Согласованно зам. директораУтверждаю директор
__________________________ __________________________
Легкая атлетика
«Олимпик»
Дополнительная образовательная программа
Часов в год: 87,5
Часов в неделю: 2,5
Составитель: учитель физической культуры Плюхина О.Ю.
П. Нижний Уфалей 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры «Комплексной программе физического воспитания» (А.В. Кизыма, 2004; В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2007; Я.Т.Гаврих, 2009), предметом обучения является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью, содействие всестороннему развитию личности. В процессе овладения этой деятельностью у юных спортсменов совершенствуется не только физическая природа, но и активно развивается сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
Актуальность.Обусловлена проблемой подготовки школьников в условиях спортизации в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и экономических условий жизни общества влияющих на морфофункциональное развитие молодого поколения, отсюда не правильная осанка, плоскостопие, недоразвитость отдельных групп мышц, в последствии не редко приводящие к различным заболеваниям, что является важной задачей отечественной физической культуры и спорта. Специальная подготовка легкоатлетов оказывает существенное влияние на морфофункциональные параметры организма школьника (М.В. Антропова, Г.Г. Манке, Л.М. Кузнецов1995), особенно значимые в условиях интенсивно растущего организма. Незрелость основных функциональных регуляторных систем, нестабильность метаболических процессов, гетерохронное развитие органов и тканей (Р.И. Айзман, Л.А. Гиренко, В.Б. Рубанович 2002;В.А.Антонова 2006), обуславливают необходимость выявления оптимальных критериев, для физиологической регламентации нагрузок на детский организм в условиях спортивной деятельности (И.А. Аршавский. 1982; Р.М. Баевский, А.П. Берсеньева 2001).
Цель программы:
Целью программы является оздоровление молодого поколения, развить жизненно важные физические качества: быстрота, выносливость, сила, координация движений, гибкость, ловкость. Обучить основам легкоатлетических прыжков и других видов легкой атлетике.
Учитывая эти особенности, программа по легкой атлетике для юных спортсменов ориентируется на решение следующих задач.
Задачи программы:
-укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию;
- совершенствование жизненно-важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании;
- обучение и совершенствование легкоатлетическим упражнениям, гимнастическим, подвижным и спортивным играм;
- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
- формирование общих представлений о легкой атлетике, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками, закаливанию;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к подготовке учащихся школы, а также совершенствование отдельных прыжковых видов легкой атлетике, предлагаемая учебная программа характеризуется:
- направленностью на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями юных спортсменов, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн);
- направленностью на реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- направленностью на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- направленностью на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебно-тренировочного материала на целостное формирование мировоззрения юных спортсменов в области легкой атлетике и физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
-направленностью на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования спортсменами освоенных знаний, способов и физических упражнений в тренировочном процессе в режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Краткая характеристика программы:
Программа предусматривают следующие направления обучения:
Общефизическая подготовка с элементами других видов спорта.
Обучение техники прыжковых видов легкой атлетике.
Умение правильно выполнять гимнастические упражнения различного характера, специально беговые упражнения на развитие определенных качеств.
Самостоятельно выполнять задания.
Выступление в спортивных мероприятиях и соревнованиях.
Тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Дата | Количество часов |
1 | История легкой атлетики. Техника безопасности. Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку. ОРУ, подвижные игры. | сентябрь | 1 |
2 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку. ОРУ. Специально беговые упражнения, подвижные игры. | | 1,5 |
3 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах. Маховые движения рук, ног. | | 1 |
4 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специально беговые упражнения. Толчок одной ногой с места, подвижные игры. | | 1,5 |
5 | Специально беговые упражнения. Толчок одной ногой с места, с 1-3-х беговых шагов. Элементы спортивных игр. | | 1 |
6 | Толчок одной ногой с места, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения | | 1,5 |
7 | Гимнастические упражнения, подвижные игры. | | 1, |
8 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. | | 1,5 |
9 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специально беговые упражнения. Толчок одной ногой с места, подвижные игры. | | 1 |
10 | Специально беговые упражнения Толчок одной ногой с места, с 3-х,6-и беговых шагов Элементы спортивных игр. | | 1,5 |
11 | Повороты, разновидность ходьбы, упр. на осанку. ОРУ. Специально беговые упражнения, подвижные игры. | | 1 |
12 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Толчок одной ногой с места. | | 1,5 |
13 | Толчок одной ногой с места, с 3-х, 6-и беговых шагов. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения. | | 1 |
14 | Гимнастические упражнения, подвижные игры. | | 1,5 |
15 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. | | 1 |
16 | Теоретические сведения. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спортивных игр. | | 1,5 |
17 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Обучение прыжок в длину с места | | 1 |
18 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Закрепление прыжок в длину с места. | | 1,5 |
19 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специально беговые упражнения. Толчок одной ногой с места, подвижные игры. | | 1 |
20 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Совершенствование прыжок в длину с места. | | 1,5 |
21 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Контрольные испытания. | | 1 |
22 | Гимнастические упражнения, подвижные игры. | | 1,5 |
23 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спортивных игр. | | 1 |
24 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специально беговые упражнения. Толчок одной ногой с места, подвижные игры. | | 1,5 |
25 | Толчок одной ногой с места, с 3-х, 6-и беговых шагов, на подвешенный предмет. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения, контрольные испытания. | | 1 |
26 | Гимнастические упражнения, подвижные игры с элементами баскетбола. | | 1,5 |
27 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. | | 1 |
28 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики, комплекс упражнений на координацию движений. | | 1,5 |
29 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специально беговые упражнения. Толчок одной ногой с места, подвижные игры. | | 1 |
30 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Обучение прыжок в длину с разбега. | | 1,5 |
31 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Закрепление прыжок в длину с разбега. | | 1 |
32 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Совершенствование прыжок в длину с разбега. Контрольные испытания. | | 1,5 |
33 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Контрольные испытания. | | 1 |
34 | Гимнастические упражнения, подвижные игры, комплекс упражнений в парах. | | 1,5 |
35 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. | | 1 |
36 | Теоретические сведения. Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специально беговые упражнения. Толчок одной ногой с места, подвижные игры. | | 1,5 |
37 | Толчок одной ногой с места, с 3-х, 6-и беговых шагов, на подвешенный предмет. Элементы спортивных игр, подвижные игры. Гимнастические упражнения | | 1 |
38 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Подвижные игры. | | 1,5 |
39 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. | | 1 |
40 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специально беговые упражнения. Толчок одной ногой с места, подвижные игры. | | 1,5 |
41 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Прыжок в длину с разбега. | | 1 |
42 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Совершенствование прыжок в длину с разбега. | | 1,5 |
43 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Контрольные испытания. | | 1 |
44 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. | | 1,5 |
45 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Контрольные испытания. | | 1 |
46 | Толчок одной ногой с разбега 6-и, 8-и беговых шагов, на подвешенный предмет. Элементы спортивных игр баскетбол, подвижные игры. Гимнастические упражнения. | | 1,5 |
47 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спортивных игр (волейбол). | | 1 |
48 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спортивных игр волейбол. | | 1,5 |
49 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специально беговые упражнения. Толчок одной ногой с места, подвижные игры. | | 1 |
50 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Прыжок в длину с разбега. | | 1,5 |
51 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Прыжок в длину с разбега. | | 1 |
52 | Гимнастические упражнения, подвижные игры. | | 1,5 |
53 | Теоретические сведения. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. | | 1 |
54 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специально беговые упражнения Толчок одной ногой с места, подвижные игры. | | 1,5 |
55 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Подвижные игры. | | 1 |
56 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спортивных игр. | | 1,5 |
57 | Теоретические сведения. Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спортивных игр. | | 1 |
58 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ Специально беговые упражнения Толчок одной ногой с места, подвижные игры. | | 1,5 |
59 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Контрольные испытания. | | 1 |
60 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Подвижные игры. | | 1,5 |
61 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Контрольные испытания. | | 1 |
62 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спортивных игр (волейбол). | | 1,5 |
63 | Гимнастические упражнения с элементами акробатики. Элементы спорт игр волейбол. | | 1 |
64 | Медленный бег, разновидность бега, ОРУ. Специально беговые упражнения. Толчок одной ногой с места, подвижные игры. | | 1,5 |
65 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Прыжок в длину с разбега. | | 1 |
66 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Прыжок в длину с разбега. | | 1,5 |
67 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Совершенствование прыжок в длину с разбега. | | 1 |
68 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Контрольные испытания. | | 1,5 |
69 | Теоретические сведения. Гимнастические упражнения, подвижные игры. | | 1 |
70 | Медленный бег, разновидность бега. ОРУ в парах, маховые движения рук, ног. Контрольные испытания. | | 1,5 |
Теоретические и практические занятия,
общеразвивающие и специальные упражнения.
- Значение общеразвивающих и специальных упражнений.
- Место и время проведения общеразвивающих и специальных упражнений во время тренировочных занятий.
- Подбор упражнений и составление комплекса общеразвивающих и специальных упражнений для различных видов легкой атлетики.
- Общеразвивающие упражнения, направленные на всестороннее физическое воспитание и развитие основных физических качеств:
- Для развития силы-упражнения с предметами и без предметов, снарядах и со снарядами в парах.
- Для развития быстроты-упражнения на быстроту двигательной реакции, разновидности спортивных и подвижных игр.
- Для развития выносливости-длительный бег умеренной и переменной интенсивности.
- Для развития ловкости и гибкости-упражнения с высокими требованиями к координации и амплитуде движений.
- Специальные упражнения, включающие элементы основных видов легкой атлетики, их варианты, а так же движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых усилий.
- Специальные упражнения бегуна, специальные упражнения прыгуна.
Бег на средние дистанции и по пересеченной местности.
Скорость бега зависит от длины и частоты шагов. Фазы отталкивания, полета и опоры. Положение туловища. Работы рук. Обучить: высокому старту и стартовому разгону. Бегу по повороту. Финишированию. Особенности бега по пересеченной местности.
Методика преподавания. Последовательность решения задач и основные средства. Дыхание при беге на средние дистанции и по пересеченной местности. Одежда и обувь. Профилактика травматизма. Правила соревнований. Техника безопасности.
Бег на короткие дистанции.
Обучить низкому старту и дать общую характеристику бегу на короткие дистанции. Стартовый разгон и его особенности. Бег по дистанции и динамика скорости. Положение туловища, работа рук, основные фазы бегового шага, финиширование. Особенности техники бега по повороту. Методика обучения. Последовательность обучения. Основные средства. Профилактика травматизма. Правила соревнований. Техника безопасности.
Прыжок в длинус разбега.
Подбор длины разбега. Особенности последних шагов разбега. Фаза отталкивания. Движения в фазе полета и приземление.
Методика преподавания. Последовательность решения задач при обучении. Обувь для прыжков в высоту. Профилактика травматизма. Правила соревнований. Техника безопасности.
Рекомендации.
1.Выполнение утренней гимнастики.
2.Ведение самостоятельно дневника самоконтроля.
3.Закаливание.
4.Прочитывать или просматривать дополнительно видео фильмы, литературу по легкой атлетике.
5.Дополнительно выполнять в домашних условиях упражнения на гибкость.
Рекомендуемая литература:
1.И.А. Тер-Ованесян., Летящий над землей. М., «Физкультура и спорт» 1984.
2.В.Санеев., Быстрее, выше, сильнее. М., «Физкультура и спорт» 1986.
3.В. Санеев., Твой первый прыжок. М., ФиС.,1990.
4.Н.Г. Озолин, Легкая атлетика. М., ФиС.,1979.
5.Н.Г. Озолин, Путь к успеху. М., ФиС.,1985.
6.Н.Г. Озолин, Спринтерский бег. М., ФиС.,1986.
7.В.Б. Попов, Прыжок в длину. М., Тера-Спорт,2001.
8.А.И. Шилкин, Легкая атлетика. М., Издательский центр «Академия»,2003.
9.В.А. Креер, Легкоатлетические прыжки, М., ФиС., 1986.
10.Ю.Н. Вавилов, Проверь себя, М., ТиПФК.,1997.
Используемая литература:
1.Н.Г. Озолин, Молодому коллеге, М., ФиС., 1988.
2. Об утверждении программы «Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003-2010 годы»: Приказ министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2003 г. № 114 // Консультант Плюс. Версия Проф.
3.В.М. Зациорский, Физические качества спортсмена, М., ФиС., 1990.
4.А.И. Пьянзин, Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов–М.: ТиПФК, 2004.
5. В.И. Лях, Тесты в физическом воспитании школьников Пособие для учителя. – М.: ООО Фирма, 1998.
6. В.И. Лях, Двигательные способности школьников — М., 2003.
7. А.П. Назаров, Тройной прыжок – М.: ФКиС, 2007. – 160 с.
8.Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классов - М.: Просвещение, 2005.
9.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: ФиС., 2001.
10. Кашафутдинов, М.С. Легкая атлетика: учебное пособие [Текст] /М.С. Кашафутдинов// – М, 2003.- 3 - 6c.