СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка сценария круглого стола по теме "Как помочь ребенку полюбить чтение".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий разработки круглого стола поможет организовать работу учителей начальных классов совместно с учителями русского языка и родителей. Проблема не решается сама по себе, поэтому мы должны решить её совместно.

Просмотр содержимого документа
«Разработка сценария круглого стола по теме "Как помочь ребенку полюбить чтение".»

Разработка сценария круглого стола

Слайд № 1.

Тема: « Как помочь ребенку полюбить чтение?»

(собрание рецептов)

Цели:

- привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности;

- помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.

Оборудование:

-анкеты учащихся;

- памятки для родителей;

- конверт, карточки с вопросами для дискуссии.

Предварительная подготовка:

- провести анкетирование учащихся, обработать результаты;

- подготовить памятки для родителей «Как привить интерес к чтению» (на каждого);

- подготовить карточки с вопросами для дискуссии.

Ход собрания.

1.Слово учителя

- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы собрались сегодня, потому что назрела необходимость в решении насущной проблемы

Слайд №2

Проблема чтения в современном обществе.
Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире. В настоящее время мы столкнулись с серьезными проблемами: современная молодежь мало читает, не воспринимает классику. А ведь без чтения невозможно формирование полноценной личности. Книга помогает сформировать нравственные принципы, культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, учит думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.
Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры. По данным исследований, с каждым годом в стране увеличивается количество не читающих людей.


Как научить ребенка читать? Как подружить его с книгой? – таковы вопросы, ответы на которые искать мы будем вместе. А потому у нас не просто круглый стол, а собрание рецептов.

В наше время многие семьи потеряли «вкус» к семейному чтению. Телевизор, компьютер заменил удовольствие почитать книгу ребенку, читать семьей, обсуждать волнующие строки, поведение героев. Это в немалой степени отражается на успешном обучении детей, и особенно в начальной школе. Придя в школу, ребенок на вопрос учителя: «Какие ты знаешь стихи А.Л. Барто?» с удивлением впервые слышит имя писательницы. Нередко дети удивляются простой народной сказке «Три медведя». Они не могут не только пересказать какую-либо сказку, но и составить предложение из трех-четырех слов. Все это результат того, что чтение у нас как-то отодвинулось на задний план.

По мнению многих ученых, учителей начальных классов, ребенку в домашней обстановке начать читать может быть легко в том случае, если родители своим примером «пристрастят» его к чтению, если они на ночь будут рассказывать сказки, а потом их перечитывать с ребенком, после просмотренного фильма возьмут в руки соответствующую книгу.

Накануне нашей встречи мною было проведено анкетирование детей 1 и 2 класса , позволившее выявить, как обстоят дела с чтением в ваших семьях. Результаты анкетирования оказались следующими:

Слайд № 3.(диаграмма)

Читают ли тебе родители книги?

Да

Иногда

Нет

Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делиться своими впечатлениями?

Да

Иногда

Нет

Интересуются ли родители тем, какие книги ты читаешь в настоящее время?

Да

Нет

Книгу для чтения ты выбираешь сам или тебе советуют родители?

Сам.

Родители

Любишь ли ты ходить с родителями в книжный магазин?

Да –

Нет –

Считаешь ли ты книгу подарком?

Да –

Нет –

Какую книгу ты читаешь сейчас? Укажи её название и автора.

Указали название –

Указали автора –

Читают, но не помнят данных –

Не читают ничего –

2. Дискуссия

- Сейчас, уважаемые родители, я хочу дать слово вам. Поделитесь своими рецептами приучения ребенка к чтению. А чтобы обмен рецептами был наиболее конструктивен, предлагаю вопросы для обсуждения, ответы на которые станут теми самыми советами-рецептами, за которыми вы сюда и пришли.

(Родителям предлагается вытянуть из конверта вопрос для обсуждения. В случае затруднения даю свой совет)

Вопросы для дискуссии

1). Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые (давайте все-таки будем смотреть правде в глаза) стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, компьютера, DVD. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?

(Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет ни на что времени, в том числе и у маленьких тоже остается все меньше и меньше времени. Тем более, что мы как-то с большим удовольствием все время пытаемся заполнить время детей чем-нибудь: то они на английский, то на каток, то еще куда-нибудь).

2). Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». На сколько оправдан и эффективен такой прием?

(Говоря так ребенку, мы меняем местами книге, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он в конце-то концов все дочитает и расскажет о содержании. Современный писатель Пинак советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух. Детям. Читайте детям вслух. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому что, ну, книга не может стать и любовь к книге не может стать предметом торговли. Не надо говорить: «Вот сейчас я тебе почитаю, а ты вот это…»).

3). Почему ребенок до поступления в школу охотно проводил время в обществе с книгой, а, став школьником, изменил свое отношение?

(Когда дети маленькие, мы начинаем с того, что… делаем из них идеальных читателей. Кто не читает своим детям? Практически все. И мы доводим наших детей до такого состояния интереса к книге, что они хотят научиться читать. В тот момент, когда дети приходят в школу и научатся читать, и казалось бы, что вот уже все, и этот мир открыт, и они должны стать читателями… Но в какой-то момент мы их упускаем, и дети не становятся читателями. Мы перестаем читать вместе, для ребенка книга перестает ассоциироваться с теплой домашней родной мамой, которая убаюкивала его много лет книжками с картинками. В погоне за техникой чтения, за соответствиям школьным требованиям родители частенько забывают о ниточках добра, общения, уюта, связывающих ребенка с книгой, и неосторожно обрывают их).

4). Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?

(Нужно любить читать. Если мы сами любим читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес. Если мы хотим, чтобы наша дочь хорошо готовила, она не будет хорошо готовить, если мама не любит печь пироги. Вот если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок).

5). Важно ли читать с детьми вслух?

(Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая детям вслух, рассказывают эти самые истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книге. Книги заменят ему прослушивание историй…).

6). Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?

(Никто не даст однозначного ответа. Одни считают, что литературу нужно подвергать какому-то разбору, другие считают, что нет плохих книг и радуются тому, что дети хоть что-то читают. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы каждый выбирает свои. Если ваш сын ест одни только пирожки и пиццу, вы ведь предпринимаете какие-то меры? Влияете на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также).

7). Как нужно относиться к комиксам?

(Есть совершенно замечательные комиксы, и в этом случае комиксы- гениальный способ познания. Особенно это касается детей, нуждающихся в наличии визуального ряда. Комикс для него в этом случае – хорошее подспорье в восприятии текста).

Слайд № 4. Взгляд со стороны.

- Сейчас , когда мы с вами побеседовали на наш взгляд насущные вопросы. Мы хотим послушать наших родителей , как они могут охарактеризовать эту проблему, т. е взгляд со стороны.

(выступление родителей)


Слайд № 5. Читательский дневник.

- Одним из выходов в сложившейся ситуации мы можем предложить вам хорошо забытое старое «Читательский дневник».

Все вы помните, с каким трепетом листали свои тетради со стихами в юношеском возрасте, потому, что он был сделан вашими руками. Если ребенка научить выполнять его с любовью, радоваться его успехам, он будет сам бежать и заполнять свой дневник.

Зачем нужен читательский дневник?

Ведение читательского дневника - не цель, а средство!

Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.

Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях - кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась читателю, о чём заставила задуматься. Просматривая дневник время от времени, можно заметить, книги каких авторов и жанров больше всего нравятся

Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, и в случае необходимости вы сможете обратиться к книге. А через некоторое время нужно обязательно пролистать дневник - тогда знания и впечатления закрепятся в памяти.

Слайд № 6.Читательский дневник.

Ведение читательского дневника позволит:

1)полюбить книгу и процесс чтения;
2)повысить качество чтения;
3)расширить кругозор читателя;
4)развить его творческие способности.

Слайды читательского дневника.

Как оформить читательский дневник?

За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию владельца, класс. Оформить обложку (например,рисунками к книгам) можно по своему усмотрению.

Если книга понравилась:

можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним

найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество

Если книга очень понравилась:

сделай рисунки-иллюстрации ( или комиксы) на основе прочитанного;

придумай загадки или ребусы о героях;

составь кроссворд по прочитанному;

можешь написать и "послать” в дневнике письмо героям или автору книги;

узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.



3. Заключительная часть

- Интересной, на мой взгляд, и конструктивной оказалась наша встреча. Хочется верить, что благодаря ей актуальная во всем мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальной. Возможно, не все будет просто… Но все должно получиться. Благодарю вас за то, что не остались равнодушными к данной проблеме, нашли время, чтобы прийти на эту встречу и приняли активное участие в обсуждении вопросов. И в заключение нашей встречи хочу предложить вам памятку «Как привить интерес к чтению?».

Памятка

«Как привить интерес к чтению?»

1.Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируете, смеётесь, заучиваете отрывки, делитесь прочитанным.

2. Начните читать ему вслух, но на самом интересном
месте "вспомните", что молоко на кухне убегает, и предложите ребенку
дочитать самому.
3. Дарите детям книги. Лозунг «Книга – лучший подарок» не должен выйти из моды. Покупайте подарок, а к нему, пусть пока как приложение, книгу.

4.Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

5. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

6. Поощряйте чтение любых материалов, периодической печати, даже гороскопов, комиксов и др. – пусть дети больше читают.

7. В доме должна быть детская библиотека (пусть даже совсем небольшая)

8. Разгадывайте с детьми кроссворды и почаще дарите их им.

9. Поощряйте детей, когда они читают младшим сестренкам или братишкам или вам, когда вы варите что-то на кухне.

10. Если вам задал ребенок вопрос, скажите, что не знаете ответа. Поищите вместе в энциклопедиях, а не в интернете.

11.Расскажите о своей любимой книге в детстве, заинтересуйте, поищите в книжном магазине, даже если придется зайти не в один магазин.

12. Не ставьте в пример других детей: «Какая Катя
молодец, так здорово читает, не то, что ты!» Не ругайте ребенка: «Ты
ничего не читаешь! Тебе ничего не интересно!» Вместо этого делайте
акцент на успешности: «Ты прочитал 3 страницы – вот это молодец! Как здорово и быстро ты уже читаешь – умница!»

13.Выпишите ребенку детские журналы, вспомните, как мы в детстве собирали подшивки «Мурзилки».

14.Помогайте ребёнку оформлять читательский дневник, читайте не на время, а проявляя творческие таланты.

15.Читайте книги по - очереди всей семьей : мама , папа и ребенок.

6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!