топографической карте: чтение легенды карты, определение расстояний между географическими объектами» | 4 | | | Составление и чтение простейшего плана местности. Чтение легенды карты. |
16 | Изображение неровностей земной поверхности на плане и карте. Горизонтали. Абсолютная и относительная высота. | 5 | | | Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности, решение задач по определению абсолютной и относительной высоты |
17 | Географическая карта- особый источник информации. Содержание и значение карт. | 6 | | | Получение возможности применять полученные знания на практике, осуществлять самостоятельный поиск информации, проводить исследование интересующих вопросов, оформлять результаты исследования в виде презентации, реферата, доклада |
18 | Градусная сеть: параллели и меридианы. | 7 | | | Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; осознание значения градусной сетки на глобусе и карте; развитие практических навыков. Давать определение понятиям: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан; объяснять, как ведут отсчет параллелей и меридианов. Умение работать с различными источниками географической информации |
19 | Географические координаты. Географическая широта. | 8 | | | Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки параллелей и меридианов |
20 | Географические координаты. Географическая долгота. | 9 | | | Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние с помощью градусной сетки. Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Определять расстояние с помощью градусной сетки |
21 | Практическая работа № 4: «Определение по карте и глобусу географических координат различных объектов, расстояний и направлений, абсолютных высот по карте». | 10 | | | Отработка навыков по определению географических координат, определение расстояний с помощью градусной сетки |
22 | Обобщение знаний по разделу: «Изображение земной поверхности». | 11 | | | Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий |
Раздел 4 Человечество на Земле. 3 часа |
23 | Как люди заселяли Землю. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Возникновение земледелия и животноводства. | 1 | | | Умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, грамотно формулировать вопросы, составлять план урока в тетради. Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле, регионов проживания представителей различных рас |
24 | Расы и народы. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, их неравномерность размещения. Языки. | 2 | | | Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни. Выявлять внешние признаки людей различных рас |
25 | Страны на карте мира. Практическая работа № 5 «Многообразие стран мира» | 3 | | | Находить и показывать на карте свою страну, сравнивать страны по величине территории, расположению, находить на политической карте страны-соседи |
| Раздел 5. Природа Земли. 9 часов |
26 | Литосфера. Литосфера-«каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. | 1 | | | Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. |
27 | Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. | 2 | | | Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканов Работать с атласом и контурной картой: обозначать районы землетрясений и крупнейших вулканов |
28 | Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Практическая работа № 6 Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Определение горных пород и описание их свойств. | 3 | | | Устанавливать зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа. Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения |
29 | Рельеф Земли. Способы изображения рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа-горы и равнины. | 4 | | | Работать с атласом и контурной картой: обозначать районы землетрясений и крупнейших вулканов, форм рельефа |
30 | Равнины, образование и изменение равнин с течением времени, их классификация по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Практическая работа № 7 Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. | 5 | | | Уметь описывать равнины по плану. Выявлять особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей на равнинах |
31 | Горы: разнообразие по возрасту и строению, классификация по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. | 6 | | | Уметь описывать горы по плану. Выявлять особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах |
32 | Практическая работа № 8 Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт | 7 | | | Обозначать на контурной карте крупнейшие формы рельефа мира |
33 | Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. | 8 | | | Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. |
34 | Повторение по разделу «Природа Земли» | 9 | | | Участие в викторине, географической игре |