Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Донецкая специальная школа-интернат № 28»
РАЗРАБОТКА СЦЕНАРИЯ
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
ПО ЧТЕНИЮ
для обучающихся с лёгкой и тяжелой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Тема: «МИСС ЛИТЕРАТУРА В ГОСТЯХ У ШКОЛЬНИКОВ»
Подготовили:
учитель-дефектолог Фетисова Н.М.
учитель-дефектолог Ласко Е.В.
г. Донецк – 2022 г.
Задачи:
Развивать творческие способности обучающихся;
Воспитывать интерес к литературе;
Воспитывать нравственные качества личности, чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
Развивать социальную, коммуникативную компетенции;
Развивать память, мышление, культуру речи, целостность восприятия.
Оборудование: ноутбук, портативная музыкальная колонка, портреты поэтов, стол, подсвечник, кресло, книги, перо.
Действующие лица
Учитель 1
Учитель 2
Ведущий 1
Ведущий 2
Мисс Литература
Двоечник
Ученик 1
Ученик 2
Ученик 3
Ход мероприятия
(Класс украшен портретами, декорациями с высказываниями великих русских поэтов, шариками, воссоздана атмосфера 19 столетия)
Ведущий 1: Мы вас приветствуем сейчас
Ведущий 2: В такой прекрасный день и час
Ведущий 1: В литературный мир вас приглашаем
Ведущий 2: Стихи, поэмы вам мы зачитаем.
Ведущий 1: Добрый день! Мы рады приветствовать вас, уважаемые гости, ребята, на литературном празднике, посвященном нашей любимой русской литературе.
Ведущий 2: А почему мы любим нашу литературу?
Ведущий 1: А с каким количеством прекрасных произведений нас знакомит литература? Мы с самого детства знакомимся с русской поэзией, слушаем и читаем сказки, рассказы, басни, это всё мы слышим из уст родителей, воспитателей, учителей. А когда подрастаем, начинаем читать серьезные произведения.
(Появляется Мисс Литература)
Мисс Литература: Какое чудное место! Совсем не понимаю, каким волшебным образом я сюда попала (поворачивается).
Мисс Литература: Ой!
Ведущий 1 и Ведущий 2 (хором): ОЙ!
Ведущий 1: Ваша Премудрость, Вы - та самая Мисс Литература?! Я ничего не путаю?
Мисс Литература: Молодой человек, что означает «та самая»?
Ведущий 2: Ну, насколько нам известно, существуют еще Мисс поэзия, Мисс драма, Мисс комедия, Мисс трагедия….
Мисс Литература (перебивает): Стойте! Я помню, помню. Это мои младшие сестры. Лучше объясните мне, что у вас тут происходит? Я слушала прекрасные рифмы, игру на арфе, а потом меня подхватил весенний ветерок и унес в неизвестном направлении.
Ведущий 1: Ну… как бы Вам так объяснить? Мы с ребятами собрались побеседовать о прекрасном литературном искусстве….
Ведущий 2: Вспомнить с ребятами пройденный школьный материал, поделиться впечатлениями от прочтенного материала на уроках литературы. Послушать прекрасные стихотворения…
Мисс Литература: Так вот почему меня мой помощник – весенний ветерок, сюда отправил! А что, у вас в школе много юных поэтов, ценителей литературы?
Ведущий 1: Ну, имеются такие. Есть, конечно, и не совсем… так сказать любители... На уроках отвлекаются, стихотворения не с первого раза учат, произведения без выражения читают, ну, в общем, не очень Вас уважают, Ваша премудрость.
(Появляется Двоечник)
Двоечник: Да ладно вам! Тоже мне! Прямо-таки!!
Мисс Литература: Поди-ка сюда… (подзывает)
(Двоечник упирается, двое ребят его подталкивают)
Двоечник: А чё я-то сразу? Я чё, я ниче!!!
(Мисс литература наводит волшебную указку на Двоечника)
Двоечник (подпрыгивает): Ай! Ой! Да за что?!!!
Ученик 1: Да за то, что ты на уроках учителя не слушаешь!
Ученик 2: За то, что ударения неправильно произносишь и читаешь без выражения! А еще меняешь слова автора и стихотворения не вовремя учишь!
Ученик 3: Мисс Литература, Ваше Величество, Ваша Премудрость, Вы не подумайте, что мы все такие! Мы очень любим читать, пересказывать, учить стихотворения.
Ведущий 2: И сейчас мы Вам продемонстрируем это.
(Мисс Литература садится в кресло, Двоечник садится в зал)
Ведущий 1: Сегодня Вашему вниманию хотим представить 19-тый литературный век, который называют «Золотым веком» русской поэзии и
веком русской литературы в мировом масштабе. Представителями золотого века являются Фет, Тютчев, Лермонтов и многие другие. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря Александру Сергеевичу Пушкину.
Учитель 1:
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году. Отец Александра был поэтом-любителем, он научил сына читать. Маленький Саша очень любил свою няню, Арину Родионовну, которая рассказывала ему сказки.
Когда он вырос, он написал эти сказки в стихах. Лето Александр Пушкин часто проводил у бабушки в деревне.
Шесть лет Пушкин учился в Царскосельском лицее, где он написал много стихотворений. А с некоторыми одноклассниками подружился на всю жизнь. В некоторых произведениях Александр Пушкин высмеивал власти. Из-за этого его отправили в ссылку на юг, в Кишенев. Но по дороге он заболел и поехал лечиться в Крым и на Кавказ. В 1837 году поэт стрелялся на дуэли с Дантесом и от раны умер.
Участник вечера: Письмо Онегина к Татьяне:
Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.
Кто ей внушал и эту нежность,
И слов любезную небрежность?
Кто ей внушал умильный вздор,
Безумный сердца разговор,
И увлекательный и вредный?
Участница вечера: Письмо Татьяны к Онегину
Я к вам пишу чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Всё думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Ведущий 1: Из уст наших ребят прозвучали великие строки из великого романа в стихах «Евге́ний Оне́гин», написанного русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, роман был создан в промежуток времени с 1823-го по 1831 годы, это одно из самых значительных произведений русской словесности.
Ведущий 2: Ну как Вы, Мисс Литература? Всё хорошо?
Мисс Литература (машет веером): Всё просто превосходно, я польщена таким декламированием этого величайшего произведения. Я очень уважаю Александра Сергеевича Пушкина.
Ведущий 1: Ну, тогда мы продолжим.
Ведущий 2: А сейчас мы хотим представить Вашему вниманию не стихотворение, а басню великого баснописца - Крылова Ивана Андреевича.
Учитель 2: Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в Москве. Грамоте учился дома, так как у отца была большая библиотека книг. В 1780 году Иван начал подрабатывать подканцеляристом. Позже Крылов поступает на службу в казенную палату. В 1789 году начинает печатать сатирический журнал «Почта духов». В 1792 году начинает выходить в свет его журнал «Зритель», который также носит сатирический характер. В качестве баснописца писатель начал себя проявлять в 1805 году, после того, как перевел на русский язык две басни Лафонтена. За свою жизнь Крылов написал около 200 басен, наиболее известными из которых являются «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица».
Участник вечера: Лебедь, Рак и Щука
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Ведущий 1: Ребята, а вы можете сказать, чему эта басня нас учит?
Ученик 2: Мораль сей басни такова – что нужно все делать вместе. Например, как у нас в школе, мы должны быть все друг за друга.
Ведущий 2: А мы продолжаем. Хотим рассказать вам о не менее великом русском поэте, который внёс свой вклад в литературу. Это - Николай Алексеевич Некрасов. Ребята, а какой близится праздник? Мы каждый год в начале мая отмечаем его.
Ученики: 9 мая, День победы!
Ведущий 1: Молодцы, правильно. Это Великий праздник, который из года в год мы празднуем. Он несет в себе горечь прошлого и боль настоящего. Та далекая победа нам близка, мы прочувствовали сами на себе это страшное слово Война… И именно сейчас нас познакомит с этим русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы Николай Алексеевич Некрасов.
Учитель 1: Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в Немирове в дворянской семье. В возрасте 11 лет он поступил в ярославскую гимназию, где учился на протяжении 5 лет. В 17 лет писатель перебрался в Петербург, где для того, чтобы выжить писал стихи на заказ. Когда Некрасову было 26 лет, вместе с литературным критиком Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро набирал обороты и имел большое влияние в обществе. Однако в 1862 году правительство запретило его издавать. Во время работы в «Современнике», в свет вышло несколько сборников стихов Некрасова. Среди них и те, которые принесли ему известность в широких кругах.
Участник вечера:
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя...
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна -
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мир подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
Мисс Литература: Многоуважаемые ребятки! Вы очень меня удивили. Я очень рада, что Вы знаете таких серьезных поэтов и такие серьезные стихотворения.
Ведущий 1: Но это еще не всё! Сейчас мы представим Вашему вниманию следующий, не менее важный период в русской литературе.
Ведущий 2: Серебряный век - расцвет русской поэзии в начале 19 века. Для этого века характерно появление особого образа мышления, "самопознания" просвещенных любителей искусства. Это расцвет поэзии. Поэты Серебряного века: Есенин, Брюсов, Бальмонт, Белый, Ахматова, Цветаева и другие.
Ведущий 1: И вот один из самых ярких представителей Серебряного века – Сергей Александрович Есенин.
Учитель 2: Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Образование в биографии Есенина было получено в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года – в классе церковно-приходской школы. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения Есенина были опубликованы в 1914 году. Начиная с 1914 года, Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей.
Участница вечера:
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Участник вечера:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Участник вечера:
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
Ведущий 1: Сейчас прозвучали два прекрасных стихотворения гениального поэта Сергея Александровича Есенина. Ребята, вы прочувствовали весенний ветерок? Сразу повеяло весной… Стало тепло и уютно. Правда?
Ученики: Да!
Ведущий 2: Ребята, скажите честно, вы дружите с мылом, мочалкой, зубной щёткой?
Ученики: Даааа!
Ведущий 1: Тогда сейчас мы с вами вспомним всеми известного, любимого Корнея Ивановича Чуковского! Кто из Вас не слышал от родителей, воспитателей и учителей его стихи и сказки? Конечно же, слышали все!
Учитель 1: Корней Иванович Чуковский родился 31 марта 1882 года в Санкт-Петербурге. В 1901 году Чуковский начал заниматься журналистикой, а спустя два года стал лондонским корреспондентом. Десять лет, начиная с 1906 года, Чуковский в своей биографии прожил в поселке Куоккала. В 1916 году отправляется в Англию. Должное внимание в своей биографии Чуковский уделял детским произведениям. Его первая сказка вышла в 1916. За ней последовали «Мойдодыр», «Тараканище». Также Чуковский занимался переводами, пересказал Библию для детей.
Участник вечера: Мойдодыр
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за свечку, свечка - в печку!
Я за книжку, та - бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
Участница вечера:
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Боже, боже, что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
Участница вечера:
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком -
Всё вертится, и кружится,
И несётся кувырком.
Участница вечера:
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Участница вечера:
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Участник вечера:
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут -
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!
Ведущий 1: Мы представили Вашему вниманию отрывок из любимой сказки «Мойдодыр». Теперь все вспомнили, что нужно следить за своей гигиеной, и подсказывать товарищу.
(Все садятся на свои места)
Ведущий 2: Подводя итог, можем сказать, что сегодня мы познакомились и вспомнили многих поэтов, представителей Золотого и Серебряного веков.
(Выбегает «Двоечник» с криком)
Двоечник: Стойте! Я тоже люблю Русскую литературу! (подбегает к Мисс Литературе, становится на одно колено, подает руку)
Мисс Литература: (удивляется, подает руку, встает с кресла) Докажи!
Двоечник:
Я не совсем такой плохой!
Я просто очень озорной.
Как все, умею я читать.
Стихи умею сочинять.
Люблю поэзию и прозу.
Могу Вам рассказать, серьёзно!
Не верите? Ну, как хотите.
Но только больше не просите!
Хочу пятерки получать
И больше двойки не хватать.
Мне за себя немного стыдно
Я всем хочу сказать «спасибо»!
Учитель 1: Ребята, а ведь наш двоечник совсем не двоечник оказался, он исправился. Мисс Литература, Вы довольны? Я хотела бы поблагодарить всех учеников, которые принимали участие в этом замечательном мероприятии, Вы все молодцы, Вы очень старались. Дорогие гости, мы очень рады видеть Вас, хотим сказать спасибо, за то, что вы побывали на нашем литературном вечере!
Учитель 2: Я присоединяюсь ко всему вышесказанному, хочу от себя добавить – все ребята – молодцы! Без вас, у нас бы не получился такой замечательный литературный вечер. Спасибо дорогим гостям. Ребята, вам понравилось участвовать в таком мероприятии? Я надеюсь, что оно у нас не последнее. Мы не прощаемся, мы говорим вам до свидания!