МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра специальной педагогики и психологии
Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Профиль подготовки: Олигофренопедагогика
Разработка схемы сбора психолого-педагогического анамнеза детей и подростков с ОВЗ (Тип дионтогенеза на выбор)
СТУДЕНТ(КА) __________________ Минежетдинова Динара Рамильевна
(личная подпись)
РУКОВОДИТЕЛЬ ________________ канд. психол. наук, доцент Кисова В.В.
(личная подпись)
Нижний Новгород – 2020 г.
Психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5 - 2 мес.Объектам такогоизучения становятся дети с признаками раннего органического поражения мозга или находящиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации, например в условиях дома ребенка или при эмоциональном отвержении ребенка матерью.
Существует несколько методик изучения психофизического развития детей первого года жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика (DDST) и некоторые другие. Среди отечественных методов можно отметить работы Г.В. Пантюхиной, К.Н. Печоры, Э.Л. Фрухт, О.В. Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой.
Принципы построения методик:
Включают наборы заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста эти задания усложняются. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом.
Приемы обследования детей первого года жизни (О.В. Баженова, Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова).
Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес. внимание обращают на развитие шаговых движений.
• Затем определяют развитие сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксаций. В процессе обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется.
• Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии. Наряду с общей оценкой тяжести и характера нарушений в заключении должны быть указаны психические функции, развитие которых нарушено, и степень этого нарушения, а также функции, развивающиеся нормально. Кроме того, следует дать развернутую характеристику каждой функции на основании полученных при обследовании результатов, сгруппировав их по сферам.
Схема психолого-педагогического обследования ребенка с ОВЗ
Общие данные.
Ф.И. ребенка __________________________________
Дата рождения ___________________________
Когда поступил в ДОО _________________
Возрастная группа ________________________________
Дата обследования ______________________________________________________________________
Фактический возраст на момент обследования ______________________________________________
Ф.И.О. эксперта________________________________________________________________________
Должность ____________________________________________________________________________
Анамнестические сведения
А) Сведения о семье (полная, неполная) _________________________________________________
Материально-бытовые условия ___________________________________________________________
Психологический климат в семье _________________________________________________________
Б) Биологический анамнез
Ребенок от ________ беременности
Характер протекания беременности (нормальная, токсикозы, нефропатия, недоношенность, внутриутробная гипоксия плода и др.) _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Состояние ребенка при рождении _________________________________________________________
Особенности развития в раннем возрасте ___________________________________________________
Перенесенные тяжелые соматические заболевания и травмы __________________________________
В) Сведения о состоянии здоровья ребенка по данным медицинских обследований
Состояние зрения ______________________________________________________________________
Слуха _________________________________________________________________________________
Опорно-двигательного аппарата __________________________________________________________
Заключение невролога __________________________________________________________________
Заключение психиатра __________________________________________________________________
Данные психолого-педагогического обследования
Психические процессы
А) Особенности восприятия
Способность выделять и классифицировать фигуры, предметы по форме, размеру, цвету и другим признакам _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Способность планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства ____
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Способность различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над, под, на, за, перед, возле, сверху, снизу, справа, слева и т.п.) __________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Способность срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направления штрихов ________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Способность слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме ______
______________________________________________________________________________________
Б) Особенности внимания
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается; характер отвлечения: отвлекается на внешние раздражители) ________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная) ______________________
______________________________________________________________________________________
Объем внимания (достаточный, недостаточный) ____________________________________________
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий, не сформировано) _________________________________________________________________________
В) Особенности памяти
Запоминает быстро или медленно, с трудом; запоминает надолго; забывает быстро _______________
______________________________________________________________________________________
Особенности зрительной памяти __________________________________________________________
Особенности слуховой памяти ____________________________________________________________
Отмечаются трудности (указать, какого типа) в запоминании: новых слов; словосочетаний, синтаксических конструкций; текстового материала _________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Г) Показатели развития мыслительной деятельности
Имеет элементарный запас знаний об окружающем мире _____________________________________
Наглядно-действенное мышление (действие по наглядному образцу, схеме) _____________________
______________________________________________________________________________________
Наглядно-образное мышление (умение оперировать различными образами и наглядными представлениями при решении различных задач) ____________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Образно-логическое мышление
Уровень сформированности операций обобщения и классификации ___________________________
Способность устанавливать причинно-следственные связи ___________________________________
Предпосылки словесно-логического мышления (раскладывание серии сюжетных картинок) _______
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Способность выделить лишний предмет ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Способность сравнивать ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Д) Развитие способности к творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество) ________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Отношение к творческой деятельности (активное, заинтересованное, пассивное, безразличное)_____
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Работоспособность (работает продуктивно в течение всего занятия или быстро утомляется) __
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Сосредоточен во время занятий или отвлекается? ___________________________________________
Темп выполнения работы. Задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно _______________
______________________________________________________________________________________
В чем проявляется утомление: в замедлении темпа, ухудшении качества или полном прекращении работы ________________________________________________________________________________
Когда отмечается спад работоспособности (середина занятия или конец) ________________________
На занятиях работает с удовольствием – при понуждении _____________________________________
Особенности эмоционально-волевой сферы
Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др. __________________________________________________________________
Преобладающее настроение (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка, отмечаются ли резкие колебания настроения) ____________________________________________________________
Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях __________________________
______________________________________________________________________________________
Личностно-характерологические особенности
Взаимоотношения со взрослыми (легко, охотно, медленно, с трудом вступает в контакт)__________
______________________________________________________________________________________
Отношение к сверстникам (общительный, отмечаются: замкнутость, негативное отношение к общению, проявления аутичного поведения) ________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются _________________________
______________________________________________________________________________________
Отношение ребенка к образовательной деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность) _______________________________________
______________________________________________________________________________________
Активный, подвижный – инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный - возбудимый, неуравновешенный. Бодрый – вялый ______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Обучаемость, принятие помощи педагога (обучаемость низкая, помощь педагога не использует, использует недостаточно; перенос усвоенных навыков в новые условия деятельности затруднен – ребенок обучаем, адекватно использует помощь взрослого, осуществляет перенос усвоенного способа действия на новое задание и др.) ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Особенности поведения ребенка во время обследования
Контакт: активный, пассивный (формальный), не вступает ____________________________________
______________________________________________________________________________________
Навязчивые движения (в примечаниях определить характер движений, причину их появления и усиления) _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Критичность: критичен, критичность снижена, не критичен ___________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Заключение
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Подпись