СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка схемы сбора психолого-педагогического анамнеза детей и подростков с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка схемы сбора психолого-педагогического анамнеза детей и подростков с ОВЗ»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»





Факультет психологии и педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: Олигофренопедагогика







Разработка схемы сбора психолого-педагогического анамнеза детей и подростков с ОВЗ (Тип дионтогенеза на выбор)







СТУДЕНТ(КА) __________________ Минежетдинова Динара Рамильевна

(личная подпись)


РУКОВОДИТЕЛЬ ________________ канд. психол. наук, доцент Кисова В.В.

(личная подпись)












Нижний Новгород – 2020 г.





Психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5 - 2 мес.Объектам такогоизучения становятся дети с признаками раннего органического поражения мозга или находящиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации, например в условиях дома ребенка или при эмоциональном отвержении ребенка матерью.

Существует несколько методик изучения психофизического развития детей первого года жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика (DDST) и некоторые другие. Среди отечественных методов можно отметить работы Г.В. Пантюхиной, К.Н. Печоры, Э.Л. Фрухт, О.В. Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой.

Принципы построения методик:

Включают наборы заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста эти задания усложняются. Результаты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормативом.

Приемы обследования детей первого года жизни (О.В. Баженова, Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова).

Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес. внимание обращают на развитие шаговых движений.

• Затем определяют развитие сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксаций. В процессе обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще всего появляется.

• Психологическое исследование психического развития ребенка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии. Наряду с общей оценкой тяжести и характера нарушений в заключении должны быть указаны психические функции, развитие которых нарушено, и степень этого нарушения, а также функции, развивающиеся нормально. Кроме того, следует дать развернутую характеристику каждой функции на основании полученных при обследовании результатов, сгруппировав их по сферам.


Схема психолого-педагогического обследования ребенка с ОВЗ


  1. Общие данные.

Ф.И. ребенка __________________________________

Дата рождения ___________________________

Когда поступил в ДОО _________________

Возрастная группа ________________________________

Дата обследования ______________________________________________________________________

Фактический возраст на момент обследования ______________________________________________

Ф.И.О. эксперта________________________________________________________________________

Должность ____________________________________________________________________________


  1. Анамнестические сведения

А) Сведения о семье (полная, неполная) _________________________________________________

Материально-бытовые условия ___________________________________________________________

Психологический климат в семье _________________________________________________________


Б) Биологический анамнез

Ребенок от ________ беременности

Характер протекания беременности (нормальная, токсикозы, нефропатия, недоношенность, внутриутробная гипоксия плода и др.) _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Состояние ребенка при рождении _________________________________________________________

Особенности развития в раннем возрасте ___________________________________________________

Перенесенные тяжелые соматические заболевания и травмы __________________________________


В) Сведения о состоянии здоровья ребенка по данным медицинских обследований

Состояние зрения ______________________________________________________________________

Слуха _________________________________________________________________________________

Опорно-двигательного аппарата __________________________________________________________

Заключение невролога __________________________________________________________________

Заключение психиатра __________________________________________________________________


  1. Данные психолого-педагогического обследования

    1. Психические процессы

А) Особенности восприятия

Способность выделять и классифицировать фигуры, предметы по форме, размеру, цвету и другим признакам _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Способность планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства ____

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Способность различать расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над, под, на, за, перед, возле, сверху, снизу, справа, слева и т.п.) __________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Способность срисовывать (копировать) простые геометрические фигуры, сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направления штрихов ________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Способность слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме ______

______________________________________________________________________________________


Б) Особенности внимания

Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается; характер отвлечения: отвлекается на внешние раздражители) ________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная) ______________________

______________________________________________________________________________________

Объем внимания (достаточный, недостаточный) ____________________________________________

Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий, не сформировано) _________________________________________________________________________


В) Особенности памяти

Запоминает быстро или медленно, с трудом; запоминает надолго; забывает быстро _______________

______________________________________________________________________________________

Особенности зрительной памяти __________________________________________________________

Особенности слуховой памяти ____________________________________________________________

Отмечаются трудности (указать, какого типа) в запоминании: новых слов; словосочетаний, синтаксических конструкций; текстового материала _________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________


Г) Показатели развития мыслительной деятельности

Имеет элементарный запас знаний об окружающем мире _____________________________________

Наглядно-действенное мышление (действие по наглядному образцу, схеме) _____________________

______________________________________________________________________________________

Наглядно-образное мышление (умение оперировать различными образами и наглядными представлениями при решении различных задач) ____________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Образно-логическое мышление

Уровень сформированности операций обобщения и классификации ___________________________

Способность устанавливать причинно-следственные связи ___________________________________

Предпосылки словесно-логического мышления (раскладывание серии сюжетных картинок) _______

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Способность выделить лишний предмет ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Способность сравнивать ________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________


Д) Развитие способности к творческой деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество) ________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Отношение к творческой деятельности (активное, заинтересованное, пассивное, безразличное)_____

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________


    1. Работоспособность (работает продуктивно в течение всего занятия или быстро утомляется) __

    2. ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Сосредоточен во время занятий или отвлекается? ___________________________________________

Темп выполнения работы. Задания выполняет быстро, в среднем темпе, медленно _______________

______________________________________________________________________________________

В чем проявляется утомление: в замедлении темпа, ухудшении качества или полном прекращении работы ________________________________________________________________________________

Когда отмечается спад работоспособности (середина занятия или конец) ________________________

На занятиях работает с удовольствием – при понуждении _____________________________________



    1. Особенности эмоционально-волевой сферы

Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др. __________________________________________________________________

Преобладающее настроение (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка, отмечаются ли резкие колебания настроения) ____________________________________________________________

Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях __________________________

______________________________________________________________________________________


    1. Личностно-характерологические особенности

Взаимоотношения со взрослыми (легко, охотно, медленно, с трудом вступает в контакт)__________

______________________________________________________________________________________

Отношение к сверстникам (общительный, отмечаются: замкнутость, негативное отношение к общению, проявления аутичного поведения) ________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются _________________________

______________________________________________________________________________________

Отношение ребенка к образовательной деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность) _______________________________________

______________________________________________________________________________________

Активный, подвижный – инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный - возбудимый, неуравновешенный. Бодрый – вялый ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Обучаемость, принятие помощи педагога (обучаемость низкая, помощь педагога не использует, использует недостаточно; перенос усвоенных навыков в новые условия деятельности затруднен – ребенок обучаем, адекватно использует помощь взрослого, осуществляет перенос усвоенного способа действия на новое задание и др.) ___________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________


    1. Особенности поведения ребенка во время обследования

Контакт: активный, пассивный (формальный), не вступает ____________________________________

______________________________________________________________________________________

Навязчивые движения (в примечаниях определить характер движений, причину их появления и усиления) _____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Критичность: критичен, критичность снижена, не критичен ___________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________


  1. Заключение

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________







Подпись





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!