СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка сценария по избранным главам поэмы А.Т. Твардовского "Василий Тёркин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятия рассказывает о герое Твардоского, его любви и преданности Родине.

Просмотр содержимого документа
«Разработка сценария по избранным главам поэмы А.Т. Твардовского "Василий Тёркин"»





«Душа солдатская и доля» - литературная гостиная, по избранным главам поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»

Цели и задачи:

  1. Популяризировать творчество А. Т. Твардовского, вызвать интерес к судьбе поэта и гражданина; Познакомить с основными вехами его жизненного и творческого пути;

  2. Раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль творчества поэта в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;

  3. Пробудить интерес к истории войны; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.


Ведущая: На одном из тихих и уютных уголков города Смоленска расположен памятник участникам Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. На постаменте высечены имена: Александр Твардовский, Василий Тёркин.

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот- вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь-дорожку фронтовую.

Ведущая: Поэма А. Т. Твардовского “Василий Теркин” — народная, вернее солдатская поэма. Ее главная идея заключается в показе борьбы людей ради мира, ради жизни. Она представляет собой целую энциклопедию жизни бойца. Да и по словам самого писателя, “эта книга про бойца, без начала и конца”.
Главный герой — воплощенный в образе Василия Теркина народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский смог создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Перед нами предстает человек, который любит свою Родину и не жалеет своей крови ради нее, который может найти выход из трудного положения и шуткой скрасить фронтовые трудности, который любил поиграть на гармони и послушать музыку на привале. Теркин — весельчак, он за словом в карман не полезет.
А. Т. Твардовский в своем произведении показал жизненную силу человека, силу народного характера, а также привел читателя к осознанию нравственного величия русского воина.

Ведущая: Давайте и мы прислушаемся к разговору двух современников, двух боевых товарищей - автора знаменитой “Книги про бойца” Александра Твардовского и всенародного героя Василия Тёркина. Они вместе прошагали по дорогам войны, преданно выполняя долг перед Родиной и, несмотря ни на какие трудности и испытания, выжили, потому что любили жизнь, свою родную землю, свой народ и страну.

Твардовский: Я ушёл на фронт на второй день войны. Участвовал в битве за Москву, а позднее – в победоносном походе нашей армии за освобождение от немецких фашистов Белоруссии, Украины, Польши и дошёл до Берлина. Все эти годы работал военным корреспондентом. Писал очерки, стихи, фельетоны, листовки, заметки. Встречи с солдатами, испытанное и увиденное своими глазами на дорогах войны повлияли на моё творчество. Все последние новости с фронта записывал в военную тетрадку и материал помещал в газету. Постепенно сложилась “Книга про бойца” и всеобщий любимец Тёркин.

Я мечтал о сущем чуде:
Чтоб от выдумки моей
На войне живущим людям
Было, может быть, теплей…

Инсценирование главы “На привале” (бойцы расположились на отдых)

Чтец:

И уже, пригревшись, спал
Крепко полк усталый.
В первом взводе сон пропал
На войне насчёт войны
Вёл беседу Тёркин.

Тёркин:

Вам, ребята, с серединки
Начинать. А я скажу:
Я не первые ботинки
Без починки здесь ношу.
Вот вы прибыли на место,
Ружья в руки- и воюй.
А кому из вас известно,
Что такое сабантуй?

Вот под первою бомбёжкой
Полежишь с охоты в лёжку.
Жив остался – не горюй:
Это малый сабантуй.

Хуже, брат, как миномётный
Вдруг начнётся сабантуй
Тот проймёт тебя поглубже.
Это средний сабантуй.
Сабантуй тебе наука,
Враг лютует - сам лютуй.
Но совсем иная штука
Это главный сабантуй.

Вот ты вышел спозаранку,
Грянул – в пот тебя и в дрожь:
Прут немецких тыща танков…

Солдат: Тыща танков? Ну, брат, врёшь

Тёркин:

Ладно, что там триста, двести
Повстречай один хотя б…

1 солдат:

Хорошо, что он попал
Тёркин, в нашу роту.

2 солдат: Теркин - кто же он такой?

Твардовский:

Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень в этом роде
В каждой роте есть всегда,
Да и в каждом взводе.

Обсуждение вопроса. А каких людей считаете необыкновенными, незаурядными. Можно ли причислить нашего героя к данному типу людей? Почему?

- “в муках тверд и в горе горд”; “то серьёзный, то потешный”; “святой и грешный русский чудо - человек”; похож на былинного богатыря или солдата из сказок; на все руки мастер: то он боец, то плотник, то печник, то гармонист.

Инсценирование главы “Гармонь” (Тёркин подходит к 2 танкистам, берёт в руки гармошку и заводит с ними беседу).

- Так сыграть бы на дорожку?

- Да сыграть - оно не вред.

- В чём же дело? Чья гармошка?

- Чья была, того, брат, нет…(снимают шапки)

- Да нельзя так уж нельзя

Я ведь сам понять умею,

Я вторую, брат, войну…

И опять же, посудите,

Может, завтра- с места в бой…

- Знаешь что. Ну, сыграй ты, шут с тобой.

(Тёркин садится за гармошку и начинает играть)

Чтец:

И от той гармошки старой,

Что осталось сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.



Ответьте на вопросы поэмы:

1. Жанр произведения «Василий Теркин» (поэма)

2. На каком музыкальном инструменте играл Теркин? (гармонь)

3. Перемещение с одного берега на другой называется…(переправа)

4. Мешочек для хранения махорки (кисет)

5. Название награды (орден)

6. Как называются пешие войска? (пехота)

7. Назовите время года, когда проходила переправа (зима)

8. Сколько глав в поэме? (тридцать)

9. Какие черты характера Теркина проявляются в главе «О награде»?  (скромность)

10. Блюдо, которое готовили солдаты? (каша)

11. На чем переправлялись солдаты через реку? (понтоны)



Вставьте пропущенные слова

1. Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он …………………….(обыкновенный)
 

2. Переправа, переправа!

Берег ……(левый), берег……(берег правый).


3. Нет, ребята, я не гордый.

Не заглядывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я …………(согласен на медаль)
 

4. Повесть памятной годины,

Эту книгу про бойца,

Я и начал с середины

И закончил ……(без конца)

Ведущая: Вернемся к эпиграфу нашего урока.

К. Симонов сказал: «Василий Теркин» - это лучшее из всего написанного о войне на войне». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

На примере яркой, самобытной личности В.Тёркина Твардовский показал человека “на войне, в быту суровом, в трудной жизни на войне”. Автор глава за главой рассуждает о том, без чего нельзя прожить на войне и побеждать, идя “на бой святой и правый”: полевая кухня, солдатская шинель, гармонь, землянка, шутки - прибаутки, дружба.

Поэма “Василий Тёркин” - настоящая повесть огненной страды, вобравшая в себя всё:

Что изведано горбом,
Что исхожено ногами,
Что испытано руками,
Что повидано в глаза … такими отважными бойцами “из Рязани, из Казани, из Сибири, из Москвы”

Ведущая: Наши земляки-участники войны были такими же мужественными и бесстрашными, как легендарный Тёркин. Говоря о собирательном образе Тёркина, современный писатель Г. Бакланов справедливо заметил: (чтение эпиграфа к уроку) “Только большие художники способны в одну судьбу вместить судьбу всего народа; потому каждый, читая книгу, находит в ней и самого себя”

  • Что нового узнали о войне из рассказов дедушек и бабушек?

Ведущая: У каждого солдата Великой Отечественной своя война, выпавшая на его долю, и в сердце каждого она оставила вечно незаживающий рубец. У одних- это контузии и ранения, у других- потеря любимого человека, родного дома… У поэтов же – вдохновенные и проникновенные строки. Они и сегодня звучат торжественно, весомо и значимо:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем… А. Твардовский



Использованные материалы:

  1. Документы фонда (63, 84 отделы).

  2. Интернет ресурсы.





3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!