СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка"Словарные и контрольные диктанты по русскому языку для 5 класса"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал данной разработки может быть использован при проведении словарных и контрольных диктантов по русскому языку в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка"Словарные и контрольные диктанты по русскому языку для 5 класса"»

Словарные и контрольные диктанты по русскому языку для 5 класса.

Словарные диктанты

Тема 1. «Правописание ь и ъ знаков».

Ночной дозор, выглянуть из – за туч, разбитые очки, почти закончить, влезть на мачту, отправить по почте, лёгкая лодочка, мощность двигателя, ручной хищник, решение задач, необъятный простор, вьюжный февраль, напишешь строчку, тоньше волоса, лучше подготовиться, хороший помощник, научные достижения, подъехать к станции, встань пораньше, разъяснить задачу, получить весточку, бесконечная дорога, складной зонтик, нянчить сестричку, возьмём в дорогу, письменный стол, неразборчивый почерк, подчеркнуть карандашом.

Тема 2. «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова»

Полоскать бельё, поласкать ребёнка, струна гитары, паркетный пол, посидеть на скамейке, фиолетовые чернила, развеваться на ветру, ребёнок развивается, цветной телевизор, громадная туча, правильный маршрут, телефонный справочник, известный баскетболист, коробка конфет, велосипедные гонки, играешь на пианино, тяжёлая корзина, поседеть от старости, мягкий диван, огромная библиотека, школьный кабинет, пользоваться биноклем, аккуратный ученик, советский спортсмен.

Тема 3. «Буквы З и С на конце приставок»

Безграмотная работа, здание театра, бесполезная работа, сбить с ног, рассчитать время, рассвет над морем, безвкусная одежда, сжатый воздух, безводная местность, беречь здоровье, расцвет искусства, сдать экзамен, расписание движения, на месте сгиба, точный расчёт, бессердечный человек, беззвёздная ночь, испугаться ошибки, отъявленный бездельник, безударный гласный, бесконечная дорога, безвыходное положение, размышлять о будущем, изредка посещает, взбежать по лестнице.

Тема 4. «Чередующиеся гласные в корне слова».

Имя прилагательное, растительное масло, загореться от спички, положить в карман, запереть дверь, выросли в аквариуме, обжигает в печке, тяжёлое положение, росток апельсина, прибирает кабинет, располагаться на трибуне, положиться на друга, натирать паркет, выращивает на грядке, предполагает участие, блистать на солнце, сумма слагаемых, написать изложение, выстелили листьями, опираться на перила, сердце замирает, обгореть на солнце, нагар свечи, выгодное предложение, отрасль науки.

Тема 5. «Правописание гласных после шипящих и Ц».

Работать шофёром, цитрусовые растения, цирковой артист, тоненькая жёрдочка, свежие огурцы, с детским врачом, панцирь черепахи, робкий шёпот, колючий крыжовник, загородное шоссе, рой пчёл, шёлковое платье, большого рюкзака, молочный шоколад, чёткая дикция, выводок цыплят, наденет капюшон, слышатся шорохи, рассыпались жёлуди, цветы акации, добрые молодцы, жёлтый цвет, интересная брошюра, строгое жюри, прыгать с парашютом, кислый щавель, новогодние чудеса, счастливая жизнь.

Тема 6. «Правописание глаголов».

Искупаться в речке, терпим бедствие, возмущаться и негодовать, приклеит марку, не найти бинокль, слышится отовсюду, выпрыгнет из будки, чувствуешь испуг, весело хохочет, придётся постараться, грохочет камнепад, мягко стелет, растаяли весной, разбудит утром, надо стремиться, стремится вперёд, стеречь избушку, пишешь сочинение, бережно обращаться, пойдёшь направо, посеет на рядке, вертишься на стуле, тяжело дышит, отправишься на вокзал, вежливо извиниться, услышит издалека.

Тема 7. «Контрольный словарный диктант».

Велосипедный фонарь, старинное пианино, мягкий диван, выйти из огня, цыганский наряд, телефонный справочник, растёт под окном, расположиться в кабинете, исполнить просьбу, одеваться безвкусно, подъёмная машина, точно рассчитаешь, лиловый цветочек, подняться на цыпочки, качается подо мной, повернуть направо, спуститься вниз, обширная площадь, расцвет искусства, редакция газеты, маршрутное такси, пролетает над озером, чехол для гитары, конфетная коробка, опираться на плечо товарища, безграмотная речь, отцовский ремень, корзиночка с пирожками, расписание на завтра, цирковой артист, встречаем рассвет, собираемся уезжать, пишешь изложение.

Диктант 8. «Контрольный словарный диктант»

Стремиться к цели, отдать рапорт, идти по аллее, посетить хоккейный матч, изредка выглядывает солнце, устная речь, вести диалог, исчезнуть вдали, раскрытый парашют, тренировать память, низкий барьер, посвятить стихотворение, смотреть вверх, футбольный мяч, варенье из крыжовника, богатое воображение, повернуть налево, объезжать окрестности, искусство балета, разъярённый зверь, идти вдвоём, отражаться в озере, впечатление от фильма, играем в баскетбол, синтаксическая ошибка, серьёзное жюри, пейзажная зарисовка, шёлковая шёрстка, обратиться с просьбой, измеряем объём, тяжёлый рюкзак, прекрасный помощник, значительное расстояние, восклицательная интонация, внимательно работаешь, душистая травка, чудесный аромат, праздничный салют, доноситься отовсюду, багряные листья, отвезти на машине, прелестный образ, речной трамвайчик, никогда не унывает, безвкусная пища, иллюстрация к рассказу, территория зоопарка, тренер известного спортсмена, объявление на вокзале, выразительное лицо, беседовать вдвоём, заботливо держит, компьютерная мышь.



Контрольные диктанты (связные тексты).

Диктанты на повторение изученного в начальной школе.

I вариант. В лесу.

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под яркими лучами солнца сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути .(88 слов)

Дополнительные задания

1. Указать морфологическую характеристику слов в указанных предложениях:

I вариант – *

II вариант – **

2. Произвести морфемный разбор слов:

I вариант – наносит, фруктовых, грудка,

II вариант – разломишь, маленький, жучками.

3. Выписать из текста диктанта 3 слова с орфограммами «Безударные проверяемые гласные и согласные в корне слова», объяснить правописание графически.



II вариант. Сторож наших садов

В саду с ветки на ветку перелетает шустрая птичка*. Спинка у нее серая, грудка желтая, на головке черная шапочка. Это – синица. В сад она прилетела за жучками. Большой вред наносят жуки садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмешь яблоко, разломишь, а внутри червяк. Вот этих вредителей и ловит синица. Увидит зорким глазом добычу, схватит ее клювом и съест**. А клюв у синицы тонкий, в любую щелку пролезет.

Много разных жучков съедает синица за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.

Люди называют синицу сторожем наших садов.

(По Г.Скребицкому)

Дополнительные задания

1. Указать морфологическую характеристику слов в указанных предложениях:

I вариант – *

II вариант – **

2. Произвести морфемный разбор слов:

I вариант – наносит, фруктовых, грудка,

II вариант – разломишь, маленький, жучками.

3. Выписать из текста диктанта 3 слова с орфограммами «Безударные проверяемые гласные и согласные в корне слова», объяснить правописание графически.



III вариант.



На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в дальний путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются. (81 слово)



Дополнительные задания

1. Указать морфологическую характеристику слов в указанных предложениях:

I вариант – *

II вариант – **

2. Произвести морфемный разбор слов:

I вариант – наносит, фруктовых, грудка,

II вариант – разломишь, маленький, жучками.

3. Выписать из текста диктанта 3 слова с орфограммами «Безударные проверяемые гласные и согласные в корне слова», объяснить правописание графически.





Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Синтаксис и пунктуация»


Текст диктанта (1 вариант)

Без пословицы речь не молвится.

Язык – богатство народа*. В метком и выразительном русском языке с давних пор живут пословицы. Их сложил народ. Это мудрые рассуждения о жизни, о лю­дях. В коротких фразах пословицы рассказывают, как жил наш народ, что ценил. В них народ отдает должное честности, доброте, прославляет смелость, умение тру­диться, смеется над жадными, ленивыми. Широко известны пословицы о труде, книгах, пользе знаний.

Эти мудрые изречения можно легко и быстро запомнить, потому что они похожи на короткие стихи. Они украшают нашу речь, делают ее яркой, образной, живой.

А какие пословицы знаете вы, ребята?**

(92 слова)

Дополнительные задания

1. Найти в тексте 2-3 ряда однородных членов предложения, подчеркнуть их.

2. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте:

I вариант – *

II вариант – **

3. Выполнить морфемный разбор слов:

1 вариант: мудрые, прославляет, книгах;

2 вариант: жадными, украшают, смелость.



Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Синтаксис и пунктуация»

Текст диктанта (2 вариант)

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. *

Солнце выглянуло из - за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», - проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю.**

Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Дополнительные задания

1. Найти в тексте предложение с однородными членами, подчеркнуть их, составить схему.

2. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте:

I вариант – *

II вариант – **

3. Выполнить морфемный разбор слов:

1 вариант: далёкого, зашумел, тростником:

2 вариант : низкие, налетает, пузырьками.


Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Синтаксис и пунктуация»

Текст диктанта (3 вариант)

Осень пришла внезапно. До тех пор я её почти не замечал. В саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела. Осень завладела всем: садами, реками, лесами, воздухом, птицами.

В саду суетились синицы. Они сидели на ветках, заглядывали в окно из –под листьев клёна.

Каждое утро в саду собирались перелётные птицы. * Под свист, клёкот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Птицы улетали на юг. Леса моросили дождём облетевшей листвы. **Тогда же старик Прохор рассказал мне сказку об осени. «Ты гляди, присматривайся, милый человек, чем каждая птица дышит», - говорил он.

Дополнительные задания

1. Найти в тексте сложное предложение, подчеркнуть грамматические основы, составить схему.

2. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте:

I вариант – *

II вариант – **

3. Выполнить морфемный разбор слов:

1 вариант: перелётные, дышит, сказку;

2 вариант :облетевшей, рассказал, ветвях.

4. Озаглавить текст.


Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Фонетика. Графика»


Текст диктанта

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра заряби­ли воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.

Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

(97 слов)

Дополнительные задания

1. Выписать два слова, в которых:

I вариант – звуков больше, чем букв;

II вариант – букв больше, чем звуков.

2. Выписать два слова, в которых происходит позиционная мена согласных звуков. Записать их транскрипцию.

3. Выполнить фонетический разбор слов:

I вариант – цветов;

II вариант – листья.


Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Фонетика. Графика»


Текст диктанта(2 вариант)

В грозу

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. *

Густая тень поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе всё изменилось.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. ** Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень.

Дополнительные задания

1. Выписать два слова, в которых:

I вариант – звуков больше, чем букв;

II вариант – букв больше, чем звуков.

2. Произвести морфемный разбор слов:

I вариант – наполняла, дальний, природе;

II вариант –выглянуло, молодые, лучами.

3. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте:

I вариант – *

II вариант – **



Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Морфемика. Орфография»


Текст диктанта (1 вариант)

Утро в лесу

Утренний ветерок пробежал по лесу*. Туман пришел в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки**. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предпола­гал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду.

Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у нее с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания растущих на том берегу деревьев.

(По В. Арсеньеву) (98 слов)

Дополнительные задания

1. Выписать из текста диктанта 2-3 слова с указанной орфограммой, объяснить правописание графически:

I вариант – правописание безударных гласных в корнях с чередованием;

II вариант – правописание приставок на -з/-с.

2. Произвести морфемный разбор слов:

I вариант – прибежал, спокойный;

II вариант – рассмотрел, поверхности.

3. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте:

I вариант – *

II вариант – **

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Морфемика. Орфография»


Текст диктанта (2 вариант)

Летняя гроза.

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. * Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из –за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уж и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки. **


Дополнительные задания

1. Произвести морфемный разбор слов:

I вариант – темнеет, грозовые, дороге;

II вариант – набегают, водной, дождинки.

2. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте:

I вариант – *

II вариант – **

3. Выполнить фонетический разбор слов:

1 вариант: даль

2 вариант: бою.


Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Имя существительное»



Текст диктанта (1 вариант)

Ёжик

Однажды поздней осенью я до темноты бродил по лесу. * Надвигалась долгая осенняя ночь. Под гигантской сосной соорудил я шалаш, чтобы ночью не дрожать от холода.

На рассвете около меня зашелестели листья. ** Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск.

Я выглянул из шалаша. Мимо меня пробежал кругленький шарик с колючими иголками на спине. Еж! Он проскользнул под низкий кустик и долго возился там. Потом он вылез из-под куста и скрылся в лесной чаще.

Вскоре ежик вернулся. Я увидел на его колючках маленькое яблочко. Он направился к своему тайнику и исчез в нем.

Все утро таскал еж в норку грибы, лесные яблоки.

(97 слов)

Дополнительные задания

1. Объяснить графически написание безударной гласной в корнях слов третьего абзаца.

2. Произвести морфемный разбор слов:

I вариант – пробежал, к тайнику, маленькое;

II вариант – гигантской, на рассвете, зашелестели.

3. Выполнить морфологический разбор слов:

I вариант – (под) кустик

II вариант – (из-под) куста

4. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте.

I вариант – *

II вариант – **


Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Имя существительное»

Текст диктанта (2 вариант)

О Михаиле Пришвине

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. * Его семья жила в усадьбе около деревни. ** Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

Дополнительные задания

1. Произвести морфемный разбор слов:

I вариант – тянутся, чудесными, травинку;

II вариант – подарил, плакучей, природе

2. Выполнить морфологический разбор слов:

I вариант – ивой

II вариант – в природе

3. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте.

I вариант – *

II вариант – **

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Имя существительное»

Текст диктанта (3 вариант)

Последняя улыбка солнца млеет и гаснет на нежной зелени берёзки. * Распускаются её клейкие листочки. Раз в году бывает такой свежий аромат.

Первая звёздочка уже запуталась в вязи ветвистой вершины и с любопытством смотрит на землю. Заливаются птицы: малиновки, зяблики. Самым голосистым певцом в это время является дрозд. Его не только слышишь, но и видишь. Он сидит на макушке ели и громко поёт.

Чудесно переливаются лучезарные краски заката.** Когда сгущаются сумерки, гаснет его пурпур. Звонкий вечер уходит в сумрак ночи. Дрозд свистнул в последний раз и улетел. Внезапно заговорил торопливый ручеек, перестали перекликаться с пением воды голоса птиц. Чарующий миг лесной тишины! (101 слово)


Дополнительные задания

1. Произвести морфемный разбор слов:

I вариант – заливаются, ветвистой, вершины;

II вариант – заговорил, торопливый, тишины.

2. Выполнить морфологический разбор слов:

I вариант – (на) макушке

II вариант – (на) землю.

3. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте.

I вариант – *

II вариант – **


Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Имя прилагательное»

Текст диктанта (1 вариант)

В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам весёлые ручьи. Ломают зимний лёд реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. * Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки. **

Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.

Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелётных птиц. От тёплого юга до холодных морей будут слышны их весёлые голоса.

Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной берёзки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шёпот проснувшейся земли. (101 слово)



Дополнительные задания

  1. Найти в третьем абзаце текста все прилагательные, определить падеж, обозначить окончание.

  2. Выполнить морфологический разбор слов:

I вариант – зимний (лёд)

II вариант – синюю (даль)

3. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте.

I вариант – *

II вариант – **

Сказать о правописании слова белоносые.



Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Имя прилагательное»

Текст диктанта (2 вариант)

Озеро.

Среди высочайших гор есть прекрасное голубое озеро. Страшны над горным озером бури. Высокие волны гуляют на широком просторе. * Горе маленькой рыбачьей лодке, если она застигнута на озере бурей.

В тихую ясную погоду спокойна голубая озерная гладь. Лёгкие волны прибоя ласково набегают на береговой чистый песок. После трудного пути путешественнику приятно погрузиться в их прохладную влагу.

Прозрачны воды горного озера. В хорошую погоду на большой глубине видно озерное дно. Маленькие пароходы совершают обычные рейсы по высокогорному озеру.**

Капитан парохода может показать место, где на дне озера лежит древний город. Не раз добывали рыбаки со дна озера древнюю утварь. (96 слов)



Дополнительные задания

  1. Найти во втором абзаце текста все прилагательные, определить падеж, обозначить окончание.

  2. Выполнить морфологический разбор слов:

I вариант – маленькой (лодке)

II вариант – хорошую (погоду)

3. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте.

I вариант – *

II вариант – **

Сказать о правописании слова высокогорному.

Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Имя прилагательное»

Текст диктанта (3 вариант)



Лунной ночью светло в берёзовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.

В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.

Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился. Навострил уши. Сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился. *

Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. ** Сладко дремлется ему в берлоге.

Март – последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов)



Дополнительные задания

  1. Найти во втором абзаце текста все прилагательные, определить падеж, обозначить окончание.

  2. Выполнить морфологический разбор слов:

I вариант – в берёзовом (лесу)

II вариант – зимней (ночи)

3. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте.

I вариант – *

II вариант – **


Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Глагол»


Текст диктанта (1 вариант)

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очерта­ния веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку еще видны лучи солнца. Высоко над елкой заблестели звезды. Время от времени раздается одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой .(По К.Г. Паустовскому) (93 слова)



Дополнительные задания

1. Озаглавить текст.

2. Выписать из текста диктанта 3 слова с орфограммой «Правописание проверяемых чередующихся гласных в корне слова», объяснить орфограмму графически.

3. Выполнить морфологический разбор слов:

I вариант – выползает

II вариант – растеклась


Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Глагол»


Текст диктанта (2 вариант)

В лесу.

Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. * Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. ** Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек! (99 слов)

Дополнительное задание

1. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте.

I вариант – *

II вариант – **

2. Выполнить морфологический разбор слов:

I вариант – посмотришь

II вариант – пройдёт (день)

3. Произвести морфемный разбор слов:

I вариант – углубляемся, пушистыми, веточку;

II вариант – пахнет, радостный, язычки.



Контрольный диктант с грамматическим заданием

по теме «Глагол»


Текст диктанта (3 вариант)

Расщедрилась природа и подарила тёплые денёчки. * Но осень уже поселилась в лесу. Деревья сбросили свой роскошный наряд, и лес заметно поредел.

Бесчисленные листья устилают землю. Они разных цветов: жёлтые, оранжевые, красные. Подсушит их солнце, и ветер погонит по лесным тропинкам. Только их шорох нарушает покой лесного царства.

Но страшен лес в непогоду. Под напором ветра жалобно стонут и гнутся к земле деревья. **

Они уже не борются с ним. Дождь бьёт по листьям, и они становятся похожими на жалкие лохмотья. Под натиском осенних дождей и первых холодов сдаются все растения: цветы, травы, кусты. Только краснеют кисти рябин, а плоды шиповника висят, как блестящие ёлочные шарики. (102 слова)

Дополнительные задания

1. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте.

I вариант – *

II вариант – **

2. Выполнить морфологический разбор слов:

I вариант – расщедрилась (природа)

II вариант – поселилась (осень)

3. Произвести морфемный разбор слов:

I вариант – сбросили, роскошный, наряду;

II вариант – краснеют, тёплые, тропинкам.



Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса.

Вариант 1

Летнее утро легко поднимает с постели.

Над рекой ещё расстилается туман.** Скоро он пропадет в прозрачном воздухе и освободит сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.

Я заметил, что чаще грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.

Подосиновик – гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или на тропке. *

Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь один гриб, а рядом видишь ещё штук пять.

И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой.



Дополнительные задания

  1. Найти в тексте и выписать предложение с однородными обстоятельствами, подчеркнуть их, составить схему.

  2. Из 1 предложения текста выписать все словосочетания, сделать их разбор.

3. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте.

I вариант – *

II вариант – **

Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса.

Вариант 2

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.

В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые берёзки.

Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нём бурная жизнь. Тает снег. Всё больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.

Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. * Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над жёлтыми пуховками ив жужжат пчёлы. **



Дополнительные задания

  1. Выписать из текста предложение с обобщающим словом при однородных членах, составить схему.

  2. Выписать из текста сложное предложение, подчеркнуть грамматические основы, составить схему.

  3. Выполнить синтаксический разбор предложений, отмеченных в тексте:

I вариант – *

II вариант – **

4. Произвести морфемный разбор слов:

I вариант – услышишь, весеннем, рябчики;

II вариант – расстилаются, кружевными, арками.



Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса.

Вариант 3

Солнце поднимается, и вся окрестность освещается радостным светом. Пора отправляться в путь. Собираем рюкзаки, по карте выбираем маршрут. К вечеру мы должны добраться до станции.

Дорожка вьётся узкой лентой. По её сторонам растут молоденькие берёзки. Ещё издали видим огромный дуб, который широко раскинул свои могучие ветви. Подходим к нему и располагаемся в его тени на отдых. Стрекочут кузнечики, слышится пение птиц. Ветер тихо колышет листьями дуба и навевает сон. Сладко спится под шёпот листвы.

Но мы не успели насладиться отдыхом, как услышали раскаты грома. Они раздаются всё ближе и ближе. В грозу опасно находиться под высокими деревьями. Надо скорее добраться до ближайшей деревни и спрятаться там от дождя.

Дополнительные задания

1.Из 3 предложения текста выписать все словосочетания, сделать их разбор.

2. Выписать из текста сложное предложение, подчеркнуть грамматические основы, составить схему.

3. Выписать из текста предложение с однородными сказуемыми, подчеркнуть их, составить схему.

4. Произвести морфемный разбор слов:

I вариант – освещается, радостным, вечеру;

II вариант – располагаемся, высокими, раскаты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!