Разработка сценария круглого стола
Слайд № 1.
Тема: « Как помочь ребенку полюбить чтение?»
(собрание рецептов)
Цели:
- привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности;
- помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.
Оборудование:
-анкеты учащихся;
- памятки для родителей;
- конверт, карточки с вопросами для дискуссии.
Предварительная подготовка:
- провести анкетирование учащихся, обработать результаты;
- подготовить памятки для родителей «Как привить интерес к чтению» (на каждого);
- подготовить карточки с вопросами для дискуссии.
Ход собрания.
1.Слово учителя
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мы собрались сегодня, потому что назрела необходимость в решении насущной проблемы
Слайд №2
Проблема чтения в современном обществе.
Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире. В настоящее время мы столкнулись с серьезными проблемами: современная молодежь мало читает, не воспринимает классику. А ведь без чтения невозможно формирование полноценной личности. Книга помогает сформировать нравственные принципы, культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, учит думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.
Понижение статуса чтения как средства интеллектуальной, духовной жизни общества – одно из самых тревожных и опасных явлений в развитии современной отечественной культуры. По данным исследований, с каждым годом в стране увеличивается количество не читающих людей.
Как научить ребенка читать? Как подружить его с книгой? – таковы вопросы, ответы на которые искать мы будем вместе. А потому у нас не просто круглый стол, а собрание рецептов.
В наше время многие семьи потеряли «вкус» к семейному чтению. Телевизор, компьютер заменил удовольствие почитать книгу ребенку, читать семьей, обсуждать волнующие строки, поведение героев. Это в немалой степени отражается на успешном обучении детей, и особенно в начальной школе. Придя в школу, ребенок на вопрос учителя: «Какие ты знаешь стихи А.Л. Барто?» с удивлением впервые слышит имя писательницы. Нередко дети удивляются простой народной сказке «Три медведя». Они не могут не только пересказать какую-либо сказку, но и составить предложение из трех-четырех слов. Все это результат того, что чтение у нас как-то отодвинулось на задний план.
По мнению многих ученых, учителей начальных классов, ребенку в домашней обстановке начать читать может быть легко в том случае, если родители своим примером «пристрастят» его к чтению, если они на ночь будут рассказывать сказки, а потом их перечитывать с ребенком, после просмотренного фильма возьмут в руки соответствующую книгу.
Накануне нашей встречи мною было проведено анкетирование детей 1 и 2 класса , позволившее выявить, как обстоят дела с чтением в ваших семьях. Результаты анкетирования оказались следующими:
Слайд № 3.(диаграмма)
Читают ли тебе родители книги?
Да
Иногда
Нет
Принято ли в вашей семье обсуждать прочитанные книги, делиться своими впечатлениями?
Да
Иногда
Нет
Интересуются ли родители тем, какие книги ты читаешь в настоящее время?
Да
Нет
Книгу для чтения ты выбираешь сам или тебе советуют родители?
Сам.
Родители
Любишь ли ты ходить с родителями в книжный магазин?
Да –
Нет –
Считаешь ли ты книгу подарком?
Да –
Нет –
Какую книгу ты читаешь сейчас? Укажи её название и автора.
Указали название –
Указали автора –
Читают, но не помнят данных –
Не читают ничего –
2. Дискуссия
- Сейчас, уважаемые родители, я хочу дать слово вам. Поделитесь своими рецептами приучения ребенка к чтению. А чтобы обмен рецептами был наиболее конструктивен, предлагаю вопросы для обсуждения, ответы на которые станут теми самыми советами-рецептами, за которыми вы сюда и пришли.
(Родителям предлагается вытянуть из конверта вопрос для обсуждения. В случае затруднения даю свой совет)
Вопросы для дискуссии
1). Мы привыкли винить цивилизацию, технический прогресс в том, что люди, не только дети, но и взрослые (давайте все-таки будем смотреть правде в глаза) стали читать меньше, что очень много искушений появилось помимо книги в виде телевизора, видео, компьютера, DVD. Не выходя из дома, можно получить всю порцию удовольствий и развлечений. Действительно ли эти удивительные открытия отвлекают человека от книги, или одно с другим не связано?
(Дело не совсем в компьютерах, а в том, что реально у нас сейчас жизнь идет быстрее. И, возможно, у нас ни у кого нет ни на что времени, в том числе и у маленьких тоже остается все меньше и меньше времени. Тем более, что мы как-то с большим удовольствием все время пытаемся заполнить время детей чем-нибудь: то они на английский, то на каток, то еще куда-нибудь).
2). Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». На сколько оправдан и эффективен такой прием?
(Говоря так ребенку, мы меняем местами книге, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он в конце-то концов все дочитает и расскажет о содержании. Современный писатель Пинак советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух. Детям. Читайте детям вслух. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому что, ну, книга не может стать и любовь к книге не может стать предметом торговли. Не надо говорить: «Вот сейчас я тебе почитаю, а ты вот это…»).
3). Почему ребенок до поступления в школу охотно проводил время в обществе с книгой, а, став школьником, изменил свое отношение?
(Когда дети маленькие, мы начинаем с того, что… делаем из них идеальных читателей. Кто не читает своим детям? Практически все. И мы доводим наших детей до такого состояния интереса к книге, что они хотят научиться читать. В тот момент, когда дети приходят в школу и научатся читать, и казалось бы, что вот уже все, и этот мир открыт, и они должны стать читателями… Но в какой-то момент мы их упускаем, и дети не становятся читателями. Мы перестаем читать вместе, для ребенка книга перестает ассоциироваться с теплой домашней родной мамой, которая убаюкивала его много лет книжками с картинками. В погоне за техникой чтения, за соответствиям школьным требованиям родители частенько забывают о ниточках добра, общения, уюта, связывающих ребенка с книгой, и неосторожно обрывают их).
4). Какую заповедь общения с книгой нужно обязательно соблюдать?
(Нужно любить читать. Если мы сами любим читать, то ребенок читает. Если мама смотрит видео, папа играет на компьютере, а ребенок должен в это время одолевать книги, конечно, этого не будет. Современная жизнь, как и любая другая, требует внимания к ребенку. Сколько мы польем и посадим в эту землицу, ровно такие мы и получим всходы. И тут нет никаких чудес. Если мы хотим, чтобы наша дочь хорошо готовила, она не будет хорошо готовить, если мама не любит печь пироги. Вот если в доме не читают книги, то не будет читать и ребенок).
5). Важно ли читать с детьми вслух?
(Важно. Считается, что у человека среди жизненных потребностей есть потребность слушать истории. Родители, читая детям вслух, рассказывают эти самые истории, удовлетворяя жизненную человеческую потребность в них. Потом, когда ребенок вырастет, эти самые истории он будет находить в книге. Книги заменят ему прослушивание историй…).
6). Всякая ли литература полезна? Нужно «подсовывать» или отбирать книгу?
(Никто не даст однозначного ответа. Одни считают, что литературу нужно подвергать какому-то разбору, другие считают, что нет плохих книг и радуются тому, что дети хоть что-то читают. Однако родители должны формировать вкус своего ребенка, воспитывать его. И методы каждый выбирает свои. Если ваш сын ест одни только пирожки и пиццу, вы ведь предпринимаете какие-то меры? Влияете на формирование вкуса? Думаю, с книгами дело обстоит примерно также).
7). Как нужно относиться к комиксам?
(Есть совершенно замечательные комиксы, и в этом случае комиксы- гениальный способ познания. Особенно это касается детей, нуждающихся в наличии визуального ряда. Комикс для него в этом случае – хорошее подспорье в восприятии текста).
Слайд № 4. Взгляд со стороны.
- Сейчас , когда мы с вами побеседовали на наш взгляд насущные вопросы. Мы хотим послушать наших родителей , как они могут охарактеризовать эту проблему, т. е взгляд со стороны.
(выступление родителей)
Слайд № 5. Читательский дневник.
- Одним из выходов в сложившейся ситуации мы можем предложить вам хорошо забытое старое «Читательский дневник».
Все вы помните, с каким трепетом листали свои тетради со стихами в юношеском возрасте, потому, что он был сделан вашими руками. Если ребенка научить выполнять его с любовью, радоваться его успехам, он будет сам бежать и заполнять свой дневник.
Зачем нужен читательский дневник?
Ведение читательского дневника - не цель, а средство!
Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.
Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях - кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась читателю, о чём заставила задуматься. Просматривая дневник время от времени, можно заметить, книги каких авторов и жанров больше всего нравятся
Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, и в случае необходимости вы сможете обратиться к книге. А через некоторое время нужно обязательно пролистать дневник - тогда знания и впечатления закрепятся в памяти.
Слайд № 6.Читательский дневник.
Ведение читательского дневника позволит:
1)полюбить книгу и процесс чтения;
2)повысить качество чтения;
3)расширить кругозор читателя;
4)развить его творческие способности.
Слайды читательского дневника.
Как оформить читательский дневник?
За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию владельца, класс. Оформить обложку (например,рисунками к книгам) можно по своему усмотрению.
Если книга понравилась:
можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним
найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество
Если книга очень понравилась:
сделай рисунки-иллюстрации ( или комиксы) на основе прочитанного;
придумай загадки или ребусы о героях;
составь кроссворд по прочитанному;
можешь написать и "послать” в дневнике письмо героям или автору книги;
узнай и запиши интересные факты из биографии писателя.
3. Заключительная часть
- Интересной, на мой взгляд, и конструктивной оказалась наша встреча. Хочется верить, что благодаря ей актуальная во всем мире проблема «нечитания» детей в вашей семье окажется хотя бы чуть-чуть неактуальной. Возможно, не все будет просто… Но все должно получиться. Благодарю вас за то, что не остались равнодушными к данной проблеме, нашли время, чтобы прийти на эту встречу и приняли активное участие в обсуждении вопросов. И в заключение нашей встречи хочу предложить вам памятку «Как привить интерес к чтению?».
Памятка
«Как привить интерес к чтению?»
1.Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируете, смеётесь, заучиваете отрывки, делитесь прочитанным.
2. Начните читать ему вслух, но на самом интересном
месте "вспомните", что молоко на кухне убегает, и предложите ребенку
дочитать самому.
3. Дарите детям книги. Лозунг «Книга – лучший подарок» не должен выйти из моды. Покупайте подарок, а к нему, пусть пока как приложение, книгу.
4.Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
5. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
6. Поощряйте чтение любых материалов, периодической печати, даже гороскопов, комиксов и др. – пусть дети больше читают.
7. В доме должна быть детская библиотека (пусть даже совсем небольшая)
8. Разгадывайте с детьми кроссворды и почаще дарите их им.
9. Поощряйте детей, когда они читают младшим сестренкам или братишкам или вам, когда вы варите что-то на кухне.
10. Если вам задал ребенок вопрос, скажите, что не знаете ответа. Поищите вместе в энциклопедиях, а не в интернете.
11.Расскажите о своей любимой книге в детстве, заинтересуйте, поищите в книжном магазине, даже если придется зайти не в один магазин.
12. Не ставьте в пример других детей: «Какая Катя
молодец, так здорово читает, не то, что ты!» Не ругайте ребенка: «Ты
ничего не читаешь! Тебе ничего не интересно!» Вместо этого делайте
акцент на успешности: «Ты прочитал 3 страницы – вот это молодец! Как здорово и быстро ты уже читаешь – умница!»
13.Выпишите ребенку детские журналы, вспомните, как мы в детстве собирали подшивки «Мурзилки».
14.Помогайте ребёнку оформлять читательский дневник, читайте не на время, а проявляя творческие таланты.
15.Читайте книги по - очереди всей семьей : мама , папа и ребенок.
6